Галина Фокина
Образовательная деятельность в подготовительной группе «Утро в сосновом лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Утро в музыке и живописи. Классическая музыка в художественно-эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста».
Задачи: Обучающие. Содействовать обучению детей сравнивать изобразительные средства композитора и художника. Продолжать знакомить детей с классической музыкой. Активизировать словарь детей, обогатить его музыкальными понятиями тембр звучания инструментов симфонического оркестра. Закрепить понятия: мелодия, регистры, темп, динамика, тембр.
Публикация «Образовательная деятельность в подготовительной группе „Утро в сосновом лесу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Темочки
Развивающие. Развивать умение определять тембр звучания отдельных инструментов симфонического оркестра. Развивать творческое, образное мышление. Развивать музыкальное воображение, память. Побуждать детей к активной деятельности.
Воспитательные. Вызывать положительный эмоциональный отклик на музыку. Воспитывать любовь к природе.
Программное содержание:
Знакомить детей с творческим наследием норвежского композитора Э. Грига и
русского художника И. Шишкина. Прививать детям любовь к слушанию музыки.
Музыкальный репертуар:
«Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига в исполнении оркестра и на фортепиано.
Фортепианные произведения: «Весной», «Свадебное шествие в Трольхаугене»,
«Норвежский танец».
Художественно-изобразительный материал :
Портреты Э. Грига и И. Шишкина. Картинки, изображающие природу ранним
утром, восход солнца. Картина И. Шишкина «Утро в сосновом лесу».
Оборудование:
Музыкальный центр, СД с фонограммой, фортепиано. Мультимедийное
оборудование.
Предварительная работа:
Слушание с детьми произведения «Утро» Э. Грига в исполнении оркестра
(аудиозапись). Знакомство с музыкальным инструментом фортепиано, средствами
музыкальной выразительности (мелодия, темп, динамика, регистр).
Использование ИКТ в показе инструментов симфонического оркестра.
Ход занятия:
В зал входит пастушок и наигрывает на дудочке. (Один из детей группы).
Картинки детей изображают природу ранним утром, восход солнца.
Музыкальный руководитель: Пастушок! Приглашай ребят к нам в зал. Они тоже, как и ты, проснулись рано и хотят послушать интересные истории и красивую музыку. (Стулья расставлены около фортепиано. Звучит спокойная музыка, дети проходят круг по залу и затем рассаживаются на стулья).(Исполняется отрывок начала пьесы «Весной»)
Музыкальный руководитель: Доброе утро, ребята! Давайте пожелаем доброго утра друг другу и нашим гостям. (Н. Бордюг, сл. Э. Костиной «Доброе утро»)
Наше занятие посвящено утру. Утро – это время суток. У нас бывает утро, полдень и вечер. Сегодня мы поговорим о том, какими же средствами, красками рисуют картину утра композиторы, художники. Ребята, а кто такие композиторы? Ответ: композиторы – это люди, которые пишут музыку. А кто такие художники? Это люди, которые пишут картины. Посмотрите, кто к нам пришел в гости? Он просыпается утром рано, выходит на луг вместе со своими животными.
Пастушок: Зашушукались на сливе озорные «Чиви-чиви»,
А среди высоких трав скачет радостное «Гав».
И уже летит за реку молодое «Кукареку»,
И спешит встречать зарю очень вежливое «Хрю».
«Му-у-у поплыло из тумана, «Ме-е-е проснулось на лугу,
А из дома рано-рано им в ответ: - Бегу. Бегу.
Это веселый пастушок. Садись рядом с нами пастушок и послушай интересную историю о маленьком мальчике, который жил давно в далекой северной стране Норвегии. Еще в детстве он любил подбегать к фортепиано, которое стояло в его доме, и перебирать клавиши, слушая, как звучит инструмент. Эдвард, так звали мальчика, любил прислушиваться и к окружающим его звукам, будь то разноголосый щебет птиц или свирельные наигрыши норвежских пастушков.
А рассказываю я вам о замечательном норвежском композиторе Э. Григе. Вот его портрет.
Послушайте отрывок из его произведения, которое называется «Утро», в котором Григ изобразил картину утреннего пробуждения природы. (Исполняется отрывок пьесы «Утро»)
Ребята! Посмотрите на эти рисунки и скажите, что общего изображено на них? Конечно солнце. Оно встает далеко над горами. На следующем рисунке оно поднимается из-за горизонта, из-за высоких гор, над морем. Вот и в музыке,сначала слышна тихая перекличка пастушков, затем музыка наполняется всё более теплым и радостным настроением, и, наконец, перерастает в полнозвучную и многокрасочную музыкальную картину восхода солнца. Помните, как называется это произведение?
(Ответы детей.) Верно, «Утро». Солнце в горах Норвегии – не слишком частый, и поэтому
желанный гость. Музыка восхода солнца в произведении «Утро» звучит как торжественный гимн в честь солнца. Даже сквозь тяжелые облака оно умудряется заглянуть в самые труднодоступные горные ущелья и на мгновение осветить все вокруг, приласкать своими лучами каждый цветок и каждую горную былинку. Музыка рисует картину постепенного пробуждения природы – солнце, прорывающееся сквозь облака, нежное щебетанье птиц, шелест ветра в листве, журчанье прозрачного родника. Пьеса Э. Грига «Утро» -передает не только краски рассвета, но и то душевное настроение, которое возникает при виде восходящего солнца. В ней ощущается состояние покоя и безмятежности. Но как же мы догадались, что композитор Эдвард Григ написал музыку утра? Конечно, он использовал свои специальные средства музыкальной выразительности: например - звучит плавная, спокойная,
нежная мелодия, звуки движутся поступенно, друг за другом, без резких скачков, так же плавно поднимается солнышко. Звучит мелодия в каком регистре? (Мы знаем низкий, средний и высокий). Правильно в высоком, потому что солнышко поднимается вверх, оно находится вверху. А в каком темпе исполняется пьеса?. ( Мы знаем темпы: быстрый, медленный). Здесь скорее всего медленный, так как солнышко поднимается медленно, спокойно, величаво. Как звучит музыка? Громко, не очень громко, тихо, не очень тихо. Конечно тихо.
Природа тихо просыпается с восходом солнца. Посмотрите, как композитор очень умело использует свои музыкальные средства.
Послушайте, еще какую я вам расскажу интересную историю об этом композиторе.
Прогуливаясь по аллеям и дорожкам вокруг своего дома, композитор с удивлением рассматривал странные деревья и пригорки с выкорчеванными деревьями, как будто закрывающими вход в чью-то нору, прислушивался к лесным звукам и шорохам. Ему иногда казалось, что кто-то вдруг пробежал рядом и спрятался. Григ придумал музыку, которая может сопровождать передвижение этих пугливых лесных существ. Послушайте Шествие троллей.
(Звучит на фортепиано отрывок из «Свадебного шествия в Трольхаугене)
«Конечно, тролли и гномы могут здесь хозяйничать в мое отсутствие и охранять мое имущество!» - подумал однажды Григ и в знак благодарности своим сказочным соседям назвал свою усадьбу Холм Троллей или Трольхауген. В норвежских сказках тролли и гномы – это фантастические существа, обитающие в подземных дворцах, в глубинах гор, в пещерах лесистых холмов, подобных тому, где поселился Григ. Людям редко удается их увидеть, ведь тролли стараются быть незамеченными, потому и становятся похожими на старые пни да камни, поросшие мхом. Многие думают, что тролли злые, и боятся их. Но тролли и гномы такие же разные, как и люди: могут быть добрыми и злыми, смешными и коварными…
Какие музыкальные средства использует композитор в этом произведении?. Мелодия резкая, со скачками, как будто изображает прыгающих троллей и гномов. Музыка звучит в разных регистрах, то в низком, то в высоком, сказочные герои то прячутся в своих глубоких норах, то вылезают наверх поиграть друг с другом. Музыкальное исполнение и громкое, и тихое, выражая разное настроение у этих троллей и гномов. И конечно, мы слышим разные темпы, то быстрый, то помедленнее, потому что они танцуют то быстро, то немного устав, отдыхают.
Эдвард Григ любил бывать на народных праздниках. Он внимательно слушал, как играют музыканты-скрипачи, наблюдал, как танцуют и веселятся гости…В одном из своих произведений под названием «Норвежский танец» композитор отобразил картину такого праздника. (Звучит «Норвежский танец» на фортепиано). ( Ансамбль: Фокина Г. А. и Ретина А. Е). Ребята, оказывается на фортепиано можно играть не одному, а двум музыкантам. Исполнение становится более ярким и громким.
Ребята, как вы думаете, гости в этой пьесе все время танцевали, подпрыгивали и топали ногами? (Иногда музыка замедлялась – музыкант уставал играть и засыпал.)
А теперь попробуйте движениями показать все, что услышали в музыке «Норвежского танца».
Вначале, когда под веселую музыку гости будут танцевать, хлопайте в ладоши. Затем, когда музыка будет постепенно замедляться и скрипач заснет, склоните голову на плечо и опустите руки вниз (показывает позу). Не прозевайте момент, когда недовольные гости потребуют продолжения танца: «Как так – мы хотим танцевать!» Топайте ногами.
(Звучит «Норвежский танец» в аудиозаписи) -(Физкультминутка)Я заметила, что вы улыбались во время исполнения «Норвежского танца». Это замечательно, ведь композитор хотел, чтобы слушатели увидели его добродушную улыбку, веселье праздничного гулянья.
Молодцы! Ребята, как вы думаете, в каком исполнении звучала сейчас музыка? Правильно, в исполнении симфонического оркестра. Посмотрите на волшебный экран и вспомните, какие инструменты входят в симфонический оркестр. (Слайд №8)
Посмотрите, что я вам принесла. (Открывается картина И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»)
В Москве, столице нашей Родины, на одной из улиц, в тихом переулке около Красной площади, в большом доме, хранятся очень много картин разных художников. Этот дом называется Третьяковская галерея. (Галерея- это название музея, где хранятся картины, а Павел Михайлович Третьяков, московский богатый купец, покупал картины у художников, и собирал их для того, чтобы спустя много лет мы могли любоваться ими.) И, когда мы входим в зал Третьяковской галереи, где висят картины Ивана Ивановича Шишкина, кажется, будто повеяло влажным дыханием леса, свежим ветром полей, стало солнечнее и светлее. На картинах Шишкина мы видим то раннее утро, то бескрайние просторы полей с убегающей к горизонту тропинкой, то таинственный полумрак лесной чащи. Современники называли Шишкина «лесным богатырем». В этих словах – и дружеская шутка, и почтительное восхищение. Действительно, никто из русских художников, кроме Шишкина, не мог с таким мастерством и размахом воплотить в живописи мощь и красоту русского леса.
Картины этого художника волнуют нас трогательной любовью художника ко всему, что он видит в природе. Он замечает и красные шапочки грибов, спрятавшихся в траве, и веточки засохшей хвои. Вот и на этой картине, мы видим уголок леса, пронизанный восходящем солнцем, лесную чащу, темно-голубое небо в просветах ветвей – смотришь на эту картину и вспоминаешь теплое, ласковое летнее утро, когда так приятно бродить по лесу и вдыхать терпкий (необычный) запах сосновой смолы. На этой картине радуются восходящему солнцу медведи… Расскажите пожалуйста, что вы еще видите на этой картине? Как вы думаете, какое время суток изображено на картине?. Конечно утро! Встает солнце, его лучи пробиваются сквозь густую листву деревьев и золотят макушки сосен. Именно такое утро изображено на картине. Художник светлыми красками нарисовал картину утра, желтый цвет восходящего солнца, светло-зеленый – пробуждающейся природы.
(Дети рассматривают картину И. Шишкина)
Как вы думаете, какое настроение у маленьких медвежат на картине? (Ответы детей).
Действительно, радостное: посмотрите, как они радуются наступившему утру!
Возвратимся к музыке. Ребята, скажите, а инструменты симфонического оркестра звучат все одинаковы или нет. Конечно нет. Каждый инструмент звучит по-своему. Медные инструменты звучат грозно и величаво, а струнные и деревянные инструменты звучат нежно и ласково. То есть каждый инструмент имеет свой тембр. Вот еще одно средство музыкальной выразительности. Зная, как звучит каждый инструмент, композиторы умело пользуются этим для написания своей музыки. Сейчас мы еще раз послушаем в исполнении симфонического оркестра пьесу Э. Грига «Утро» и определим, какие в основном инструменты звучат в исполнении этой пьесы. Забегая вперед, подскажу вам, что в начале нашей беседы наш пастушок играл на пастушей дудочке, наверное и композитор будет использовать деревянно-духовые инструменты для выражения картины утра. Посмотрим на волшебный экран и послушаем как звучат деревянно- духовые инструменты. (Слайд № 5).
(Ещё раз звучит музыка Э. Грига «Утро»). Дети слушают её и определяют, что флейты поют, как птицы). Именно голоса птиц оповещают нас о восходе солнца, поэтому музыкальные инструменты звучат в высоком регистре. Струящейся мелодией в исполнении гобоя и флейты композитор передает предрассветное движение в лесу, пробуждение природы с восходом солнца. Ласковая мелодия похожа на дуновение ветерка, который будит ото сна листву на деревьях. Вот какие краски, только музыкальные, использовал норвежский композитор Эдвард Григ, чтобы нарисовать картину утра. Ребята, какие же средства музыкальной выразительности используют композиторы для написания своей музыки? Это: мелодия, регистр, темп, динамика и тембр.
Ребята, вам понравилась музыка Эдварда Грига? Какие произведения мы сегодня услышали? Какую картину мы рассматривали?
(Соня расскажет стихотворение об утре)
Ребята, мы увидели на картине, услышали в музыке как выглядит наш родной край глазами художников и композиторов. Нам жить на этой земле и поэтому нашу природу, а значит нашу Родину надо любить и охранять всегда. Давайте споем песню о Родине. (Муз. и сл. Н. Орловой. «Родина»)
Разрешите мне подарить вам вот такие волшебные дудочки, как у пастушка, на память о нашем
А проводит вас уже знакомый вам пастушок, с песенок которого начинались первые музыкальные шаги великого норвежского композитора Эдварда Грига.
(Звучит окончание пьесы Э. Грига «Весной»)
Литература: 1. Журнал «Музыкальный руководитель» № 4, 2012г.
2. Журнал «Музыкальный руководитель» № 8, 2013г.