Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками на тему «Конус»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : «Познание»
Возрастная группа: подготовительная к школе группа для детей с общим недоразвитием речи 6 – 7 лет.
Тема: Сценарий образовательной ситуации по формированию элементарных математических представлений на тему : «Конус»
Основные цели:
Образовательная : Создать условия для знакомства детей с новой геометрической формой-конусом. Формировать активный словарь детей, ввести в разговорную речь новое слово-конус.
Развивающая: Развивать мелкую моторику рук.
Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками на тему „Конус“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2019
Воспитательная: Воспитывать умение договариваться при выполнении заданий.
Дидактические материалы: контейнеры с крупой, набор объемных геометрических фигур на каждого ребенка мелкие, крупные геометрические формы для постройки ракет, обручи, предметы конусообразной формы, фотографии г/ф, карточки с изображением г/ф, паспорта г/ф, луновизоры, коробка для конфет, цветное тесто, запись музыки, сигнал «sos»,ноутбук, картинка лунтика, шапочки конусообразные, эмблемы, синий и красный обручи.
Оборудование: ноутбук
Краткая аннотация к работе: Организованная образовательная деятельность по ФЭМП на тему : «Конус» с детьми подготовительной к школе группе (логопедической) с 6 до 7 лет, проведена на основе основной общеобразовательной программы ДО, разработанной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Мир открытий»» под редакцией Л. Г. Петерсон. В ходе образовательной ситуации на основе ФГОС интегрированы образовательные области : основная область познание (высказывания детей, простые умозаключения, речевая (обсуждение, ответы на вопросы, социально-коммуникативная (умение коллективно выполнять задания, умение слушать и слышать, договариваться, вступать в контакт с детьми и взрослыми, художественно- эстетическое (лепка из теста, муз. сопровождение, физическое (физ. минутка, подвижная математическая игра).Образовательная деятельность проведена по дидактической системе технологии деятельностного метода или технология «Ситуация» для дошкольников, в структуре «открытия» нового знания.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в игровую ситуацию.
Звучит сигнал «sos».
В-Ребята, Лунтику очень захотелось домой на Луну, но он не может туда попасть, потому что, когда он приземлился на землю, его ракета сломалась на маленькие детали и он не может её собрать. Лунтик просит помощи.
В-А вы хотите помочь Лунтику построить ракету из объемных геометрических форм?- Д-Да.
В-А чтобы построить ракету,мы должны поиграть в разные игры и познакомиться с новой объемной геометрической формой.
2. Актуализация знаний
В-Играем в игру «Найди фигуру по паспорту».
Под музыку двигаемся подскоками, как только музыка остановится, я покажу паспорт г/фигуры, а вы должны на столе найти, показать и назвать объемную фигуру.
В-Молодцы! Вы все правильно определили объемные геометрические формы по паспорту.
Давайте похлопаем дружно.
3. Затруднение.
Играем в игру «Угадай-ка»
В-нужно в контейнере с красной полоской на ощупь найти объемную геометрич форму. Кого я назову, не доставая ее из крупы, рассказать о ней. Внимательно слушайте описание, Паша, расскажи, какую объемную фигуру ты нашел?
Д-Я нашел фигуру -У неё-6 сторон, 8 углов, её нельзя прокатить,
я нашел фигуру - круглую, гладкую, может катиться.
В- Кто узнал объемную фигуру? (ответы детей)
В- У кого такие же фигуры покажите их и назовите. (Дети ищут фигуры и показывают их.)
В- А теперь подойдите к контейнеру с синей полоской, найдите другие о/ф, достаньте и расскажите о них. Дети достают конусы (ответы детей)
4. Открытие нового знания.
В-Ребята, подумайте и скажите, как бы вы назвали эту о/геометр. фигуру?
Ответы детей
В-У этой фигуры есть научное название -конус. Давайте все вместе громко скажем –конус.
В-Подумайте, что есть у конуса? (ответы детей)
В- Поставьте пальчик сверху конуса, как можно назвать острую часть конуса.
Ответы детей.
В- У конуса есть вершина- повторите.
В- переверните конус и посмотрите, как вы думаете, на какую г/ф похоже основание конуса?–круг обведите основание пальчиком.
В- Если присесть и посмотреть на конус сбоку, на какую геометрическую фигуру он похож? (треугольник).
В- Значит конус состоит из треугольника и круга.
В- У всех объемных фигур есть паспорт. Как вы думаете, а конусу можно составить свой паспорт? - Можно.
В- Подойдите к столам и составьте паспорт конуса. (дети выкладывают из г/ф паспорт. (на подносах у каждого лежат г/ф круги, квадраты, треугольники, прямоугольники, один ребенок работает у доски)
В- из каких геометрических форм состоит паспорт конуса?
Д- Паспорт конуса состоит из треугольника и круга.
В-С какой новой объемной геометрической формой вы познакомились? Давайте все вместе назовем ее - конус. Вы молодцы!
Давайте громко крикнем УРА!
5. Введение нового знания в систему знаний.
-Играем в игру «Найди предмет похожий на конус?»
В- Нужно пройти по группе, внимательно посмотреть вокруг и найти предмет похожий на конус, объяснить почему вы его выбрали. (у него есть вершина и круглое основание, похож на конус).
В-Вы молодцы,все нашли предмет похожий на конус. Давайте высоко подпрыгнем.
-Физ. минутка.
В небе плавает луна. (покачивания влево и вправо)
В облака зашла она.
1,2,3,4,5 (хлопки в ладоши)
Можем мы луну достать. (руки вверх)
6,7,8,9,10-(хлопки над головой)
И пониже перевесить. (руки вниз)
10,9,8,7-(ходьба на месте)
Чтоб луна светила всем. (дети тихо садятся)
Ля-ля-ля-ля-ля- лядети идут боковым галопом.
Ля-ля-ля-ля-ля- ля (хлопают в ладоши)
Веселый Лунтик озорной (идут в центр круга)
К нам с луны пришел домой. (идут из круга)
Ты нас в гости позови (зовут руками к себе)
Про луну нам расскажи. (делают пружинку)
В- сейчас ребята, я вам предлагаю вылепить угощение для друзей Лунтика. (Конфеты в форме конуса)
Садитесь за столы, возьмите комочки из теста в ладошки и начинаем раскатывать:
1-кружочек, 2- кружочек получился колобочек, руки лодочкой сложили, форму конуса получили. Как вы думаете, на какуюобъемную г/ф похожи наши конфеты? (ответы детей)
В-Чем они похожи на конус (есть вершина, круглое основание, сбоку похожи на треугольник. А сейчас мы наши конфеты положим в коробку. Что у нас получилось? Много конусов. Вы молодцы,у всех получились конфеты в форме конуса! Справились и с этим заданием.
В-Ребята, вы не забыли, кому мы должны помочь? О чем он нас просил? (построить ракету). Друзья Лунтика нам прислали рисунки геометрических форм необходимых для постройки ракеты, мы их видим на наших луновизорах.
В - Играем в игру «Фотографы»
В- на столе лежат фотографии, на них рисунки геометрических форм. Внимательно посмотрите фотографию, найдите такую же на луновизоре, расскажите, что цвет, форма и последовательность расположения геометричесих форм точно такая же как у вас на фотографии. Если вы правильно выполнили задание, то луновизоры зажгут свои лампочки. (дети берут фотографии г/ф и находят нужный на луновизоре) Молодцы! Вы все правильно распределили фотографии г/ф. Давайте друг с другом хлопнем ладошкой рука об руку.
В-Ребята, вы не забыли, О чем он нас просил Лунтик? (построить ракету)
В- Играем в игру «Построй ракету»
В - Ребята, а сейчас вы будете конструкторами космических ракет.
В -Нужно из об геометрических фигур построить ракеты для Лунтика и его друзей. У вас есть эмблемы разные по цвету. Дети с синими эмблемами Подойдите к синему обручу, а дети с красными эмблемами к красному обручу. (Дети берут геометрические формы и в обручах строят ракеты.)
В-Из каких г/ф вы построили ракету? Каких фигур больше у ракеты? (конусов).
Молодцы, ребята вы смогли построить ракеты.
6. Рефлексия
В - Ребята, о чем нас просил Лунтик? (построить ракету)
- Что помогло вам построить ракету? (Игры)
- В какие игры мы играли? (ответы детей.)
-С какой новой г/ф вы познакомились? (Конус)
-Кому вы дома расскажете о конусе?
-Кого вы научите играть в игры с конусом?
В-Молодцы ребята, мы помогли Лунтикупостроить для него и его друзей ракеты, познакомились с новой объемной геометрической /фигурой- конусом.
Давайте громко крикнем УРА!
(Курьер стучит в дверь приносит подарок от Лунтика и вручает коробку. (вос-ль расписывается в получении) Д/с 32 «Чайка», гр №5 ,вы выполнили сигнал «sos», вам доставка подарков. Распишитесь.
В- Ребята, Лунтик дарит вам космические шлемы и приглашает вас к себе в гости на луну.
(колпачки в форме конусов)
Комментарии к сценарию:
Образовательная ситуация подготовлена и проведена на основе дидактических принципов деятельностного метода.
Образовательные задачи решались на протяжении всей образовательной ситуации, дети познакомились с конусом и играли в разные игры используя новые знания и проговаривая математические термины в речи.
Развивающие задачи тоже решались на протяжении всей образовательной ситуации, дети думали, говорили, рассуждали, детская цель прошла через всю образовательную ситуацию.
Воспитательные задачи- дети старались слушать друг друга, договариваться во время игр, постройки ракеты
В первой части – введение в игровую ситуацию - созданы условия для возникновения у детей включения в игровую ситуацию. Была обозначена «детская»цель –помочь сказочному персонажу.
Во второй части- актуализация знаний и умений- закреплялись знания детей о паспортах объемных геометрических фигур через игру «Найди фигуру по паспорту». Дети определяли о/ф по паспорту, называли и показывали её. Этого было достаточно для знакомства с новой объемной фигурой.
В третей части было создано затруднение, в игре «Угадай-ка?» (Кто знает как называется эта объемная фигура? дети предлагали свои варианты названия фигуры, но правильного ответа не было. Затруднение привело к открытию нового знания. Для этого был использован диалог, в результате дети познакомились с новой о/ф конус. На этом этапе особое внимание уделялось активизации в речи детей нового понятия –конус.
На этапе введения нового знания в систему знаний были проведены игры «Найди предмет похожий на конус», «Лепка угощения для Лунтика и его друзей», «Фотографы», «Построй ракету». Здесь в цепочке игр закреплялись знания о конусе. В речи детей активизировались понятия: конус, вершина, основание. Объемная фигура. Деятельность детей поощрялась, создавалась ситуация успеха.
Во время подведения итога были сведены «детская» и «взрослая» цели, еще раз в речи зафиксировано новое понятие - конус. У нас была цель –помочь Лунтику построить ракету из о/г фигур, что помогло нам выполнить эту цель- знакомство с новой о/г фигурой.
Мы справились с заданием- ситуация успеха, значимая для детей. С детьми проводилась индивидуальная работа. Поддержка и поощрение малоактивных, стеснительных детей. Тема и задачи образовательной ситуации соответствуют программе и возрасту детей. Игровые ситуации выстроены логично, перед детьми ставились конкретные цели, давался четкий инструктаж. Дети понимали задания, выполняли их, помогали друг другу, радовались успехам. Поставленные цели выполнены, дети с заданием справились.
Таким образом, структура, технология и содержание образовательной ситуации соответствует дидактической системе технологии деятельностного метода и ФГОС. Образовательная ситуация проведена в игровой форме, дети самостоятельно выполняли задания, делали выводы и простые умозаключения. В ходе образовательной ситуации поддерживала с детьми партнерские взаимоотношения, участвовала вместе с детьми в играх, старалась задавать вопросы рассуждения- размышления «а как вы думаете?», принимала все ответы детей, не отвергая неправильный ответ. Если возникал неправильный ответ, старалась создать проблемную ситуацию и разрешить ее без назидания для ребенка.