Татьяна Скрягина
Конспект образовательной ситуации с дошкольниками 5–7 лет с нарушениями речи «Относительные прилагательные. Швея»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : «Речевое развитие» (логопедия)___
Возрастная группа: группа компенсирующей направленности для детей 5-7 лет с нарушениями речи ___
Тема: Относительные прилагательные. Швея. Ткани и материалы. ___
Основные цели:
Формирование у детей навыка словообразования прилагательных от существительных, обозначающих названия тканей материалов и согласования их с существительными.
Актуализация словаря по теме «Профессии», «Инструменты», «Одежда».
Темочки:
- Ателье. Профессии портного, швеи, модельера
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты коррекционных занятий
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
Совершенствование умения отвечать на вопросы развернутой фразой___
Развитие мелкой моторики.
Дидактические материалы: ___ иллюстрации к стихотворению Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла», флакончики с запахами (хлеб, лекарство, специи, опилки, образцы тканей и материалов, «эскизы» одежды (шуба, жилет, платье, галстук, юбка, костюм, пальто, рубашка, халат, плащ, куртка) ___
Оборудование: магнитная доска, шкатулка ___
Краткая аннотация к работе: Данная образовательная ситуация решает задачу развития лексико-грамматических средств языка, сформулированную в «Программе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи детей». Коррекционно-развивающая работа с детьми подготовительной группы направлена на активизацию словообразовательных процессов, на закрепление навыков согласования прилагательных с существительными в роде, падеже, на активизацию словарного запаса и развитие связного высказывания.
Предварительная работа: чтение стихотворения Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла», беседа по содержанию.
Ход образовательной ситуации:
Введение в ситуацию
Дидактические задачи:
Мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Формировать у детей веру в собственные силы.
Учитель-логопед показывает детям шкатулку и говорит:
- Сегодня к нам в группу принесли шкатулку. В ней, наверняка, что-то интересное. Хочется вам узнать, что там? (да)
- Здесь записка. К нам за помощью обращается человек. Как вы думаете, надо помочь незнакомцу? Вы хотите помочь? Мы сможем помочь, если выполним задания, которые приготовлены в этой шкатулке. Как вы думаете, мы сможем помочь?
Актуализация
Задачи:
Актуализировать знания детей о профессиях повар, пекарь, столяр, доктор.
Активизация словарного запаса по теме «Профессии», «Инструменты».
Развитие внимания, памяти, мышления.
Учитель-логопед: Посмотрите, здесь картинки. Вы их узнаете?
Учитель-логопед располагает на магнитной доске иллюстрации к стихотворению «Чем пахнут ремесла» и проводит краткую беседу по содержанию стихотворного текста (педагог нацеливает детей на полные, развернутые ответы на вопросы) :
- Иллюстрации к какому стихотворению оказались в шкатулке?
- О чем говорится в стихотворении?
- О каких профессиях рассказывает итальянский автор?
- Чем, по мнению Дж. Родари, пахнут люди разных профессий?
- А вы хотите попробовать угадать профессию по запаху?
Дидактическая игра «Угадай по запаху»
Учитель-логопед: В шкатулке находятся флакончики с запахами. Давайте поиграем в игру «Угадай по запаху» и определим, человеку какой профессии может принадлежать этот запах.
Педагог приглашает детей сесть на стульчики и знакомит с правилами игры:
- Все игроки определяют запах с закрытыми глазами.
- Высказывания принимаются только после того, как все игроки познакомились с запахом.
Учитель-логопед обходит всех детей, дает понюхать из первого флакончика с запахом свежего хлеба и спрашивает:
- Какой запах вы почувствовали? Человеку какой профессии он может принадлежать?
Дети высказывают свое мнение. Затем педагог предлагает назвать место работы человека этой профессии и инструменты, которые ему необходимы для работы.
Аналогично проводится работа с запахами специй, свежих опилок, лекарства.
Затруднение в ситуации
Задачи:
1) формировать опыт (под руководством логопеда) фиксации затруднения и понимания его причины.
Создание затруднения в индивидуальной деятельности: Последний флакон, который предлагает детям понюхать учитель-логопед ничем не пахнет. Педагог спрашивает у детей, чувствуют ли они что-нибудь.
Фиксация детьми затруднения. Вопросы педагога:
Учитель-логопед: Вы можете догадаться, что за профессия загадана в этом флакончике? (нет)
Выявление и фиксирование в речи причины затруднения.
Учитель-логопед: Почему вам трудно догадаться? (запах отсутствует)
«Открытие» нового знания (способа действия)
Задачи:
Развивать мышление, внимание, память.
Развивать фразовую речь детей.
Активизировать словарный запас детей.
Возникновение интереса к разрешению проблемной ситуации.
Учитель-логопед: А вам интересно, что за профессия, у которой нет ярко выраженного запаха?
Этап 4
Выбор метода решения, выдвижение и обоснование гипотез.
Учитель-логопед: Что это может быть за профессия? Что помогает догадаться о профессии, кроме запаха? (Дети высказывают свои предположения).
Учитель-логопед: Вы сами можете узнать точно, что за профессию я загадала? Кто может знать, что за профессия? Как вы можете узнать? (можем спросить у того, кто знает)
Новый способ действий фиксируется в речи и, возможно, знаково.
Учитель-логопед: я могу помочь вам угадать эту профессию не по запаху, а по другим признакам. Я загадаю загадки, которые помогут вам догадаться, что это за профессия.
Педагог загадывает детям загадки:
Инструмент бывалый:
Не большой, не малый.
У него полно забот:
Он и режет и стрижет. (Ножницы) Наша тетушка игла строчку по полю вела:
Строчка в строчку, строчка в строчку,
Будет платье вашей дочке.
(швейная машина)
Маленькая головка на пальце сидит.
Сотнями глаз во все стороны глядит. (Наперсток)
Я - одноухая старуха
Прыгаю по полотну
И нитку длинную из уха
Как паутину, я тяну. (иголка с ниткой)
Дети отгадывают загадки и называют профессию.
Учитель-логопед: Что вам помогло догадаться, какая профессия была загадана? (знание инструментов, необходимых человеку этой профессии). Где работает швея? (в ателье). Кто еще работает в ателье? Вот оказывается, кто просит нашей помощи.
Физкультминутка:
Задачи:
Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Две портняжки, две подружки Показать два пальчика, сначала на левой, затем на правой руке.
Взяли в руки по катушке: Сжать пальцы в кулачки.
Кукле сшили сарафан,
Деду вышили кафтан,
Бабушке зашит жакет,
Больше дырочек в нем нет,
Дядюшке из юбки новой
Перешит жилет лиловый.
А девчонкам и мальчишкам
Перешито по штанишкам. Дети разжимают или загибают пальцы.
Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка.
Задачи:
Уточнить и расширить словарный запас по лексической теме «Одежда».
Формировать навык образования относительных прилагательных, образованных от существительных, обозначающих ткани и материалы.
Упражнять в согласовании прилагательных с существительными.
Учитель-логопед: В ателье во время уборки случайно перепутали эскизы одежды и ткани, из которых эта одежда должна быть сшита. Вы смогли бы помочь навести порядок? Давайте назовем, какие ткани находились в ателье.
Дети достают кусочки тканей и называют их: драп, шелк, фланель, мех, джинсовая ткань, кожа.
Учитель-логопед: А это эскизы предметов одежды (раскладываются на столе). Попробуйте подобрать к эскизам ткань и сказать, какое изделие получится.
В случае затруднения педагог помогает детям:
- Какие ткани и материалы используются для изготовления зимней и осенней одежды? – толстые, крепкие, теплые.
- Какие ткани и материалы используются для изготовления летней одежды? – легкие, тонкие.
Из меха мы сошьем шубу. Шуба получится меховая.
Из меха можно сшить жилет. Жилет получится меховой.
Из шелка можно сшить платье. Платье получится шелковое.
Из шелка можно сшить галстук. Галстук получится шелковый.
Из джинсовой ткани можно сшить юбку. Юбка получится джинсовая.
Из джинсовой ткани можно сшить костюм. Костюм получится джинсовый.
Из драпа можно сшить пальто. Пальто получится драповое.
Из драпа можно сшить пиджак. Пиджак получится драповый.
Из фланели можно сшить рубашку. Рубашка получится фланелевая.
Из фланели модно сшить халат. Халат получится фланелевый.
Из кожи можно сшить плащ. Плащ получится кожаный.
Из кожи можно сшить куртку. Куртка получится кожаная.
Речевой тренинг. Игра «Эхо»
Учитель-логопед начинает фразу, а дети добавляют прилагательное, образуя его от существительного, согласуя его с определяемым словом.
Платье из шелка – шелковое
Сарафан из ситца – …
Перчатки их бархата – …
Костюм из вельвета – …
Юбка изо льна – …
Футболка из трикотажа – …
Куртка из замши – …
Осмысление.
Задачи:
Организовать рефлексию детской деятельности.
Создать ситуацию успеха.
Учитель-логопед задает детям вопросы:
Какую профессию пытались угадать? Что помогло вам угадать эту профессию? Кому мы сегодня помогали? Смогли помочь работникам ателье? Нужны ли нам знания о профессиях людей? Как могут пригодиться в жизни знания о профессии швея и тканях?
Молодцы, вы сегодня справились со всеми заданиями, смогли помочь работникам ателье.
Комментарии к сценарию (использованная литература, место данной темы в образовательной программе и др.).
Образовательная ситуация на тему «Относительные прилагательные. Швея. Ткани и материалы» была проведена в рамках образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи. Дети были очень заинтересованы заданием узнать профессию по запаху, активно работали на протяжении всей образовательной деятельности.
Литература:
«Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи» Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина Т. В. Туманова Москва «Просвещение» 2009.
Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина Т. В. Туманова Издательство: Дрофа 2010.
Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. Лалаева Р. И. Серебрякова Н. В. Ростов - на –Дону,«Феникс» С-П «Союз» 2004.