Татьяна Пожарская
Конспект образовательной деятельности по экологии «Зимние явления в природе». Подготовительная группа
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
МАДОУ №25 «Русалочка»
Подготовительная группа
Образовательная деятельность - экология «Зимние явления в природе»
Интеграция образовательных направлений : Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое. Экспериментальная деятельность, художественное слово.
Цель: Расширение представлений детей о зимних явлениях в природе.
Публикация «Конспект образовательной деятельности по экологии „Зимние явления в природе“, Подготовительная группа» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по экологии
- Зима. Экологическое воспитание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Погода и природные явления
- Подготовительная группа
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Образовательные задачи : закрепить с детьми признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом, закреплять знания о зимних месяцах, продолжать развивать связную речь, формировать умение высказывать свои мысли по типу рассуждения, учить получать знания о свойствах снега в процессе экспериментирования.
Развивающие задачи: развивать умение детей давать развёрнутые ответы, развивать все психические процессы (память, внимание, воображение, мышление и т. д.)
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира.
Словарная работа: снегопад, метель, иней, вьюга, наст, оттепель, гололедица, туман.
Предварительная работа: наблюдения за зимней погодой (из окна и на прогулках, рисование на темы «Зимний пейзаж», изучение времен года и их месяцев, анализ по сюжетным картинам на зимнюю тематику.
Оборудование: проекционный экран, ноутбук.
Материалы: бумажная снежинка, тарелочки со снегом, формочки, салфетки, крупа (рис, листы бумаги белого цвета, палитра, гуашь коричневого цвета, кисти для рисования, непроливайки, клей.
Виды детской деятельности : познавательно-исследовательская (экспериментирование, двигательная, коммуникативная, художественное творчество (аппликация).
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный и сюрпризный момент. Приветствие.
В-ль: Ребята, мы с вами живем в самой большой стране на планете (спросить название страны). Правильно, Россия. Так вот, мы имеем с вами возможность наблюдать и любоваться всеми временами года. Каждое время года не похоже одно на другое и радует своей красотой. Весной все оживает и зеленеет, земля становится изумрудной, лето раскрашивает землю всеми цветами радуги, осень одаривает землю золотой листвой, а зима щедро укутывает землю серебром снежинок.
Зима-это самое волшебное время года. Наша русская зима, словно сказочное царство, в котором происходят различные чудеса. И мы счастливые люди, потому что можем сколько угодно наблюдать за волшебными зимними превращениями.
-Ребята, я сегодня шла в детский сад и нашла волшебную снежинку. А на ней загадка. Отгадаем загадку?
Дети: Да
В это время года
Ложится спать природа,
Укрывшись белоснежным
Пушистым снегом нежным,
В снегу деревья и дома
Мы говорим: Пришла….ЗИМА!
В-ль: Правильно. Ребята, а какое сейчас время года?
A как вы догадались?
А какие зимние месяцы существуют?
С какого месяца начинается зима?
А с какого Новый год?
Кто мне скажет каким месяцем заканчивается зима?
Ответы детей.
В-ль: Отлично, а главное отличие зимы от всех времен года-это что?
Дети- Снег!
Правильно, вот сейчас мы с вами и проведем опыт со снегом.
Физкультминутка. Упражнение «Снег».
Снег сегодня шёл с утра (руки опускаются сверху вниз)
Рада снегу детвора (хлопают в ладоши)
Снег на ветках (руки вверх,
На дорожках (наклонили вниз,
На носах (дотрагиваются до носа)
И на ладошках (показывают ладошки).
Экспериментальная деятельность :
В-ль: Ребята, сейчас мы с вами попробуем представить, будто мы в снежной лаборатории, в которой происходят чудеса.
(принести снег в тарелочках и формочки)
В-ль: Давайте посмотрим, что будет происходить со снегом в теплом помещении? Какой становится снег?
Дети: Снег становится влажным и липким.
В-ль: Давайте потрогаем его. Что можно сделать с таким снегом?
Дети: Можно сделать (скатать)комочек.
В-ль: А что происходит со снегом, когда мы его катаем в руках?
Дети: Снег в руках тает.
В-ль: Что произойдет со снегом через некоторое время?
Дети: Снег превратится в воду.
В-ль: Правильно. Снег растает и превратится в воду. А если мы эту воду нальем в формочки и поставим на улицу на мороз, что с ней произойдет?
Дети: Вода замерзнет и превратится в лед.
В-ль: А как вы думаете, эту воду можно назвать чистой?
Дети: Нет, она грязная.
В-ль: Конечно ребята, во время снегопада снег собирает в воздухе частички пыли, поэтому несмотря на то, что снег белоснежный и на первый взгляд чистый, в нем содержится много грязи и микробов.
А теперь давайте выльем эту воду в формочки и я поставлю на улицу, на мороз, а когда пойдем на прогулку, то увидим, что вода в формочках замерзла и превратилась в лед. Волшебство?
Дети: Да!
То есть сначала был снег, потом вода, потом лед- (анализ и вывод по экспериментальной деятельности делают дети).
В-ль: Молодцы! Теперь мы много знаем о свойствах снега. А сейчас садимся на стульчики, я хочу рассказать о зимних явлениях природы и показать их вам, некоторые из них вы уже знаете.
(просматривание картин по проекционному экрану, воспитатель комментирует) :
Ребята, посмотрите какая красота. Какие зимние явления мы с вами видим?
Дети: Снегопад, метель, вьюга.
В-ль: Как мы можем описать метель и вьюгу? (ответы детей) Идет сильный снег, дует, завывает ветер. Правильно. А снегопад? (ответы детей). Хорошо, конечно, просто идет снег, множество снежинок, которые образуют пушистые хлопья, падают и укрывают землю и все вокруг, это снегопад.
Но зимой бывает так, что становится теплее, снежок подтаивает. Тогда на снегу образуется твердая корочка-это НАСТ. На крышах и деревьях образуются сосульки, такое состояние погоды называется ОТТЕПЕЛЬ, может даже пойти дождь.
А это ГОЛОЛЕДИЦА-это слой плотного льда, который образуется на поверхности земли, на тротуарах, дорогах, деревьях, проводах и т. д., это происходит, когда после оттепели все замерзает, температура воздуха понижается, становится холоднее и дождь, который прошел вчера, замерзает и получается гололед. Это очень опасное состояние погоды, которое приводит к авариям на дорогах и травмам людей, надо быть осторожным, чтобы не поскользнуться, не попасть под машину и не получить перелом или ушиб.
На этой картинке мы видим ТУМАН-это воздушный пар, который превращается в капельки воды, когда остывает. В морозную погоду туман образуют маленькие кристаллики льда, которые потом падают на деревья, получается ИНЕЙ, такая зимняя роса на деревьях и кустарниках. Так и получается, сначала туман, потом иней. Значит Туман-это слишком много мелких льдинок в воздухе.
Видели такое явление природы, ребята (ответы детей)
ЗАКРЕПЛЕНИЕ БЕСЕДЫ ПО ВОПРОСАМ В ИГРЕ:
ИГРА «ПРИМЕТЫ ВРЕМЕН ГОДА» с мячом.
ПРАВИЛО: правильный ответ – прыжки, неправильный-топаем ногами.
Приметы
Осень - деревья раздеваются, птичий голос тише; частый дождь, небо хмурое; урожай собираем; сентябрь, октябрь, ноябрь; много ягод и грибов в лесу уже созрело;
Зима - трескучий мороз щиплет нос; иней на деревьях, гололедица на дорогах после оттепели; сосульки на крышах, снегопад и сугробы, декабрь, январь, февраль; узоры на окнах; метель или вьюга.
Весна – проталины и подснежники; набухают почки, а потом растут листочки; солнце и небо ярче и птички веселее поют; просыпаются медведи и ежи; птица перелетные возвращаются домой; март, апрель, май; посадка семян и цветов в саду и в огороде.
Лето – жаркие, солнечные дни; яркие цветы и бабочки летают, июнь, июль, август; длинные дни, короткие ночи; можно гулять в шортах, футболках и панамах; купание в реке и море, радоваться теплой погоде.
Далее дети садятся за столы и занимаются аппликацией «ИНЕЙ НА ДЕРЕВЬЯХ».
ПОЯСНЕНИЕ: На листке бумаги белого цвета красками коричневого цвета рисуют дерево по образцу воспитателя, дают время краске высохнуть (дыхательная гимнастика-носом вдохнуть, ртом выдохнуть, повтор. 2-3раза).
Затем берут клей-карандаш и наносят на ветки дерева, а на этот клей прикрепляют зернышки риса. Получается, что ветки дерева будто покрыты инеем.
Все материалы подготовлены заранее на столах по количеству детей.