Лариса Викторовна Ларцева
Программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Степ-Данс»
▼ Скачать + Заказать документы
Срок реализации программы – 2 года
(старшая и подготовительная к школе группы)
Оглавление:
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цели и задачи реализации Программы
1.3. Возрастные особенности детей и индивидуальные особенности детей в соответствии с группами здоровья
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание образовательной деятельности
2.2. Особенности методики проведения занятий оздоровительной (степ) аэробикой в соответствии с группой здоровья
Публикация «Программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста „Степ-Данс“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Степ - аэробика для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материально-техническое обеспечение Программы
3.2. Методическое обеспечение Программы
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Одна из задач дошкольного образования на современном этапе – создание максимально благоприятных условий для укрепления здоровья, гармоничного физического развития ребенка. Дополнительные образовательные услуги физкультурно-оздоровительного направления не заменяют, а расширяют и обогащают программу ДОУ по физическому воспитанию, что благоприятно отражается на образовательном процессе в целом.
Опыт работы с детьми дошкольного возраста показывает, что все формы оздоровительной физической культуры положительно влияют на организм ребенка. Но наиболее эффективно – аэробика, система физических упражнений, энергообеспечение которых осуществляется за счет использования кислорода.
Умелое и выразительное выполнение движений под музыку приносит ребенку удовлетворение, радость. Музыка, хорошо подобранная к движениям, помогает закрепить мышечное чувство, а слуховым анализаторам запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков. Все это постепенно воспитывает музыкальную память, закрепляет привычку двигаться ритмично, красиво. Овладевая новыми, все более сложными музыкальными движениями дети стремятся соразмерять их во времени и пространстве, подчинять ритмическому рисунку, требования пластики и внешней выразительности.
Степ - аэробика – это ритмичные движения вверх и вниз по специальной степ – платформе. Она развивает подвижность в суставах. Формирует свод стопы. Тренирует равновесие и позволяет сжигать большое количество калорий. Занятия усложняется и, несмотря на внешнюю простоту, упражнения могут быть весьма непростыми для выполнения.
1.2. Цели и задачи реализации программы
Цель программы : создание условий для развития физических качеств старших дошкольников средствами Степ - аэробики.
Задачи:
Развивать двигательные способности детей и физические качества (быстроту, силу, гибкость, подвижность в суставах, ловкость, координацию движений и функцию равновесия для тренировки вестибулярного аппарата ребенка).
Формировать навыки правильной осанки развивать мышечную систему через упражнения на степ – платформах.
Формирование умения ритмически согласованно выполнять простые движения под музыку.
Выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью.
Воспитывать эмоционально-положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям физической культурой и самостоятельной двигательной деятельности.
Воспитывать чувство уверенности в себе.
1.3. Возрастные и индивидуальные особенности детей 5 – 7 лет
Возраст 5- 7 лет называют часто «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7- 10 см. Но все-таки эти показатели у детей шестого года жизни чуть ниже, чем у воспитанников подготовительной к школе группы. По средним данным рост ребенка пяти лет составляет около 106,0-107,0 см, а масса тела - 17,0 - 18,0 кг. На протяжении шестого года жизни средняя прибавка массы тела в месяц - 200,0 г, а роста - 0,5 см.
Каждый возрастной этап характерен, кроме того, разной интенсивностью роста отдельных частей тела. В течение шестого года, например, быстро увеличиваются длина конечностей, ширина таза и плеч у детей обоего пола. Вместе с тем имеются индивидуальные различия в этих показателях, а также различия их у мальчиков и девочек. Например, окружность грудной клетки у девочек увеличивается интенсивнее, чем у мальчиков.
Антропометрические признаки (масса тела, рост, окружность грудной клетки, ширина таза, длина туловища и конечностей) в разной степени взаимосвязаны, и это влияет на физическую подготовленность детей.
Позвоночный столб ребенка пяти- семи лет чувствителен к деформирующим воздействиям. Скелетная мускулатура характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций, связок. При излишней массе тела, а также при неблагоприятных условиях, например, при частом поднятии ребенком тяжестей, нарушается осанка, появляется вздутый или отвислый живот, развивается плоскостопие, у мальчиков образуется грыжа.
В развитии мышц выделяют несколько «узловых» этапов. Один из них — это возраст шесть лет. К шести годам у ребенка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук. Поэтому дети относительно легко усваивают задания на ходьбу, бег, прыжки, но затрудняются в выполнении упражнений, требующих работы мелких мышц.
Основой проявления двигательной деятельности является развитие устойчивого равновесия. Оно зависит от степени взаимодействия проприоцептивных, вестибулярных и других рефлексов, а также от массы тела и площади опоры. С возрастом ребенка показатели сохранения устойчивого равновесия улучшаются. При выполнении упражнений на равновесие девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками.
Старший дошкольник способен дифференцировать свои мышечные усилия. Поэтому на занятиях физической культурой он может выполнять упражнения с различной амплитудой
Так же интенсивно формируется и сердечная деятельность, но процесс этот не завершается даже у подростков. В первые годы жизни ребенка пульс его неустойчив и не всегда ритмичен. Средняя частота его к шести-семи годам составляет 92-95 ударов в минуту.
Жизненная емкость легких у ребенка пяти-шести лет в среднем - 1100-1200 см3, но она зависит и от других факторов (длины тела, типа дыхания и др.). К семи годам у детей ярко выражен грудной тип дыхания. Число дыханий в минуту - в среднем 25.
У многих потребность в двигательной активности настолько велика, что врачи и физиологи называют период от пяти до семи лет «возрастом двигательной расточительности».
Детям с ослабленным здоровьем физические упражнения необходимы даже больше, чем здоровым. Но физические нагрузки обязательно должны соответствовать как возрастным, так и индивидуальным возможностям ребенка, в том числе особенностям состояния их здоровья, в частности, с учетом группы здоровья. По мнению специалистов, к группе здоровья следует относиться как к своеобразной форме учета, а не как к окончательному диагнозу. Тем более что группа здоровья может меняться в зависимости от динамики состояния здоровья ребенка.
Использование степ – платформ - это новое направление оздоровительной работы. Эффективность занятий на степах подтверждено опытом коррекционных медицинских центров Европы.
Степ-платформа является многофункциональным оборудованием, обеспечивающим решение общеразвивающих и профилактических задач.
1. Содержательный раздел
1.1. Содержание образовательной деятельности
Содержание занятий степ - аэробикой учитывает морфофункциональные особенности дошкольников, уровень их физической подготовленности и развития, соблюдаются основные физиологические принципы:
- рациональный подбор упражнений;
- равномерное распределение нагрузки на организм;
- постепенное увеличение объёма и интенсивности нагрузки.
Упражнения для степ - аэробики носят преимущественно циклический характер (в основном, это ходьба, вызывают активную деятельность органов кровообращения и дыхания, усиливают обменные процессы, простые по своей двигательной структуре и доступные детям.
Каждый комплекс упражнений состоит из подготовительной и основной части. Подготовительная часть обеспечивает разогревание организма, подготовку его к главной физической нагрузке. Упражнения выполняются с небольшой амплитудой. Заканчивается комплекс степ - аэробики упражнениями на дыхание и расслабление, выполняемые в медленном темпе.
Во время занятий степ-аэробикой следует постоянно напоминать детям об осанке и правильном дыхании, поддерживать их положительные эмоции.
При распределении упражнений необходимо правильно дозировать физическую нагрузку, т. е. частота сердечных сокращений не должна превышать 150 – 160 уд. /мин.
Занятия степ-аэробикой обязательно сопровождаются бодрой ритмичной музыкой, которая создаёт у детей хорошее настроение.
Один комплекс степ - аэробики выполняется детьми в течение одного месяца; некоторые упражнения, по мере их усвоения, могут видоизменяться, усложняться.
Комплексы упражнений рассчитаны на детей 5 – 7 лет (ст. и подг. гр.) (см. Приложение)
Занятия проводятся в музыкальном зале.
Структура занятия:
Части занятий Длительность темп
Вводная: Разминка (разные виды ходьбы) 5 минут умеренный
Основная: (аэробная) 15 - 20 минут Выше среднего, высокий
Стретчинг,
упражнения на осанку, равновесие.
5 минут Умеренно-
медленный
Заключительная: дыхательные упражнения, игра
5 минут Умеренно - медленный
Перспективное планирование занятий по степ - аэробике
Месяц Комплекс упражнений Количество
Сентябрь Подготовительный комплекс 1
Октябрь Комплекс №1 1
Ноябрь Комплекс № 2 1
Декабрь Комплекс №3 1
Январь Комплекс № 4 1
Февраль Комплекс № 5 1
Март Комплекс № 6 1
Апрель Комплекс № 7 1
Май Комплекс № 8 1
итого 9
1.2. Особенности методики проведения занятий оздоровительной степ- аэробикой в соответствии с группой здоровья
При организации и проведении занятий по степ - аэробике обязательно учитывается распределение воспитанников по группам здоровья и осуществляется дифференциация допустимой нагрузки.
Разработанный нами подход предусматривает задания, дифференцированные по величине физической нагрузки, и в соответствии с рекомендациями двигательного режима при наиболее часто встречающихся заболеваниях, так как в любую группу детского сада входят дети и основной, и подготовительной группы здоровья в составе основной медицинской группы.
Дети делятся на подгруппы в соответствии с группами и особенностями здоровья. От этого зависит интенсивность нагрузки и темп занятия.
Разработанная программа предусматривает изучение учебного материала по степени координационной сложности. Начинать обучение лучше всего с показа и объяснения наиболее простых упражнений. Постепенно усложняя комплекс, можно перейти к разучиванию более трудных движений, которые вовлекают в работу несколько суставов и групп мышц, частей тела. Показ и объяснения не должны носить слишком длительный характер разучивания, так как это снижает эффективность и интерес к занятиям. Лучше показать движения и сделать акцент на правильной технике их выполнения, чем затрачивать дополнительное время на обучение. На первом занятии детям предлагаются элементарные комплексы упражнений аэробики, объясняется их сущность, указывается на функцию данного упражнения, исправляются ошибки, допускаемые обучающимися. Сначала упражнения выполняются под счёт, а затем, по мере усвоения, под музыку, в медленном темпе, затем ускоряя его. Для закрепления упражнений необходимо их варьировать, изменяя исходные и конечные положения, меняя темп и ритм музыки.
Отсутствие оздоравливающего эффекта при занятиях физическими упражнениями чаще всего связано с ошибками в методике этих занятий и наиболее распространенной из них является или недостаточная, или чрезмерная доза физической нагрузки. Нагрузка должна быть оптимальной. Это положение можно выделить в качестве основного принципа оздоровительной направленности занятий физическими упражнениями.
Отклонения от методических норм проведения занятий оздоровительной аэробикой ведут к нарушению восприятия упражнений, расплывчивости содержания занятий. Чтобы избежать ошибок в обучении, необходимо проводить учебно-тренировочный процесс по определенной методике.
1. Метод сходства. При подборе нескольких упражнений за основу берется какая-то одна тема, направление перемещений или стиль движений.
2. Метод усложнения. Определенная логическая последовательность обучения упражнениям, постепенное усложнение упражнений за счет новых деталей: изменение темпа движения, изменение ритма, ввод новых деталей, изменение техники выполнения движения, предварительное выполнение движения каждой частью тела отдельно, а затем их объединение в одном упражнении.
3. Метод повторений.
4. Метод музыкальной интерпретации. 1) Конструирование упражнений с учетом основ музыкальной грамоты. Сильные и слабые доли могут отражаться движениями (хлопками, прыжками, притопами и т. п.) 2) Вариации движений в соответствии с изменениями в содержании музыки. При повторении музыкальной темы повторяются ранее выполненные упражнения, в которые вводятся дополнения (акценты, другой темп или ритм, амплитуда или др.).
5. Метод блоков. Объединение между собой разных, ранее разученных упражнений в хореографическое соединение.
6. «Калифорнийский стиль». Комплексное проявление требований к изложенным выше методам. Перед выполнением блоков, каждое упражнение разучивается постепенно (метод усложнения, и затем основные упражнения объединяются в блоки и выполняются с перемещением в разных направлениях
Правила, которые необходимо выполнять, занимаясь степ-аэробикой :
- подъем на платформу осуществлять за счет работы ног, а не спины;
- ступню ставить на платформу полностью;
- спину всегда держать прямо;
- не делать резких движений, а также движений одной и той же ногой или
рукой больше одной минуты;
- во время занятий ногу ставить на середину ступеньки, на всю ступню;
пятка не должна свисать;
- выполнять упражнения под музыку в среднем темпе;
2. Организационный раздел
2.1. Материально-техническое (пространственное) оснащение программы
1. Степ – платформы.
2. Мячи малого размера.
3. Гантели.
4. Магнитофон.
5. CD и аудио материал.
Наглядный материал
Иллюстрации видов спорта и степ - шагов; игровые атрибуты
3.2 Методическое обеспечение программы :
1. Бардышева Т. Рассказываем стихи руками // Обруч. 1998. №5
2. Глазырина Л. Д. Физическая культура дошкольникам. М. : Владос,1999
3. Журнал «Инструктор по физкультуре», №4 2009 год.
4. Журнал «Обруч», №1 2005 год.
5. Журнал «Обруч», №5 2007 год.
6. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения. Павлова М. А, Лысогорская М. В. Волгоград 2009
7. Картушина М. Ю Логоритмические занятия в детском саду. М., 2004
8. Лечебно - профилактический танец «Фитнес - данс». СПб. : Детство - Пресс, 2007
9. Лисицкая Татьяна Газета «Спорт и школа» №13/2009
10. Приложение к журналу «Дошкольная педагогика», январь, февраль / 2005
11. Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина. СПб. : Детство - Пресс, 2005
12. Погадаев Г. И., “Настольная книга учителя физической культуры” -М. : Физкультура и спорт, 2000-496с.
13. Рунова М. А. «Двигательная активность ребенка в детском саду»,
издательство МОЗАИКА - Синтез, Москва 2000 г.
14. «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», №7 2009
Танец степ-аэробики «Первоцветы» для детей старшей "Колокольчик" и подготовительной группы «Одуванчик» под музыку «Маков цвет»
Степы стоят «галочкой», а перед ними еще ряд степов по прямой линии \/ ( 6 штук: три мальчика, три девочки подготовительной группы, в паре с ними дети старшей группы, с мальчиками девочки и наоборот)
Под музыку выходит первая пара, руки перекрестно- «корзиночки», затем все остальные пары.
1. Старший ребенок держит младшего за руку, младший стоит напротив старшего. Двигаются вокруг степов, то в одну, то в одну сторону. (Walring(вокинг)
1 Куплет. Держась за руки, лицом друг к другу. Мах правой ногой вперед, ставим на место, затем мах левой ногой, на и. п., руки при махах в стороны. (4 раза) (Kick (кик)
2. Младший сел на степ, упор руками сзади на степе, старший остался стоять позади. Младший наклоняется назад, ноги поднимает вверх, затем ноги вниз, потом наклон назад, ноги вверх-влево. Старший держит младшего за подмышки. (4 раза)
3. Старший крутит младшего на степе, один круг вправо, то в левую сторону.
2 куплет. Старшие ребята берут степы и идут к первому ряду, = а младшие идут к первым степам и встают возле степов.
4. Старшие дети стоят позади младших, руки на поясе. Ходьба на степ с правой ноги, приставной шаг вперед. Младшие дети руки оставляют на поясе, старшие поднимают вверх.
5. (на пробел) Младшие садятся на степ и ноги, согнутые в коленях, выпрямляют и сгибают, старшие делают ходьбу ногами вперед, приставной шаг вперед. (V- step (ви стэп)
3 куплет. Стоят на степах, руки лежат на поясе, шаг со степа, на степ (4 раза) (Mambo (мамбо)
6. Младший сел на степ, упор руками сзади на степе, старший остался стоять позади. Младший наклоняется назад, ноги поднимает вверх, затем ноги вниз, потом наклон назад, ноги вверх-влево. Старший держит младшего за подмышки. (4 раза)
7. (на пробел) Старший крутит младшего на степе, один круг вправо, другой в левую сторону. (2 раза)
4 куплет. Младшие сидят, выпрямляют и сгибают ноги. Старшие строятся 2,4,6, встаю за 1,3,5.
8. Младшие садят на степах, выпрямляют и сгибают ноги, старшие делают ходьбу вокруг степов с соседом-1-2, 3-4, 5-6, с выпадами вправо-вбок, влево-вбок. (Step touch -стэп тач)
Повторяем тоже в другую сторону. Затем возвращаются на свой степ и повторяют приставной шаг. (четыре раза не торопясь)
9. Младшие дети лежат на степе, подперев руки под подбородок, ноги работают в согнутых коленях вверх-вниз. Старшие бегут вокруг всех степов, руки и мальчиков на поясе, у девочек на платье. (бег медленный один круг.)
Длинная музыка-затянутая Дети останавливаются, степы ставят в два ряда и встают на него, руки вверх.