Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация «В гости к Маше. Ознакомление с образованием числа 5 и цифрой 5»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : познавательное развитие (ФЭМП)
Возрастная группа: старшая (логопедическая) группа (5-6 лет)
Тема: «Ознакомление с образованием числа 5 и цифрой 5»
(«В гости к Маше»)
Образовательные задачи :
1. Способствовать созданию условий для ознакомления детей с образованием числа 5 из двух меньших и цифрой 5.
2. Содействовать развитию внимания, мышления, речи.
3. Воспитывать желание помочь другим.
Дидактические материалы и оборудование:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 5. Состав числа пять, счёт до пяти
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2019
Демонстрационный материал-письмо, сундук.
Раздаточный материал-грибы, цветы, цифры, семена, карточки с цифрами.
Краткая аннотация к работе: в ходе данной образовательной ситуации дети знакомятся с образованием числа 5 из двух меньших и цифрой 5. У детей развивается внимание, мышление и речь, а также возникает желание помочь другим персонажам.
«Детская цель»- помочь Маше узнать что означает рисунок и открыть сундук.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в игровую ситуацию
Дидактические задачи: создать условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность.
Ребята, вы любите мультфильмы? Какие вы мультфильмы знаете? Вот сегодня в детский сад пришло письмо от Маши и Миши.
«Дорогие ребята, мы нашли сундук и не можем открыть его, потому что на замке какой- то рисунок. Мы не знаем, что он означает. Посылаем вам рисунок с замка. Помогите его разгадать и открыть сундук. Мы очень надеемся на вашу помощь.
Маша и Миша»
Ребята, вы согласны помочь Маше и Мише?
Дети: да.
Вы запомнили о чём они просят.
(Надо узнать, что обозначает рисунок и помочь открыть сундук)
А чтобы помочь Маше и Мише мы должны поиграть в разные игры и познакомиться с новым числом и цифрой.
Подумайте, как можно очутиться в сказочном лесу у Маши и Миши?
2. Актуализация знаний
Дидактические задачи: актуализировать способ счёта до 4.
Я предлагаю поехать на поезде
Играем в игру «Найди билет»
Билетом будет карточка, выберите карточку на которой составлено число 4 и принесите мне.
Я контролёр- буду проверять билеты.
Почему ты выбрал эту карточку?
Ответы детей…
Молодцы! Все справились с заданием, выбрали билеты с числом 4.
Вот мы отправляемся в лес.
Песня «Вот поезд наш едет, колёса стучат»
Вот поезд наш едет, колёса стучат
А в поезде этом ребята сидят
Чу- чу- чу-чу.
3. Затруднение.
Дидактические задачи: уточнить способы сравнения предметов по количеству; создать мотивационную ситуацию для ознакомления с числом 5;
Сформировать опыт под руководством педагога фиксации затруднения того, как получить одинаковое количество предметов.
Вот мы приехали на поляну.
Ребята, посмотрите сколько много грибов на поляне.
Играем в игру «Собери грибы»
Чтобы всем хватило грибов, надо собрать по 4 гриба и выложить на пеньке.
Сколько у тебя грибов?
Ответы детей…
Всем хватило по 4 гриба, значит все посчитали правильно.
Я тоже нашла грибы, но не успела их сосчитать. Помогите мне «сосчитать грибы»
Дети считают.
Одинаково ли у нас грибов?
Ответы детей…
Сколько у вас грибов?
Ответы детей - 4
А у меня?
Ответы детей(5)
Что больше 4 или 5? На сколько 5 больше 4?
Ответы детей…
Что надо сделать, чтобы грибов у вас и у меня стало поровну?
Ответы детей…
Вы хотите, чтобы у вас стало 5 грибов?
Что для этого надо сделать?
Ответы детей (надо взять ещё грибы)
Сколько ещё грибов надо взять каждому, чтобы получилось число 57
Ответы детей…
4. Открытие нового знания
Дидактические задачи: сформировать представление о способе получения числа 5 и цифре 5.
Дети берут по одному грибу.
Сколько стало грибов? Как получилось число 5?
Ответы детей(4+1)
Вы рады, что у вас стало по 5 грибов.
Вот мы узнали, как получить число 5.
Какой цифрой обозначают число 5, кто знает?
Найдите цифру 5.
Вот мы и познакомились с новым числом 5 и цифрой 5. Ура!
5. Введение знаний в систему знаний
Дидактические задачи: закрепить способы нахождения числа 5; сформировать опыт действия по алгоритму и выражения в речи его основных шагов, нахождения и исправления ошибок.
Играем в игру «Украсим цифру 5»
Возьмите карточку с цифрой 5 и украсьте семенами цифру.
Вдавливаем семена друг за другом в пластилин по форме цифры.
Покажите цифры нашим гостям.
Молодцы, все красиво украсили цифру 5.
А сейчас предлагаю отдохнуть под музыку.
Играем в игру «Весёлый счёт»
Под музыку ходим, танцуем. Как только музыка остановится построимся в круги по столько человек какую цифру я покажу(1, 2, 3, 4, 5)
Играем. Все правильно строили круг. Молодцы!
Играем в игру «Собери букеты»
Надо разложить цветы двух видов так, чтобы получилось число 5 разными способами и выложить под ними цифры.
На верхнюю полоску положите 4 колокольчика, а сколько положить ромашек, чтобы получилось число 5, догадайтесь сами.
Цветы выложили, пересчитываем. Получилось 5.
Сколько ромашек вы положили?
Запишем цифрами на следующей полоске.
Сколько колокольчиков? (4)
Цветов стало больше или меньше? Поставим знак +(плюс). Сколько ромашек? (1) = (равно)5. Правильно составили букет?
На следующей полоске другой букет.
Выложите 3 ромашки, в сколько колокольчиков догадайтесь сами. Пересчитываем. Сколько получилось цветов? (5) Правильно?
А теперь на следующей полоске запишем цифрами.
Сколько ромашек? (3) цветов больше или меньше? Какой знак поставим? +(плюс)
Сколько колокольчиков (2). Равно5. 3+2=5
Сколько цветов? По скольку цветов в букете?
Правильно мы собрали букеты?
Ответы детей…
Мы молодцы, собрали букеты по 5 цветов разными способами.
Значит как можно получить число 5.
Ответы 3+2=5
Ребята, а зачем мы пришли в лес?
О чём нас просили Маша и Миша?
Ответы детей (разгадать рисунок)
Разгадаем рисунок на замке.
Подумайте, чтобы он мог значить?
Что бывает на замке? (код, число, шифр)
Может это число?
Почему думаете число 5? Докажите.
Сколько красных кругов? (3) Сколько синих?2) сколько всего? (5)
Значит на замке число 5.
Вы молодцы! Разгадали секретный рисунок.
Вот Маша и Миша.
Мы смогли узнать, что означает рисунок на замке.
Мы узнали, что рисунок- это число 5., а теперь попробуем открыть сундук.
Посмотрите, на замке, где рисунок ключик. Как вы думаете, что надо сделать?
Сколько раз надо покрутить?
Считаем все вмете 1, 2, 3, 4, 5.
Ура, сундук открылся, а что в сундуке?
Ребята, нам пора в детский сад.
Закрыли глаза. Считаем до 5.
Раз, два, три, четыре, пять
Вот мы и в садике опять.
6. Рефлексия. Итог.
Дидактические задачи: фиксирование детьми достижения «детской цели». Проговаривание условий, которые позволили добиться этой цели.
Где мы сегодня побывали?
Зачем мы туда ходили?
Кому смогли помочь?
А какое задание было в письме?
Смогли мы им помочь?
А что нам помогло разгадать рисунок?
Что нового мы узнали сегодня?
(как получается число 5)
А кого вы научите дома?
В какие игры мы играли?
Справились мы с заданиями?
Значит молодцы, ура!