Екатерина Сидорова
ОД на тему «Великая Отечественная война» с детьми старшего дошкольного возраста с применением технологии «Музей в чемодане»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: получение новых знаний в процессе знакомства с героическим подвигом нашего народа в годы Великой Отечественной войны, знакомство с музейными экспонатами (тактильно, создание условий для развития наблюдательности, умения сравнивать, делать выводы.
Задачи:
- ознакомление детей с экспонатами времён войны;
- создание условий для развития наблюдательности, умения анализировать;
- обучение умению сравнивать, делать выводы.
2. Развивающие:
-развивать интерес к истории своей Родины.
- развитие познавательной активности, наблюдательности;
Публикация «ОД на тему „Великая Отечественная война“ с детьми старшего дошкольного возраста с применением технологии „Музей в чемодане“» размещена в разделах
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музей в чемодане
- Музейная педагогика в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
- развитие мелкой моторики кистей рук;
- развитие мыслительной деятельности: умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы;
- развитие умения применять знания в нестандартных ситуациях;
- развитие мышления, воображения, внимания;
- развитие коммуникативных навыков обучающихся.
3. Воспитательные:
- воспитание активности, усидчивости, прилежания, любознательности, заинтересованности и пытливости в процессе учения;
- воспитание гражданственности и патриотизма;
- воспитание в детях чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности за свои поступки;
- воспитывать чувство эмпатии к ветеранам ВОВ.
Виды деятельности: познавательно- исследовательская, двигательная, игровая, коммуникативная.
Методические приемы:
игровая обучающая ситуация;
рассматривание музейных экспонатов,
решение логических задач.
работа детей по индивидуальным заданиям,
самостоятельная творческая выработка решений детей, повышение степени мотивации и эмоциональности детей,
использование эвристических приемов – метод обучения путем наводящих вопросов, способствующий развитию находчивости, активности; использование поисковых вопросов; использование приемов сравнения;
Предварительная работа с детьми : беседы «Почему война называется Великой Отечественной?», «Великие Битвы», «Праздник День Победы»; экскурсия «Аллея Славы», рассматривание иллюстраций «Парад Победы», подвигах солдат, чтение произведений А. Митяев «Наше оружие». «Мешок овсянки», С. Баруздин «Шел по улице солдат», Л. Кассиль «Твои защитники», встреча с ветеранами.
Оборудование: чемодан с экспонатами музея, экспонаты, используемые в экскурсии: старый чемодан, муляж лимонки Ф1, кружка и ложка советского солдата, старое фото, офицерский планшет, оборудование для квеста : сумка- планшет для ребенка, простой карандаш, блокнот, весы электронные, образец «блокадного хлеба», наглядный материал для игры «Сложи танк» ,коврик Воскобовича и клеевые картинки (16 штук – 8 мирных,8 военных)- военная техника, солдаты, представители флоры и фауны (насекомые, цветы, деревья, конверт с памятными подарками для детей, музыкальное сопровождение, экран для показа презентации. проектор
Предварительная работа педагога:
Музейный экспонат – это извлечённый из реальной деятельности предмет музейного значения, включаемый в музейное собрание и способный длительно сохраняться.
Музейный предмет – это подлинник. Главные признаки его – вещественность, изобразительность, аттрактивность, т. е. яркость, выразительность, привлекательность.
Все эти признаки выполняют функцию исторической памяти.
Некоторые имеют свою уникальную историю.
Последовательность образовательной деятельности.
Воспитатель встречает детей в музыкальном зале.
В зале на стене установлен экран для показа презентации по теме занятия.
Слайд 1. Картинка с изображением Мемориального музея военного и трудового подвига 1941-1945 гг.
Педагог и дети стоят около стола.
В. -Здравствуйте, ребята. Сегодня я предлагаю вам побывать в музее, но не совсем обычном,
Где-то в дальнем углу антресолей
Дерматиновый, пылью покрытый,
Чемоданчик потёртый, забытый.
В нём хранятся обрывки историй.
Ода о старом Чемодане. Т. Лаврова
Воспитатель подходит к столу на котором стоит закрытый старинный чемодан.
В. -Ребята, посмотрите на мой волшебный чемоданчик! Приглашаю вас отправиться в увлекательную экскурсию по «Музею в чемодане». Скажите, пожалуйста, почему наша экскурсия называется «Музей в чемодане»? (Потому что все экспонаты уместились в моем чемодане) Что такое «музей»? (музей- это место где собраны старые вещи, имеющие историческое значение).
Слайд2. Экспозиция военных предметов в музее.
Наш «музей в чемодане» посвящён Великой Отечественной войне. Каждый год 9 мая в нашей стране отмечается праздник «День Победы» В этом году мы будем с вами отмечать круглую дату. 75-летие со дня Победы.
Слайд 3. Даты начала и конца войны, празднование Победы, салют.
Воспитатель открывает чемодан в котором находятся экспонаты. Дети рассаживаются на стульчиках вокруг.
В. -А теперь давайте посмотрим, что же находится в нашем чемодане. Здесь у нас представлено несколько наиболее ярких экспонатов времён Великой Отечественной войны. (Воспитатель одевает белые перчатки). Дети, а вы знаете правило для всех музеев, что экспонаты посетителям брать в руки нельзя. Я сегодня буду музейным работником и очень осторожно покажу вам все, что принесла в чемодане.
Слайд 4. Картинки солдат с гранатами, картины боя.
Воспитатель берет предметы в руки и рассказывает детям о каждом экспонате, выкладывает их по одному на стол.
Кто знает, что это за предмет? Это граната. Во время Великой Отечественной войны эту гранату в простонародии называли «лимонка» или «ананаска». Как вы думаете почему? (По форме она похожа на лимон или ананас из-за своей поверзности) Правильно, своё название граната получила за свою форму и за насечки на её корпусе. Скажите, с какой целью применяли гранату? Как далеко её можно было кинуть? (Гранатой можно было обезвредить врага, подбить танк, бросить её в окопы, подбить пулемет)
У каждого солдата во время войны было оружие, боеприпасы, такие как гранаты. А ещё что обязательно носил с собой солдат? (Ответы детей) Чем пользовались солдаты во время еды? (Воспитатель достает из чемодана железную кружку и ложку). Например, такая кружка. Какого она цвета? Из какого материала сделана? Почему она железная? А если бы была стеклянная, что могло с ней произойти? (Ответы детей) А ложка из чего сделана? Алюминиевая. Правильно дети, для солдата эти предметы были очень важными, потому то их и берегли. На привале солдат не смог бы поесть, не будь у него столовых приборов и ему было бы тяжело сражаться с врагом.
Слайд 5. Солдаты на привале- фотография
Посмотрим следующий экспонат! (Воспитатель достает планшет) Как вы думаете, что это? (Ответы детей)
Сумка, которая называется планшет. Для чего использовали планшет? (Ответы детей) Советские офицеры носили в нём бумаги, карты, документы, карандаши, ручки. В нашем «Музее-чемодане» находится двухсекционный. полевой офицерский планшет с дополнительным карманом для карандашей и ручек, Подумайте, ещё, как могли использовать планшет во время войны? На нём могли писать? (Ответы детей)
Слайд 6.(Фотографии) Солдат пишет письмо на планшете, солдат складывает документы, солдат с планшетом. /
Карандашами писали письма с войны. Как это письмо. (Воспитатель достает письмо- треугольник) Вы знаете, как оно называется? Оно имеет геометрическую форму – какую? Это письмо-треугольник. Как вы думаете, кому писали письма солдаты с войны? О чём они писали свои письма? (Ответы детей)
Слайд 7. Фотографии солдат, которые получили письмо, женщин, которые радуются письмам.
Спросите дома у родителей, были ли у вас в семье прадедушки или прабабушки участники Великой Отечественной войны. В моей семье такой человек был. Мой прадед Домнин Николай Иванович. А это его фотография солдата. Её мне подарила бабушка и наказала беречь! (Воспитатель достает фото и показывает детям)
Мой дед прошел все войну с 41 года и был воздушным стрелком. Он дошел до Берлина и вернулся на Родину. Я смотрю на эту пожелтевшую фотографию и по-настоящему испытываю гордость за своего прадеда. По традиции, по всей стране 9 мая проходит акция «Бессмертный полк». Ветераны, их дети, внуки, правнуки, выходят на улицы городов и проносят портреты родных, кто воевал на фронтах Великой Отечественной, работал в тылу, приближая Победу. Я тоже иду с фотографией деда и горжусь, что внучка такого Человека!
Слайд 8 Фотографии акции «Бессмертный полк»
В. -Ой! Но в нашем «музее из чемодана» появился экспонат нашего времени – большой бумажный конверт, на котором кодовый замок. Но открыть мы его сможем, если угадаем код из четырёх цифр. Предлагаю вам подойти ко мне и попробовать отгадать шифр
Слайд 9. Картинки с вопросами.
В зале организована зона квеста. 3 станции. Расположены по кругу. Последняя станция возвращает детей к чемодану.
В. – Прежде чем отправиться, предлагаю вам выбрать капитана команды, у которого будет планшет. В него он будет складывать все, что нам будет нужно в пути. С помощью считалки выбирается ребенок, которому выдаётся сумка- планшет.
На горах высоких,
На степном просторе
Охраняет нашу Родину солдат.
Он взлетает в небо,
Он уходит в море,
Не страшны защитнику
Дождь и снегопад.
Владимир Степанов
Слайд 10. Картинки с изображением солдатиков, анимашка.
1-е задание. «Блокадный хлеб». В. Дети сегодня вы живете в мирное время можете кушать все, что хотите: пирожные, конфеты. Во время войны немцы взяли в блокаду, окружили,город Ленинград, сейчас Санкт-Петербург, и не давали провозить продукты долгое врем. В городе были введены карточки по которым выдавались продукты. Затем продукты закончились и на один день стали выдавать только кусочек хлеба, очень маленький. Вот такой. Воспитатель показывает детям кусок черного хлеба в целлофане.
Слайд 11,12. Фотографии блокады Ленинграда.
В. -Дети, вы только представьте, что этот кусок хлеба выдавали на целый день! Больше не было ничего! Человек должен был растянуть это хлеб на целый день! Сейчас я предлагаю вам взвесить его, и мы узнаем сколько весил этот хлеб.
Педагог предлагает детям подойти к электронным весам и положить хлеб на весы. Весы показывают 125 грамм. Звучит волшебная музыка - сигнал.
В. - Дети мне кажется, что этот сигнал говорит нам о первой найденной цифре нашего кода. Цифра один Капитан кладет в планшет первую цифру. Слайд 13. Большая цифра 1.
2-е задание. «Собери танк» В конверте разрезная картинка танка (формат А3). Детям предлагается собрать пазл, после того как дети соберут его. Слайд 14. Фотографии, изображения танка.
Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть картинку и предложить варианты цифр кода. (На танке изображено девять звездочек). Когда кто-то из детей догадается, играет музыка и педагог обращает внимание на вторую найденную цифру кода. Капитан складывает в планшет вторую карточку с цифрой. Слайд 15. Большая цифра 9.
3-е задание. «Мирное небо». Дети с воспитателем подходят к ковру Воскобовича. На нем изображена картина с военной техникой, солдатами, военным снаряжением среди мирного пейзажа.
В- Дети, обратите внимание, на этом пейзаже есть предметы красивые, добрые, милые (цветы, бабочки, птички, деревья) и предметы выражающие угрозу нашему миру. Я предлагаю вам подойти каждому и убрать все не нужные нам предметы. А дополнить нашу картину красотой, и добротой. Слайд 16. Картинка войны и мирного дня в контрасте.
Дети убирают предметы военные и приклеивают элементы флоры и фауны. (Военных и мирных элементов по одному на каждого ребенка). Двум детям попадается 2 цифры и звучит музыка-сигнал. Капитан складывает в планшет обе карточки с цифрами. Под песню «Пусть всегда будет солнце» — музыка Аркадия Островского на слова Льва Ошанина. Дети идут к чемодану. Слайд 17. Дети весело шагают по цветущему лугу. Анимашка.
Воспитатель просит капитана прочитать все цифры, которые они обнаружили и предлагает подумать какой шифр получится из этих цифр? (Педагог активизирует детей на разные варианты шифра) (1945).
Слайд 18. Даты начала и конца войны.
Педагог обращает внимание на то, что это год, когда кончилась ВОВ. Воспитатель, совместно с детьми вводит на замке нужные цифры, и под музыку конверт открывается, дети справились с заданием! В конверте памятные подарки для детей. Воспитатель дарит детям подарки на память.
В. – Дети что вы запомнили на сегодняшней экскурсии? Что вы расскажите своим друзьям, когда придете в группу?