Ирина Глотова
Образовательная программа дополнительного образования детей по математике «Всезнайка» для детей 6 лет
▼ Скачать +Заказ
Содержание
Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
1.1. Пояснительная записка.
1.2. Цели и задачи программы.
1.3. Содержание программы.
1.4. Планируемые результаты.
Блок № 2. «Комплекс организационно – педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
2.1. Условия реализации программы.
2.2. Оценочные материалы.
2.3. Методические материалы.
2.4. Список литературы.
Аннотация.
Публикация «Образовательная программа дополнительного образования детей по математике „Всезнайка“ для детей 6 лет» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2019
Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
1.1. Пояснительная записка
В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе.
Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами. Наша задача - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.
Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.
Реальное прямое обучение происходит как специально организованная познавательная деятельность.
Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.
Знания не самоцель обучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем, что он способен постигать ее законы.
Данная работа позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать ее математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.
На занятиях больше используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления и др.
Занятия способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты.
1.1. Цель и задачи программы.
Цель программы : формирование логико-математического мышления через интеграцию образовательных областей.
Задачи программы :
Дать детям возможность почувствовать радость познания, радость от получения новых знаний, иначе говоря, дать детям знания с радостью, привить вкус к учению.
Выработать у детей привычку максимально полно включаться в работу (в процесс обучения, что достигается благодаря заинтересованности и положительным эмоциям ребёнка).
Привить любовь к конкретному предмету – математике.
Формирование представлений о числе и количестве:
Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.
Устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой частью на основе счета, составления пар предметов и соединения предметов стрелками.
Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.
Познакомить с цифрами от 0 до 9.
Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1.
Составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий с цифрами: плюс (+, минус (-, равно (=).
Развитие представлений о величине:
Считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.
Делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета, а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая) две части из четырех и т. д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.
Дать представления о весе предметов и способах его измерения (грамм, килограмм). Сравнивать вес предметов путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами.
Развитие представлений о форме:
Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.
Упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
Распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.
Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.
Ориентироваться на ограниченной территории; располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.
«Читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу-вверх, сверху вниз самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).
Развитие ориентировки во времени.
Пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.
1.2. Содержание программы.
Вся работа проводится на основе разработанных конспектов в занимательной игровой форме, что не утомляет дошкольника и способствует лучшему запоминанию математических понятий. Сюжетность и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач.
В процессе работы используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить усвоенное. Программа знакомит с новыми увлекательными заданиями, играми и упражнениями.
Программа рассчитана на 1 год на детей 6 – 7 лет. Группа работает 2 раза в неделю по 25-30 минут. Большую часть программы составляют практические занятия.
Календарное планирование
Цель: Развитие логико-математического мышления через интеграцию образовательных областей.
Задачи:
• Учить выполнять задания по перемещению персонажей в уме, делать воображаемые изменения ситуаций.
• Учить сопоставлять задания, проверять выполнение, отгадывать загадки.
• Учить использовать разные способы выполнения заданий, проявлять инициативу в поиске путей достижения целей.
• Развивать интеллектуальную гибкость, умение взглянуть на ситуацию с разных сторон.
• Развивать умения выявлять и абстрагировать свойства предметов.
• Развивать умения сравнивать предметы по их свойствам.
• Развивать способности к логическим действиям и операциям.
Месяц Тема
занятия Кол-во занятий
Неделя
СЕНТЯБРЬ I Весёлый счёт 2
II Умный карандаш 2
III Один-много 2
IV Количество и счёт 2
ОКТЯБРЬ I Сравнение групп предметов 2
II Сложение 2
III Пространственные отношения: на, над, под 2
IV Пространственные отношения: слева, справа 2
НОЯБРЬ I Вычитание 2
II Пространственные отношения: между, посередине 2
III Количество и счёт 2
IV Точка, линия, прямая и кривая 2
ДЕКАБРЬ I Отрезок, луч 2
II Ломаная, многоугольник 2
III Количество и счет 2
IV Угол 2
ЯНВАРЬ I Знаки: меньше, больше 2
II Числовой отрезок 2
III Состав числа 9 2
IV Состав числа 10 2
ФЕВРАЛЬ I Измерение массы 2
II Сравнение по объему 2
III Шар, куб, параллелепипед 2
IV Игра-путешествие в страну математики 2
МАРТ I Ориентировка на плоскости 2
II Знакомство с тетрадью в клетку 2
III Геометрические понятия 2
IV Геометрические фигуры 2
АПРЕЛЬ I Место числа на числовом отрезке 2
II Знаки сравнения 2
III Смысл арифметических действий 2
IV Перестановка слагаемых (частей) 2
МАЙ I Город нерешенных примеров 2
II Кто в домике живет? 2
III Всезнайка 2
IV №36Деление целого на части 2
1.2. Планируемые результаты.
Планируемые результаты освоения детьми программы описывают интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы. К семи годам при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка.
Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удаляет из множества отдельные его части (часть предметов). Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью); находить части целого множества и целое по известным частям.
Считать до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах 20).
Называть числа в прямом (обратном) порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10).
Соотносить цифру (0 – 9) и количество предметов.
Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =).
Различать величины; длину (ширину, высоту, объем (вместимость, массу (вес предметов) и способы их измерения.
Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом (результатом измерения).
Уметь делить предметы (фигуры) на несколько равных частей; сравнивать целый предмет и его часть.
Различать и называть: отрезок, угол, круг (овал, многоугольники (треугольники, четырехугольники, пятиугольники и др., шар, куб. Проводить их сравнение.
Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др., обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знаковыми обозначениями.
Уметь определять временные отношения (день – неделя – месяц); время по часам с точностью до 1 часа.
Знать состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших.
Уметь получать каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
Знать монеты достоинством 1, 5, 10 копеек; 1, 2, 5, 10 рублей.
Знать название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.
Ожидаемые результаты ориентированы не только на сформированность отдельных математических представлений и понятий у детей, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению.
Развивая умственные способности детей, логическое мышление, умение рассуждать, отстаивать своё мнение, способность логично и обстоятельно выдвигать свои идеи, стремиться к тому, чтобы каждый ребёнок, посещающий детский сад, в дальнейшем мог стать интересным, грамотным человеком, личностью.
Блок № 2. «Комплекс организационно – педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
2.1. Условия реализации программы.
Для занятия требуется светлое, просторное, сухое с естественным доступом воздуха помещение, отвечающее санитарно – гигиеническим нормам. Столы и стулья должны соответствовать росту детей. Комната должна быть оформлена в соответствии с этическими нормами.
Игры и канцелярские принадлежности находятся в доступных для детей индивидуальных шкафах.
Программа предполагает проведение двух занятий в неделю в первую или вторую половину дня. Продолжительность занятия: 20 -25 мин. Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный — в сентябре, итоговый — в мае.
Технические средства: компьютер, мультимедийное оборудование.
2.2. Оценочные материалы.
Педагогическая диагностика достижения детьми планируемых результатов освоения Программы
Методика и критерии диагностического обследования
Диагностические задания разработаны в соответствии с методиками Р. Немова, Д. Векслера, Н. Вераксы.
Результативность программы отслеживается в ходе проведения педагогического мониторинга, который предусматривает выявление уровня развития познавательных следующих процессов.
Диагностический инструментарий (диагностические задания)
Задание №1. Развитие внимания
Ребёнку показывается рисунок с изображением знакомых предметов. По сигналу «Начинай», он по строчкам этого рисунка начнет искать и зачеркивать те предметы, которые назвал педагог. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока педагог не скажет слово «Стоп». Ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай».
Задание оценивается по трехбалльной системе.
Уровень:
1 балл - критерий не проявляется;
2 балла – критерий проявляется частично;
3 балла – критерий проявляется (согласно норме).
Задание №2. Развитие памяти
Ребенку предлагается рассмотреть 10 картинок или предметов. А затем назвать 5-6 из них.
Задание оценивается по трехбалльной системе.
Уровень:
1 балл - задание не выполнено,
2 балла – задание выполнено с помощью взрослого;
3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно.
Задание №3. Развитие восприятия
Педагог объясняет ребёнку, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее представляет рисунки по очереди и просит последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3. Время выполнения 25 секунд.
Задание оценивается по трехбалльной системе.
Уровень
1 балл – за время больше 45 сек. ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, «спрятанных» в трех частях рисунка.
2 балла – ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек.
3 балла – ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек
Задание №4. Развитие воображения
Ребенку предлагается выполнить задание «Дорисуй элемент»,
Задание оценивается по трехбалльной системе.
Уровень:
1 балл - задание не выполнено.
2 балла – задание выполнено с помощью взрослого или не полностью.
3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно.
Задание №5. Развитие мышления
Ребенку предлагается выполнить ряд заданий:
1. «Чего не хватает на рисунке?»
2. «Что лишнее на рисунке?»
3. «Раздели на группы, и назови одним словом»
4. «Сложи картинку»
5. «Что перепутал художник?»
6 «Заплатки к коврикам»
7. «Что сначала, что потом?»
Оценивание проходит по трехбалльной системе.
Уровень:
1 балл - задание не выполнено,
2 балла – задание выполнено с помощью взрослого;
3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно.
Данная диагностика носит рекомендательный характер, позволяет оценить общий уровень развития познавательных процессов дошкольников.
Все результаты заносятся в сводную таблицу в начале и в конце года. Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала на каждом этапе реализации программы.
Протокол обследования знаний, умений и навыков в решении логических задач у детей старшего дошкольного возраста
№
п/п Фамилия имя
ребенка Развитие внимания Развитие памяти Развитие восприятия Развитие воображения Развитие мышления
№1 №2 №3 №4 №5 №6 №7
с м с м с м с м с м с м с м с м с м с м с м
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Высокий уровень: (29-33 балла)
Средний уровень: (от 22 до 28 баллов)
Низкий уровень: (ниже 11 баллов)
Качественная характеристика уровней сформированности умений и навыков детей в решении логических задач
Высокий уровень (от 29 до 33 баллов) : Дошкольник может концентрировать внимание на одном объекте достаточно продолжительное время, высокий темп выполнения заданий, незначительные ошибки в решении задач. Запоминает и называет 5-6 картинок из 10. Воспринимает и называет очертания всех предметов за определённое время. Самостоятельно изменяет, дорисовывая, предмету недостающий элемент, создавая на этой основе относительно новый образ. Правильно, без ошибок выполняет все задания.
Средний уровень (от 22 до 28 баллов) : Ребёнок не удерживает внимание в течение всего выполнения задания, отвлекается. Запоминает и называет 3-4 картинки. Называет очертания всех предметов за 30 сек. Видоизменяет предметы с небольшой помощью взрослого.
Низкий уровень (ниже 11 баллов) : Ребёнок не воспринимает инструкции взрослого, не может сконцентрироваться на задании.
2.3. Методические материалы.
Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала используются :
• столы и стулья, соответствующие росту детей;
• магнитно – маркерная доска с набором цифр, геометрических фигур;
• маркеры;
• цветные счетные палочки;
• мозайка;
• объемные геометрические фигуры;
• шаблоны из геометрических фигур;
• конструкторы;
• раздаточный материал (цифры и математические знаки);
• цветная бумага;
• крупа (гречка, рис);
• цветные веревочки;
• пуговицы.
• электронные математические игры для дошкольников;
• видео – презентации.
2.4. Список литературы.
1. Планы занятий по программе «От рождения до школы» для подготовительной к школе группы детского сада. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой 2011г.
2. Математика в детском саду. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет В. П. Новикова. 2008 г.
3. Лебеденко Е. Н. Формирование представлений о времени у дошкольников: Методическое пособие для педагогов ДОУ. - Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003 г.
4. Метлина Л. С. Занятия по математике в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1985 г.
5. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина. «Раз – ступенька, два – ступенька
6. Т. А. Шорыгина «Точные сказки». Формирование временных представлений. Москва 2004
7. Моро М. и др. Математика в картинках : (Для занятий с детьми 5-6 лет) /М. И. Моро, Н. Ф. Вапняр, С. В. Степанова. – М. : Просвещение, 1985
8. Давайте поиграем: Мат. Игры для детей 5-6 лет : Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей/ Н. И. Касабуцкий, Г. Н. Скобелев, А. А. Столяр, Т. М. Чуботаревская; Под ред. А. А. Столяра. – М. : Просвещение, 1991
9. Тарабарина Т. И., Елкина Н. В. И учеба, и игра: математика. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1997
10. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Пособие для воспитателей дет. Сада. - М. : Просвещение, 1985
11. Новикова В. П. Математика в детском саду (сценарии занятий, Москва, 2016