Фёдор Шураков
«Ненецкие подвижные игры». Модифицированная образовательная программа дополнительного образования для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Радуга»
Утверждаю
Заведующий МКДОУ детский сад «Радуга»
___ Синельникова О. В
Модифицированная образовательная программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста
На 2014-2015 годы
Авторы:
Шураков Фёдор Юрьевич. ,
Публикация «„Ненецкие подвижные игры“, Модифицированная образовательная программа дополнительного образования для дошкольников» размещена в разделах
- Игры народов севера
- Ненецкий край. Ненецкий автономный округ
- Подвижные игры для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
инструктор по физической культуре
Тазовский
2015г.
Пояснительная записка.
Физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении осуществляется как на специальных физкультурных занятиях, так и в игровой деятельности, и повседневной жизни детей.
Игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольников, отвечающая их жизненно важным потребностям. Игра занимает важнейшее место в жизни ребенка и является главным средством воспитания и оздоровления. Подвижные игры благоприятно влияют на весь организм ребёнка в целом. Радость и удовольствие сопровождают интересную, активную и доступную для ребёнка игру, она захватывает его, оказывая положительное влияние на общее физическое и умственное развитие.
Играя, ребёнок удовлетворяет свою потребность в движениях и одновременно с этим повторяет уже освоенный материал. Подвижные игры проводятся ежедневно в группе или на прогулке в зависимости от погодных условий. При активной деятельности детей на воздухе усиливается работа сердца и лёгких. Это оказывает благоприятное влияние на общее состояние детей: улучшается нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям.
С помощью ненецких подвижных сюжетных игр малыши легче проходят адаптацию в детском саду, учатся действовать по словесной инструкции взрослого. У них появляется интерес к занятиям, которые вызывают положительные эмоции, радостное настроение.
Влияние природно-климатических факторов Крайнего Севера (длительные, суровые зимы, низкие температуры воздуха и т. д.) приводят к сокращению или отсутствию прогулки, что создаёт дефицит движений.
Одним из наиболее эффективных способов решения данной проблемы в дошкольном учреждении является организация деятельности по Ненецким подвижным играм. Ненецкие подвижные игры создают благоприятные условия для развёртывания активной двигательной деятельности
Актуальность.
В связи с тем, что для дошкольников разработано недостаточное количество программ по подвижным играм, нами был систематизирован и обобщён опыт по этому вопросу. И разработана программа ненецких подвижных игр для дошкольников.
Целью является повышение двигательной активности детей дошкольного возраста, через организацию Ненецких подвижных игр.
Задачи:
- удовлетворение потребности детского организма в движениях;
- снижение тяжести адаптации детей к дошкольному учреждению;
-развитие двигательных, скоростно-силовых качеств, общей выносливости;
- развивать глазомер и силу рук; укреплять у детей силу мышц рук и туловища.
Таким образом, оптимальное использование Ненецких подвижных игр (физических упражнений) приводит к ослаблению стресса и напряжения детского организма, улучшает физическую, психическую и интеллектуальную работоспособность детей.
В подвижных играх в комплексе решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Здесь есть своя особенность; старшие дошкольники овладевают основами техники некоторых спортивных игр, их опыт обогащается специальными способами действий. Определёнными навыками поведения. Всё это подготавливает детей к активному участию в будущих школьных спортивных мероприятиях.
Большую воспитательную ценность имеют правила Ненецких подвижных игр. Они выступают, как своеобразные законы, выполнение которых обязательно для всех участников игры. Подчинение правилам требует от детей волевых проявлений, организованности, выдержки, умения управлять своими чувствами, движениями. Осознание их ведёт к тому, что дети становятся более организованными, приучаются оценивать свои действия и действия партнёров, помогать друг другу, радоваться успехам товарищей.
Систематическая, хорошо организованная работа с широким использованием Ненецких подвижных игр способствует воспитанию самостоятельности, умению организовывать игры без помощи взрослого, проявлять инициативу. Одновременно с воспитанием морально—волевых качеств личности в игре происходит активизация мыслительной деятельности ребё нка: тренируется внимание, уточняется имеющиеся представления. Понятия, развиваются воображения, память, сообразительность. Участие детей в игре учит ориентироваться в пространстве.
Оздоровительное значение – обуславливается активными двигательными действиями, которые чаще всего организуются на открытом воздухе.
От детей дошкольного возраста ещё не требуется обязательного целенаправленного проявления двигательных качеств. Однако Ненецкие подвижные игры заставляют ребёнка внимательно слушать сигналы, преодолевать препятствия (обегать предметы, ориентироваться в пространстве (находить своё место). Всё это является первоначальной ступенью развития двигательных качеств. Особенно ценными, являются игры с элементами соревнования. Игры эстафеты. В которых от ловкости и быстроты движений, самостоятельности, настойчивости, сообразительности, инициативы зависит достижение не только индивидуального, но и коллективного (командного) результата. В таких играх развитие физических и морально—волевых качеств взаимосвязано.
Радостное, приподнятое настроение является важным условием повышения заинтересованности детей в выполнении различных двигательных заданий, стремления произвести их быстро, ловко, с наименьшей затратой сил. Эмоциональное переживание в игре мобилизует все силы при достижении поставленной цели. Это ведёт к значительному усилению деятельности организма, повышению его функциональных возможностей. Улучшению обмена веществ.
Ненецкие подвижные игры находят применение не только при обучении основным движениям, но и при совершенствовании навыков спортивных упражнений.
Повторение элементов спортивных упражнений в игровой форме способствует более быстрому и прочному их усвоению, а затем и использованию в самостоятельной двигательной деятельности.
Данную программу могут использовать в своей деятельности инструктора по физической культуре дошкольных учреждений, воспитатели групп.
Младшая группа
Название игры Цель игры Разъяснение воспитателя
Хаерако - Солнышко Учить детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга. Приучать действовать по сигналу. Сегодня на улице очень тепло. Солнечный день. Гуляйте, бегайте, собирайте ягоды.
Солнце спряталось. Проливной дождь! Укройтесь от дождя! Бегите домой!
Дети бегут в чум.
Дождь уже прекратился. Солнце опять вышло. Погуляйте!
Лахацие”Мана – По кочкам Продолжать развивать координацию движений при ходьбе, ловкость и внимание при перешагивании из круга в круг. Сегодня мы будем ходить по кочкам. Долго будем гулять по кочкам. Вот так. Теперь гуляйте сами! Молодцы! Никто не упал!
Мюд - Аргиш Закрепить навыки ходьбы по извилистой линии. Учить сохранять правильную осанку при ходьбе, не наталкиваться на идущих впереди. Это след аргиша. Поедем по следу. Сейчас запряжем оленей. Эти олени – для мужской нарты. Эти - для женской нарты. Эти два оленя для нарты с вещами. Эти нарты для шестов чума. Вы двое – олени для нарты с домашней утворью. Оленей запрягли.
Вы все – возовые олени.
Вот какой длинный аргиш!
Поехали!Тяжи (ремни,цепи) крепкие. Олени тянут хорошо. Проедем целый перегон.
Яха’Варувна – По берегу реки Развивать умение держать равновесие, ловкость и внимание. Сейчас будем идти по берегу реки. Берега высокие. Слева вода. Берега реки узкие. Будем идти по узкой тропинке.
Сата”нё”Леко” – Проворные малыши Учить детей ползать разными способами. Развивать координацию движений, ловкость, воспитывать смелость. Это нарта для перевозки шестов чума. Это две ее продольные перекладины. Проползем под перекладинами на коленях. Ладони надо положить так. Голову надо наклонить вниз.
Лэ”Мороко” – Птички (Воробушки) Учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга; начинать движение, находить свое место по сигналу воспитателя. Птички полетели. Птички летают. Очень хорошо летают!
Ястреб летит. Он смотрит на птичек. Улетайте домой! Садитесь!
Ва” - Загон Закрепить навык бега врассыпную и в заданном направлении. Развивать внимание детей. Вы – олени. Вы будете нартами. Они будут оленеводами.
Венеко’ Нюкця” - Щенята Учить детей прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед; пролезать под нартой. Развивать ловкость. Вы будете щенятами. Я ваш хозяин. Вы будете хорошими, послушными щенками. я сейчас вас отвяжу. Идите играть! Резвитесь!
Вы пролезаете сквозь нарту. Затем прыгаете на двух ногах, передвигаясь вперед.
Сыра’Парандэй” (парамдэй”) – Снежные сугробы Продолжать развивать навык удерживать равновесие, умение спрыгивать с чего-либо. Воспитывать смелость. Это что? Это сугробы. Сугробы высокие. Будем ходить по краю сугроба. Будем спрыгивать с сугроба.
Ядэсумбава - Прогулка Закрепить навык ходьбы, бега врассыпную, прыжков (подпрыгивание на двух ногах, спрыгивание с невысоких кочек). Развивать координацию движений и умение держать равновесие. Запрягаем оленей в нарты аргиша. Сейчас поедем в тундру. Будем гулять по тундре, побегаем, попрыгаем.
Ена - Ручей Закрепеть умение перепрыгивать, отталкиваясь сразу двумя ногами. Воспитывать у детей смелость, ловкость. Это ручей. Ручей очень широкий. Ручей глубокий. Надо его перейти. Перепрыгнем через ручей! Не промочите ноги! Надо прыгать так.
Сегодня перейдем через три ручья. Сначало перепрыгнем узкий ручей. Второй ручей пошире. Третий – очень широкий. Надо хорошо прыгать.
Талрава – Охота на зверей способом загона Развивать ловкость в метании, быстроту в беге. Вы – охотники. Они – звери. Лисы, зайцы, песцы, волки, росомахи бегают по тундре. Поподавших в загон зверей надо подбить комом снега, мячом. Каждый охотник сам выбирает зверя. Если ком попал в выбраного зверя, то он останавливается и стоит на одном месте. Охотник должен добыть двух зверей.
Средняя группа
Название игры Цель Разъяснение воспитателя
Енерма - Стрельба Учить детей правильно держать лук и пользоваться им. Развивать глазомер, ловкость при стрельбе из лука. Это лук. Из лука стреляют. Это тетива лука. Это что? Это стрела. Сейчас будем стрелять. Лук надо держать левой рукой. Стрелу надо зацепить за тетиву. Тетиву со стрелой надо немного натянуть. Сейчас тетиву со стрелой надо отпустить. Вот так.
Тю”Умна – По воздуху Закрепить сформированные на предыдущих занятиях навыки ходьбы и бега со свободными и скоординироваными движениями рук и ног; умение изменять темп ходьбы и бега; удерживать лук левой рукой, тетиву со стрелой – правой рукой. Сегодня мы будем стрелять. Наши стрелы будут летать по воздуху. Смотрить, как надо стрелять.
Енерта” - Стрелки Научить детей стрелять в цель. Развивать меткость и глазомер. Сегодня мы опять будем стрелять. Вот мишень (цель). Наши стрелы сразу должны попасть в цель. Смотрить. Вот так. Глаза у нас зоркие. Руки наши не дрожат.
Лорце” Турухтаны (дикие петушки) Учить детей прыгать (спрыгивать, бегать врассыпную, действовать по сигналу. Турухтаны сидят на кочках. Турухтаны полетели. Они летают. Очень хорошо летают!
Лынзекова - Прятки Закрепить навыки ходьбы и бега врассыпную. Развивать внимание, выдержку. Вы будете прятаться. Я буду вас искать. Спрячтесь! Спрятались? Я начинаю искать. Куда спрятались дети? Где они?
Хабэвкунзь (Хоркынзь) – Охота на куропаток Продолжать развивать координацию движений (бег в разных направлениях, врассыпную; метание в цель, прыжки на двух ногах, прыжки с высоты 10 – 15 см). Вы – охотники. Будете стоять тут. Они – куропатки. Будут стоять там. Куропатки будут летать, бегать, прыгать по кочкам. Увидят охотника – улетают.
Яркола тоходанава” – Учимся арканить Учить детей метать аркан на дальность. Развивать глазомер, ловкость при выполнении упражнения. Совершенствовать пространственную ориентацию детей. Сегодня будем арканить. Будем учиться собирать и бросать аркан. Вот так беру аркан. Так держу петлю аркана. Вот так начинаю собирать. Собрал весь аркан. Держу крепко. Хорошо кинул аркан. Вот поймал!
Молодцы! Очень хорошо бросили аркан! Теперь арканте самостоятельно.
Ярколава” – Ловим оленей Совершенствовать пространственную ориентацию детей. Продолжать учить метанию. Способствовать формированию положительных эмоций при поподании в цель. Сейчас будем «ловить» рога оленей. Надо собрать петли аркана. Отсюда будем бросать аркан. Аркан надо бросить далеко. Будем «ловить» рога. Я буду бросать аркан на рог. Поняли?
Яркыбава – Поимка арканом Учить детей метать аркан на вертекально стоящую цель. Развивать ловкость, глазомер. Мы сейчас будем «ловить» хорей. Петля аркана должна охватить конец хорея. Поэтому петли аркана надо собрать хорошо. Арканы должны лететь по воздуху.
Ярколава – Ловля оленей Учить детей метать аркан на движущуюся цель. Развивать ловкость, быстроту. Сегодня мы опять будем ловить оленей. Оленеводы собираются на охоту.
Мы выберем оленеводов. Вы возьмите свои арканы. Там стойте. Собирайте петли аркана.
Вы – олени. Держите рога так. Будете бегать с рогами. Олени бегают. На кого попадет аркан, тот считается пойманым. Его оленевод привяжет к нарте. Олени прекратили свой бег. Наши олени спокойны, отдыхают. Оленеводы опять начали ловить арканом.
Старшая группа
Название игры Цель Разъяснение воспитателя
Лимбя Няби Нув’Сармик” – Орел и птицы Совершенствовать координацию движений (бег врассыпную, с препятствиями). Развивать внимание, ловкость и смелость. Сегодня мы опять поиграем. Один из нас будет орлом. Вот его гнездо. Он сидит в гнезде. Остальные будут разными птицами. Их гнезда находятся в разных местах: на краю кочки, под кустом, около лужиц. Определите сами, кто какой птицей желает быть: кто чайкой, кто куропаткой. Есть утки, гуси, гагары, воробьи.
Кто чайка? Какой звук издает чайка? (калев-калев)
Подскажите, как кричат утки (а-авлык, а-авлык).
Как кричит гагара? (товар-лык, товар-лык)
Вспомните звуки куропатки (каб-каб-кабэв, каб-каб-кабэв).
Как воробьи щебечут? (чик-чирик, чик-чирик)
Орел сидит в гнезде. Птицы полетели. Они бегают среди травы, чирикают, щебечут.
Как я скажу: «Орел летит!» - птицы должны молча лететь в свои гнезда. Если орел кого-то поймает, то он должен угадать птицу по крику. Угаданную птицу орел уводит в свое гнездо.
Ерангода – Караульщик (Пастух) Совершенствовать координацию движений (бег в чередовании с ходьбой, прыжки). Воспитывать взаимопомощь, развивать внимание. Опять поиграем. Сейчас выберем караульщика (пастуха). У него есть собака. Они (двое) будут стоять здесь. Там – волк. Остальные будут оленями. Вот место для оленей. Это будет пастбище.
Олени лежат около чума. Они проголодались. Зовут караульщика:
Пастух, пастух!
Хотим мы ягеля!
Гони, веди нас
На егельное место!
Караульщик начал перегонять оленей. Около него лает Тайко. Пастух погнал оленей пастись. Олени бегут легкой рысью. Оленята прыгают. Взрослые олени раскапывают копытами снег.
Слышен вой волка. Пастух очень громко кричит: «Волк идет!» Олени пугаются. Они бегут к чуму. Пастух защищает оленей от волка. Ему помогает собака.
Ханебцё няби пися” – Сова и мыши Совершенствовать координацию движений (бег врассыпную с препятствиями). Сейчас поиграем. Выберем сову. Остальные будут мышами. Ночью мыши пищат, бегают, играют. Сова сидит на сопке и слушает. Услышит писк мышей – летит ловить их.
Как я скажу: «Сова летит!» - вы должны бежать к своим норкам. Пойманную мышку сова уносит к себе.
Парнэко - Ведьма Совершенствовать координацию движений (бег врассыпную с препятствиями). Воспитывать взаимопомощь. Опять поиграем. Будем убегать от ведьмы. Каждый сам определит место, где может спрятаться. Место, где будет прятаться (куст тальника, кочка, ямка, будет считаться чумом (домом).
Надя, ты будешь ведьмой. Все остальные будут будут убегать от ведьмы. Каждый убежит, спрячется в своем чуме (доме). Пойманноговедьма уведет к себе на съедение. Поэтому не попадись ведьме! Бегите изо всех сил в свой чум!
Ведьма показалась! Она бежит к нам (многим! Бегите домой!
Ныера Няби Нохо’ – Канюк и леммминги Развивать координацию движений (бег врассыпную и на четвереньках). Весной с появлением проталин прилетают канюки. Канюки долго визжат: кэээ, кеэээ… Канюк любит ягоды, ест леммингов. Лемминг меньше водяной крысы (ондатры). Он пестрый. На поверхности земли много лемминговых троп. Зимой их ходы проходят под снегом. Под снегом они передвигаются ползком. Летом быстро бегают по тропкам. Под снегом тепло, есть еда. Днем и ночью лемминги только едят да спят. Они лежат в ямках. Если кто-то лезет к ним, они прыгают, кусаются, свистят. Они сердятся. Сейчас поиграем. Канюк будет сидеть тут. Ходы и тропки леммингов идут туда. По ходам и тропинкам бегают, ходят и ползают лемминги.
Канюк летит! Бегите к своим норкам!
Пёдхад”Хабэвко” – Драчливые куропатки Совершенствовать координацию движений (бег, подпрыгивание, скачки). Весной у самцов куропаток чернеет шея. Самцы драчуны. Два самца бросаются невстречу друг другу, быстро бегут впипрыжку. Стремительно движутся вперед, подпрыгивая, начинают драться. Отталкивают друг друга грудью. Расправляют крылья, упираются ногами. Куропатки только клохчут: кабэв, кабэв, кабэв! До устали будут бросаться. Очень интересно наблюдать!
Сейчас мы будем бороться, как куропатки. Вы по двое поднимитесь на бугорок. Расправте крылья. Выпятите грудь. Боритесь с клохтаньем. Бегайте, прыгайте, упирайтесь ногами, прикладывайте усилие! До устали боритесь!
Ханена - Охотник Совершенствовать координацию движений (бег в разных направлениях). Развивать внимание. Мы опять будем играть. Выберем охотника. Вот его чум. Охотник с луком, со стрелами. Остальные будут птицами. Они сами договариваются, каких птиц будут изображать. Есть гуси, утки, куропатки, канюки, совы, гагары, лебеди. Каждая группа птиц будет собираться на своем месте. Вспомните голоса разных птиц! Птицы будут летать, кричать. Сейчас все посмотрите – утки будут летать и кричать: а-а-авлык, а-а-авлык! Как я скажу: «Охотник идет!» - они с криком улетают на свое место. Охотник будет стреллять В кого попадет стрела, тот убит. Охотник уводит его к себе.
Пур” - Дымокур Совершенствовать координацию движений (бег с изменением направления, ориентацию в пространстве. Развивать внимание. Сегодня очень много комаров. Комары летают с жужжанием. Наши олени бьются от укусов комаров. Они начали быстро бегать. Очень много комаров! Надо зажеч дымокур. Прогоним комаров дымом! Дым стал очень большим. Олени бегут к дымокуру. Комары бояться дыма. Они улетели.
Вон, вон, вон! Добытая отцами, сшитая матерями, ваша одежда прокоптиться!
Талрава – Охота на песцов способом загона Закрепить навык метания в цель; продолжать развивать ловкость, внимание; вырабатывать быстроту бега. Наступило время охоты на песцов. Сейчас определимся так. Сначало выберем охотников на песца. Каждый из них поймает по два оленя. Мы все будем оленями. Поймали оленей! Запрягите их в нарты!
Вы будете песцами. Песцы бегают по тундре. Они ищут мышей и куропаток. Охотники будут окружать вас со всех сторон. Вы начнете убегать. Если пуля попадет в вас, то вы убиты.
Вы запрягли оленей? Ружья положили на нарты? Охотники поехали по тундре с песней.
Вот их песня:
По первому снегу,
По первому следу
За белым песцом
На охоту я еду…
Ойей! Ойей!
Далеко обходите песцов. Замкните загон из нарт. Стреляйте только в тех песцов, которые попали в загон.