Людмила Деркунова
Конспект НОД «Составление рассказа по картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД на тему «Составление рассказа по картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»»
Цель: составление рассказа по пейзажной картине.
Задачи:
• Продолжать формировать умение описывать содержание, передавая настроение картины;
• Учить придерживаться структуры описательного рассказа (название, зачин, микротемы, заключение,используя образные средства, описывая медведей и окружающий пейзаж.
Публикация «Конспект НОД „Составление рассказа по картине И, И, Шишкина „Утро в сосновом лесу““» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Шишкин И.И., художник
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
• Воспитывать у детей интерес к пейзажной живописи, помочь почувствовать художественный образ картины.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Активизация словаря: величавые сосны, утреннее солнышко, медведи резвятся. Заботливая медведица, небо лучистое, ясное; радостно, спокойно.
Предварительная работа: рассматривание картины И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»; чтение и анализ отрывка из рассказа С. Махотина «Хозяин леса»; разучивание стихотворения Н. Григорьевой «Мишка»
Ход НОД
Воспитатель:
- Дети, я вас приглашаю на экскурсию в нашу картинную галерею. Сегодня здесь новые картины. Проходите. Пожалуйста. Экскурсию проведет экскурсовод- Саша.
Рассказ экскурсовода.
Много лет назад в нашей стране жил замечательный, великий русский художник- пейзажист И. И. Шишкин. Он очень любил Россию и писал картины на которых изображал родную природу (лес, реку, поле и т. д.) Посмотрите на его портрет. Крепкий, широкоплечий мужчина с бородой. В народе его называли - лесной богатырь, царь леса. Он очень любил рисовать лес, а особенно сосны.
Обратите внимание на эту картину. Она называется «Корабельная роща». Золотой колоннадой вздымается к лазурному небу русский лес. Могучая, несокрушимая стена сосен-великанов, озаренных ярким солнцем. Главное в этой картине – отборные, стройные сосны, из которых строят корабли. Оттого и роща называется «Корабельной». А на этой картине И. Шишкина «Рожь» показана широта и красота русской земли. Очень созвучно с настроением этой картины стихотворение А. Фета, в котором есть такие строки:
Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.
Словно море в ясный день легко колышется и шумит необъятное золотое поле ржи. Мы смотрим на картину «Рожь» и любуемся золотистым отливом спелых колосьев, радуемся обилию хлеба на родной русской земле.
А сейчас мы с вами любуемся картиной И. Шишкина «На севере диком». Художник изобразил сосну как королеву сказочной зимней лунной ночи. На переднем плане – величавая сосна, которая поражает зрителя своим великолепием. Странная, одинокая красавица на обрыве принарядилась в пышные, богатые одежды.
Воспитатель; Спасибо экскурсоводу за его интересный рассказ. Если внимательно посмотреть на картины И. Шишкина, то кажется, будто мы в лесу, чувствуем дыхание леса, веет свежим ветром с полей и становится светлей, солнечней вокруг. (Раздается стук в дверь, вносят посылку.)
Воспитатель: В нашу группу принесли посылка. (читаю адрес детского сада)
Прислали ее из Москвы, из музея «Третьяковская галерея».
-Как вы думаете, что в этой посылке?
Ответы детей. Дети открывают посылку и достают картину.
- Я заказала репродукцию этой картины, для того, чтобы пополнить нашу картинную галерею. Есть у И. Шишкина такая картина, которую знают все. Она называется? (спросить у детей)
Присаживайтесь, пожалуйста. Мы с вами ее уже рассматривали. Сегодня мы еще раз полюбуемся этой картиной и послушаем музыку. Она нам поможет понять настроение, выраженное в картине. (Звучит музыка.) Композитор Л. Солманов языком музыки рассказал нам, как начинается утро в лесу.
-Понравилась вам эта музыка? Какая она по характер? (ответы детей)
-Воспитатель: В музыке слышалась радость, потому что наступает утро.
А вот как почувствовал наступление утра в лесу писатель И. С. Тургенев.
Лесная тишь! Лесная тишь!
Какой отрадой веешь ты.
Каким всесильным волшебством
Ты будешь грезы и мечты.
В глухой тени живых ветвей
Ручей таинственный журчит.
И солнца луч, как бы сквозь сон
Едва трепещет и скользит.
Вот так красиво и проникновенно рассказывает нам писатель. И в музыке, и в стихах, и в картине мы чувствуем радость, тишину, благодать от того, что наступает солнечное утро. Природа просыпается после сна и трепетно ожидает солнца, тепла, хорошего спокойного дня. И сегодня вы будете составлять рассказ по картине И. Шишкина «Утро в сосновом лесу».
Рассказывать будете по плану. Подумайте:
1. С чего вы начнете свой рассказ? (Название картины, фамилия художника.)
2. О чем будете рассказывать потом? (Утро, сосны, какие чувства хотел передать художник? Какие краски помогли ему это выполнить)
3. О ком вы расскажете дальше? (Медведица, медвежата). Как сосновый лес, утреннее солнышко помогают нам почувствовать
спокойное, но радостное настроение картины) Что больше всего привлекает вас в этой картине?
4. Чем вы закончите свой рассказ на тему: «Утро в сосновом лесу»
Не забывайте уточнять, что расположено на переднем плане, на заднем плане, в правой, в левой стороне картины. Я уверена, если вы будете внимательно смотреть на картину и думать, то у вас получатся интересные рассказы.
Остальные дети внимательно слушают, помогают, дополняют и задают вопросы. Выходят трое детей, договариваются о порядке составления рассказа, и составляют рассказ.
Физминутка «Медвежата».
Медвежата в чаще жили, головой они крутили
Вот так, вот так головой они крутили.
Медвежата мед искали, дружно дерево качали
Вот так, вот так дружно дерево качали.
Медвежата воду пили, друг за дружкою ходили.
Вот так, вот так друг за дружкою ходили.
Медвежата танцевали, кверху лапы поднимали.
Вот так, вот так кверху лапы поднимали.
Воспитатель: Сегодня мы пополним нашу картинную галерею картиной «Утро в сосновом лесу».
А сейчас мы с вами поиграем в дидактическую игру «Назови жанр картины».
Ход игры. На столах лежат репродукции картин: пейзажи,портреты, натюрморты.
Воспитатель:
- На столах лежат репродукции картин, внимательно рассмотрите их. Если внимательно посмотреть на эти картины,то можно открыть много удивительных тайн. Сейчас дети будут читать стихи, а вы попробуйте, узнать к какому жанру живописи относится ваша картина.
1. Если видишь на картине: нарисована река
Или ель и белый иней, или сад и облака,
Или снежная равнина, или поле и шалаш,
Обязательно картина называется пейзаж.
Дети показывают пейзажные картины.
Если видишь, что с картины
Смотрит кто - нибудь на нас:
Или принц в праще старинном
Или вроде верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина
Называется портрет.
Воспитатель: А теперь покажите, есть ли среди ваших работ портреты.
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу-
Знай, что это натюрморт.
Дети показывают картины, на которых изображены натюрморты.
Воспитатель:
-Дети, сегодня еще раз мы с вами любовались картинами великого русского художника И. И Шишкина. Я видела вашу радость, удивление, удовольствие от встречи с необыкновенными картинами этого художника. И. И. Шишкин показывает нам, как удивительно красива и богата родная природа. Любите и берегите ее!
Обращаю внимание детей на то, что завтра для детей старшей группы мы проведем экскурсию, но экскурсоводом будет кто-нибудь другой. Так, что готовьтесь встречать гостей.