Папки-передвижки

Конспект НОД по познавательному развитию ФЭМП «Число и цифра 0»

Татьяна Скрягина
Конспект НОД по познавательному развитию ФЭМП «Число и цифра 0»
▼ Скачать + Заказать документы

Образовательная область: познавательное развитие (ФЭМП)

Возрастная группа: 5-6 лет, старшая группа

Тема: Число и цифра 0

Образовательные задачи: сформировать представление о числе 0, познакомить с цифрой 0, сформировать умение соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов; сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля; тренировать умение узнавать и называть геометрические тела, умение считать до 9 и соотносить цифры 1-9 с количеством; тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификацию, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность.

Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию ФЭМП „Число и цифра 0“» размещена в разделах

Оборудование:

Демонстрационный материал:

Карточки с цифрами 6, 7, 8, 9.

Карточки с цифрами 0 (по количеству детей) и от 1 до 9 (по несколько штук).

Раздаточный материал:

Карточки с разным количеством геометрических тел.

Карточки-домики с разным количеством точек (по 3 на каждого ребенка, карточка-домик без точек, набор цифр от 1 до 9.

Карточки с изображением лисы, волка, медведя, набор цифр от 1 до 9 и три карточки с цифрой 0.

Краткая аннотация к работе: в рамках данной образовательной ситуации дети получают представление о числе и цифре 0, учатся соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов, закрепляют умение соотносить цифры с количеством предметов, повторяют названия объемных геометрических фигур.

"Детская цель" - помочь леснику подкормить белочек.

Новое знание - ситуация отсутствия предметов и обозначение ее цифрой 0.

Индивидуальное затруднение ребенка в том, что он не может подписать пустой домик.

Причина затруднения - не знает цифры, которой обозначается отсутствие предметов.

Способ преодоления затруднения - "придумать самому и сравнить с образцом".

Тема: Число 0. Цифра 0.

Цель:

1) Сформировать представление о числе 0, познакомить с цифрой 0, сформировать умение соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов;

2) Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля

3) Тренировать умение узнавать и называть геометрические тела, умение считать до 9 и соотносить цифры 1-9 с количеством.

4) Тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификацию, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность.

Материалы к занятию:

Демонстрационный:

Карточки с цифрами 6, 7, 8, 9 к заданию 2.1.

Карточки с цифрами 0 (по количеству детей) и от 1 до 9 (по несколько штук) к заданию 2.2.

Раздаточный материал:

Карточки с разным количеством геометрических тел к заданию 2.1.

Карточки-домики с разным количеством точек (по 3 на каждого ребенка, карточка-домик без точек, набор цифр от 1 до 9 к заданию 2.2.

Карточки с изображением лисы, волка, медведя, набор цифр от 1 до 9 и три карточки с цифрой 0 к заданию 5.2.

Ход занятия:

1. Введение в ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать их знания об окружающем мире.

Воспитатель собирает детей вокруг себя.

- Ребята, вы когда-нибудь были в зимнем лесу?

- А что вы там делали?

- Как изменяется жизнь животных и птиц зимой?

- Ребята, к нам за помощью обратился лесник. Кто такой лесник?

- У лесника зимой в лесу много хлопот, и он не успевает все сделать и просит нас помочь. Хотите помочь леснику? А сможете?

2. Актуализация знаний.

2.1 Игра «Покупка билетов»

Дидактические задачи: Актуализировать умение соотносить цифру и количество предметов, упражнять в счете в пределах 9, закреплять умение узнавать и называть геометрические тела.

- А как мы доберемся до леса?

Выслушиваются все ответы детей, и решается поехать на электричке.

- Что нужно сделать, прежде чем сесть в электричку? (Купить билет).

Дети покупают у воспитателя билет, встав предварительно в очередь. На «билетах» нарисовано разное количество геометрических тел (шаров, кубов, пирамид, цилиндров, конусов). Электричка построена из стульев, на которых написаны числа. Дети должны занять свое место в соответствии с количеством фигур на «билете». Воспитатель – контролер проверяет билеты. Пассажир должен сказать, почему он выбрал ту или иную цифру, указать, какое количество геометрических тел нарисовано на его билете. Воспитатель следит за правильным согласованием числительного и существительного в роде и числе.

Когда билеты проверены, электричка отправляется в путь. Дети изображают стук колес, топая ногами по полу.

2.2 Игра «Домики для белочек»

Дидактические задачи: Тренировать умение соотносить число с количеством, развивать мышление, воображение, внимание.

Воспитатель приглашает детей полюбоваться красотой зимнего леса. Воспитатель сообщает, что ему только что позвонил лесник, извинился, что не может встретить, и передал вот такую просьбу. Некоторым белочкам негде было зимовать и лесник сделал им специальные домики. Лесник просит пересчитать сколько белочек живет в каждом домике и обозначить домики цифрами. Так леснику будет легче раскладывать угощение для белочек.

Дети садятся за столы. Перед ними лежат карточки в виде домиков, на которых нарисованы белочки-точки (возможны различные варианты).

- Как вы будете подписывать домики? (Пересчитаю, сколько белочек живет в домике, и на крыше «напишу» нужную цифру). Дети выполняют задание.

3. Затруднение в ситуации

Дидактические задачи: сформировать представление о числе 0, создать мотивационную ситуацию для знакомства с цифрой 0. Под руководством воспитателя формировать опыт фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания.

Воспитатель сообщает детям, что еще один домик остался неподписанным. И выкладывает перед каждым ребенком пустой домик.

- Ребята, сколько белочек живет в этом домике? (Нисколько, ни одной).

Воспитатель говорит, что когда не осталось ни одного предмета, то про такое количество говорят ноль или равно нулю.

- Сколько белочек живет в этом домике? (ноль белочек, количество белочек равно нулю).

Воспитатель предлагает написать нужную цифру на этом домике. Дети в затруднении.

-Смогли мы помочь леснику и подписать все домики? (Не смогли)

-Почему не смогли? (Потому что мы не знаем, какой цифрой записывается количество, равное нулю, то есть число ноль).

- Что нам нужно сделать? (Узнать, как пишется число ноль).

4. Открытие нового знания.

Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, познакомить с цифрой 0, сформировать умение соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов.

- Что нужно делать, если не знаешь, но очень хочешь узнать? (Нужно спросить у того, кто знает или посмотреть в книге). А теперь давайте поиграем с белочками. Вон сколько их на полянку прибежало…

Проводится игра «Белки»

Белки мы пушистые, зоркие и быстрые,

Лапки наши цепкие, зубки наши крепкие,

Мы - разбойницы лесные, знаем мы места грибные,

Не страшна зима для нас, если есть грибов запас,

Дети по показу воспитателя выполняют движения

- Отдохнули? А теперь давайте попробуем нарисовать цифру 0. (Дети пробуют нарисовать на крыше дома символ, обозначающий ноль. Если дети затрудняются, напомнить им про книгу.)

- Получилось? А теперь проверим себя. Дети отрывают тетради и сравнивают их рисунок с цифрой ноль.

Воспитатель просит с отдельного стола выбрать детей карточку, на которой написана цифра ноль, и положить на крышу домика.

- Ребята, что обозначает эта цифра? (Значит ноль, нисколько, ни одного).

Вывод: цифра ноль обозначает отсутствие предметов.

Воспитатель хвалит детей за правильно выполненное задание и говорит, что лесник очень благодарен им, и теперь зимой он сможет правильно раздать белочкам угощение.

5. Включение нового знания в систему знаний ребенка.

5.1 Игра «Покорми зверей» (работа в тетради «Игралочка – ступенька к школе», ч. 3, №1, с. 13)

Дидактические задачи: Тренировать умение соотносить цифру с количеством, закрепить представление о числе и цифре 0.

Дети открывают тетрадь. Воспитатель предлагает рассмотреть им картинку и рассказывает, что лесник просит собрать в мешок корм для животных. Сначала нужно положить в мешок морковку для зайцев, потом кубики соли для лосей и оленей и в конце орешки для белочки.

Воспитатель просит сосчитать морковки, кубики соли и орешки и соединить с соответствующим числом. Сколько морковок осталось? (ни одной, ноль). Сколько кубиков соли осталось? (ни одного, ноль). Сколько орешков осталось? (ни одного, ноль) Обведите соответствующую цифру. О чем нам рассказывает цифра 0? (Что не осталось ни одного предмета).

5.2 Игра «Напиши записку»

Дидактические задачи: Закреплять умение соотносить зрительный образ числа с его словесным обозначением, развивать воображение, память, речь, мышление, внимание.

Ребята, славно мы погуляли в лесу, много дел сделали, а чтоб потом рассказать маме, давайте мы запишем, кого мы сегодня в лесу встретили. А так как мы писать буквы еще не умеем, мы запишем это цифрами.

Воспитатель читает рассказ, а дети берут со стола и выкладывают перед собой соответствующие карточки.

«Сегодня мы ездили в лес, там, в домиках живут белки. В первом домике – 6 белочек, во втором – 3белочки, а в третьем домике – 8 белочек. Но мы не видели ни одного волка, ни одной лисы и ни одного медведя».

-Прочитайте, какая запись у вас получилась? (Дети по желанию читают свою запись).

6. Осмысление.

Дидактические задачи: рефлексия деятельности на занятии, создание ситуации успеха.

- Ребята, где мы сегодня побывали?

- Кому нам удалось помочь?

- Чем помогли леснику?

Воспитатель хвалит детей и говорит, что они смогли помочь леснику угостить белок, написать записку, покормить зверей, потому что знают число и цифру 0.

Публикации по теме:

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «Число и цифра 3»Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «Число и цифра 3» Цель: обобщить математические представления детей и расширить представления о числе 3 и цифре 3. Задачи:учить соотносить число 3 с количеством.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ФЭМП «Число и цифра 3» Цель: Формировать знания о числе и цифре 3. Задачи: Образовательные: Познакомить с образованием и составом числа 3. Развивающие: Развить.

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Число и цифра 9» Цель и задачи: -Формировать представление о составе числа 9, его обозначение на письме -Закрепить представления о составе чисел 4 -8, взаимосвязи.

Конспект НОД по ФЭМП в средней группе «Число и цифра «2»Конспект НОД по ФЭМП в средней группе «Число и цифра «2» Цель: закрепление знаний о числе и цифре «2»; Задачи: Обучающие: закрепление навыков счета; обучение написанию цифры«2»,знаков «+»,«=»;закрепление.

Конспект НОД в средней группе по ФЭМП «Число и цифра 0» Цель: закрепление знаний о числе и цифре «0» Задачи: Обучающие: закрепление навыков счета; закрепление навыков написания цифры«0» ; закрепление.

Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в средней группе «Число и цифра 4» Конспект образовательной деятельности В средней группе Тема: «Число и цифра 4» Образовательная область: познавательное развитие, художественно.

Конспект занятия по ФЭМП «Цифра и число» Программное содержание: - Продолжать учить соотносить число с цифрой; сравнивать рядом стоящие цифры в пределах 10 (опираясь на наглядность);.

Конспект игрового занятия по ФЭМП «Число и цифра 9» Конспекты игрового занятия по ФЭМП Тема занятия: Число и цифра 9. Цель занятия: создать условия для знакомства с числом и цифрой 9. Задачи:.

«Число 7. Цифра 7». Конспект НОД по ФЭМП для подготовительной группы с элементами ТРИЗ«Число 7. Цифра 7». Конспект НОД по ФЭМП для подготовительной группы с элементами ТРИЗ Тема: «Число 7. Цифра 7» Цель: 1) Закрепить порядковый и количественный счет в пределах 7, знание состава числа 7. 2) Повторить сравнение.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Число и цифра 9» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 21» Энгельсского муниципального района Саратовской области.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию ФЭМП «Число и цифра 0»
Опубликовано: 20 октября 2019 в 09:38
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по познавательному развитию ФЭМП «Число и цифра 0»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Скрягина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД