Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Путешествие на остров сокровищ»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : познавательное развитие (развитие элементарных математических представлений).
Возрастная группа: подготовительная группа
Тема: «Путешествие на остров сокровищ»
Основные цели:
1) уточнить представление о массе как свойстве предмета, характеризующем его тяжесть;
2) познакомить с новым способом сравнения предметов по массе — с помощью чашечных весов;
3) закрепить умение составлять по картинкам, анализировать и решать простейшие задачи на сравнение масс предметов, фиксировать условия задачи с помощью схемы;
Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „Путешествие на остров сокровищ“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пираты и сокровища
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
4) сформировать опыт формулирования простейших умозаключений, выполнения действий с комментированием, самопроверкой по образцу.
Дидактические материалы: бутылка с запиской; весы, гири; числовые линейки, два мешка с кладом муляжи фруктов (бананы, груши); карточки с числами 1,2,3, 4, 6, 7, 8, 9.,аудиозапись Н. А. Римского-Корсакова «Море. Синдбадов корабль»
Оборудование: музыкальный центр, детская мебель, маты, мягкие модули, ширма
Краткая аннотация к работе: образовательная деятельность спланирована в форме развивающей ситуации с детьми - путешествие на остров сокровищ (технология «Ситуация»). Образовательная ситуация с дошкольниками состоит из взаимосвязанных между собой частей. Работа с детьми организована как увлекательная игра. Для повышения активности детей использую игровые приемы, чтение отрывка из стихотворения, сюрпризный момент, физкультминутку и пр. Применила разнообразные формы организации детей (работа подгруппами, индивидуальная и фронтальная работа детей). В образовательной ситуации использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие темы. Предусмотрела в конце для фиксации достижения «детской» цели вопросы.
Ход образовательной ситуации:
Введение в ситуацию
Воспитатель собирает детей вокруг себя.
— Ребята вы любите путешествовать? А куда вы совершали путешествие? (ездили с родителями заграницу, посетили святые места, отдыхали на юге).
— Что необходимо взять с собой в дорогу? (одежду, продукты, предметы гигиены).
— На каком транспорте можно совершать путешествие? (машина, самолет, вертолет, поезд, корабль, ездить автостопом).
— Хотите ли вы отправиться в путешествие на необычный остров- остров сокровищ. (Ответы детей).
— Сможете вы это сделать? (Ответы детей).
Актуализация
Воспитатель предлагает детям подумать и сказать, на чем можно совершить морское путешествие на остров - сокровищ (на корабле).
— Чтобы у нас был корабль, для путешествия на остров сокровищ необходимо его построить. Давайте постоем корабль.
Дети выполняют задание № 5. (Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Раз - ступенька, два – ступенька…» Математика для детей 6-7 лет. стр. 49).
— Из набора справа выбери фигуры, из которых построен корабль и раскрась.
Воспитатель рассказывает, что корабль поможет им совершить путешествие на остров сокровищ.
Да здравствует остров сокровищ —
За то, что к нему дорога
Лежит сквозь пенное море,
Сквозь радости и преграды!
Да здравствуют дикие джунгли,
И радуга в брызгах прибоя,
И крик попугая в чаще!
Дети садятся на «корабль» (созданный с использованием детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и ткани).
Воспитатель включает аудиозапись Н. А. Римского-Корсакова «Море. Синдбадов корабль»
Затруднение в ситуации
— Какими качествами характера должен обладать путешественник, чтобы достичь цели путешествия - найти остров сокровищ? (внимательным, волевым, выносливым, опытным, отважным).
— Посмотрите, к борту нашего корабля прибилась бутылка с запиской. Кто был основателем «почты в бутылках», неизвестно. Суть бутылочной почты заключается в том, что на куске бумаги или пергамента пишется текст, после чего послание сворачивается в виде свитка и кладётся в стеклянную бутылку. Бутылка запечатывается и бросается в океан. Гонимая течениями бутылка прибивается к берегу, где её и находят. Хотите узнать, что в ней написано?
Педагог читает записку: «Предлагаю вам найти клад, зарытый мной на острове сокровищ. А поможет вам отыскать сокровища карта, на которой обозначено местоположение клада? Пират Черная Борода».
Воспитатель предлагает найти клад по карте Пирата "Черная Борода". Дети выполняют задание №3. (Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Раз - ступенька, два – ступенька…» Математика для детей 6-7 лет. стр. 24). Дети рассматривают рисунок-план. Чтобы найти место, где зарыт клад, надо нарисовать отрезки между точками 1 и 2, 3 и 4. В том месте, где они пересекутся, и находится клад.
— Найдите точки 1и 2.
— Нарисуйте отрезок между этими точками.
— Как вы будете его рисовать (Линейкой соединим точки 1 и 2,прижмём линейку к бумаге и нарисуем отрезок)
— Нарисуйте отрезок между точками 3 и 4.
После выполнения задания воспитатель просит детей найти точку. В которой пересекаются нарисованные отрезки, и рассказать, где зарыт клад. (Справа от цветочной поляны, слева от озера, между цветочной поляной и озером, перед ёлкой).
Дети приплывают на остров сокровищ и находя клад.
— Мы с вами отыскали клад на острове сокровищ, чтобы его взять с собой на корабль надо точно знать его вес. Если мы будем знать точный вес клада, мы избежим перегрузки. Большой груз может снизить устойчивость, мореходность корабля, его скорость, дальность плавания.
— Скажите, сколько весит сундук с кладом, который мы нашли на острове сокровищ? (Мы не знаем).
— Смогли вы узнать вес найденного клада? (Нет).
— Почему не смогли? (Потому что, чтобы знать вес предмета, надо его взвесить).
— Значит, чему мы должны научиться? (Взвешивать предметы).
«Открытие» нового знания (способа действия)
— Что нужно делать, если чего-то не знаешь, но очень хочется узнать? (Можно посмотреть в книге, можно попробовать догадаться самостоятельно, а потом проверить себя по образцу).
— Кто из вас видел, как взвешивают с помощью гирь?
Воспитатель ставит на каждый стол гирю в 1 кг и рассказывает, что мерка, известная всем, называется 1 килограмм. Педагог показывает детям, как взвешивать с помощью гири: на одну чашу весов надо положить гирю, на другую — наш клад. Если весы окажутся в равновесии, то говорят, что масса клада равна 1 кг.
Воспитатель делит детей на две команды. Достаёт из сундука два мешка с кладом предлагает их взвесить.
Дети взвешивают найденный клад.
— Чему равна масса клада в вашем мешке? (1 кг.).
— Что можно сказать о массе клада в одном и другом мешке? (Масса клада одинакова, потому что в обоих случаях она равна 1 кг.).
— Чему равна масса всего клада? (2 кг.).
— Расскажите, как вы взвешивали клад пирата Черная Борода?
Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка
— Нам предстоит обратная дорога с острова сокровищ. Необходимо взять с собой запас еды. С собой мы возьмем в обратную дорогу фрукты и овощи, которые растут на острове сокровищ.
Физкультминутка «Овощи»
Как-то вечером на грядке Дети идут по кругу, взявшись за руки, в
Репа, свекла, редька, лук центре на корточках сидит водящий с
Поиграть решили в прятки, завязанными глазами.
Но сначала встали в круг.
Рассчитались четко тут же: Останавливаются, крутят водящего.
Раз, два, три, четыре, пять.
Прячься лучше, прячься глубже, Разбегаются, приседают, водящий их
Ну а ты иди искать. ищет.
Воспитатель собирает детей около себя и рассказывает, что овощи и фрукты которые они возьмут собой необходимо взвесить.
—Какие весы вы знаете (механические, где вес определяется с помощью гирь, электронные весы). Для того чтобы весы работали верно, их время от времени надо проверять. Прежде, чем взвешивать наши овощи и фрукты давайте проверим весы. Для проверки надо разложить наборы гирь на весы так, чтобы весы были в равновесии.
— Хотите проверить весы, на которых мы будем взвешивать овощи и фрукты с острова сокровищ?
Игра «Проверь весы».
Дети подходят к столам, и выполняют задание на листах - вкладках в учебник-тетрадь (Петерсон Л. Г. ,Кочемасова Е. Е. «Игралочка-ступеньки к школе» Математика для детей 6-7 лет. ч. 4(2, Вкладка № 4.).
Воспитатель предлагает детям представить, что карточки с числами — это гири.
— Какие гири есть у первой группы? (1 кг, 3 кг, 7 кг, 9 кг.)
— Какие гири есть у второй группы? (2 кг, 4 кг, 6 кг, 8 кг.)
— На каждую чашу весов надо положить гири так, чтобы весы оказались в равновесии.
Воспитатель предлагает начать уравновешивать весы в синей рамке
— Поставьте на одну чашу гири в 1 кг и 3 кг.
— Сколько всего килограммов у вас на этой чаше весов? (4.)
— Сможете ли вы уравновесить 4 кг гирями, которые у вас остались, — 7 кг и 9 кг? (Нет.)
Далее дети вместе с воспитателем перебирают различные варианты и приходят к решению расположить гири так: на одной чаше — 3 кг и 7 кг, на другой — 1 кг и 9 кг.
Дети раскладывают на чаши карточки с числами, после чего воспитатель помещает на доску образец :
Весы в красной рамке дети уравновешивают самостоятельно с последующей проверкой по образцу :
Теперь, проверяя весы, мы знаем, что они показывают правильно вес продуктов. Воспитатель предлагает с помощью знаков «» и «»сравнить по массе собранные на острове бананы и груши.
Дети садятся за столы и на карточках выполняют задание.
Дети рассказывают, что масса бананов больше, потому что она ровна 2 кг., а масса груш – 1 кг., и ставит нужный знак. Для проверки воспитатель пишет на доске знак «».
— Вы взвесили собранные овощи и фрукты, собранные на острове сокровищ, теперь их необходимо правильно разложить по сумкам?
Игра «Определи массу каждой сумки»
Воспитатель даёт задание детям, определить массу каждой сумки. Работа в учебнике-тетради. Задание № 1 (Петерсон Л. Г. ,Кочемасова Е. Е. «Игралочка-ступеньки к школе» Математика для детей 6-7 лет. ч. 4(2) стр. 47).
Дети садятся за столы. На столах кроме тетрадей имеются числовые линейки.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку над чертой.
— Какие продукты мы возьмём с собой в обратную дорогу? (овощи)
— Как вы думаете, что написано на табличках под каждым сумкой с овощами? (Масса этого товара.)
— Какой товар был положен в синюю сумку? (Арбуз и кочан капусты.)
— Можно ли узнать, сколько весит содержимое всей сумки? (Можно.)
— Как это можно сделать? (Для этого надо сложить 7 кг и 3 кг.) Воспитатель предлагает детям воспользоваться числовой линейкой.
— Как вы будете к 7 прибавлять 3? (Надо найти на линейке число 7 и сделать от него вправо 3 шага. Оказываемся в числе 10.)
Дети записывают (печатают) равенство рядом с сумкой. Для проверки воспитатель пишет нужное равенство на доске.
Далее дети выполняют задание с комментированием:
«В красную сумку положили дыню и сетку с морковкой. Чтобы узнать вес всего содержимого сумки, надо к 5 кг прибавить 2 кг. На линейке находим число 5 и делаем от него 2 шага вправо. Получаем число 7».
Дети печатают равенство в тетрадях. Для проверки воспитатель пишет нужное равенство на доске.
Массу зеленой сумки дети определяют самостоятельно с последующей проверкой по образцу.
— Какая из сумок самая легкая, а какая самая тяжелая
Осмысление
Воспитатель собирает детей около себя.
— Где вы побывали? (На острове сокровищ)
— Чем занимались? (Строили корабль из геометрических фигур, искали клад по карте, взвешивали клад, найденный в сундуке на острове сокровищ, собирали фрукты и овощи и пр.)
—Удалось найти клад на острове сокровищ? (Нашли клад по карте)
— Какие новые знания помогли избежать перегрузки корабля, не снизить его устойчивость и скорость? (Взвешивать с помощью весов и гирь)
Комментарии к сценарию (использованная литература, место данной темы в образовательной программе и др.) : материал для педагогического мероприятия был подобран из книги Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Раз - ступенька, два – ступенька…» Математика для детей 6-7 лет. Использовался учебник-тетрадь Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. «Игралочка-ступеньки к школе» Математика для детей 6-7 лет.