Лариса Гаврилова
Образовательная программа дополнительного образования детей «Театральных дел мастера»
▼ Скачать + Заказать документы
I. Основная часть
1.1. Теоретическое и аналитическое обоснование значимости творческого развития детей средствами прикладного творчества и театрализованной деятельности.
В современной педагогической науке проблема становления творческой личности является на протяжении длительного времени одной из самых важных. Понятие, структуру и особенности проявления творческой деятельности рассматривают в своих работах философы, педагоги и психологи.
Публикация «Образовательная программа дополнительного образования детей „Театральных дел мастера“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Кружковая работа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные студии и кружки для детей. Планы, программы
- Темочки
В настоящее время сложилось несколько основных направлений в понимании процессов формирования творчества. Одно из них представляет творчество как качество личности, присущее человеку от рождения; из этого следует, что творчеству нельзя научить; оно либо есть, либо нет у человека. Авторы, поддерживающие данное направление предлагают создавать условия для формирования творчества, упражняя детей в «созерцании» окружающей жизни. (А. В. Бакушинский, КН. Вентцель, В. Глоцер, Р. Риччи, Ф. Шмит, А. Эренцвейг и др.).
Представители второго направления утверждают: творчество — это самовыражение личности, которое развивается самостоятельно при создании определенных условий для его формирования (Б. Джефферсон, В. Лоунфельд, Н. Михайловская и др).
Творчество — процесс взаимодействия человека с окружающей действительностью, творчеству можно научить и следует учить, оно не является врожденным качеством личности и формируется постепенно под воздействием воспитания и обучения. Врожденными могут быть задатки, на их основе при определенных условиях формируются художественно-творческие способности человека, черты творческой личности. (О. В. Дыбина, Т. С. Комарова, В. С. Кузин, Я. А. Пономарев, С. Я. Рубинштейн, Н. П. Сакулина, Б. М. Теплов, Е. А. Флерина, Т. Я. Шпикалова и многие другие педагоги и психологи).
Творчество ребенка не просто результат педагогического воздействия,а при этом дети являются субъектами творчества, активными участниками процесса развития. Поэтому творчество ребенка отличается неповторимостью, искренностью переживаний и ярко выраженной оценкой того или иного явления. Чем раньше ребенок будет вовлечен в творческую деятельность, тем более высоких результатов можно добиться в его общем художественном развитии.
Проблема формирования творчества детей дошкольного возраста в различных видах деятельности рассматривалась педагогами: в музыкальной (Н. А. Ветлугиной, Н. А. Метловым, О. П. Радыновой, М. Б. Зацепиной и др., литературной (Н. С. Карпинской, Л. А. Пеньевской, О. С. Ушаковой и др., игровой (В. В. Вороновой, Д. В. Менджерицкой, Н. Я. Михайленко и др., двигательной (А. В. Кенеман, Э. Я. Степаненковой и др, изобразительной (Е. А. Флериной, Н. П. Сакулиной, Е. И. Игнатьевым, Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой, Р. МЧумичевой и др, в процессе ознакомления с предметным миром (Дыбиной О. В., Кожохарь С. В. и др)
Эффективным средством формирования творческой личности в дошкольном возрасте, по мысли названных ученых, являются продуктивные виды деятельности.
Работа с разными материалами является такой продуктивной деятельностью, в результате, которой дети дошкольного возраста могут не просто создавать разнообразные поделки и игрушки, выполнять плоскостные и объемные композиции, но и выражать свое отношение к окружающему. В результате работы возникает реальный привлекательный для детей продукт (игрушка, поделка, подарок маме).
Под работой с разными материалами мы понимаем взаимодействие двух видов деятельности: аппликации и конструирования из бумаги, природного и бросового материалов (ручной труд). Такое объединение целесообразно, так как для создания разнообразных предметов используются одни и те же материалы и инструменты, применяются общие умения и навыки, используются педагогом при обучении одни и те же методы и приемы.
Изучением методов и приемов обучения, форм и способов организации в работе с разными материалами, ее значением в развитии творчества детей занимались многие исследователи. (В создании аппликационных работ из бумаги - З. А. Богатеева, И. Л. Гусарова; объемных поделок из бумаги - А. Н. Давидчук, В. Г. Нечаева, A.И. Савенков; из природного материала - И. Я. Базик, Ф. П. Филенко; из бросового материала - О. В. Дыбина и др.) Проблема взаимодействия декоративной деятельности (рисования, лепки, аппликации) и ручного труда (вышивки, инкрустации соломкой) как средства развития творчества дошкольников рассматривалась Е. Б. Горунович.
Несмотря на богатый опыт в области организации занятий в работе с бумагой, тканью, природным и бросовым материалом носят локальный характер. Нет комплексной системы занятий, где используются возможности взаимодействия продуктов прикладного творчества и средств коммуникативных навыков дошкольников.
Анализ опыта работы ОУ показывает, что в теории и практике воспитания детей в последние годы стала ярче проявляться новая тенденция. Вся система работы в ОУ ориентируется на ребенка, на раскрытие и реализацию потенциальных возможностей его развития.
Таким образом, педагогический процесс в ОУ должен обеспечивать у детей не только формирование системы знаний, умений и навыков, которые необходимы для обучения в школе, но и потребность в реализации своего творческого потенциала, способностей и интересов. А для этого просто необходимо создать условия, в которых каждый ребенок мог бы передавать свои эмоции, чувства, желания через применение продукта своей деятельности, сделанных руками детей в сотрудничестве с педагогом в театрализованной деятельности.
Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй, улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Наибольшая ценность детской театрализованной деятельности заключается в том, что драматизация непосредственно связана с игрой (Л. С. Выготский Н. Я. Михайленко, поэтому наиболее синкретична, т. е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют потешки, стихотворения, песенки и сказки.
Под театрализованными играми ученые понимают «игры в театр», «сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям»[Бочкарёва Л. П. ].
Театрализованные игры отличаются от сюжетно-ролевых игр не только сюжетом, но и характером игровой деятельности. Театрализованные игры являются играми-представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемого детьми в лицах. В них, как и в настоящем театральном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы. Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.
К режиссерским играм можно отнести настольный, теневой театр и театр на фланелеграфе : ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.
Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности - интонацию, мимику, пантомимику.
Л. В. Артемова предлагает следующую классификацию режиссерских игр,
Настольный театр игрушек. Используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.
Настольный театр картинок. Персонажи и декорации - картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.
Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе детьми из старых книг, журналов создаются самостоятельно.
Теневой театр. Для него необходимо экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием и т. д.
Л. В. Артемова также выделяет сколько видов игр-драматизаций дошкольников.
Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.
Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.
Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.
Также к драматизации относятся игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям.
Основные требования к организации театрализованных игр
• Содержательность и разнообразие тематики.
• Постоянное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.
• Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.
• Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.
Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей.
Многие авторы (Сорокина Н. Ф., Менджерицкая Д. В., Ануфриева Г. В. и др.) утверждают, что сейчас в ОУ дети стали меньше играть, особенно в театрализованные игры. Игры сворачиваются и не достигают развитой формы, что отрицательно отражается на психическом и личностном развитии детей. Для избежания этого необходимо влияние взрослых на развитие музыкально — театрализованных игр. Для того чтобы осуществить адекватные педагогические воздействия но отношению к театрализованной игре, необходимо хорошо понимать ее специфику, иметь представление о ее развивающем значении, о том, какой она должна быть на каждом возрастном этапе.
Наблюдение за театрализованной деятельностью детей показало несоответствие уровня развития театрализованной игры их возрастным возможностям и вживило трудности у взрослых по руководству театрализованными играми, поэтому целью моей работы стало создание условий для развития театрализованной деятельности посредством прикладного искуства.
В связи с этим театрализованные игры можно рассматривать, как игры, которые дают возможность развивать эмоциональную сферу ребенка, приобщить его к духовным ценностям, учить сочувствовать, сопереживать, развивать уверенность в себе. Так как она тесно связана с другими видами деятельности: игровой, музыкальной, речевой, двигательной, изобразительной, что позволяет решить многие педагогические задачи, касающиеся интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.
Театрализованные игры не только создают условия для приобретения новых знаний, умений и навыков, развития способностей и детского творчества, но и позволяет ребенку вступать в контакты с детьми других групп и взрослыми. Расширение круга общения создает полноценную среду развития, которая способствует самореализации каждого ребенка и взаимообогащению
Следует подчеркнуть, что если театрализованные игры выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающие функции, значит, они ни в коей мере не сводятся, только лишь к подготовке и показу спектаклей. Содержанием такой деятельности, является не только знакомство с текстом какого-либо произведения или сказки, но и с эмоциями. Каждый ребенок на дополнительном занятии имеет возможность проявить себя в какой-либо роли, ненавязчиво и непринужденно он учится перевоплощению, у него развивается уверенность в себе. Это поможет ребенку более полно реализовать свой творческий потенциал и накопить эмоционально-чувственный опыт.
Предлагаемая образовательная программа дополнительного образования «Театральных дел мастера» предназначена для детей старшего дошкольного возраста. У детей шестого-седьмого года жизни уже сформированы основные речевые, поведенческие, двигательные навыки и развита мелкая и крупная моторика руки. У детей этого возраста более устойчивая память, что позволяет им легче, чем младшим дошкольникам запоминать предлагаемые тексты. В этом возрасте ребёнок может легко оказаться от сиюминутного желания и подчиниться требованию выполнения взятой на себя роли.
1.2. Концептуальные основы развития у детей коммуникативных навыков средствами театрализованной деятельности.
Отечественная психология изучает социальные проблемы общения (Г. М. Андреева, А. А. Леонтьев, исследует возможности общения для развития личности (Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, А. А. Леонтьев, Б. Ф. Ломов и др.) В педагогике общение изучается, с одной стороны, как составная часть воспитательного процесса (А. В. Мудрик, с другой стороны, как характеристика профессиональной культуры педагога (И. И. Зарецкая, Л. А. Петровская, В. А. Сластенин, Г. С. Трофимова). Немногочисленную группу источников составили исследования по основам теории коммуникации (Р. Ф. Абдеев, Л. М. Землянова, Г. Г. Почепцов, А. И. Ракитов, межкультурной коммуникации (Т. Г. Грушевицкая, А. Б. Зверинцев, В. В. Знаков, П. Когделл, В. Д. Попков, A.B. Соколов, А. П. Садохин, в которых внимание сосредоточено на проблемах взаимоотношений культуры и коммуникации, культуры и поведения, этики и культуры (В. К. Белолипецкий, Г. Г. Воробьев, Л. Г. Павлова).
Проблема формирования коммуникативной составляющей готовности к школе рассматривалась многими зарубежными и российскими учеными, среди которых выделяются труды Л. Ф. Берцфаи, Л. И. Божович, JI.A. Венгера, Г. Витцлака, В. Т. Горецкого, В. В. Давыдова, A.B. Запорожца, Е. Е. Кравцовой, Н. И. Непомнящей, Н. В. Нижегородцевой, Т. В. Пуртовой и др.
Большое значение имеют труды в области теории социально-культурной деятельности М. А. Ариарского, Е. И. Григорьевой, С. Н. Иконниковой, Т. Г. Киселевой, Ю. Е. В. Литовкина, А. П. Маркова, Е. Г. Нефедовой, B.Н. Орлова, Г. А. Романовой, Ю. А. Стрельцова и др.
Таким образом, авторы с разных позиций рассматривали различные аспекты, но, несмотря на имеющиеся достижения, проблема разработки средств формирования коммуникативных навыков дошкольников остается на сегодняшний день далекой от своего завершения.
Ребенок дошкольного возраста имеет очень маленький опыт в освоении образного языка искусства. Его нужно очень многому научить: умению наблюдать, пользоваться различными художественными материалами, выражать свои мысли через изображение и т. п. Овладеть и развить творческие способности маленького таланта поможет образовательная программа дополнительного образования «Театральных дел мастера». На дополнительных занятиях через создание разных видов театра ребенок активно разовьет творческое воображение, фантазию, цветовосприятие, образное мышление, получит навыки полноценного общения. Стремление достичь качественных результатов будет говорить об их настойчивости, способности к преодолению трудности. При выполнении коллективных работ дети обучатся способам сотрудничества: договариваться об этапах работы над любым видом театра.
Когда речь заходит о детском театре, у большинства людей сразу возникают ассоциации с кукольным театром : красивое здание, гулкое фойе, затемненный зрительный зал, ярко освещенная сцена и чудесные куклы – герои сказочных историй. Однако ограничивать тему театра одними только куклами и актерами на сцене не совсем правильно. Театр как неотъемлемая часть культуры – это узкое понятие, хотя и самое привычное.
Театрализованные игры – наиболее распространённая форма организации детского досуга в группе. Детские спектакли с помощью разных видов театра пользуются заслуженной любовью детей и приносят огромное удовольствие организаторам постановок. Кукла или игрушка сама по себе очень близка детскому восприятию, ведь с этой игрушкой они знакомы с самого раннего детства, поэтому и воспринимают её как близкого друга. А если этот до сих пор безмолвный друг неожиданно оживает у них на глазах, сам рассказывает истории, поёт, смеётся и плачет – это зрелище превращается для них в настоящий праздник.
Однако нельзя рассматривать театр только как развлечение. Очень важно его воспитательное и познавательное значение. В дошкольный период у ребёнка начинают формироваться отношение к окружающему, характер, интересы. Именно в этом возрасте очень полезно показывать детям примеры дружбы, доброты, правдивости, трудолюбия.
Театр – искусство синтетическое, он воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств. Поэтому необходимо в подготовительной к школе группе пополнить и разнообразить содержание центра «Театр» разными видами театра, т. к. при показе спектаклей разными видами театра применяются и художественное слово, и наглядный образ – кукла, игрушка и декоративное оформление, и музыка – песня, музыкальное сопровождение. Умелое использование разных видов театра оказывает большую помощь в повседневной работе воспитателя по умственному, нравственному, эстетическому воспитанию дошкольников.
Роль разных видов театра и театрализованных игр в развитии ребёнка-дошкольника невозможно переоценить. Прежде всего, театрализованные игры помогают установить контакт с ребёнком, если он «закрепощён», эмоционально «зажат», боится незнакомых людей. Активно взаимодействуя в театрализованных играх, ребёнок постепенно становится более открытым, смелым в прямых контактах с окружающим миром, с людьми. Это позволяет ребёнку-дошкольнику наиболее безболезненно пройти период адаптации к школе, новым педагогам, учебным программам, а зачастую, и к новому детскому коллективу.
Дети шестого и седьмого года жизни уже, как правило, знают и любят театрализованные игры, с большим желанием участвуют в инсценировках. Перед педагогом стоит задача побуждать дошкольников к самостоятельным театрализованным играм, к драматизации знакомых литературных произведений.
Проблема: Не обоснован процесс формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Объект исследования: формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.
Гипотеза: Театрализованная деятельность может быть эффективной в формировании коммуникативной культуры детей дошкольного возраста при следующих условиях:
- организации развивающей предметно-пространственной среды в ОУ, выступающей в роли движущей силы в целостном процессе становления личности, что будет способствовать формированию коммуникативных навыков;
- создания единого смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов эффективного формирования коммуникативных навыков дошкольников в театрализованной деятельности;
- создания коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников со взрослыми и сверстниками как аспекта нравственного развития ребенка и становления личности ребенка-дошкольника при регулярной включенности в театрализованную деятельность.
- осуществления систематизации средств и методов театрализованной деятельности.
1.3. Цели и задачи программы дополнительного образования «Театральных дел мастера»
Цель:
• Развитие познавательных, конструктивных, творческих, и художественных способностей в процессе создания разных видов театра, используя различные материалы и техники.
• Развитие монологической и диалогической речи, внимания, памяти, мышления, пространственного воображения, художественного вкуса, коммуникативных способностей в театрализованной деятельности.
Задачи:
1. Обучить детей различным приемам преобразования бумаги, ткани, природного и бросового материалов.
2. Создать условия для развития творческой активности детей и эффективного формирования коммуникативных навыков средствами театрализованной деятельности.
3. Совершенствовать умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворение, песню для постановки; готовить необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля; распределять между собой обязанности и роли.
4. Развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа; отчетливость произношения.
5. Владеть всеми доступными видами театров (из спичечных коробков, на пружинках, на ложках, из старых газет, из бумаги «Оригами», из клубков, на пружинках, «Смешарики», из яичной скорлупы, из бросового материала, из природного материала и др.).
6. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца и чувство коллективизма.
Предложенная программа дополнительного образования «Театральных дел мастера» является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.
Кружковая работа проводится во 2 половину дня. Все дети обучаются по одной программе. Осуществляется индивидуальный подход, построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка на предложенное задание.
4. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Театральных дел мастера»
• выставка «Театров» на родительском собрании
• показ с помощью разных видов театра спектаклей, сказок, мини-сказок, потешек и т. д. (сотрудникам, малышам)
• выставки детских работ
• открытые и театрализованные мероприятия
• участие в мероприятиях разного уровня.
Способом проверки знаний и умений детей являются :