Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Сказочное путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : познавательное развитие (ФЭМП)
Возрастная группа: средняя группа 4-5 лет
Тема: «Сказочное путешествие»
Основные цели:
закреплять прямой счёт в пределах 5;
упражнять в сравнении и уравнивании двух групп предметов способом приложения;
упражнять в сравнении предметов по двум признакам величины (длине и ширине);
упражнять в различении и назывании знакомых геометрических фигур с соотнесением их с предметами окружающей действительности (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник);
Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „Сказочное путешествие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
развивать познавательные способности детей: умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы;
формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины, актуализировать известный способ действий в ситуации затруднения- «если чего-то не знаю, спрошу у того, кто знает»; - тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать внимание, речь
воспитывать умение добиваться поставленной цели, работать в команде.
Оборудование: «ковер-самолет», «заплатки» в форме геом. фигур, рисунок яблони, корзинка с яблоками, длинные и короткие бумажные полоски, мультимедиа проектор, SMART доска
Краткая аннотация к работе: в рамках данной образовательной ситуации дети научатся сравнивать предметы по длине и ширине и сравнивать группы предметов с помощью наложения и приложения;
«Детская цель»- помочь Аленушке найти братца в сказочной стране, выполнив определенные задания
Новое знание – сравнение предметов по двум признакам величины - длине и ширине; сравнении и уравнивании двух групп предметов способом приложения;
Индивидуальное затруднение ребенка – как сравнить полоски по длине и ширине
Причина затруднения – неподтвержденность выводов, отсутствие практического действия.
Способ преодоления затруднения - спросить у воспитателя
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию
(В группу входит Алёнушка и плачет)
Воспитатель: Что случилось, Алёнушка? Почему ты плачешь?
Алё нушка: Гуси-лебеди унесли моего братца Иванушку. А Баба Яга спрятала его в Волшебной стране. Чтобы спасти Иванушку, нужно выполнить много заданий. А мне и помочь-то некому.
Воспитатель: Ребята, может мы поможем Алёнушке спасти братца? Только на чем же мы отправимся в сказочное путешествие?
(Дети находят в группе «ковры-самолеты» и предлагают отправиться в путешествие на них)
Но посмотрите, их прогрызли мыши. Что нужно, чтобы ковры-самолеты полетели?
Дети: Нужно их починить
1. Актуализация
Дидактические задачи: закрепить умение называть свойства предметов (цвет, форма) и формы геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник); тренировать мыслительные операции – анализ, синтез; развивать внимание, речь
Воспитатель: Какие вам понадобились «заплатки» для ремонта ковриков?
Дети: синий круг, желтый квадрат, зеленый треугольник
Воспитатель: Наши ковры готовы к полету. А теперь, друзья, все на борт.
Очутиться в новой сказке мы хотим, мы хотим.
На ковре-самолете полетим, полетим.
2. Затруднение в ситуации
Дидактические задачи: закреплять прямой счёт в пределах 5; упражнять в сравнении и уравнивании двух групп предметов способом приложения; актуализировать известный способ действий в ситуации затруднения - «если чего-то не знаю, спрошу у того, кто знает»; тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать логическое мышление;
Дети вместе с воспитателем подходят к интерактивной доске. На ней расположена яблоня
Воспитатель: Вот мы и прилетели! Вокруг все сказочно красиво! Это страна Математика.
А перед нами необычная яблоня. Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько здесь яблок?
Дети: Нужно сосчитать на ветках яблоки?
Воспитатель: Сколько красных яблок? (пять) Сколько зеленых яблок? (пять)
Воспитатель: А как узнать каких яблок больше, а каких меньше?
Возникает затруднение, так как дети не умеют сравнивать две группы предметов. Воспитатель: Смогли мы узнать каких яблок меньше, а каких больше? Почему не смогли? (потому что не знаем, как сравнивать). Хотите узнать?
3. «Открытие» нового знания (способа действия)
Дидактические задачи: упражнять в сравнении и уравнивании двух групп предметов способом приложения; упражнять в сравнении предметов по двум признакам величины - длине и ширине; актуализировать известный способ действий в ситуации затруднения - «если чего-то не знаю, спрошу у того, кто знает»; тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать логическое мышление;
Воспитатель:
А что нужно сделать, если чего-то не знаешь? (спросить у того, кто знает) у кого вы можете спросить? (Дети спрашивают у воспитателя).
Нужно выложить в ряд красные яблоки, а под каждым красным яблоком положить зеленое яблоко. Этот способ называется способ приложения.
Каких яблок больше – красных или зеленых? (красных)
Каких яблок меньше – красных или зеленых? (зеленых)
Как сделать, чтобы красных и зеленых яблок стало поровну? (Можно к зеленым яблокам добавить еще одно или от красных яблок одно убрать) Молодцы! Вы справились. А за это яблоня дарит вам волшебное яблочко, которое укажет нам дальнейший путь в Волшебную страну.
Физкультминутка «Посчитаем»
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться. (движения по тексту)
Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)
Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)
4. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка
Дидактические задачи: Формировать опыт нахождения способов сравнения предметов; тренировать мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение
Ребята, яблочко нас привело к речке. Но их здесь две. Какие? (широкая и узкая)
Чтобы перейти речку нам нужно построить мост, а из чего можно построить мост?
На берегу лежит строительный материал. Каждый выберет себе материал нужного размера для постройки моста? А как узнать какая дощечка длинная, а какая короткая? Для того чтобы сравнить полоски по длине, нужно приложить их друг к другу и выровнять два конца. Маша, что ты выбрала? Какую доску длинную или короткую? Почему?
Молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились, отправляемся дальше. Яблочко ведет нас дальше.
А вот и избушка Бабы Яги, но двери закрыты на замки. Если вы отгадаете загадки, то замки откроются, и мы спасем Иванушку
Под кустами у реки
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать -
Кто их сможет сосчитать? (Четыре жука)
Шесть веселых поросят
У корытца в ряд стоят.
Тут один улегся спать,
Поросят осталось… (Пять)
5. Осмысление
Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности на занятии, создать ситуацию успеха.
Молодцы, ребята, двери открыты. Мы нашли Иванушку. Путешествие подошло к концу, надо возвращаться обратно. А теперь садимся на ковры-самолеты и возвращаемся в нашу группу. Нас ждет Аленушка, ей интересно, где мы были и нашли ли мы Иванушку.
На ковре-самолете полетим, полетим.
Очутиться в нашей группе мы хотим, мы хотим.
Алё нушка: Ребята, я рада, что вы справились со всеми заданиями и спасли моего братца.
Что вам больше всего понравилось?
Какие задания вы выполняли?
Где мы сегодня побывали?
Кому и чем помогали?
Что нового узнали?
Спасибо вам большое.