Виктория Сергеева
Образовательная деятельность в подготовительной группе компенсирующей направленности «Одежда вчера и сегодня»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Формирование представлений о человеке в истории и культуре.
Задачи: Коррекционно-образовательные.
1. Обобщать и систематизировать представления о процессе производства одежды.
2. Расширять, уточнять, актуализировать словарь по теме «Одежда».
3. Расширять естественнонаучные представления (формирование знаний о происхождении материалов, используемых для производства одежды).
Публикация «Образовательная деятельность в подготовительной группе компенсирующей направленности „Одежда вчера и сегодня“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
4. Совершенствовать грамматический строй речи (образование форм существительных множественного числа в родительном падеже, сравнительной степени прилагательных, согласование прилагательных с существительными, употребление предложно-падежных форм).
5. Отрабатывать навыки составления и чтения слов, звукового анализа слов.
6. Совершенствовать синтаксическую сторону речи (составление предложений по мнемодорожкам и предложений со значением противопоставления, составление небольшого текста с опорой на серию сюжетных картин).
Коррекционно-развивающие.
1. Развивать мышление, посредством разгадывания ребуса, память, диалогическую речь, творческое воображение, общую моторику, координацию речи с движением.
2. Развивать связную и диалогическую речь.
3. Развивать умение дифференцировать звуки [С]-[Ш] посредством скороговорок.
Воспитательные.
1. Воспитывать усидчивость, старательность, бережное отношение к окружающим предметам и вещам.
2. Формировать навыки коллективного выполнения действий.
Оборудование:
1. предметные картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов;
2. сюжетная картинка «Помоги Незнайке найти его вещи»;
3. картинки с изображением птицы ткачика, мышки-малютки, спящей красавицы с веретеном, старухи с прялкой, современного прядильного станка;
4. альбом «Кем быть?» Н. Н. Нищевой;
5. карточки со слогами; карточки с ребусами;
6. магнитные доски на каждого ребенка с набором магнитов;
7. карточки-деньги, мнемодорожки для составления предложений;
8. серия сюжетных картинок «Таня шьет штанишки».
Ход занятия:
I. Организационный момент.
1. Объявление темы занятия. Упражнение в употреблении предложно-падежных конструкций
Логопед. Незнайка прислал нам фотографию своего дома. Он просит вас подсказать, где лежат его вещи.
Дети рассматривают картинку и составляют предложения о том, где лежат Незнайкины вещи:
• Портфель стоит под столом.
• Свитер лежит на диване.
Логопед. Ребята, чтобы Незнайка аккуратно относился к своим вещам, давайте познакомим его с тем, как произошла одежда и отправимся в путешествие по времени в те далекие времена, когда люди еще не знали, что такое одежда.
II. Основная часть.
1. Беседа о происхождении одежды.
Логопед. Закройте глаза и сосчитайте от 10 до 1. (Логопед выставляет картинку – птица ткачик у гнезда. Звучит музыка). Открывайте глаза. Представьте себе, что мы с вами оказались в древнем тропическом лесу. Идем мы по лесу, любуемся диковинными растениями и вдруг видим искусно сплетенное гнездо птички. Посмотрите внимательно на картинку, где изображена птичка и ее гнездо. Вы узнали птичку? Что вы можете вспомнить и сказать о ней?
Дети. Это ткачик, африканский родственник нашего воробья. Он сплетает свое гнездо из тонких травинок.
Логопед. Правильно, это действительно ткачик. Он сплетает – ткет свое гнездышко из травинок. Обратите внимание, как похожи слова ткать и ткачик. Птичка завязывает узлами травинки на тонких веточках, сплетает в кольцо их концы, а потом приплетает к кольцу все новые травинка.
Полюбовались мы гнездом ткачика и пошли дальше. Ой, кто это копошится в траве у своего гнезда? Посмотрите на картинку. Вы узнали животное?
Дети. Это мышка-малютка.
Логопед. Верно. А вы помните, как она строит гнездо?
Дети. Она разделяет острыми зубками листья и стебли на узкие полоски и из них сплетает гнездо.
Логопед. Также и мы с вами сплетали полоски и делали разные предметы. Вы увидели два искусно сплетенных гнезда. Древние люди тоже видели такие гнезда и стали использовать опыт зверей и птиц в изготовлении различных предметов. Так они и научились плести циновки, корзины. В основе вязания тоже лежит способ плетения. Какую вязаную одежду вы носите?
Дети. Шапки, шарфы, кофты, платья, рукавички, носки.
Логопед. Перенесемся в то время, когда люди научились делать для изготовления тканей нити – прясть. Зачем нужно прясть нити?
Дети. Люди стали прясть нити, чтобы делать из них мягкие ткани. Из травы и соломы получались очень грубые изделия.
Логопед. Еще в древности люди обратили внимание на растения и животных, которые могут дать волокна и шерсть для изготовления нитей. Какие растения человек использует для изготовления нитей?
Дети. Хлопок, лен.
Логопед. Какие действия нужно было произвести в прошлом для того, чтобы наткать ткани изо льна?
Дети. Сначала лен теребили, то есть убирали с поля. Потом лен связывали в снопы и замачивали в реке, чтобы потом нити из него были прочными. Дальше лен сушили, мяли, трепали, делали из него волокно. Потом волокно из льна снова замачивали. И наконец, высушенное волокно пряли, делали из него нити. А из нитей ткали красивую и прочную льняную ткань.
Логопед. А кто может объяснить, что значит прясть?
Дети. Это значит скручивать волокна, чтобы получилась длинная и прочная нить.
Логопед помещает на наборное полотно картинки с изображением спящей красавицы с веретеном и старухи с прялкой.
Логопед. Эти картинки помогут вам понять, как из волокна делали нити, пряли. Кого вы видите на них?
Дети. На первой картинке спящая красавица прядет нить. У нее в руках веретено. На второй картинки старуха из сказки о золотой рыбке прядет нить на прялке. У нас тоже есть прялка. Посмотрите, как на ней можно прясть.
Логопед помещает на наборное полотно картинку с изображением прядильного станка.
Логопед. Это современный прядильный станок. На нем можно очень быстро сделать много прочных нитей из льна или хлопка.
Логопед убирает все картинки и помещает на наборное полотно картину «На ткацкой фабрике» из альбома «Кем быть?»
Логопед. А эта картина помогает нам перенестись на современную ткацкую фабрику. Так выглядит процесс производства ткани в наше время. Расскажите, как работает современная ткачиха.
Дети. Ткачиха следит за работой больших станков с программным управлением. Они быстро делают много красивой ткани.
Логопед. Потом из этой ткани на больших комбинатах, швейных фабриках, в ателье будут шить одежду для детей и взрослых. Кого вы видите на следующей картине?
Логопед убирает предыдущую картину и помещает на наборное полотно картинку с изображением швеи.
Дети. Это швея, портниха. Она шьет одежду. Она работает на современной швейной машинке.
2. Игра «Маленькие закройщики».
Логопед приглашает детей к магнитной доске, на которой в произвольном порядке закреплены карточки со слогами: коф, тру, сы, шап, ка, шу, ба, шор, ты, нос, ки.
Логопед. Я предлагаю вам превратиться в закройщиков. Сейчас вы будете создавать одежду и головные уборы. Только в отличие от настоящих закройщиков вы будете работать не с выкройками и тканью, а с карточками, на которых написаны слоги. Из двух слогов составьте и прочитайте названия одежды.
Дети составляют и читают слова: кофта, трусы, шапка, шуба, шорты, носки.
3. Игра «Составь схему».
Логопед. А теперь каждый возьмите картинку с изображением той одежды, название которой вы выложили на доске. На своих магнитных досках выложите звуковую схему этого слова.
Логопед проверяет выполненное задание.
4. Игра «Магазин»
Логопед. Ребята, а где продают одежду? Верно, в магазине. А что нужно, чтобы купить одежду?
Дети. Нужны деньги.
Логопед. Деньги вы получите, если постираете испачканную одежду.
5. Физпауза.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения.
Ох, испачкалась одежда,
Мы ее не берегли,
Обращались с ней небрежно,
Мяли, пачкали в пыли.
Надо нам ее спасти
И в порядок привести.
В тазик воду наливаем,
Порошка мы насыпаем.
Всю одежду мы замочим,
Пятна тщательно потрем,
Постираем, прополощем,
Отожмем ее, встряхнем.
А потом легко и ловко
Все развесим на веревках.
А пока одежда сушится,
Мы попрыгаем, покружимся.
Логопед. Молодцы. Возьмите полоски и переверните. На них мы будем покупать. Как вы будете обращаться к продавцу?
Дети. Дайте мне, пожалуйста. Мне понравился этот сарафан. Можно мне его купить.
Логопед. Посмотрите внимательно, что можно «купить» в нашем магазине на эти деньги.
Дети выходят к фланелеграфу и «покупают» предметы одежды, обуви, головные уборы, составляют предложения:
• Дайте мне, пожалуйста, много платьев.
• Здравствуйте. Извините, можно мне синюю юбку.
• Я бы хотел приобрести джинсовый сарафан.
6. Игра с мячом «Есть-нет».
Логопед. Молодцы, ребята. Я тоже много покупок сделала в магазине. Поиграем в игру «Есть-нет». Я бросаю вам мяч и говорю, что у меня есть. Вы ловите мяч и говорите, что у вас нет именно этого предмета. У меня есть новые ботинки.
Дети. А у меня нет новых ботинок.
Логопед. У меня есть шерстяные носки.
Дети. А у меня нет шерстяных носков.
Логопед. У меня есть вельветовые брюки.
Дети. А у меня нет вельветовых брюк.
Логопед. У меня есть замшевые перчатки.
Дети. А у меня нет замшевых перчаток.
Логопед. Молодцы. Я горжусь вами.
7. Разгадывание ребусов.
Ф
КИ
3 КО
В
8. Игра «А что у вас?».
Логопед. Вы побывали в магазине, поэтому у вас много нарядов. Сравним наши наряды.
Мой наряд красивый, … а мой красивее. Мой наряд нарядный, … а мой наряднее.
Мой наряд новый, … а мой новее. Мой наряд теплый, … а мой теплее
Мой наряд прекрасный, … а мой прекраснее. Мой наряд интересный, … а мой интереснее.
Мой наряд великолепный, … а мой великолепнее. Мой наряд роскошный, … а мой роскошнее.
Мой наряд изящный, … а мой изящнее. Мой наряд симпатичный, … а мой симпатичнее.
Мой наряд прелестный, … а мой прелестнее. Мой наряд очаровательный, … а мой очаровательнее.
Мой наряд привлекательный, … а мой привлекательнее. Мой наряд чудесный, … а мой чудеснее.
Мой наряд изысканный, … а мой изысканнее. Мой наряд восхитительный, … а мой восхитительнее.
9. Составление предложений по мнемодорожкам.
Логопед. У Незнайки много друзей. Они часто дарят ему шляпы. Какие шляпы подарили Незнайке друзья?
Дети составляют предложения по мнемодорожкам о том, кто какую шляпу подарил Незнайке: Знайка подарил голубую шляпу и т. д.
9. Составление небольшого текста с опорой на серию сюжетных картин.
Логопед. Вы скоро станете взрослыми и сами сможете шить одежду. А сейчас вы можете шить только своим игрушкам. Посмотрите, как Таня шьет своему мишке штанишки.
(Рассматривание серии картинок, составление рассказа по картинкам).
10. Скороговорки на дифференциацию [с]-[ш].
Логопед. Вспомните скороговорки, в которых упоминается одежда.
Несет мишка в шапке шишки, а зайчишка в лукошке — чуток горошка.
Шарф из шерсти, шаровары из шелка.
Маша шила для мартышки шубу, шапку и штанишки.
У Ивашки - рубашка, у рубашки - кармашки,
Кармашки - у рубашки, рубашка - у Ивашки.
Шапка да шубка - вот наш Мишутка.
Саша шапкой шишки сшиб,
Получил на лбу ушиб.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон -
Как в капюшоне он смешон.
III. Итог занятия.
Логопед. Ребята, что вы узнали, путешествуя в прошлом и настоящем?
Дети. Мы узнали, что птицы и животные плели себе гнёзда. Древние люди видели такие гнезда и стали использовать опыт зверей и птиц в изготовлении различных предметов. Так они и научились плести циновки, корзины.
Логопед. А что сейчас делает для нас красивую одежду?
Дети. Ткачиха ткет на современных станках ткань, а швея шьет одежду.
Логопед. Ребята, теперь и Незнайка знает, как много усилий, труда и времени надо приложить к тому, чтобы получилось платье или штанишки. Теперь Незнайка не будет разбрасывать свою одежду. А как он будет к ней относиться?
Дети. Бережно, ласково, аккуратно.
Логопед. Молодцы. Вы славно потрудились.