Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Путешествие в страну Угадайку»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : речевое развитие
Возрастная группа: старшая группа
Тема: Путешествие в страну Угадайку
Основные цели: продолжать обучению составлять творческие загадки при помощи ассоциаций. Формировать связную монологическую речь. Развивать внимание креативного мышления в играх. Воспитание уверенности в своих силах, чувства радости, успеха.
Дидактические материалы: картинки для составления загадок, муляжи фруктов, овощей, ключ, азбука, раскраски.
Оборудование: проектор, экран, мультимедийная презентация.
Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „Путешествие в страну Угадайку“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
Краткая аннотация к работе: данная образовательная ситуация разработана с учетом возрастных особенностей детей и направлена на развитие творческого воображения и решения изобретательских задач.
Ход образовательной ситуации:
Введение в ситуацию
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую ситуацию.
Воспитатель и дети сидят в кругу на ковре и читают сказку, как только сказка заканчивается, на интерактивной доске появляется видеозвонок и звучит музыка.
В. : ребята, к нам кто-то звонит, хотите узнать кто это? (Видеописьмо).
Буратино: «Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я Весёлый Буратино. Мы вместе с Мальвиной, Артемоном, Пьеро и папой Карлом работаем в театре и ставим замечательные спектакли. Но я очень, очень, очень хочу учиться, ведь я так и не дошёл до школы и продал свою прекрасную азбуку в картинках.
В. : буратино, ты опять потерял ключ, но теперь ключ знаний и не можешь его найти? Дети, как же нам ему помочь? (Дети решают проблему)
В. : ребята, мы поможем Буратино найти ключ Знаний? Готовы ли вы справится со всеми испытаниями? Тогда отправляемся в страну Угадайку и там найдем ключ Знаний для Буратино!
Буратино: В путь, друзья!
Актуализация
Дидактические задачи: активизировать познавательную деятельность, творческое воображение.
В Угадайку мы пойдём,
Знания приобретём.
Все секреты разгадаем,
И от знанья ключ найдём!
Под музыку песни Н. Королёвой «Маленькая страна» дети идут к воротам сказочной страны (спортивные дуги) и входят (подлезают) в ворота, отвечая на вопросы:
Игра: «Цепочка слов»
Цель: развивать речевое творчество.
Описание игры:
Воспитатель задаёт вопросы, ребёнок должен придумать и продолжить цепочку слов.
Например:
- Какого цвета клубника? – красная,
- Что ещё бывает красное? – рябина,
- Какая ещё рябина? – кислая,
- Что ещё бывает кислое? – лимон,
- Какой ещё лимон? – жёлтый,
- Что ещё жёлтое? – солнце,
- Какое ещё солнце? – горячее,
- Что ещё бывает горячее? И так далее пока каждый ребёнок не зайдет в сказочную страну.
В. : вот мы и в стране Угадайке, где все жители умеют и любят загадывать загадки. Сейчас мы будем тоже придумывать загадки, а как вы думаете, какие помощники нам в этом будут помогать?
Дети: помощники умной головы: глаза, нос, язык, уши, руки.
Придумывают загадки (рисуют схему при помощи ассоциаций) с опорой на сходство. На столе разложены разнообразные картинки, ребенок загадывает объект, выбирает картинки подходящие для его загадки и описывает загаданный объект с их помощью.
Оранжевый Но, не… Лиса
Круглый Но, не… Мяч
Сочный Но. не… Арбуз (апельсин)
С опорой на сходство (с использованием схемы «., но не …»)
Жёлтое, но не цыплёнок
Круглое, но не мяч
Большое, но не луна
Опасное, но не огонь (солнце)
Игра «Узнай на вкус»
В. : ребята, у нас на столе ломтики чего-то вкусного давайте поиграем в игру «Угадай на вкус»? Я буду приглашать вас к столу, завязывать глаза платочком и давать попробовать на вкус ломтики плодов. Кто сможет угадать, чем я вас угощу?
Молодцы, ребята вы справились с этим испытанием!
Игра: «Угадай, что в руке»
Цель: развивать тактильным путём память и интеллект.
Дети стоят, выстроившись в круг, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи фруктов и овощей, а одному ребенку ключ. Затем показывает один из объектов, дети которые определили у себя такой же объект выбегают к воспитателю. Смотреть на то, что лежит в руке нельзя, предмет нужно угадать с помощью тактильных ощущений. Последним объектом будет ключ.
Затруднение в ситуации
Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для «открытия» нового знания;
Формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины; Развивать внимание, речь.
В. : ключ знанья откроет все двери мой друг,
Чтоб детям познать всё вокруг,
Дорога, конечно, она не легка,
Но знанья нужны Вам будут всегда!
Ребята, у нас есть ключ, значит должен быть и замок? Давайте подумаем от чего этот ключ? Дети находят сундук, открывают его и достают Азбуку для Буратино, подарки раскраски для детей.
«Открытие» нового знания (способа действия)
Дидактические задачи: формировать опыт самостоятельного «открытия» нового знания;
Развивать образное мышление, память.
В. : ребята, а как вы думайте, почему Азбука – это ключ знаний? Что нужно делать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать?
Расскажем Буратино, что необходимо для того чтобы учиться и стать успешным?
Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка
Дидактические задачи: развивать внимание, память, речь.
Интерактивная игра «Азбука»
В. : ребята, на экране красивый пейзаж, на просторах которого спрятаны 33 буквы. Вам необходимо, отыскать их все, чтобы выиграть. В нижней части экрана отображается вся азбука, каждая найденная буква тут же окраситься в красный цвет. Внимательно изучите пейзаж, ведь буковки азбуки могут быть в самых неожиданных местах. Дети слушают и повторяют инструкцию взрослого, планируют свою деятельность.
В. : что вы сейчас будете делать? С чего необходимо начать? Как узнаете, что справились с заданием?
Дети выполняют задание, если затрудняются, воспитатель подсказывает.
Осмысление
Дидактические задачи: создать ситуацию успеха и вспомнить сказочное путешествие, которое позволило достигнуть цели.
В. : ребята, пора нам возвращаться из нашего путешествия?
Кому мы помогли?
Со всеми испытаниями справились ли?
Что для вас было самым трудным?
Давайте подарим Буратино азбуку и расскажем о нашем путешествии.
Буратино благодарит ребят за помощь и обещает вернуться, когда выучит всю азбуку.
Комментарии к сценарию. Данная тема занимает место в Примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Мир открытий» // Науч. Рук. Л. Г. Петерсон, образовательная область «Речевое развитие».
Использованная литература:
Петерсон Л. Г., Лыкова И. А. Методические рекомендации к ПООП «Мир открытий»
Ушакова О. С. Программа «Развитие речи».
Корзун А. В. Весёлая дидактика