Татьяна Скрягина
Конспект образовательной ситуации со старшими дошкольниками «Очищение загрязнённой воды»
▼ Скачать
Образовательная область : «Познавательное развитие»
Возрастная группа: старшая группа
Тема: «Очищение загрязнённой воды»
Основные цели: создание условий для освоения способов очищения загрязнённой воды.
Дидактические материалы: схема конструирования бумажного фильтра, картинки загрязнённой воды, правила поведения в лаборатории, перфокарты.
Публикация «Конспект образовательной ситуации со старшими дошкольниками „Очищение загрязнённой воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Фильтрация, очистка воды
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2022
Оборудование: тазики с водой, бросовые материалы: пробки, дощечки, палочки от мороженного; гайки, болтики, пластиковые стаканы: большие и маленькие, перчатки, магнитные удочки, контейнеры для мусора, бумага, вата, марля, подносы, фартуки, нарукавники, бейджики для детей и педагога.
Краткая аннотация к работе: данная образовательная ситуация организуется с детьми старшего дошкольного возраста с целью создания условий для освоения способов фильтрации загрязнённой воды. В ходе образовательной ситуации у детей актуализируются знания об уже известных способах очистки загрязнённой воды, но, в результате затруднения дети приходят к выводу о том, что необходимо узнать еще один способ очищения воды, более надёжный и качественный. Открытие нового знания предусмотрено способом – «придумай и проверь сам». Дети, используя различные фильтры (вату, марлю, бумагу, очищают загрязнённую воду, сравнивают её, делают вывод, что бумажный фильтр является самым надёжным способом получения чистой воды. Включение нового знания в систему знаний предусмотрено через работу с перфокартами по теме «Где можно использовать бумажный фильтр?». На этапе осмысления дети делают вывод о том, где были, что делали, какие знания и умения помогли справиться с затруднением.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию
Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
- Ребята, скажите, где вы любите отдыхать летом? А отдыхать на реке любите? Как называется река, которая протекает в нашем городе? (Сухона)
- Я нашла в интернете очень много разных фотографий нашей красивой реки, но бывает и так, что она превращается в настоящую свалку, например, посмотрите (показываю фотографии оставленного мусора после отдыха людей).
- Ребята, скажите, кто же это сделал? (люди).
- А вам понравилось бы играть там, где грязно и много мусора? (нет).
- Что можно сделать, чтобы река снова стала красивой? Как можно очистить воду? Я тоже хочу, чтобы наша река Сухона всегда была красивой, поэтому предлагаю вам помочь мне очистить воду.
Вы хотите мне помочь?
Сможете?
2. Актуализация
Дидактические задачи: 1) актуализировать знания детей о способах очистки воды; 2) развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику рук.
- Тогда я приглашаю вас в нашу лабораторию профессора Всезнамуса, где настоящие ученые справятся с любой задачей. Напомните мне, что мы хотим сделать? (очистить воду).
- Итак, я тоже буду учёным вместе с вами, напоминаю о правилах поведения в лаборатории. Кто может их назвать? (повторение правил работы в лаборатории, правил работы с загрязнённой водой).
- Сегодня научные сотрудники будут работать в парах, распределитесь в пары и занимайте свои места.
- Давайте представим, что ваши тазики, это река, только что с ней не так? (она грязная)
- Каким мусором она засорена? (щепки, пробки, гайки, колпачки, железки)
- Почему один мусор плавает, а другой утонул? (железо тяжелое, оно тонет всегда).
- Научные сотрудники, давайте вспомним способ, каким можно очистить наши реки от плавающего мусора? (руками, выловить сачком). Какой способ самый удобный?
- А как нам достать мусор, который уже утонул? Что нам потребуется? (предположения детей). Какой способ самый удобный?
Дети самостоятельно очищают воду от мусора в парах.
3. Затруднение в ситуации
Дидактическая задача: смоделировать ситуацию, в которой дети сталкиваются с затруднением: каким способом можно еще очистить загрязнённую воду?
- Плавающий мусор мы убрали, мусор, который утонул, тоже. Чистая вода теперь? (нет)
- Давайте проверим, наберите в ваши стаканы немного воды. Что вы можете сказать о ней, какая вода? (мутная, не очень чистая)
- Смогли мы очистить воду? (нет).
- Почему не смогли? (потому что не знаем способа очистки воды)
4. «Открытие» нового знания (способа действия)
Дидактические задачи: 1) сформировать представления о способе изготовления бумажного фильтра для очистки воды;
2) формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия;
3) тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать воображение, логическое мышление, инициативность, речь, мелкую моторику рук.
- А как можно узнать то, что не знаешь? (спросить у того, кто знает, посмотреть в энциклопедии, в интернете, придумать и проверить себя по книге).
- Мои сотрудники, посмотрите, сколько в нашей лаборатории материала: и вата, и марля, бумага. Давайте попробуем сами придумать способ очистки воды?
Дети выбирают материал для очистки воды, на столах лежит схема создания фильтра из бумаги.
- Фильтры готовы? Научные сотрудники, такой способ называется фильтрация. Грязные частицы остаются на фильтре, в стакан попадает уже чистая вода. Хотите попробовать очистить воду? (Дети очищают воду, используя разные фильтры: вату, марлю и бумажный)
- Давайте сравним воду в стаканах, где она получилась чище: где очищали через вату или где очищали через марлю? Или через бумажный фильтр?
Дети делают вывод о том, что вода, которую очищали через бумажный фильтр, гораздо чище, чем вода, которую пропускали через вату или марлю.
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка
Дидактическая задача: закрепить знания и представления детей о новом способе очищения загрязнённой воды – бумажном фильтре.
- Вот как много времени нужно человеку, чтобы очистить один маленький водоем, а представьте, сколько времени потребуется, чтобы очистить всю нашу реку Сухону!
- Ребята, теперь мы знаем, как очистить воду с помощью бумажного фильтра. Посмотрите внимательно на картинки, где вам пригодится бумажный фильтр? (работа с перфокартами, дифференциация по объёму материала, взаимопроверка, назначение проверяющего)
6. Осмысление
Дидактическая задача: провести рефлексию деятельности на занятии.
- Ребята, а где мы сегодня были?
- Что мы сегодня делали?
- Вам удалось помочь мне очистить воду?
- Почему удалось?
- Какие новые знания дали вам возможность получить чистую воду?
Комментарии к сценарию: использовала интернет – ресурсы для разработки перфокарт и схем конструирования бумажного фильтра.