Папки-передвижки

Образовательная ситуация с дошкольниками «Конус и пирамида»

Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Конус и пирамида»
▼ Скачать + Заказать документы

Образовательная область : познавательное развитие (ФЭМП)

Возрастная группа: 4-5 лет, средняя группа

Тема: «Конус и пирамида»

Основные цели:

-Формировать представление о конусе и пирамиде, как об объемных фигурах.

-Учить находить в окружающей обстановке предметы в форме конуса и пирамиды.

-Учить находить паспорт фигур.

-Закреплять названия изученных геометрических фигур, умение распознавать и называть их.

-Развивать логическое мышление, внимание, память, умение анализировать.

Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „Конус и пирамида“» размещена в разделах

-Активизировать и обогащать словарь детей: конус, паспорт.

-Развивать умение выделять свойства в предметах.

-Воспитывать умение работать в парах, договариваться.

Дидактические материалы: Блоки Дьенеша, карточки с символами, экран от теневого театра, лампа.

Оборудование: Конус, куб, шар, пирамида; паспорта объемных фигур; картинки с изображением предметов, имеющих форму конуса и пирамиды; по 2 куба, шара, круга, пирамиды, конуса, квадрата, чистого листа, черно-белые «фотографии» с изображением круга, треугольника, квадрата.

Краткая аннотация к работе: В рамках данной образовательной ситуации, которая проводится в игровой форме, у детей формируется представление об объемных фигурах. Созданы условия для принятия детьми «детской цели», самостоятельности детей в «открытии» нового знания, соблюдены дидактические принципы деятельностного метода.

Ход образовательной ситуации:

1. Введение в ситуацию

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать занятия детей об окружающем мире, развивать речь.

Воспитатель собирает детей около себя.

Воспитатель: Любите ли вы играть?

Дети: да

Воспитатель: В какие игры вы играете дома, а в какие на улице?

Ответы детей

Воспитатель: Есть ли игры, в которые можно играть только на улице? Какие?

Дети: да, футбол, салочки.

Воспитатель: Почему дома не играют в салочки или футбол?

Дети: мало места, можно разбить что-нибудь.

Воспитатель: Есть такая Геометрическая страна, в которой тоже живут дети. И они тоже любят играть.

Воспитатель: Хотите отправиться в Геометрическую страну и узнать, во что и как там играют дети?

Дети: да

Воспитатель: Тогда наше путешествие начинается. Раз, два, три, повернись, в стране Геометрических фигур окажись.

Дети идут с воспитателем к столам.

2. Актуализация

2.1. Игра «Найди нужный блок».

Дидактические задачи:

1) Актуализировать названия изученных геометрических фигур, умение распознавать и называть их, умение раскодировать символы.

2) Тренировать мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение. Развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, коммуникативные качества.

Воспитатель: Ребята, в детском саду страны Геометрических фигур есть охрана. В садик пускают только по пропуску.

Воспитатель ставит на стол блоки Дьенеша.

Воспитатель: Я вам выдам карточку с символами, а вы найдите по ней нужный блок. Если все правильно сделаете, то получите пропуск.

Дети получают карточки и находят соответствующую геометрическую фигуру.

Воспитатель: А теперь давайте встанем парами и проверим друг у друга, все ли правильно сделали, можно ли получить пропуска.

Проверку делаем все вместе в парах.

В ходе проверки воспитатель задает вопрос: Какую фигуру нужно было выбрать?

Воспитатель: Ну что ж, мы получили пропуски, добро пожаловать в детский сад.

Дети проходят к 2-м столам, на каждом из которых стоит куб, лежит шар, круг, квадрат и лист бумаги.

2.2. Игра «Прятки»

Дидактические задачи:

1) Закрепить названия изученных геометрических фигур, умение распознавать и называть их, уточнить представления об объемных и плоских фигурах.

2) Тренировать мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение. Развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, коммуникативные качества.

Воспитатель: В детском саду все дети вышли на прогулку (показывает на геометрические фигуры на столах) и решили поиграть в прятки. Стол-это участок и прятаться можно только на нем.

Дети садятся за столы, по 6 чел.

Воспитатель: Помогите геометрическим фигурам спрятаться, используя только то, что лежит на столах.

Дети выполняют задание, прячут круг и квадрат под лист бумаги.

Воспитатель: Кому удалось спрятаться?

Дети: Квадрату, кругу.

Воспитатель: Кто спрятаться не мог? Почему?

Дети: Куб, шар, потому что большие, объемные.

Воспитатель уточняет: куб и шар – объемные, а круг и квадрат – плоские.

Воспитатель: Какие еще плоские фигуры вы знаете? (Треугольник, овал, прямоугольник, четырехугольник).

Воспитатель: Какие еще объемные тела вы знаете? (Цилиндр, конус, пирамида).

3. Затруднение в ситуации

Игра «Фотографы».

Дидактическая задача: создать мотивационную ситуацию для формирования представлений об элементах пространственных геометрических фигур;

Воспитатель: Ребята, заведующая детским садом пригласила фотографа, чтобы сфотографировать к празднику отдельно каждую геометрическую фигуру ребенка. Но фотограф заболел, и заведующая просит нас помочь.

Поможете фигурам сфотографироваться?

Воспитатель ставит лампу и направляет свет сначала на куб, потом на шар.

(использовать экран от теневого театра)

Воспитатель: Какая фотография получилась?

Дети: квадрат, круг

Воспитатель направляет свет на конус и пирамиду,

Воспитатель: Какая фотография получилась?

Дети: треугольник

Воспитатель: В фотоателье фотографии напечатали, но они перепутались.

Воспитатель кладет на стол карточки с изображением круга, квадрата, 2 треугольников, и ставит куб, конус, пирамиду и шар.

Воспитатель: Ребята, понравиться ли детям, если им дадут чужую фотографию?

Дети: нет

Воспитатель: а что же делать?

Дети: подобрать фотографии фигурам

Воспитатель: Правильно, давайте поможем и подберем фотографии геометрическим фигурам.

Дети пробуют подобрать «фотографии»

Воспитатель: Смогли подобрать фотографии?

Дети: нет

Воспитатель: почему не смогли?

Дети: одна и та же фотография (треугольник) подходит к двум фигурам

Воспитатель: Значит чего- то мы не умеем?

Дети: не умеем правильно фотографировать

Воспитатель: чему нам надо научиться?

Воспитатель вместе с детьми формулирует цель: Научиться фотографировать фигуры так, чтобы по фотографиям можно было точно определить, какая фигура сфотографировалась.

4. «Открытие» нового знания (способа действия)

Игра «Фотографы» (продолжение).

Дидактическая задача: сформировать представления об элементах пространственных геометрических фигур.

Воспитатель: Как мы можем это узнать?

Дети: посмотреть в книге, спросить у старших

Воспитатель: Ребята, скажите, у фигур есть отличия?

Дети: да.

Воспитатель (берет конус и треугольную пирамиду) : Чем отличаются конус и треугольная пирамида?

Дети: у конуса есть круг, а у пирамиды - треугольник.

Воспитатель: Молодцы, значит, чтобы найти их фотографии, их надо фотографировать с разных сторон.

Воспитатель: Давайте рассмотрим конус. Какая фотография получится, если конус сфотографировать с этой стороны (воспитатель показывает торец конуса?

Дети: круг

Воспитатель: Сколько кругов будет у конуса?

Дети: 1

Воспитатель показывает паспорт конуса.

Воспитатель: Этот рисунок рассказывает о конусе почти все, как о человеке рассказывает паспорт. Это – паспорт конуса.

Воспитатель: А кто может рассказать, какой паспорт будет у треугольной пирамиды?

После рассказа воспитанника воспитатель вывешивает паспорт треугольной пирамиды.

Воспитатель: Молодцы, значит, как мы должны фотографировать геометрические тела, чтобы узнать его на фотографии?

Дети: с разных сторон.

Воспитатель: Чем отличается конус от пирамиды?

Дети: у конуса - круг, у пирамиды - треугольник и есть ребра.

5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка

5.1. Игра «Найди похожие предметы».

Дидактическая задача:

1) Закрепить умение видеть конусообразную форму в предметах окружающего мира.

2) Тренировать мыслительные операции, анализ и сравнение; развивать внимание, речь.

Воспитатель: После прогулки и тихого часа дети из страны геометрических фигур сели играть. Давайте и мы к ним присоединимся. Ребятки, конус загрустил потому, что в группе нет никого, кто был бы на него похож. Он предлагает Вам подойти к доске и найти по одному предмету, который имеет конусообразную форму, затем поставить рядом с конусом. После выполнения задания воспитатель проверяет и благодарит детей от имени конуса.

5.2. Игра «Фотографы» (окончание)

Дидактическая задача:

1) Закрепить умение соотносить плоские геометрические фигуры с пространственными телами.

2) Развивать воображение, мелкие мышцы рук.

Дети садятся за столы, на столах у каждого ребенка листок бумаги,трафареты геометрических фигур,карандаш.

Воспитатель: Какую фигуру мы научились фотографировать?

Дети: Конус и пирамиду.

Воспитатель: А сейчас вы напечатайте их фотографии, а для этого мы еще раз внимательно рассмотрим конус и пирамиду со всех сторон. Дети на листочках изображают рисунок конуса или пирамиды.

6. Осмысление

Воспитатель: Вот и пришла пора возвращаться домой. Раз-два, повернись и в группу возвратись.

Воспитатель: Где вы сегодня побывали?

Дети: В стране геометрических фигур

Воспитатель: Что учились делать?

Комментарии к сценарию:

Образовательная ситуация подготовлена и проведена на основе дидактических принципов деятельностного метода.

В первой части – введение в игровую ситуацию – была проведена беседа с опорой на личный опыт детей. Нацелила детей на деятельность «Хотите отправиться в Геометрическую страну и узнать, во что и как там играют дети?» Тут же закрепила знания об окружающем нас мире.

Во второй части – актуализация – для того, чтобы нацелить детей на открытие нового знания, мы уточнили, что дети уже понимают. Они называли изученные геометрические фигуры, раскодировали и распознавали их.

В третьей части дети столкнулись с затруднением, которое было создано специально, для того, чтобы они самостоятельно нашли выход из создавшейся ситуации.

На этапе «открытие» нового знания дети сами предлагают варианты выхода из затруднительной ситуации (посмотреть в книге, спросить у взрослых, вопросы к детям были четкими, давались инструкции к пробному действию. Использовались игровые приемы, был показан паспорт конуса и пирамиды.

На этапе включение нового знания закрепили полученные знания, а именно конусообразную форму в предметах окружающего мира и при работе с раздаточным материалом. На протяжении занятия давалась оценка действиям детей. На данном этапе идет связь нового «открытого» знания с имеющимся у детей опытом.

Мы справились с заданиями – ситуация успеха, значимая для детей. Тема и задачи образовательной ситуации соответствуют программе и возрасту детей. Игровые ситуации выстроены логично, перед детьми ставились конкретные цели, давался четкий инструктаж. Дети понимали задания, выполняли их и помогали друг другу, радовались успехам. Поставленные задачи выполнены, дети с заданиями справились.

Использованная литература:

1. Петерсон Л. Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Построение непрерывной сферы образования. – М. : АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2007.

2. Концептуальные идеи примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Мир открытий» (от рождения до 7 лет). Научно-методическое пособие / Под. ред. Л. Г. Петерсон. – М. : Институт СДП, 2011.

3. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» // Научный руководитель Л. Г. Петерсон / Под ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. – М. : Цветной мир, 2012.

4. Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий». // Научный руководитель Петерсон Л. Г. / Под ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. – М. : Цветной мир, 2012.

5. Материалы Федеральной инновационной площадки: Рекомендации по разработке сценариев занятий "Открытия" нового знания в технологии "Ситуация", 2017.

Публикации по теме:

Образовательная ситуация с дошкольниками «Крямнямчики» Образовательная область: художественно – эстетическое развитие Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет) Тема: «Крямнямчики» Основные.

«В мире книг». Образовательная ситуация с дошкольниками в технологии «ситуация» Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие. Познавательное развитие. Возрастная группа: старший дошкольный возраст (6-7.

Образовательная ситуация с Дошкольниками «Елочки» Образовательная область: художественно-эстетическая Возрастная группа: средняя (4-5 лет) Тема: «Елочки» Основная цель: формирование представлений.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Молочный завод» Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа: 5-6 лет, старшая группа Тема: «Молочный завод» Основные цели: - расширять.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Огородники» Образовательная область: Познавательное развитие Возрастная группа: Средняя группа Тема: «Огородники» Основные цели: закрепить и расширить.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Самое страшное» Образовательная область: Развитие речи Возрастная группа: подготовительная Тема: «Самое страшное» Основные цели: Учить детей составлять.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Весенние приключения» Образовательная область: «Речевое развитие», «Познавательное развитие». Возрастная группа: подготовительная к школе группа Тема: «Весенние.

Образовательная ситуация с дошкольниками «В картинной» .

Образовательная ситуация с дошкольниками «Юные спасатели» Образовательная область: «Познавательное развитие», «Физическое развитие» Возрастная группа: старший дошкольный возраст Тема: «Юные спасатели».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательная ситуация с дошкольниками «Конус и пирамида»
Опубликовано: 30 марта 2019 в 16:16
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками «Конус и пирамида»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Скрягина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД