Копытова Ольга
Конспект занятия «Относительные прилагательные»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Относительные прилагательные»
Цели: совершенствовать навыки словообразования, учить детей включать в предложения относительные прилагательные.
Оборудование: картонные пластинки в форме кастрюль с накреенными предметными картинками продуктов питания, картонные контурные дома, полоски- символы слов: предметов, действий,определений, картинки с людьми разных строительных профессий, карточки с образцами тканей, куклы-мальчик и девочка.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Публикация «Конспект занятия „Относительные прилагательные“» размещена в разделах
Логопед показывает банку с вареньем и просит детей догадаться, какое варенье, если оно из клюквы, из брусники, из абрикосов, из айвы.
Правильно ответившие дети садятся на места.
2. Сообщение темы.
Игра «Какой суп сварила мама?»
У детей на столах картонные пластинки в форме кастрюль, на них наклеены картинки с изображением различных продуктов: мяса, курицы, рыбы, крупы, грибов и т. п. Логопед просит детей ответить предложением,какой суп сварила мама? Дети, ориентируясь на свою картинку, включают в предложение определения: щавелевый, вермишелевый, грибной, овощной.
Игра «Из чего построен дом?».
Логопед выставляет на полотно картонный контур дома и предлагает догадаться, какой это дом, если он из бревен, досок, камней, кирпича, блоков, соломы и т. п. Дети образуют соответствующие прилагательные.
Логопед спрашивает: «Какой вопрос мы задаем к словам? Что обозначают эти слова?
Логопед выставляет схему предложения из четырех слов, где полосками разных цветов обозначены слово-действие, слово-определение, слова-предметы.
Первое предложение, показывая на схему, составляет логопед: Рабочие построили блочный дом. Затем предлагает детям вспомнить о строительных профессиях и составить по схеме свои предложения. Например: Каменщики выстроили кирпичный дом. Плотники построили бревенчатый дом.
4. Динамическая пауза.
Игра с мячом «Ответь одним словом!». Логопед бросает мяч по очереди детям и при этом произносит словосочетания с предлогами: пирог с яблоками, котлеты из курицы, бульон из мяса, оладьи из картофеля, запеканка из творога и т. п. Поймав мяч, ребенок отвечает словосочетанием с относительным прилагательным : яблочный пирог и т. д.
5. Закрепление темы.
Игра «Письмо от Незнайки». Логопед достает тетрадь и говорит, что Незнайка, как всегда, допустил много ошибок. Он просит детей исправить ошибки: Лена купила клубника сок. Папа принес кабачок икру. Мама приготовила картошка пюре, т. п.
Игра «Из чего сшито?»
На столах у детей карточки в конвертах. На них приклеены образцы разных тканей: ситца, капрона, шерсти и т. п. На полотно выставляются картинки с изображениями девочки и мальчика. Логопед просит составить предложения про детей, чтобы в них были слова о том, какая одежда по материалу. Например: Лена надела шерстяной сарафан. Коля застегнул ситцевую рубашку.
Каждый ребенок составляет предложение, ориентируясь на свою карточку.
6. Итог занятия, оценка деятельности детей.
-С какими словами познакомились? На какой вопрос отвечают?Что обозначают эти слова?