Светлана Иванова
Образовательная область «Речевое развитие» (старшая возрастная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
-развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
-развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
-практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Публикация «Образовательная область „Речевое развитие“ (старшая возрастная группа)» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Основные направления работы по речевому развитию детей
- Воспитание звуковой культуры речи.
- Формирование грамматического строя речи.
- Развитие связной речи.
- Формирование элементарного осознания явлений языка и речи.
- Воспитание любви и интереса к художественному слову.
Описание образовательной деятельности
Задачи образовательной деятельности
1. Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей.
2. Обогащать представления детей о правилах речевого этикета и способствовать осознанному желанию и умению детей следовать им в процессе общения.
3. Развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия. Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей.
4. Развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников.
5. Воспитывать интерес к письменным формам речи.
6. Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе.
7. Развивать первоначальные представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература, видах (проза и поэзия, о многообразии жанров и их некоторых признаках (композиция, средства языковой выразительности).
8. Способствовать развитию понимания литературного текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста.
Владение речью как средством общения и культуры. Освоение этикета телефонного разговора, столового, гостевого этикета, этикетного взаимодействия в общественных местах (в театре, музее, кафе); освоение и использование невербальных средств общения: мимики, жестов, позы; участие в коллективных разговорах, использование принятых норм вежливого речевого общения (внимательно слушать собеседника, правильно задавать вопрос, строить свое высказывание кратко или распространенно, ориентируясь на задачу общения).
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Освоение умений: самостоятельно строить игровые и деловые диалоги; пересказывать литературные произведения самостоятельно по ролям, по частям, правильно передавая идею и содержание, пользоваться прямой и косвенной речью; с помощью воспитателя определять и воспроизводить логику описательного рассказа; в описательных рассказах о предметах, объектах и явлениях природы использовать прилагательные и наречия; сочинять сюжетные рассказы по картине, из личного опыта; с помощью воспитателя строить свой рассказ в соответствии с логикой повествования: экспозиция (обозначение действующих лиц, времени и места действия, завязка (причина события, развитие событий и кульминация (момент наивысшего напряжения, развязка (окончание); в повествовании отражать типичные особенности жанра сказки или рассказа; грамматически правильно использовать в речи: несклоняемые существительные (метро, пальто, пианино, эскимо, слова, имеющие только множественное или только единственное число (ножницы, очки, глаголы «одеть» и «надеть», существительные множественного числа в родительном падеже; образовывать слова, пользуясь суффиксами (учитель, строитель, спасатель; солонка, масленка, приставками (подснежник, подосиновик).
Развитие речевого творчества : проявление интереса к самостоятельному сочинению, созданию разнообразных видов творческих рассказов: придумывание продолжения и окончания к рассказу, рассказы по аналогии, рассказы по плану воспитателя, по модели; внимательно выслушивать рассказы сверстников, замечать речевые ошибки и доброжелательно исправлять их; использовать элементы речи-доказательства при отгадывании загадок, в процессе совместных игр, в повседневном общении.
Обогащение активного словаря за счет слов, обозначающих: названия профессий, учреждений, предметов и инструментов труда, техники, помогающей в работе, трудовых действий и качества их выполнения; личностные характеристики человека (честность, справедливость, доброта, заботливость, верность и т. д., его состояния и настроения, внутренние переживания; социально-нравственные категории (добрый, злой, вежливый, трудолюбивый, честный, и т. д., оттенки цвета (розовый, бежевый, зеленовато-голубоватый и т. д., тонкое дифференцирование формы, размера и других признаков объекта; названия обследовательских действий, необходимых для выявления качеств и свойств предметов (погладил, подул, взвесил, понюхал и т. д.);
Освоение способов обобщения - объединения предметов в группы по существенным признакам (посуда, мебель, одежда, обувь, головные уборы, постельные принадлежности, транспорт, домашние животные, дикие звери, овощи, фрукты).
Освоение умения находить в текстах литературных произведений сравнения, эпитеты; использовать их при сочинении загадок, сказок, рассказов.
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. Освоение чистого произношения сложных звуков (Л, Р); упражнение в чистом звукопроизношении в процессе повседневного речевого общения и при звуковом анализе слов; использование средств интонационной выразительности при чтении стихов, пересказе литературных произведений, в процессе общения (самостоятельное изменение темпа, ритма речи, силы и тембра голоса в зависимости от содержания).
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Освоение представления о существовании разных языков.
Освоение терминов: «слово», «звук», «буква», «предложение», гласный и согласный звук, звуковой анализ слова.
Освоение умений: делить на слоги двух-трехслоговые слова; осуществлять звуковой анализ простых трехзвуковых слов: интонационно выделять звуки в слове, различать гласные и согласные звуки, определять твердость и мягкость согласных, составлять схемы звукового состава слова; составлять предложения по живой модели; определять количество и последовательность слов в предложении; развивать мелкую моторику кистей рук: раскрашивание, штриховка, мелкие мозаики.
Знакомство с книжной культурой, детской литературой. Восприятие классических и современных поэтических произведений (лирические и юмористические стихи, поэтические сказки, литературные загадки, басни) и прозаических текстов (сказки, сказки-повести, рассказы); проявление интереса к рассказам и сказкам с нравственным содержанием; понимание образности и выразительности языка литературных произведений; проявление интереса к текстам познавательного содержания (например, фрагментам детских энциклопедий).