Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Создание славянской письменности»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : познавательное развитие
Возрастная группа: 6-7 лет, подготовительная к школе группа
Тема: «Создание славянской письменности»
Основные цели:
познакомить детей с историей возникновения письменности на Руси;
познакомить с создателями славянской письменности Кириллом и Мефодием, первым алфавитом;
Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „Создание славянской письменности“» размещена в разделах
- День славянской письменности (Кирилл и Мефодий), 24 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
формировать опыт фиксации затруднения и выявления его причины, опыт преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает»;
формировать представления о буквах, о современном алфавите;
воспитывать интерес к истории России, бережного отношения к родному языку;
развивать внимание, мышление.
Дидактические материалы:
Демонстрационный – презентация к занятию, «домики» для гласных и согласных звуков.
Раздаточный – фломастеры, буквы современного алфавита, разрезанная буква кириллицы.
Оборудование: настенный проекционный экран, мультимедийный проектор, компьютер, мольберты. Краткая аннотация к работе: в рамках данной образовательной ситуации дети познакомятся с историей возникновения славянской письменности, с создателями славянской письменности Кириллом и Мефодием, первым алфавитом.
Детская цель – разгадать кроссворд.
Новое знание – история возникновения славянской письменности.
Затруднение ребенка – не могут отгадать некоторые слова в кроссворде.
Причина затруднения – не знают, как называется рисуночное письмо, первый славянский алфавит, вторая буква кириллицы.
Способ преодоления затруднения – «спросить у того, кто знает» - посетить виртуальный музей возникновения письменности.
Ход образовательной ситуации:
Введение в ситуацию.
Воспитатель собирает около себя детей.
– Любите ли вы отгадывать загадки? А что еще можно разгадывать? Сегодня я приготовила для вас кроссворд.
Хотите его разгадать? Сможете?
Актуализация знаний.
Воспитатель проецирует кроссворд на доску, где можно вписывать фломастером слова.
КРОССВОРД:
З В У К
И
С Т Р Е Л А
П И К Т О Г Р А М М А
А Л Ф А В И Т
Л
Б У К И
Ц
Б У К В А
По горизонтали:
1 – Это то, что мы слышим.
2 – Этот предмет посылали древние племена друг другу, если хотели начать войну.
3 – Рисуночное письмо.
4 – Буквы-значки, как бойцы на парад.
В чётком порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
А называется всё – …
5 – Вторая буква славянского алфавита
6 – Обозначение звука при письме.
По вертикали:
1 – Название первого славянского алфавита.
Дети с воспитателем начинают разгадывать кроссворд, но вероятнее всего смогут отгадать только слова «буква», «звук», «алфавит». После отгадывания слов «буква», «звук» проводится игра «Раздели буквы». Неразгаданные слова пропускаем.
А чем же звуки отличаются от букв? (звуки слышим, а буквы пишем) Какие звуки речи вы знаете? (гласные, согласные) Вот здесь у меня смешались буквы. Разделите, пожалуйста, буквы, обозначающие гласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Звучит тихая музыка, каждый ребенок берет букву на столе и прикрепляет ее на соответствующий мольберт (с красным домиком для гласных и синим-зеленым для согласных). А теперь проверим. (При необходимости воспитатель и дети вносят исправления).
Затруднение в ситуации.
Смогли мы разгадать кроссворд? Почему не смогли? Значит, что нам сейчас нужно узнать? Как мы можем это сделать? Где это можно узнать?
Я приглашаю вас на виртуальную экскурсию в Музей возникновения славянской письменности, там мы точно найдем ответы на вопросы кроссворда. Нужно только быть внимательными, помнить вопросы кроссворда, на которые мы не смогли дать ответ.
Воспитатель повторяет вопросы, на которые нет ответа. Дети садятся на стульчики, начинается показ презентации.
«Открытие» нового знания.
В названии музея есть слово «славянская». Славяне — это общее название для русских, белорусов, украинцев, поляков, чехов, болгар и некоторых других народов. Слово «письменность» на какое слово похоже? Как вы думаете, люди всегда умели писать? А почему возникла необходимость научиться письму? Для передачи мыслей, как способ передачи информации, как средство общения.
Сначала первобытные люди придумали язык сигналов (например, звук (крик, свист, удар по какому-то предмету, дым) Сейчас есть какие-то сигналы, с помощью которых можно что-то сообщить?
Потом придумали язык предметов. Если одно племя хотело объявить другому войну, оно посылало ему копьё или стрелу. А если речь шла о мире, посылали зеленую ветку.
Но язык сигналов и предметов был очень небольшим, поэтому люди придумали язык рисунков. Если хотели рассказать о чем-то, например, об удачной охоте, рисовали на скале или на дощечках рисунки о том, как прошла охота. Это была пиктограмма – рисуночное письмо (выделить голосом). Простые пиктограммы удобны, поскольку всем понятны. А где употребляется рисуночное письмо, то есть пиктограммы, в наше время? Оно применяется на вывесках, в дорожных знаках, в правилах нашей группы …
Предлагаю поиграть в игру «Стоп» с использованием пиктограмм. Звучит музыка, дети танцуют, музыка останавливается, воспитатель произносит «Стоп!» и дети принимают позу, изображенную на карточке.
Как вы думаете, имеет ли недостатки письмо с помощью пиктограмм? Попробуйте нарисовать: Весной громко поют птицы (задание дают детям шепотом, чтобы не слышали присутствующие педагоги и гости)
Дети подходят к мольбертам и группами рисуют. После выполнения задания присутствующим педагогам предлагают угадать – что нарисовано (или дети угадывают сообщения товарищей).
Почему же получились такие разные пиктограммы? Трудно передать сложное содержание, это приводит к путанице. Об этом забавно рассказал Редьярд Киплинг в сказке «Как было написано первое письмо». История произошла в племени людей в далёкие «дописьменные» времена. Помните, о чем говорилось в этой сказке?
В сказке говорится о маленькой девочке по имени «Девочка-которую-нужно-хорошенько-отшлёпать-за-то-что-она-такая-шалунья». А попросту её звали Таффи. Девочка нарисовала письмо, которое все поняли по-разному. Оказывается, написать письмо – это только полдела: нужно ещё уметь его прочитать. Когда недоразумение выяснилось, все долго смеялись, а потом главный вождь племени сказал: «О Девочка-которую-надо-хорошенько-отшлёпать-за-то-что-она-такая-шалунья, ты сделала великое открытие. Придёт день, когда люди назовут его умением писать!»
Действительно, прошло время, и люди придумали буквы – значки для звуков. Но первые буквы на Руси отличались от современных.
Первую славянскую азбуку составили братья Кирилл и Мефодий. Они были греками. Их отец был военачальником, братья получили хорошее воспитание и образование. Кирилл мечтал создать славянскую азбуку, написать книги, понятные славянам. Ему помогал брат Мефодий. И вот 24 мая 863 года братья объявили о создании славянского алфавита. Его назвали кириллицей (выделить голосом). Как вы думаете, почему? Да, в честь ее создателя. В кириллице 43 буквы. А сейчас знаете, сколько букв в алфавите? (33) Некоторые буквы исчезли, некоторые добавились.
Буквы в кириллице очень похожи на наши, современные. Попробуйте назвать их. Но называли их раньше так: первая буква Аз. У нас это буква А. Назовите слова, которые начинаются с этой буквы.
Это буква называется Буки, у нас это буква Бэ. Какие вкусные слова начинаются с этой буквы? (бублик, блинчик, бутерброд.) Попробуйте произнести эти две буквы вместе в старинном звучании. Что получилось? Вот откуда пошло слово «азбука».
Это буква Веди. Как вы думаете, что она обозначает? (ведать, владеть, знать)
Каждая буква в славянской азбуке была особенной. Ее название часто напоминало о таких словах, которые забывать нельзя. Это буква Добро. Доброта – лучшая черта характера человека.
Предлагаю немного поиграть: Дидактическая игра «Собери букву»
Перед вами на столах разрезанная буква кириллицы. Ваша задача — собрать эту букву, найти её среди букв кириллицы и вспомнить её название.
В Москве в районе Славянской площади стоит памятник Кириллу и Мефодию, 24 мая мы отмечаем День славянской письменности и культуры, прославляем святых Кирилла и Мефодия.
Вот и закончилось наше виртуальное путешествие. На память о посещении музея дарю вам карточку, которая поможет запомнить то, что мы видели в музее.
Что напомнит нам дым? (Сначала был язык сигналов) Что означает стрела? (Язык символов) Затем мы видим (Рисуночное письмо, пиктограмму) Дальше первый славянский алфавит – кириллица. И Кирилл и Мефодий – создатели первой славянской азбуки.
Попробуем теперь разгадать кроссворд до конца? Дети называют, а воспитатель вписывает слова в кроссворд.
Включение нового знания в систему знаний.
Сегодня вы можете рассказать родителям, друзьям о том, как появилась славянская письменность. А поможет вам карточка из виртуального Музея возникновения славянской письменности.
Осмысление. Чем мы сегодня занимались? Почему мы смогли разгадать кроссворд? Что нового мы сегодня узнали?