Мария Орел
Образовательная область «Физическое развитие» в рамках введения ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем – обще- мировая тенденция. В Российской Федерации происходит модернизация системы образо- вания с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка, сохранения его здоровья. В настоящее время для большинства уровней и ступеней образования, включая дошкольное, установлены феде- ральные государственные образовательные стандарты.
Публикация «Образовательная область „Физическое развитие“ в рамках введения ФГОС ДО» размещена в разделах
ФГОС регулирует отношения в сфере образования между их участниками: роди- тель, ребенок, педагог и сейчас появился учредитель. Семья рассматривается как соучаст- ник образовательного процесса, как полноправный участник образовательного процесса. ФГОС впервые детоцентрирован, т. е. направлен на ребенка. Поэтому образовательная работа по «Физическому развитию» строится с учетом потребности детей и заказов роди- телей.
Если сравнивать образовательные области ФГТ и ФГОС, то «Физическая культу- ра» и «Здоровье» объединены в образовательную область «Физическое развитие» по ФГОС, т. е. образовательная область «Физическое развитие» представлено в свою очередь двумя образовательными областями : «Здоровье» и «Физическая культура».
Образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки). Формирование начальных представлений о некоторых ви- дах спорта, овладение подвижными играми с правилами. Становление целенаправленно- сти и саморегуляции в двигательной сфере, становление ценностей здорового образа жиз- ни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режи- ме, закаливании, при формировании полезных привычек).
ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна соот- ветствовать программа ДОУ. Одним из важнейших является принцип интеграции образо- вательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями.
Процесс интеграции представляет собой объединение в единое целое ранее раз- розненных компонентов и элементов системы на основах взаимозависимости и взаимодо- полняемости.
Принцип интеграции образовательных областей выступает как основополагающий принцип работы ДОУ.
В педагогической науке понятие «интеграция в сфере образования» определяется как средство и условие достижения целостности мышления. Так, к примеру, в образова- тельных областях «Здоровье» и «Физическая культура», выделяется задача, направленная на достижение целей гармоничного развития у детей физического и психического здоро- вья через формирование интереса к работе по здоровьесбережению и ценностного отно- шения к своему здоровью. Содержание образовательной области «Физическая культура» интегрируется с содержанием образовательной области «Здоровье» в части решения об- щей задачи по охране жизни и укреплению физического и психического здоровья.
При этом образовательные области «Физическая культура» и «Здоровье» в свою очередь взаимодействуют с другими образовательными областями, определяют целост- ный подход к здоровью человека как единству его физического, психологического и соци- ального благополучия.
Специфика здоровьесберегающей деятельности заключается в том, что основным исследователем и субъектом управления является сам ребенок. При этом педагог лишь
помогает ему обрести необходимую мотивацию, которая должна быть основана на инди- видуальных потребностях, обеспечивать свободу выбора, предоставлять возможность по- лучения необходимых знаний и навыков.
Дошкольные образовательные учреждения поставлены перед решением совершен- но новой задачи: необходимо не просто проводить цикл занятий по здоровьесберегающей деятельности, а организовать единый интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира. Конечным результатом такого процесса должно стать формирование у ребёнка представления о здоровье человека как ценности, являющейся необходимой предпосылкой для полноценной жизни, удовлетворения его ма- териальных и духовных потребностей, активного участия в трудовой и социальной жизни общества, во всех видах человеческой деятельности.
Реализация принципа интеграции в освоении содержания двух образовательных областей («Здоровье» и «Физическая культура», основанная на совместной деятельности всех участников образовательного процесса в ДОУ, позволяет создавать предпосылки для обеспечения полноценного физического и психического развития личности и формирова- ния навыков здоровьесбережения, являющихся составной частью разностороннего разви- тия детей.
Содержание области «Физическая культура» предусматривает решение ряда спе- цифических задач:
– развитие физических качеств (силовых, скоростных, в том числе гибкости, вы- носливости, координации);
– накопление и обогащение двигательного опыта у детей;
– формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом со- вершенствовании.
Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение цели
- формирования культуры здоровья детей через решение следующих задач:
– сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
– воспитание культурно-гигиенических навыков;
– формирование первичных представлений о здоровом образе жизни.
Вышеперечисленные задачи двух образовательных областей в конечном итоге призваны обеспечить формирование у ребёнка потребности бережно относиться к своему здоровью, т. е. вести здоровый образ жизни.
В каждой образовательной области в разных видах детской деятельности у педаго- га имеется возможность акцентирования внимания детей на правилах сохранения здоро- вья. В ходе проведения исследовательской деятельности, сравнительного наблюдения, в процессе проектирования, при чтении художественной литературы воспитатель имеет возможность рассматривать вопросы культуры здоровья, основ здорового образа жизни, правил здоровьесберегающего поведения, что способствует формированию у ребёнка ценностного отношения к своему здоровью.
В Стандарте прописаны требования к результатам освоения Программы – это це- левые ориентиры.
Целевых ориентиров воспитанник может достигнуть, а может, и нет в силу своих индивидуальных особенностей развития. Поэтому они не могут служить оценкой всего качества образования, в том числе и «Физического развития» ребенка.
Целевые ориентиры – это социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. В Стандарте целевые ориентиры даются для детей:
- раннего возраста (на этапе перехода к дошкольному возрасту,
- старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования) Целевые ориентиры на каждом этапе, которые тесно связаны с «Физическим раз-
витием» воспитанников.
Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте.
У ребенка развита крупная и мелкая моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.
У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. Имеет начальные представления о ЗОЖ. Воспринимает ЗОЖ как ценность.
Эти целевые ориентиры по «Физическому развитию», обозначенные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства РФ, однако каждая из при- мерных программ имеет свои отличительные особенности, и могут углублять и дополнять эти требования.
Мониторинг физического развития детей в процессе педагогического наблюдения только для внутреннего пользования. Поэтому педагог проводит мониторинг по «Физиче- скому развитию» воспитанников на начало и конец года, с тем, чтобы выстроить индиви- дуальную траекторию образовательной работы в этом направлении с каждым ребенком и проследить динамику развития.
Из выше рассмотренного вытекает вывод: образовательная область «Физическое развитие» нацелена не только на развитие крупной и мелкой моторики, она интегрируется с другими областями Стандарта. Принцип интеграции между областями заложен в Стан- дарте.
Таким образом, физическая культура – не только средство развития собственно физических качеств ребенка и укрепления его здоровья, но и важный компонент и сред- ство духовного, нравственного, эстетического воспитания дошкольника. Важнейшая роль в физическом воспитании ребенка по-прежнему принадлежит воспитателям и инструкто- рам. Именно их умение методически правильно организовать и провести занятия, нестан- дартные подходы к выбору форм и средств их проведения – важнейшие компоненты раз- вития интереса к занятиям, формирования у ребенка необходимых привычек, двигатель- ных умений и навыков
Физическое развитие детей дошкольного возраста
Возраст ребён- ка Особенности физического развития детей
2-3 года Большинство детей не могут усидеть на месте: им срочно нужно познавать мир не пешком, а бегом. В этом возрасте детей можно и нужно приучать к простым физическим упражнениям, приобщать к спорту, развивать мелкую и общую моторику во время подвижных игр. Возраст от года до трех в психологии называют «ходячим дет- ством». Важнейший двигательный навык этого периода — ходьба. Двигается ребенок пока что неуклюже, поскольку его координация движений еще далека от совершенства. Он делает широкие шаги (один шаг ребенка — это половина шага взрослого, поднимает руки в сторо- ны, чтобы держать равновесие, переваливается, как уточка, быстро набирает скорость, но пока что не справляется с «тормозами». Центр тяжести малыша смещен вверх. Это связано с тем, что у ребёнка слиш- ком длинное туловище и руки, но относительно короткие ноги. При- мерно к трем годам пропорции тела выравниваются и приближаются к пропорциям тела взрослого человека. К этому же времени малыш с легкостью осваивает двигательные навыки: бег, прыжки, смена направления движения, повороты, ходьба задом, подъем по лестнице и
т. д.
3-4 года Дети растут, становятся выше и тоньше, у них совершенствуется
координация движений, уменьшается мышечный тонус, развивается чувство равновесия. Они способны овладеть всем спектром навыков
активной деятельности, начиная от самых простых (кувыркание, фут- бол).
Двигательные навыки у ребё нка данного возраста: переход от бега к ходьбе по сигналу, умеет держаться прямой линии при ходьбе, прыгает с места, встает из положения «лежа» не раскачиваясь, прыгает с нижней ступеньки (40 см, хлопает в ладоши и притопывает, бежит, ускоряя и замедляя темп, стоит на одной ноге, ходит на цыпочках, лег- ко поворачивается боком, делает прыжки на одной ног, ловит бро- шенный мяч, легко поднимается с корточек.
Ребёнок чередует бег с прыжками, стоит на одной ноге 10 сек., неуклюже подпрыгивает на одной ноге, чувствует ритм и умеет мар- шировать под счет или в такт музыке, поднимается по висячей лестни- це, меняя ноги, перепрыгивает через препятствие (35 см, делает 3 прыжка вперед, удерживая равновесие, делает кувырки вперед. Ходит назад с носка на пятку, прыгает вперед 10 раз, не падая, бросает набив- ной мяч кому-либо на расстояние 1-2 м, ловит теннисный мяч с рас-
стояния 1 м.
4-5 лет К пяти годам мышцы становятся гораздо сильнее, их работоспо- собность увеличивается. Значительно развивается мускулатура, осо- бенно на ногах. Более развитые дети уже могут отрывать обе ноги от земли, неплохо прыгать, приземляясь на полусогнутые ноги. Они уже могут прыгать с разбега, но еще не умеют правильно использовать взмах рук.
У ребенка четырех-пяти лет уже достаточно хорошо развита ко- ординация движений, он умеет стоять на одной ноге, ходить на пятках и на носках и т. д.
Это возраст «граций» — малыши ловкие и гибкие. Движения становятся намного эстетичнее и совершеннее. В этом возрасте осо- бенно легко дается гимнастика. Ребенка уже можно учить ходить на
лыжах и кататься на коньках, на двухколесном велосипеде.
5-6 лет Возрастной период называют периодом «первой вытяжки», ко- гда за один год ребёнок может вырасти на 7-10 см. Средний рост ре- бёнка колеблется около 106-107 см., а масса тела 20-21 кг.
Развитие опорно-двигательной системы (скелет, суставно- связочный аппарат, мускулатура) ребёнка к 5-6 годам ещё не заверше- но. В этом возрасте сила мышц-сгибателей больше силы мышц- разгибателей, что определяет особенности позы ребё нка: голова слегка наклонена вперёд, живот выпячен, ноги согнуты в коленях. Поэтому здесь огромную роль играют занятия физкультурой, которые дают со- ответствующую нагрузку.
Медленно развиваются мелкие мышцы кисти. Необходимо как можно больше играть с детьми мячом.
Развиваются и сердечно - сосудистая система и дыхательная. Объём лёгких примерно составляет 1500-2200 мл, и развивается под влиянием физических нагрузок.
Артериальное давление у детей данного возраста ниже, чем у взрослого человека. А физические нагрузки оказывают тренирующее воздействие на сердечно - сосудистую систему; под влиянием физиче- ских нагрузок вначале увеличивается частота пульса, максимальное и минимальное кровяное давление.
По мере тренировки реакция сердечно - сосудистой системы на физические нагрузки меняется, работа сердца становиться более эко-
номичной.
У дошкольников обмен веществ отличается высокой активно- стью (в 2-2.5 раза больше, чем у взрослого человека). При активной мышечной деятельности энергозатраты возрастают пропорционально интенсивности физических усилий. Полное удовлетворение энергети- ческих запросов детского организма обеспечивается сбалансированным питанием, при котором калорийность пищи полностью соответствует расходу энергии.
У детей шестого года жизни значительно повышается уровень произвольного управления своим поведением. Умение управлять своим поведением, оказывает воздействие на внимание, память, мышление. Развитию этих свойств способствуют различные задания, поручения, требования.
Формируются и интенсивно развиваются волевые качества у де- тей, а на их основе появляются новые потребности и интересы.
6-7 лет Дети 6 лет активны. Они умело пользуются своим двигательным аппаратом. Движения их достаточно координированы и точны. Они умеют их сочетать в зависимости от окружающих условий.
Растут возможности различения пространственного расположе- ния движущихся предметов, в том числе и перемещающегося челове- ческого тела. Дети могут объяснить, что и как меняется в соотношении частей тела, когда человек бежит, идёт на лыжах, едет на велосипеде и т. п. они различают скорость, направление движения, смену темпа, рит- ма.
Совершенствуются основные виды движений, ярче проявляются индивидуальные особенности движения, зависящие от телосложения и возможностей ребёнка.
Дети всё чаще руководствуются мотивами достижения хороше- го качества движения. Значительно увеличиваются проявления воле- вых усилий при выполнении трудного задания. Следует учесть, что стремление ребёнка добиться хорошего результата не всегда совпадает с его возможностями, поэтому взрослый должен быть очень внимате- лен и не допускать перегрузки.
Начинается интенсивно развиваться способность целенаправ- ленно совершать движения отдельных частей тела, например ног, голо- вы, кисти и пальцев рук и др. у детей постепенно вырабатывается эсте- тическое отношение к ритмичным, ловким и грациозным движениям. Дети начинают воспринимать красоту и гармонию движений.
Многих детей привлекает результат движений, возможность по- мериться силой и ловкостью со сверстниками (особенно у мальчиков). Очень ценно, что дети уже понимают значение упражнения для совер- шенствования движений. Они целенаправленно повторяют упражне- ния, проявляя большую выдержку и настойчивость.
Начинают проявляться личные вкусы детей в выборе движения. Одним больше нравится бегать и прыгать, другим - играть с мячом и т. д. нередко детям нравятся те упражнения, которые лучше получаются.
Взрослым необходимо поддерживать индивидуальные интере- сы детей.