Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Конус и пирамида»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : познавательное развитие (ФЭМП)
Возрастная группа: 4-5 лет, средняя группа
Тема: «Конус и пирамида»
Основные цели:
-Формировать представление о конусе и пирамиде, как об объемных фигурах.
-Учить находить в окружающей обстановке предметы в форме конуса и пирамиды.
-Учить находить паспорт фигур.
-Закреплять названия изученных геометрических фигур, умение распознавать и называть их.
-Развивать логическое мышление, внимание, память, умение анализировать.
Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „Конус и пирамида“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
-Активизировать и обогащать словарь детей: конус, паспорт.
-Развивать умение выделять свойства в предметах.
-Воспитывать умение работать в парах, договариваться.
Дидактические материалы: Блоки Дьенеша, карточки с символами, экран от теневого театра, лампа.
Оборудование: Конус, куб, шар, пирамида; паспорта объемных фигур; картинки с изображением предметов, имеющих форму конуса и пирамиды; по 2 куба, шара, круга, пирамиды, конуса, квадрата, чистого листа, черно-белые «фотографии» с изображением круга, треугольника, квадрата.
Краткая аннотация к работе: В рамках данной образовательной ситуации, которая проводится в игровой форме, у детей формируется представление об объемных фигурах. Созданы условия для принятия детьми «детской цели», самостоятельности детей в «открытии» нового знания, соблюдены дидактические принципы деятельностного метода.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать занятия детей об окружающем мире, развивать речь.
Воспитатель собирает детей около себя.
Воспитатель: Любите ли вы играть?
Дети: да
Воспитатель: В какие игры вы играете дома, а в какие на улице?
Ответы детей
Воспитатель: Есть ли игры, в которые можно играть только на улице? Какие?
Дети: да, футбол, салочки.
Воспитатель: Почему дома не играют в салочки или футбол?
Дети: мало места, можно разбить что-нибудь.
Воспитатель: Есть такая Геометрическая страна, в которой тоже живут дети. И они тоже любят играть.
Воспитатель: Хотите отправиться в Геометрическую страну и узнать, во что и как там играют дети?
Дети: да
Воспитатель: Тогда наше путешествие начинается. Раз, два, три, повернись, в стране Геометрических фигур окажись.
Дети идут с воспитателем к столам.
2. Актуализация
2.1. Игра «Найди нужный блок».
Дидактические задачи:
1) Актуализировать названия изученных геометрических фигур, умение распознавать и называть их, умение раскодировать символы.
2) Тренировать мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение. Развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, коммуникативные качества.
Воспитатель: Ребята, в детском саду страны Геометрических фигур есть охрана. В садик пускают только по пропуску.
Воспитатель ставит на стол блоки Дьенеша.
Воспитатель: Я вам выдам карточку с символами, а вы найдите по ней нужный блок. Если все правильно сделаете, то получите пропуск.
Дети получают карточки и находят соответствующую геометрическую фигуру.
Воспитатель: А теперь давайте встанем парами и проверим друг у друга, все ли правильно сделали, можно ли получить пропуска.
Проверку делаем все вместе в парах.
В ходе проверки воспитатель задает вопрос: Какую фигуру нужно было выбрать?
Воспитатель: Ну что ж, мы получили пропуски, добро пожаловать в детский сад.
Дети проходят к 2-м столам, на каждом из которых стоит куб, лежит шар, круг, квадрат и лист бумаги.
2.2. Игра «Прятки»
Дидактические задачи:
1) Закрепить названия изученных геометрических фигур, умение распознавать и называть их, уточнить представления об объемных и плоских фигурах.
2) Тренировать мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение. Развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, коммуникативные качества.
Воспитатель: В детском саду все дети вышли на прогулку (показывает на геометрические фигуры на столах) и решили поиграть в прятки. Стол-это участок и прятаться можно только на нем.
Дети садятся за столы, по 6 чел.
Воспитатель: Помогите геометрическим фигурам спрятаться, используя только то, что лежит на столах.
Дети выполняют задание, прячут круг и квадрат под лист бумаги.
Воспитатель: Кому удалось спрятаться?
Дети: Квадрату, кругу.
Воспитатель: Кто спрятаться не мог? Почему?
Дети: Куб, шар, потому что большие, объемные.
Воспитатель уточняет: куб и шар – объемные, а круг и квадрат – плоские.
Воспитатель: Какие еще плоские фигуры вы знаете? (Треугольник, овал, прямоугольник, четырехугольник).
Воспитатель: Какие еще объемные тела вы знаете? (Цилиндр, конус, пирамида).
3. Затруднение в ситуации
Игра «Фотографы».
Дидактическая задача: создать мотивационную ситуацию для формирования представлений об элементах пространственных геометрических фигур;
Воспитатель: Ребята, заведующая детским садом пригласила фотографа, чтобы сфотографировать к празднику отдельно каждую геометрическую фигуру ребенка. Но фотограф заболел, и заведующая просит нас помочь.
Поможете фигурам сфотографироваться?
Воспитатель ставит лампу и направляет свет сначала на куб, потом на шар.
(использовать экран от теневого театра)
Воспитатель: Какая фотография получилась?
Дети: квадрат, круг
Воспитатель направляет свет на конус и пирамиду,
Воспитатель: Какая фотография получилась?
Дети: треугольник
Воспитатель: В фотоателье фотографии напечатали, но они перепутались.
Воспитатель кладет на стол карточки с изображением круга, квадрата, 2 треугольников, и ставит куб, конус, пирамиду и шар.
Воспитатель: Ребята, понравиться ли детям, если им дадут чужую фотографию?
Дети: нет
Воспитатель: а что же делать?
Дети: подобрать фотографии фигурам
Воспитатель: Правильно, давайте поможем и подберем фотографии геометрическим фигурам.
Дети пробуют подобрать «фотографии»
Воспитатель: Смогли подобрать фотографии?
Дети: нет
Воспитатель: почему не смогли?
Дети: одна и та же фотография (треугольник) подходит к двум фигурам
Воспитатель: Значит чего- то мы не умеем?
Дети: не умеем правильно фотографировать
Воспитатель: чему нам надо научиться?
Воспитатель вместе с детьми формулирует цель: Научиться фотографировать фигуры так, чтобы по фотографиям можно было точно определить, какая фигура сфотографировалась.
4. «Открытие» нового знания (способа действия)
Игра «Фотографы» (продолжение).
Дидактическая задача: сформировать представления об элементах пространственных геометрических фигур.
Воспитатель: Как мы можем это узнать?
Дети: посмотреть в книге, спросить у старших
Воспитатель: Ребята, скажите, у фигур есть отличия?
Дети: да.
Воспитатель (берет конус и треугольную пирамиду) : Чем отличаются конус и треугольная пирамида?
Дети: у конуса есть круг, а у пирамиды - треугольник.
Воспитатель: Молодцы, значит, чтобы найти их фотографии, их надо фотографировать с разных сторон.
Воспитатель: Давайте рассмотрим конус. Какая фотография получится, если конус сфотографировать с этой стороны (воспитатель показывает торец конуса?
Дети: круг
Воспитатель: Сколько кругов будет у конуса?
Дети: 1
Воспитатель показывает паспорт конуса.
Воспитатель: Этот рисунок рассказывает о конусе почти все, как о человеке рассказывает паспорт. Это – паспорт конуса.
Воспитатель: А кто может рассказать, какой паспорт будет у треугольной пирамиды?
После рассказа воспитанника воспитатель вывешивает паспорт треугольной пирамиды.
Воспитатель: Молодцы, значит, как мы должны фотографировать геометрические тела, чтобы узнать его на фотографии?
Дети: с разных сторон.
Воспитатель: Чем отличается конус от пирамиды?
Дети: у конуса - круг, у пирамиды - треугольник и есть ребра.
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка
5.1. Игра «Найди похожие предметы».
Дидактическая задача:
1) Закрепить умение видеть конусообразную форму в предметах окружающего мира.
2) Тренировать мыслительные операции, анализ и сравнение; развивать внимание, речь.
Воспитатель: После прогулки и тихого часа дети из страны геометрических фигур сели играть. Давайте и мы к ним присоединимся. Ребятки, конус загрустил потому, что в группе нет никого, кто был бы на него похож. Он предлагает Вам подойти к доске и найти по одному предмету, который имеет конусообразную форму, затем поставить рядом с конусом. После выполнения задания воспитатель проверяет и благодарит детей от имени конуса.
5.2. Игра «Фотографы» (окончание)
Дидактическая задача:
1) Закрепить умение соотносить плоские геометрические фигуры с пространственными телами.
2) Развивать воображение, мелкие мышцы рук.
Дети садятся за столы, на столах у каждого ребенка листок бумаги,трафареты геометрических фигур,карандаш.
Воспитатель: Какую фигуру мы научились фотографировать?
Дети: Конус и пирамиду.
Воспитатель: А сейчас вы напечатайте их фотографии, а для этого мы еще раз внимательно рассмотрим конус и пирамиду со всех сторон. Дети на листочках изображают рисунок конуса или пирамиды.
6. Осмысление
Воспитатель: Вот и пришла пора возвращаться домой. Раз-два, повернись и в группу возвратись.
Воспитатель: Где вы сегодня побывали?
Дети: В стране геометрических фигур
Воспитатель: Что учились делать?
Комментарии к сценарию:
Образовательная ситуация подготовлена и проведена на основе дидактических принципов деятельностного метода.
В первой части – введение в игровую ситуацию – была проведена беседа с опорой на личный опыт детей. Нацелила детей на деятельность «Хотите отправиться в Геометрическую страну и узнать, во что и как там играют дети?» Тут же закрепила знания об окружающем нас мире.
Во второй части – актуализация – для того, чтобы нацелить детей на открытие нового знания, мы уточнили, что дети уже понимают. Они называли изученные геометрические фигуры, раскодировали и распознавали их.
В третьей части дети столкнулись с затруднением, которое было создано специально, для того, чтобы они самостоятельно нашли выход из создавшейся ситуации.
На этапе «открытие» нового знания дети сами предлагают варианты выхода из затруднительной ситуации (посмотреть в книге, спросить у взрослых, вопросы к детям были четкими, давались инструкции к пробному действию. Использовались игровые приемы, был показан паспорт конуса и пирамиды.
На этапе включение нового знания закрепили полученные знания, а именно конусообразную форму в предметах окружающего мира и при работе с раздаточным материалом. На протяжении занятия давалась оценка действиям детей. На данном этапе идет связь нового «открытого» знания с имеющимся у детей опытом.
Мы справились с заданиями – ситуация успеха, значимая для детей. Тема и задачи образовательной ситуации соответствуют программе и возрасту детей. Игровые ситуации выстроены логично, перед детьми ставились конкретные цели, давался четкий инструктаж. Дети понимали задания, выполняли их и помогали друг другу, радовались успехам. Поставленные задачи выполнены, дети с заданиями справились.
Использованная литература:
1. Петерсон Л. Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Построение непрерывной сферы образования. – М. : АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2007.
2. Концептуальные идеи примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Мир открытий» (от рождения до 7 лет). Научно-методическое пособие / Под. ред. Л. Г. Петерсон. – М. : Институт СДП, 2011.
3. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» // Научный руководитель Л. Г. Петерсон / Под ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. – М. : Цветной мир, 2012.
4. Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий». // Научный руководитель Петерсон Л. Г. / Под ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. – М. : Цветной мир, 2012.
5. Материалы Федеральной инновационной площадки: Рекомендации по разработке сценариев занятий "Открытия" нового знания в технологии "Ситуация", 2017.