Екатерина Шашнова
Образовательная область «Сенсорно-математическое развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
обеспечивает развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию через организацию образовательной деятельности : использование обследования, группировки, действий по увеличению, уменьшению и отображению количества в овладении математическими умениями, использование этих навыков в повседневной жизни.
Задачи образовательной деятельности :
Публикация «Образовательная область „Сенсорно-математическое развитие“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
1. Привлекать внимание детей к освоению свойств предметов, отношений идентичности, порядка, зависимостей между предметами в повседневных видах деятельности
2. Развивать использование освоенных умений с целью совершенствования игр, разнообразных практических действий; развивать активность и самостоятельность познания, поощрять проявление элементов творческой инициативы;
Цель: формирование и развитие элементарных математических представлений у детей раннего возраста, овладение понятиями, свойствами, действиями предметов. Непосредственно образовательная деятельность должна реализовываться через самостоятельную детскую, совместную деятельность педагога с детьми.
Содержание образовательной области :
Работа по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности. Помощь им в обследовании предметов, выделении цвета, величины, формы. Побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить их и т. д. Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; большой красный мяч — маленький синий мяч).
Формировать умение называть свойства предметов.
Формирование элементарных математических представлений
Количество. Привлекать детей к формированию групп однородных предметов. Формировать умение различать количество предметов: много — один (один - много).
Величина. Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом — маленький домик, большая матрешка — маленькая матрешка, большие мячи — маленькие мячи и т. д.)
Форма. Формировать умение различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар).
Ориентировка в пространстве.
Учить двигаться за воспитателем в определенном направлении.
Целевые ориентиры:
-Успешно выделяет и учитывает цвет, форму, величину, фактуру и другие
признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий.
-Группирует в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и
другим свойствам при выборе из четырех разновидностей.
-Активно использует «опредмеченные» слова-названия для обозначения
формы.
-Начинает пользоваться общепринятыми словами-названиями цвета, часто еще
в отрыве от конкретного предмета (синим он может называть и желтый, и зеленый
предметы).
.
Комплексно-тематическое планирование «Сенсорно-математическое развитие» (2-3)
Месяц Неделя Тема ОД Цель Форма организации совместной образовательной деятельности Методическая литература
сентябрь 3 неделя
«Любимые игрушки» различение и называние предметов ближайшего окружения (игрушки);
развитие умения играть с игрушками;
Беседа с детьми о любимых игрушках; показ воспитателем знакомых игрушек, игры, подведение итога. Т. М, Бондаренко
«Комплексные занятия в 1 младшей группе»Воронеж, 2004 ,
№1 стр 10
4 неделя «Большие и маленькие игрушки» группировка игрушек по размеру (большой, маленький);
Двигательная импровизация «Большие ноги,шли по дороге», предложить детям отыскать в групповой комнате, большие и маленькие игрушки Т. М, Бондаренко «Комплексные занятия в 1 младшей группе»Воронеж, 2004 ,
№2 стр. 12
октябрь 1 неделя «Одинаковые-разные игрушки» сравнение игрушек с использованием слов «одинаковые», «разные»;
различение и называние предметов ближайшего окружения (игрушки, овощи, фрукты);
Загадывание загадки и чтение стихотворения, игровая мотивация, самостоятельная работа детей; подведение итога. Т. М, Бондаренко «Комплексные занятия в 1 младшей группе»Воронеж, 2004 ,
№3 стр. 14
2 неделя «Круг» различение и называние геометрической фигуры (круг);
развитие умений находить игрушки круглой формы, называть круг по цвету (синий, красный, по размеру (большой, маленький);
Создание игровой мотивации; предложить детям отыскать вокруг себя, похожие на круг предметы, игра «Соберем шарики»
Т. М, Бондаренко «Комплексные занятия в 1 младшей группе»Воронеж, 2004 ,
№4 стр. 16
3 неделя «Разноцветные круги» группировка игрушек, овощей и фруктов по размеру (большой, маленький, цвету (красный, синий, зелёный); Рассматривание с детьми картинки с разноцветными кругами; из разноцветных кругов; подведение итога. Т. М, Бондаренко «Комплексные занятия в 1 младшей группе»Воронеж, 2004 ,
№4 стр. 17
4 неделя «Собираем урожай овощей и фруктов» различение и называние овощей и фруктов: помидоры, огурцы, капуста, морковь, слива, груша, яблоко;
развитие умения сравнивать овощи и фрукты с использованием слов «одинаковые», «разные»; группировка овощей и фруктов по форме и размеру (большой круглый, маленький круглый), по цвету (красное яблоко, синяя слива, зеленый огурец);
Рассматривание игрушечных овощей и фруктов;
игра «Не зевай- собирай урожай!» Т. М, Бондаренко «Комплексные занятия в 1 младшей группе»Воронеж, 2004 ,
№5 стр. 18
ноябрь 1 неделя «Весёлые предметы» развитие умений детей различать предметы по цвету (красный, синий, зелёный, жёлтый, по размеру (большой, маленький, создавать и изменять группы предметов путём увеличения или уменьшения предметов; Создание игровой мотивации; дидактическая игра «Что на чем?»; подведение итогов. Т. М, Бондаренко «Комплексные занятия в 1 младшей группе»Воронеж, 2004 ,
№6 стр. 20
2 неделя «Много-один» закрепление навыков в умении различать предметы круглой формы; с использованием слов «много», «мало», «один»;
Загадывание загадок ; рассматривание иллюстрации; игра «Один-много». Т. М, Бондаренко
«Комплексные занятия в 1 младшей группе»Воронеж, 2004 ,
№7 стр21
3 неделя «Много, мало, один» сравнение игрушек с использованием слов «одинаковые-разные»; «большие-маленькие»; Создание игровой мотивации; выполнение детьми заданий по теме. Т. М, Бондаренко
«Комплексные занятия в 1 младшей группе»Воронеж, 2004 ,
№8 стр. 22
4 неделя «Квадрат» различие и называние геометрической фигуры (квадрат);
развитие умений находить и называть квадрат по цвету (синий, красный, зелёный, жёлтый, по размеру (большой, маленький);
Объяснение нового материала, игра – танаграм «Собери квадрат», подведение итога. Т. М, Бондаренко
«Комплексные занятия в 1 младшей группе» Воронеж, 2004 ,
№9 стр. 23
декабрь 1 неделя «Посуда». знакомство с назначением посуды, группировка предметов посуды по цвету, форме; Создание игровой мотивации: беседа о назначении посуды; сколько посуды у нас на игрушечной кухне, подведение итога. Т. М, Бондаренко
«Комплексные занятия в 1 младшей группе» Воронеж, 2004 ,
№10 стр. 25
2 неделя «Одежда. Мебель»
различение предметов одежды по цвету, размеру;
знакомство детей с последовательностью (алгоритмом) одевания на прогулку;
Рассматривание кукольной одежды, и мебели соревнование между мальчиками и девочками; игра «Оденем куклу на прогулку»; подведение итогов.
Т. М, Бондаренко
«Комплексные занятия в 1 младшей группе» Воронеж, 2004 ,
№11 стр. 27
январь
3 неделя «Живые предметы вокруг нас» закрепление знаний о назначении предметов;
создание и изменение групп предметов путём увеличения и уменьшения их количества с использованием слов «много», «один», «мало»; Создание игровой мотивации: беседа «Во что вы любите играть зимой на улице?»; рассматривание зимующих птиц, за окном. Т. М, Бондаренко
«Комплексные занятия в 1 младшей группе» Воронеж, 2004 ,
№12 стр. 29
4 неделя «Группировка предметов по размеру» нахождение предметов и сравнение их по форме (как мячик, как кирпичик, как квадратик); группировка предметов ближайшего окружения по размеру (большой, поменьше, маленький); Игра – сортировка «Мячики и кубики».; беседа по теме. Т. М, Бондаренко «Комплексные занятия в 1 младшей группе» Воронеж, 2004 ,
№13 стр. 31
февраль 1 неделя «Сравнение предметов» определение цвета, размера, формы предмета, геометрических фигур путём зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения; Создание игровой мотивации; показ предметных картинок; дидактическая игра «Теневой театр»; подведение итогов. Т. М, Бондаренко «Комплексные занятия в 1 младшей группе» Воронеж, 2004 ,
2 неделя «Сравнение предметов по количеству. Счёт 1,2» освоение способа складывания узора из кубиков по образцу;
закрепление умений подбора предметов одинаковых и разных по форме, размеру (большой, поменьше, маленький) и их группировка;
Загадывание загадки об аквариуме; рассматривание аквариума или его иллюстрации; игра с кубиками. Т. М, Бондаренко «Комплексные занятия в 1 младшей группе» Воронеж, 2004 ,
№14 стр. 32
3 неделя «Столько-сколько», «поровну» группировка предметов по количеству: 2 машины, 2 зайца с использованием слов «столько», «столько-сколько», «много», «мало», «один», «поровну», «здесь столько же, сколько и там»; Беседа по теме ;игра с машинами, постройка гаража из строительных кубиков Т. М, Бондаренко «Комплексные занятия в 1 младшей группе» Воронеж, 2004 ,
№15 стр. 34
4 неделя «Победный салют. Шар» знакомство с шаром и его свойствами;
Объяснение нового материала: выполнение заданий детьми; подведение итога. Т. М, Бондаренко «Комплексные занятия в 1 младшей группе» Воронеж, 2004 ,
№16 стр. 35
март 1 неделя «Счёт до 3» подбор и складывание разрезных картинок (из 2-3 частей);
развитие умений, сосчитывать предметы в пределах трёх составление композиции из фигурок; подведение итога;
дидактическая игра «Зоопарк из Тарамбукки»; подведение итогов. Т. М, Бондаренко «Комплексные занятия в 1 младшей группе» Воронеж, 2004 ,
2 неделя
«Куб» освоение простейших геометрических фигур (шар, куб) Беседа по теме, рассматривание картинок ;игра со строительными кубиками. Т. М, Бондаренко «Комплексные занятия в 1 младшей группе» Воронеж, 2004 ,
№17 стр36
3 неделя «Сравнения совокупностей предметов по количеству. Столько же» выделение части совокупности - «поровну», «здесь столько же, сколько и там» показ предметных картинок; создание игровой мотивации; показ предметных картинок; дидактическая игра «Геометрические фигуры»; подведение итогов. Т. М, Бондаренко «Комплексные занятия в 1 младшей группе» Воронеж, 2004 ,
№18 стр. 38
4неделя «Длинный-короткий» сравнивать предметы по признакам: длинный-короткий двигательная импровизация «По узенькой дорожке»; чтение стиха по теме ;игровая ситуация, соревнование между мальчиками и девочками, подведение итогов Т. М, Бондаренко «Комплексные занятия в 1 младшей группе»Воронеж, 2004 ,
№19 стр. 40
апрель 1 неделя «Птицы. Разноцветные полоски-хвостики».
развитие умений различать предметы по размеру; осваивать простейшие геометрические фигуры (шар, куб). рассматривание прилетевших на участок птиц, за окном; аппликация «Хвостик для птички» Т. М, Бондаренко «Комплексные занятия в 1 младшей группе» Воронеж, 2004 ,
№20 стр. 41
2 неделя «Шар и куб. Космос» сравнение геометрических фигур: куба и шара;
выделение части совокупности-«поровну», «здесь столько же, сколько и там»;
закрепление умения называть предметы ближайшего окружения предложить детям отыскать в групповой комнате, круглые и квадратные предметы,
самостоятельная работа детей; подведение итогов. Т. М, Бондаренко «Комплексные занятия в 1 младшей группе» Воронеж, 2004 ,
№21 стр. 42
3 неделя «Числовая оценка предметов» объединение предметов в совокупность по общему признаку.
Беседа по теме; настольная игра «Тактильные ладошки»; дидактическая игра «Скажи сколько матрешек». Т. М, Бондаренко «Комплексные занятия в 1 младшей группе» Воронеж, 2004 ,
№23 стр. 44
4 неделя «Высокий-низкий» знакомство детей со словами обозначающими высоту;
развитие умения сравнивать предметы по высоте;
Создание игровой мотивации; выполнение детьми аппликации «Высокий и низкий домики» ; подведение итогов. Т. М, Бондаренко «Комплексные занятия в 1 младшей группе» Воронеж, 2004 ,
№24 стр. 45
май 1 неделя «Сравнение предметов по высоте»
развитие умений сравнивать предметы по высоте, длине и находить их в группе, используя предлоги (над, на под, за, в); Рассматривание плаката с игрушками, беседа по теме. Т. М, Бондаренко «Комплексные занятия в 1 младшей группе» Воронеж, 2004 ,
№25стр. 46
2 неделя «Весёлый магазин» закрепление умений сосчитывать предметы и сравнивать их по количеству, называть предметы и группировать их по общим признакам;
ориентирование в помещении группы;
Игра «Чудесный мешочек»,
беседа по теме; подведение итогов. Т. М, Бондаренко «Комплексные занятия в 1 младшей группе» Воронеж, 2004 ,
№26 стр. 47
3 неделя «Найти нужный предмет»
развитие навыков игрового и речевого умения; развитие внимания, памяти.
Создание игровой мотивации; игра на тренировку внимания и памяти «Чего не стало?» Т. М, Бондаренко «Комплексные занятия в 1 младшей группе» Воронеж, 2004 ,
№27 стр. 49
4 неделя Диагностика. Определение уровня развития интегративных качеств личности ребенка, уровень развития сенсорно-математических способностей ребенка. Индивидуальная работа по тестированию; подведение итога. Т. М, Бондаренко «Комплексные занятия в 1 младшей группе» Воронеж, 2004 ,
№28 стр. 51