ГАЛИНА БОНДАРЕВА
Образовательная психолого-педагогическая программа для родителей «Умный родитель»
▼ Скачать + Заказать документы
Поступление в школу - это основной этап в жизни ребенка. Каждый из родителей, провожая своего ребенка в 1 класс, надеется, что он будет учиться успешно. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности. Важную роль здесь играет семейное воспитание. Зная особенности своего ребенка, родители смогут скорее найти подход к нему и помочь учителю выбрать наиболее эффективные методы воздействия в каждом конкретном случае. В их силах предупреждать нежелательные проявления характера ребенка, совместно вырабатывать оптимальный стиль поведения для многих прогнозируемых ситуаций, тем самым создавая оптимальные условия для адаптации ребенка к школе. Родители, устраняя как внешние, так и внутренние причины проявления негативного поведения детей: предупреждение неуспеваемости, отставания школьников в обучении, школьного невроза, агрессивного поведения, социально-педагогической запущенности помогают ребенку стать успешнее. Если же эти надежды не оправдываются, то причину неудач обычно начинают искать непосредственно в школе: в условиях обучения ребенка, в отношении к нему учителя, в «неудачных» одноклассниках и т. п. Мысль родителей при этом, как правило, уже не возвращается к дошкольному возрасту, хотя именно в нем чаще всего и бывают заранее запрограммированы все возникающие в дальнейшем школьные проблемы.
Публикация «Образовательная психолого-педагогическая программа для родителей „Умный родитель“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Работа психолога. Программы
- Темочки
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
По мнению Бережновой О. В., проблема готовности, а скорее неготовности к школьному обучению актуальна не только для учителей, принимающих детей в первый класс, и педагогов, на которых непосредственно лежит нагрузка предшкольной подготовки, но и для родителей, которые хотят видеть своих детей успешными в школе.
Актуальность проблемы, очевидна, так как исследования показывают, что более половины опрошенных отцов и матерей признают недостаточность своих психолого-педагогических знаний, наличие проблем в общении с детьми, необходимость в специализированной профессиональной помощи.
Если ранее существовали общие ориентиры для воспитания детей, то теперь – другие родители, другие дети, другие взгляды на воспитание. Родителям необходима краткая, емкая информация, которая поможет им справляться с затруднениями в повседневной жизни, в решении их индивидуальных проблем. Мы как образовательное учреждение, в своей деятельности призваны помочь родителям приобрести необходимые педагогические знания, узнать особенности физического и психического развития ребенка предшкольного возраста, познакомить их с практическими методами работы по подготовке детей к школе. Сила влияния семьи в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных ситуациях и условиях. Поэтому нельзя недооценивать роль семьи в подготовке детей к школьному обучению. Для решения данной проблемы на базе МБДОУ Детского сада № 14 «Ивушка» разработана образовательная программа психолого – педагогического сопровождения родителей будущих первоклассников «Умный родитель», которая осуществляет работу в рамках клуба «Родительская академия». Участниками программы стали педагог – психолог, педагоги, родители и дети подготовительной к школе группы нашего ДОУ.
Цель данной программы : профилактика школьной дезадаптации через повышение компетентности родителей в вопросах психологической готовности ребенка к обучению в школе.
Задачи:
1. Познакомить родителей с основными понятиями «готовность к обучению в школе», «кризис семи лет», «адаптация к школе».
2. Помочь родителям увидеть свои неэффективные способы общения и взаимодействия с детьми.
3. Сформировать у родителей новые эффективные способы общения с детьми.
4. Формировать психолого – педагогическую компетентность родителей по вопросам подготовки детей к школе в условиях семейного воспитания.
5. Систематизировать представления родителей о важных аспектах готовности ребенка к обучению в школе.
6. Помочь родителям осознать и отреагировать свою тревогу и переживания, связанные с поступлением в школу ребенка.
Основной метод нашей работы - интеграционный, а именно формирование целостности содержания образования за счет установления внутри - и междисциплинарных связей.
Образование взрослых имеет свои особенности, которые постарались учесть. В программе важно, что в андрагогической модели обучения взрослых ведущая роль в организации процесса обучения на всех этапах принадлежит самому обучающемуся. Взрослый обучающийся – активный элемент, один из равноправных субъектов процесса обучения. Основные формы занятий в рамках этого подхода: эксперименты, дискуссии, решение конкретных задач, различные виды игровой деятельности и т. д.
Составляя программу, учитывала, что готовность взрослых обучающихся учиться определяется их потребностью в изучении чего-либо для решения конкретных жизненных проблем. Программа в этом случае, должна быть построена на основе их возможного применения в жизни. В образовании взрослого основной акцент делается не на передаче ему некоего знания, умения, навыков, а прежде всего на развитии с их помощью личности обучающегося.
В 1970 г. М. Ш. Ноулс издал фундаментальный труд по андрагогике «Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики». В нем он сформулировал основные положения андрагогики:
• взрослому человеку, который обучается, — обучающемуся (а не обучаемому) принадлежит ведущая роль в процессе обучения;
• он, являясь сформировавшейся личностью, ставит перед собой конкретные цели обучения, стремится к самостоятельности, самореализации, самоуправлению;
• взрослый человек обладает профессиональным и жизненным опытом, знаниями, умениями, навыками, которые должны быть использованы в процессе обучения;
• взрослый ищет скорейшего применения полученным при обучении знаниям и умениям;
• процесс обучения в значительной степени определяется временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами, которые либо ограничивают, либо способствуют ему;
• процесс обучения организован в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего на всех его этапах.
Программа включает :
1. Диагностику семейных отношений и взаимоотношения с ребенком, через понимание родителями проблем, вытекающих из неправильно выбранного стиля семейного воспитания, повышая эффективность взаимоотношений между ребёнком и родителями.
2. Знакомство с критериями психологической готовности ребенка к школе.
3. Повышение психологической компетентности родителей.
4. Реорганизацию арсенала методов и средств гармоничного общения с ребенком.
5. Психологическую коррекцию страхов и проблем родителей.
6. Диагностику родителей на готовность к учебе их детей в школе.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа состоит из III этапов:
I этап - подготовительный.
Цель: определить и систематизировать запрос родителей на тематику и виды информирования.
На этом этапе проводилось:
• Анкетирование родителей (Приложение 1).
Здесь стояла цель выяснить, с какими проблемами сталкиваются родители при подготовке детей к школе, а так же в какой форме предоставлять родителям интересующую их информацию.
Анкета состоит из 8 вопросов, где родителям предлагается обвести предложенный вариант ответа или дописать свой.
В течение недели, в вечерний отрезок времени, когда родители забирают детей домой, воспитатель группы предлагала им заполнить анкету.
• Диагностика родителей по методике «Готовность родителей к обучению детей» «ГРОД» (Автор Хоменко И. А., приложение 2).
Цель методики (ГРОД) : выявить проблемы, с которыми сталкиваются родители, развить мотивацию родителей на самопознание и самообучение в процессе подготовки их детей к школе.
Сам опрос состоит из 50 вопросов, которые разделены на несколько позиций готовности родителей :
1) Психологическая готовность – 10 вопросов.
2) Педагогическая готовность – 20 вопросов.
3) Социально-юридическая готовность – 10 вопросов.
4) Материальная готовность родителей – 10 вопросов.
В каждом вопросе родителям предлагается отметить количество баллов, которое в наибольшей степени соответствовало развитию у них того или иного умения, где 1 балл – умение развито минимально, 10 баллов – умение развито максимально. Затем подсчитывается общее количество баллов и по каждому виду готовности, что и является критерием для оценки готовности родителей к школьному обучению детей. На основе данных критериев выделены следующие уровни:
Высокий – 80-100 баллов (160-200 - для педагогической готовности).
Средний – 40-79 баллов (80-159 - для педагогической готовности).
Низкий – 0-39 баллов (0-79 - для педагогической готовности).
Контент-анализ для определения тематики информирования, на основе запроса родителей определяется наиболее удобные формы информирования.
II этап – основной.
Цель данного этапа является профилактика дисгармоничных отношений в семье и формирование навыков сотрудничества взрослого и ребенка через подготовку к обучению в школе.
Включает в себя как теоретические, так и практические формы работы с родителями : тренинговые занятия, буклеты, анкетирование т. д.
Работа по программе проходит в форме тренинга и предназначена для родителей детей подготовительной к школе группы.
Тренинг рассчитан на 7 встреч продолжительностью 1-1,5 часа каждая с очередностью 1 раз в месяц. Первые 3 встречи проводятся для родителей, последующие 4 встречи - совместны с родителями и детьми. Условно программа тренинга разбита на 2 блока. Первый блок направлен на осознание родителями своей воспитательной стратегии, формирование эффективных способов общения с детьми и повышение грамотности родителей в области психологии детей старшего дошкольного – младшего школьного возраста. Второй блок направлен на гармонизацию отношений между родителями и детьми, формирование эффективных способов взаимодействия. При необходимости данные блоки можно использовать отдельно друг от друга в зависимости от поставленных задач.
. Структура занятий:
1. Разминка – включает в себя упражнения на знакомство, а так же энергоповышающие упражнения, снижающие эмоциональное напряжение участников и настраивающие их на дальнейшую совместную работу.
2. Основная часть – включает в себя лекционный материал, а так же игры и упражнения на получение и закрепление нового опыта.
3. Заключение – включает в себя игры и упражнения на сближение, а так же рефлексию полученного опыта.
III этап - заключительный
Цель: анализ проведенной работы.
На третьем этапе проводится повторная диагностика родителей, позволяющая определить эффективность проведённой работы. Повторная диагностика проводится по методике ГРОД, с целью выявления изменений в уровне готовности родителей к школьному обучению ребенка.
Программу ведёт педагог-психолог дошкольного учреждения.
Данная программа не имеет противопоказаний и ограничений в ее освоении.
Формы работы:
1. Беседы и дискуссии за круглым столом.
2. Информационно-просветительская газета.
3. Анкетирование.
4. Обсуждение педагогических ситуаций.
5. Моделирование игровых и проблемных ситуаций.
6. Практические советы и рекомендации.
7. Тренинги.
Процесс обучения строится как диалогическое общение и взаимодействие, при котором родители личностно, интеллектуально и социально активны и инициативны, заинтересованы в суждениях друг друга, дискутируют по поводу поднимаемых вопросов, отстаивают свои точки зрения, совместно выбирают наиболее обоснованные варианты разрешения проблемной ситуации. В нашем случае - как сформировать у своего ребенка психологическую готовность к обучению в школе.