МААМ-картинки

Программа дополнительного образования детей  «ЛФК на тренажерах» (старший дошкольный возраст)

Лариса Викторовна Ларцева
Программа дополнительного образования детей  «ЛФК на тренажерах» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы

(срок реализации 2 года)

1 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1. 1. Пояснительная записка

Основы здорового человека закладываются в детстве, поэтому сущность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ состоит в том, чтобы для каждого ребенка дошкольного возраста выбрать подходящую форму двигательной активности. Оптимальный двигательный режим - основа для нормального роста и гармоничного развития ребенка.

Поэтому в качестве одной из эффективных и современных форм физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ являются занятия на тренажерах.

Публикация «Программа дополнительного образования детей  „ЛФК на тренажерах“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах

Использование занятий на тренажерах позволит тренировать как сердечнососудистую, так и дыхательную системы детского организма. А развитие общей выносливости и физических качеств, обучение двигательным умениям и навыкам будут способствовать укреплению здоровья детей старшего дошкольного возраста в целом.

Упражнения, используемые на занятиях, позволят решить оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, направленные на совершенствование двигательного опыта детей, формирование у них интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями.

Если будут учтены возрастные особенности и физические возможности дошкольников, занятия с использованием тренажеров могут давать различные результаты в оздоровительном, воспитательном и образовательном отношении.

Старший дошкольный возраст характеризуется тем, что дети 5-6 лет достаточно хорошо владеют различными движениями, у них интенсивно развивается опорно-двигательный аппарат, повышаются адаптационные возможности сердечнососудистой, дыхательной систем к физической нагрузке.

Старшие дошкольники стремятся не только удовлетворить потребность в активных движениях, но и показать свои возможности – силу, ловкость, смелость. Дети в данном возрасте могут анализировать свои действия и действия сверстников, контролировать свое самочувствие, что очень важно при самостоятельном выполнении упражнения.

В ДОУ используются тренажеры от простейшего до сложного устройства:

Мячи – фитболы, диски Здоровья, резиновые детские эспандеры, велотренажер, батуты, беговая дорожка, тотал-тренажер. Условно к тренажерам можно отнести и гимнастические палки, массажные мячи, массажные коврики, ребристые доски, медболы (мяч весом 1кг.)

1.2. Цели и задачи реализации программы

Цель программы : создание условий для развития физических качеств старших дошкольников средствами применения простейших и сложных тренажеров

Задачи:

• Развивать двигательные способности детей и физические качества (быстроту, силу, гибкость, подвижность в суставах, ловкость, координацию движений и функцию равновесия для тренировки вестибулярного аппарата ребенка).

• Формировать навыки правильной осанки развивать мышечную систему через упражнения на тренажерах.

• Воспитывать эмоционально-положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям физической культурой и самостоятельной двигательной деятельности.

• Воспитывать чувство уверенности в себе.

1.3. Возрастные и индивидуальные особенности детей 5 – 7 лет

Возраст 5- 7 лет называют часто «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7- 10 см. Но все-таки эти показатели у детей шестого года жизни чуть ниже, чем у воспитанников подготовительной к школе группы.

Каждый возрастной этап характерен, кроме того, разной интенсивностью роста отдельных частей тела. В течение шестого года, например, быстро увеличиваются длина конечностей, ширина таза и плеч у детей обоего пола. Вместе с тем имеются индивидуальные различия в этих показателях, а также различия их у мальчиков и девочек. Например, окружность грудной клетки у девочек увеличивается интенсивнее, чем у мальчиков.

Антропометрические признаки (масса тела, рост, окружность грудной клетки, ширина таза, длина туловища и конечностей) в разной степени взаимосвязаны, и это влияет на физическую подготовленность детей.

Позвоночный столб ребенка пяти- семи лет чувствителен к деформирующим воздействиям. Скелетная мускулатура характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций, связок. При излишней массе тела, а также при неблагоприятных условиях, например, при частом поднятии ребенком тяжестей, нарушается осанка, появляется вздутый или отвислый живот, развивается плоскостопие, у мальчиков образуется грыжа.

В развитии мышц выделяют несколько «узловых» этапов. Один из них - это возраст шесть лет. К шести годам у ребенка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук. Поэтому дети относительно легко усваивают задания на ходьбу, бег, прыжки, но затрудняются в выполнении упражнений, требующих работы мелких мышц.

Основой проявления двигательной деятельности является развитие устойчивого равновесия. Оно зависит от степени взаимодействия проприоцептивных, вестибулярных и других рефлексов, а также от массы тела и площади опоры. С возрастом ребенка показатели сохранения устойчивого равновесия улучшаются. При выполнении упражнений на равновесие девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками.

Старший дошкольник способен дифференцировать свои мышечные усилия. Поэтому на занятиях физической культурой он может выполнять упражнения с различной амплитудой

Так же интенсивно формируется и сердечная деятельность, но процесс этот не завершается даже у подростков. В первые годы жизни ребенка пульс его неустойчив и не всегда ритмичен. Средняя частота его к шести-семи годам составляет 92-95 ударов в минуту. Жизненная емкость легких у ребенка пяти-шести лет в среднем - 1100-1200 см3, но она зависит и от других факторов (длины тела, типа дыхания и др.). К семи годам у детей ярко выражен грудной тип дыхания. Число дыханий в минуту - в среднем 25.

У многих потребность в двигательной активности настолько велика, что врачи и физиологи называют период от пяти до семи лет «возрастом двигательной расточительности».

Детям с ослабленным здоровьем физические упражнения необходимы даже больше, чем здоровым. Но физические нагрузки обязательно должны соответствовать как возрастным, так и индивидуальным возможностям ребенка, в том числе особенностям состояния их здоровья, в частности, с учетом группы здоровья. По мнению специалистов, к группе здоровья следует относиться как к своеобразной форме учета, а не как к окончательному диагнозу. Тем более что группа здоровья может меняться в зависимости от динамики состояния здоровья ребенка.

Использование тренажеров - это новое направление оздоровительной работы. Тренажеры являются многофункциональным оборудованием, обеспечивающим решение общеразвивающих и профилактических задач.

Занимаясь на тренажерах, я поставила перед детьми следующие задачи:

1. Тренировать всю систему и функции организма (сердечно - сосудистая система, дыхательная система, обменные и терморегулирующие процессы) через нагрузки оптимальные этому возрасту.

2. Укрепить мышечный тонус на всю мускулатуру ребенка (коррекционное, профилактическое и воспитательное воздействие).

3. Развивать общую выносливость и физические качества детей старшего дошкольного возраста.

4. Овладеть определенными приемами страховки.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ОТДЕЛ

2.1. Содержание образовательной деятельности

Наиболее рациональной формой деятельности в работе на тренажерах являются организационные занятия.

Занятия на тренажерах для детей дошкольного возраста проводятся по подгруппам до 30 минут и чередуются с другими с другими видами физкультурных занятий.

Прежде чем начать занятие на тренажерах, я разделила детей на 2 подгруппы :

• в первую входят дети с высоким или средним уровнем ДА, и хорошей физической подготовленностью;

• во вторую входят дети часто болеющие, с низким уровнем ДА, и слабой физической подготовленностью.

Дети первой подгруппы обычно быстрее осваивают упражнения на тренажерах, а второй подгруппе необходим замедленный показ движения и долгая результативность. Во время занятия я создаю доброжелательную обстановку, подбадриваю, поощряю их.

Занятие делится на 4 части:

1. Вводная: ходьба, прыжки, бег. (3-5 минут)

2. Разминка: упражнения с предметами или без них, для профилактики осанки, плоскостопия. (7 минут)

3. Основная: упражнения на тренажерах. (14-17 минут)

4. Заключительная: релаксация или малоподвижная игра. (3-4 минуты)

Конспекты занятий объединены в блоки. Обусловлено это тем, что от блока к блоку происходит постепенное усложнение упражнений на тренажерах – от простых к сложным.

Упражнения на тренажерах постепенно усложняются:

- изменяется натяжение дорожки;

- от простых прыжков до прыжков с поворотами, с предметами;

- используются более сложные двигательные задания;

- увеличивается длительность выполнения упражнения (1 минута – 3 минуты);

- увеличение количества тренажеров (2 – 4)

На первом этапе обучения проходит ознакомление с тренажерами, а также первоначальное разучивание упражнений на них. Таким образом, у детей образуется связь между зрительным образом, словами, обозначающими технику выполнения движения, и мышечными ощущениями.

На втором этапе упражнение на тренажере разучивается углубленно. Уделяя внимание технике выполнения упражнения.

На третьем этапе происходит закрепление навыка выполнения упражнения на тренажерах и совершенствование техники выполнения и элементам страховки.

Дети старшего дошкольного возраста выполняют упражнения на тренажерах в течение 1-2 минут, от 7 до 12 раз; дети подготовительной к школе группе выполняют упражнения 2-3 минуты, от 12 до 20 раз.

2.2. Особенности методики проведения занятий на тренажерах в соответствии с группой здоровья

При организации и проведении занятий на тренажерах обязательно учитывается распределение воспитанников по группам здоровья и осуществляется дифференциация допустимой нагрузки.

Разработанный нами подход предусматривает задания, дифференцированные по величине физической нагрузки, и в соответствии с рекомендациями двигательного режима при наиболее часто встречающихся заболеваниях, так как в любую группу детского сада входят дети и основной, и подготовительной группы здоровья в составе основной медицинской группы.

Дети делятся на подгруппы в соответствии с группами и особенностями здоровья. От этого зависит интенсивность нагрузки и темп занятия.

Разработанная программа предусматривает изучение учебного материала по степени координационной сложности. Начинать обучение лучше всего с показа и объяснения наиболее простых упражнений. Постепенно усложняя комплекс, можно перейти к разучиванию более трудных движений, которые вовлекают в работу несколько суставов и групп мышц, частей тела. Показ и объяснения не должны носить слишком длительный характер разучивания, так как это снижает эффективность и интерес к занятиям. Лучше показать движения и сделать акцент на правильной технике их выполнения, чем затрачивать дополнительное время на обучение. На первом занятии детям предлагаются элементарные комплексы упражнений аэробики, объясняется их сущность, указывается на функцию данного упражнения, исправляются ошибки, допускаемые обучающимися. Для закрепления упражнений необходимо их варьировать, изменяя исходные и конечные положения, меняя темп и ритм музыки.

Отсутствие оздоравливающего эффекта при занятиях физическими упражнениями чаще всего связано с ошибками в методике этих занятий и наиболее распространенной из них является или недостаточная, или чрезмерная доза физической нагрузки. Нагрузка должна быть оптимальной. Это положение можно выделить в качестве основного принципа оздоровительной направленности занятий физическими упражнениями.

Отклонения от методических норм проведения занятий оздоровительной аэробикой ведут к нарушению восприятия упражнений, расплывчивости содержания занятий. Чтобы избежать ошибок в обучении, необходимо проводить учебно-тренировочный процесс по определенной методике.

1. Метод усложнения. Определенная логическая последовательность обучения упражнениям, постепенное усложнение упражнений за счет новых деталей: изменение темпа движения, изменение ритма, ввод новых деталей, изменение техники выполнения движения, предварительное выполнение движения каждой частью тела отдельно, а затем их объединение в одном упражнении.

2. Метод повторений.

3. Метод блоков. Объединение между собой разных, ранее разученных упражнений.

4. «Калифорнийский стиль». Комплексное проявление требований к изложенным выше методам. Перед выполнением блоков, каждое упражнение разучивается постепенно (метод усложнения, и затем основные упражнения объединяются в блоки и выполняются с перемещением в разных направлениях

Правила, которые необходимо выполнять, занимаясь на тренажерах :

3. Организационный раздел

3.1. Материально-техническое (пространственное) оснащение программ

Мячи малого размера, мешочки, палки, тренажеры-Диск здоровья, беговая дорожка, велотренажер, тотал-тренажер, эспандеры, фитболы, батуты и т. д.

Магнитофон.

Плакаты с изображением стопы, правильной и неправильной осанки, подборка каталога игр для выработки правильной осанки.

Ожидаемыми результатами является то, что внедрение ЛФК на тренажерах по методике Н. Ч. Железняк в образовательный процесс ДОУ окажет положительное влияние на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата, плоскостопия детей 5-7 лет и улучшение физических качеств детей дошкольного возраста.

Способами проверки являются контрольные упражнения (тесты) :

1. Определение подвижности позвоночника вперед (см.) - наклоны туловища вперед стоя на стульчике

2. Определение силы и выносливости мышц голеностопного сустава (см.)-прыжок в длину с места

3. Определение силы и выносливости мышц брюшного пресса (кол-во раз)-подъем туловища лежа на полу.

4. Отжимание от пола.

5. Определение силы и выносливости мышц спины (сек.)-удержание туловища при подъеме одновременно рук вперед, а ног назад.

Основные требования к уровню подготовленности воспитанников

по работе на тренажерах

В результате работы на тренажерах дошкольник должен знать :

- понятие опорно-двигательный аппарат,

- понятие профилактика плоскостопия,

- понимать значимость работы на тренажерах.

Кроме того, дошкольник должен уметь :

- пользоваться всеми средствами,

- выполнять различные строевые приемы,

- уметь расслабляться после нагрузки,

- сохранять правильное положение тела.

Кроме того иметь представление:

- о правилах страховки.

Список средств обучения

1. Физические упражнения общеразвивающей и специальной направленности, выполняемые без предметов, с предметами (гимнастическая палка, мешочки, мячи – фитболы);

2. спортивные тренажеры (тотал-тренажер, велотренажер, беговая дорожка, диск Здоровья, батуты);

3. Музыкальное сопровождение.

Список литературы:

1. А. А. Потапчук, Т. С. Овчинникова «Двигательный игротренинг для дошкольников» СПб. ; Речь; М. : Сфера, 2009г.

2. Н. Ч. Железняк «Занятия на тренажерах в детском саду М. : Изд-во «Скрипторий 2003», 2009г.

3. И. С. Красикова. «Осанка Воспитание правильной осанки. Лечение нарушений осанки» СПб. ; 2001г.

Календарно-тематическое планирование (старшая группа)

месяц задачи комплекс упражнений подвижная игра

1 сентябрь-октябрь Познакомить детей с понятием «Что такое осанка?».

Познакомить с комплексом общеразвивающих упражнений без предмета.

Познакомить с техникой выполнения упражнений на определенных тренажерах.

Познакомить со средствами страховки. Разучить упражнения на тренажерах. Комплекс без предмета П/и «Затейники», Игра «Найди свой цветок»

2 ноябрь-декабрь Познакомить детей с комплексом общеразвивающих упражнений с мячом - фитболом. Познакомить с техникой выполнения упражнений на определенных тренажерах. Разучить упражнения на тренажерах. Комплекс с мячом - фитболом П/И «Колдуны» Игра «Стоп, хоп, раз»

3 январь-февраль Познакомить детей с комплексом общеразвивающих упражнений с палкой. Познакомить с техникой выполнения упражнений на определенных тренажерах. Закрепить упражнения на тренажерах. Комплекс с палкой П/и «Вороны и гнезда», игра «Умей слушать»

4 март- апрель Познакомить детей с комплексом общеразвивающих упражнений у стены. Познакомить с техникой выполнения упражнений на определенных тренажерах.

Совершенствовать навык выполнять упражнения на тренажерах. Комплекс у стены Игра «Веселая ходьба», Игра «Холодно - жарко»

5 май Познакомить детей с комплексом общеразвивающих упражнений на вытяжение. Познакомить с техникой выполнения упражнений на определенных тренажерах. Совершенствовать навык выполнения упражнения на тренажерах. Комплекс на вытяжение П/и «Найди себе пару», игра «Нос-

пол - потолок»

Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)

месяц задачи комплекс упражнений подвижная игра

1 сентябрь-октябрь Закрепить понятие «Что такое осанка?» Познакомить с комплексом общеразвивающих упражнений с мешочками. Закрепить технику выполнения упражнений на определенных тренажерах. Закрепить знания о средствах страховки. Разучить новые упражнения на тренажерах. Комплекс с мешочками П/и «Ходим в шляпах», игра «Букет»

2 ноябрь-декабрь Познакомить детей с комплексом общеразвивающих упражнений с мячом-фитболом. Познакомить с техникой выполнения упражнений на определенных тренажерах. Разучить новые упражнения на тренажерах. Комплекс с

мячом-фитболом П/и «Самолеты», игра «Балерина»

3 январь-февраль Познакомить детей с комплексом общеразвивающих упражнений на степ – досках. Познакомить с техникой выполнения упражнений на определенных тренажерах. Закрепить новые упражнения на тренажерах. Комплекс на степ - досках

П/ и «Запомни свое место», П/и «Послушный мяч»

4 март- апрель Познакомить детей с новым комплексом общеразвивающих упражнений. Познакомить с техникой выполнения упражнений на определенных тренажерах. Совершенствовать навык выполнять упражнения на тренажерах. Комплекс без предмета П/и. «Поезд», игра «Тише едешь - дальше будешь»

5 май Познакомить детей с комплексом общеразвивающих упражнений на вытяжение. Познакомить с техникой выполнения упражнений на определенных тренажерах. Совершенствовать навык выполнения упражнения на тренажерах. Комплекс на вытяжение игра «Черепахи», игра «Веселая ходьба»

Комплекс 1

Возраст : подготовительная к школе группа.

Задачи:

1. Развивать и укреплять дыхательную и мышечную мускулатуру, соблюдать правильную осанку.

2. Осваивать элементы страховки.

3. Развивать скоростно-силовые качества, мышечную силу и ловкость.

4. Воспитывать смелость, решительность, уверенность в своих силах.

Оборудование: степ-доски, мячи-фитболы, диск «Здоровья», тотал-тренажер, беговая дорожка, велотренажер, батут.

Методы и приемы:

Словесный метод: активизация восприятия, мышления ребенка, способствует созданию более полных и точных представлений о движении.

Практический метод: придумывание детьми вариантов физических упражнений обогатит их двигательный потенциал.

Интервальный метод: строго дозированная нагрузка с запланированными интервалами отдыха не приведет к утомлению организма детей.

Содержание

вводная часть: 4 минуты

Ходьба:

1. На носочках между степами

2. На пятках между степами

3. Перешагивая через степы

Прыжки: через степы на двух ногах

Бег: между степами в разных направлениях.

Дыхательное упражнение

«Поднимем бурю в стакане».

Делают глубокий вдох носом, выдох – руки держим перед собой в виде лодочки и дуем на руки с силой. Дети стоят на степах, сохраняя правильную осанку

основная часть: 22 минуты

Комплекс упражнений

(на степах с фитболом)

1. И. п. стоя на степе, фитбол на уровне груди. Делаем шаг вправо, фитбол над головой. Вернуться в и. п. Шаг влево, фитбол над головой. Вернуться в и. п.

2. И. п. стоя на степе, фитбол к груди. Отводим ногу правую назад, наклон туловища вперед. Вернуться в и. п. Повторяем то же самое с левой ноги.

3. И. п. стоя не степе, фитбол внизу. Выпад вперед с правой ноги, руки вверх. Вернуться в и. п. Затем повторяем с левой ноги. Вернуться в и. п.

4. И. п. сидя на степе, фитбол за головой, ноги на ширине плеч. Наклон туловища к правой ноге, и. п., затем наклон к левой ноге. Вернуться и. п.

5. И. п. стоя возле степа, фитбол над головой, ноги вместе. Наклон туловища вперед, коснуться мячом степа.

6. И. п. сидя на мяче-фитболе. Прыжки на мячах-фитболах вокруг степа.

Работа на тренажерах

«Тотал-тренажер» (лежачий тренажер) 2 мин.

«Гимнасты» Ребенок лежит на спине, ноги согнуты в коленях, упираются о низ тренажера, руки вдоль туловища. Отталкивает себя ногами, выпрямляя их.

Велотренажер 2.5 мин.

Ребенок крутит педали в быстром темпе, затем переходит на медленный темп.

Беговая дорожка

«Идем с горы» Ребенок продвигается вниз по тренажеру, держась за ручки. 2,5 мин

Батут

а) прыжок вверх, ноги поджаты под себя;

б) прыжки в паре с другом спиной друг к другу;

в) прыжки в паре с другом вокруг своей оси 5-7 раз

Мяч-фитбол

«Птица»

Птицу в клетку не сажай,

отпусти ее на волю,

добрым словом провожай,

пусть летает в поле.

Диск «Здоровья»

1. И. п. сидя на диске, упор рук сзади, согнуть ноги в коленях. Оттолкнуться в правую сторону, затем в левую сторону на 360 градусов. 5-8 раз

Релаксационное упражнение «Холодно и жарко»

Представьте себе, что вы играете на площадке. Но тут подул сильный ветер, и нам стало холодно, вы замерзли, обхватите себя руками, голову прижать к рукам – греемся. Но снова стало тепло, и мы расслабились.

заключительная часть: 4 минуты

Подвижная игра «Займи место»

Дети, закрыв глаза, ходят по площадке, ведущий раскладывает обручи (одного не хватает). По сигналу открывают глаза и занимают свободное место.

Игра «Послушный мяч»

Дети лежат на полу, зажав мяч между стоп. Поворачиваются на живот, стараясь не выронить мяч. И произносят:

Вот какой послушный мяч!

Между стоп его запрячь.

Повернись и оглянись,

Мячик на пол не катись.

Ожидаемый результат: слышать команды, переключаться с одного вида движения на другой. Уверенно, точно, с максимальной силой выполнять физические упражнения.

2 мин.

Таким образом, занимаясь на тренажерах, детям предоставлена возможность попробовать себя в разных видах движений и их сочетаниях. Получив удовольствие от какого-либо движения, ребенок имеет возможность самостоятельно или со своими родителями развивать и совершенствовать их.

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа «Юный шахматист» (старший дошкольный возраст) МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно - речевому направлению развития воспитанников.

Программа краткосрочной образовательной практики «Почемучка» (старший дошкольный возраст) Программа краткосрочной образовательной практики «Почемучка» (эксперименты и факты о природе) Составила: Воспитатель Тюкавкина Виктория.

Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности для детей возраста.

Модифицированная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «Весёлый балаганчик» Модифицированная программа дополнительного образования детей «Весёлый балаганчик»художественно-эстетической направленности для старшего.

Образовательная программа дополнительного образования «Умелые ручки» для детей подготовительной группы Пояснительная записка Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького.

Программа дополнительного образования детей художественно-творческой деятельности технической направленности «Фантазёры» Автор-составитель программы: старший воспитатель Сорокина Н. А. возраст обучающихся: 6-7 лет Срок реализации программы: 1 год Пояснительная.

Программа дополнительного образования детей общеразвивающей направленности «Игралочка» Пояснительная записка. Происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе образования. Дополнительное образование призвано.

Программа дополнительного образования для детей 6–7 лет Принято Утверждаю на заседании Заведующий МАДОУ педагогического совета «Детский сад №87» г. Перми МАДОУ «Детский сад №87» г. Перми.

Программа дополнительного образования по психоэмоциональному и музыкально-оздоровительному развитию детей. «Шалуны» Программа дополнительного образования по психоэмоциональному и музыкально-оздоровительному развитию детей. Муниципального бюджетного дошкольного.

Программа дополнительного образования «Экология человека» (для детей 6–7 лет) Пояснительная записка Введение. Направленность дополнительной образовательной программы. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования детей  «ЛФК на тренажерах» (старший дошкольный возраст)
Опубликовано: 16 декабря 2017 в 15:29
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа дополнительного образования детей  «ЛФК на тренажерах» (старший дошкольный возраст)» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Викторовна Ларцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД