Юлия Родионова
Образовательная деятельность по экспериментированию в старшей группе ДОУ «В поисках клада»
▼ Скачать +Заказ
Образовательная деятельность
по познавательному развитию
в старшей группе
«В поисках клада»
Подготовил:
воспитатель первой
квалификационной категории
Родионова Ю. Н.
Цель: Развитие познавательного интереса детей в процессе опытно - экспериментальной деятельности.
Задачи:
Развивающие:
Публикация «Образовательная деятельность по экспериментированию в старшей группе ДОУ „В поисках клада“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
Способствовать развитию у детей познавательно-исследовательской деятельности через элементарное экспериментирование : умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова;
Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память, тактильную чувствительность;
Развивать желание познавать мир через исследовательскую деятельность;
Развивать творчество, воображение, самостоятельность, мелкую моторику рук.
Образовательные :
Формировать представление детей о способе очистки воды при помощи ваты и воронки;
Расширить представление детей о свойствах бумаги: бумага впитывает воду, становится тяжёлой;
Расширить и углубить представление детей об окружающем мире;
Совершенствовать умение детей работать с карточкам - символами;
Формировать умение детей работать с сыпучим материалом – песком.
Продолжать детей знакомить с нетрадиционной техникой рисования.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов;
Воспитывать бережное отношение к окружающему миру и желание исследовать его всеми доступными способами;
Воспитывать доброту, отзывчивость, интерес к экспериментированию, аккуратность при работе с песком;
Воспитывать желание участвовать в совместной деятельности.
Приоритетная образовательная область : познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие.
Планируемые результаты:
Дети имеют представление о способах очистки воды и её свойствах.
У детейсформированы представления о свойствах бумаги.
У детей сформировано умение работать с сыпучим материалом – песком
Дети знакомы с нетрадиционной техникой рисования - рисование песком.
Целевые ориентиры:
Ребёнок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно исследовательской деятельности.
У ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. Ребёнок проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
Проявляет заботу об окружающей среде.
Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира.
Материалы и оборудование для воспитателя: видео презентация, бутылка с картой и письмом, корзина для мусора, сундучок, проектор, макет корабля, ёмкость с водой, карточки с ключами – помощниками.
Материалы и оборудование для детей: бескозырки по количеству детей, костюм капитана, прозрачные стаканчики по количеству детей, воронки, вата, карточки-символы, таблицы, бумажные цветы по количеству детей, кисточки и тарелочки для клея по количеству детей, ёмкости с песком, клей ПВА.
Предварительная работа:
наблюдение за неживой природой;
беседы о воде и песке;
рассматривание иллюстраций на тему «Вода»;
проведение сюжетно-ролевой игры «Научная лаборатория».
Ход ОД:
Слайд №1 (На экране титульный лист мероприятия)
Организационный момент.
(Дети стоят в кругу)
Воспитатель:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Слайд № 2 (На экране светит солнышко)
Солнце на небе проснулось,
Нам, ребята, улыбнулось.
Глаза тихонько закрываем,
Руки к небу поднимаем.
Лучи солнышка возьмём
И их к сердцу поднесём.
Введение в ОД, мотивация детей
Слайд № 3 (На экране берег моря)
Шум моря (звук)
Воспитатель: Ребята, вы слышите? Что это за шум? (Ответы детей)
Воспитатель: Вы правы. Мы с вами закрыли глаза и оказались на берегу моря. Посмотрите, как здесь красиво!
Воспитатель: А вы были когда – нибудь на море? (Ответы детей)
Воспитатель: А что вы там видели? (Ответы детей)
(На берег моря волной выбросило бутылку)
Воспитатель: Посмотрите! Море выбросило волной на берег старую загадочную бутылку (поднимает бутылку). В ней что-то есть! Давайте посмотрим, что же внутри (достаёт из бутылки карту и записку). Что это, ребята? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, это старинная карта. Давайте её хорошенько рассмотрим. А чтобы вам всем хорошо было видно, мы поместим эту карту на экране.
Слайд № 4 (на экране появляется карта)
Совместная постановка детской цели деятельности
Воспитатель: Посмотрите, ребята, что нарисовано на карте? (Ответы детей)
Воспитатель: Ой, ребята, а с картой ещё какая – то записка. Давайте прочтём, что в ней написано.
Слайд № 5 (на экране образ капитана Флинта)
Воспитатель читает записку:
Здравствуйте! Я - Капитан Флинт. «Тот, кто нашёл это послание – настоящий счастливчик, карта указывает, где спрятан сундук с кладом. Но чтобы добраться до клада вам нужно отправиться в путешествие по островам, указанным на карте. На каждом из них Вас ждут сложные задания, и справиться с ними смогут только очень внимательные и сообразительные. После каждого выполненного задания вы получите ключ-помощник. Только выполнив правильно все задания и собрав все ключи- помощники вы сможете открыть сундук с кладом».
Воспитатель: Ребята, вы хотите отыскать сундук с кладом? (Ответы детей)
Воспитатель: Я тоже хочу! А что нам для этого нужно сделать? (Ответы детей)
Воспитатель: Скажите, как называют людей, которые ищут клад?
(Ответы детей)
Воспитатель: Кладоискатели. А как вы думаете, какими качествами должны обладать кладоискатели? (Ответы детей)
Воспитатель: Я предлагаю вам прямо сейчас отправиться на поиски клада. А как вы думаете, на чём мы можем отправиться в путешествие? (Ответы детей)
Воспитатель: Верно, ребята, мы с вами отправимся на поиски клада на корабле.
Давайте наденем с вами бескозырки.
(Одеваем бескозырки)
Воспитатель: А капитаном нашего корабля будет Маркос.
(одевает капитанскую фуражку).
Воспитатель: Занимайте места на корабле!
(Дети с воспитателем занимают места на корабле)
Воспитатель: Ну что, готовы к путешествию? (Ответы детей)
Воспитатель: Тогда отправляемся в путь, к первому острову!
Капитан, полный вперёд!
Актуализация знаний детей (опора на предшествующий опыт или знания)
Слайд № 6 (На экране корабль, плывущий по морю)
Слайд №7 (На экране остров, на котором много мусора и грязная вода)
Воспитатель: Смотрите, ребята, вот и показался первый остров. Капитан, причаливаем к берегу!
Воспитатель: Вот мы с вами и на острове.
(По всему острову раскидан мусор).
Воспитатель: Какой он грязный! Ребята, что здесь произошло? (Ответы детей)
Воспитатель: Кто же мог такое сделать! Разве можно разбрасывать мусор?
Ответы детей.
Воспитатель: Что же нам надо сделать, ребята? (Ответы детей)
Воспитатель: Конечно, давайте соберём с вами весь мусор на острове?
Ответы детей.
(Дети с воспитателем собирают весь мусор на острове в корзину)
Воспитатель: Какие мы с вами молодцы! Теперь на острове стало чисто.
Ребята, а вода на острове тоже грязная. Поможем жителям острова очистить воду? (Ответы детей)
(Дети с воспитателем подходят к столу)
(На столе для каждого ребёнка стоят стаканчики с грязной водой, воронки, вата и пустые стаканчики)
Воспитатель: Посмотрите, какая в стаканчике вода? (Ответы детей)
Воспитатель: А что же нам нужно сделать, чтобы эту воду очистить?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно и скажите мне, какие предметы вы видите на столе? (Ответы детей)
Воспитатель: А чтобы очистить воду нам нужен фильтр. Фильтром называют предмет, который помогает задерживать грязь. Как Вы думаете, какие из предметов на столе могут служить нам фильтром? (Ответы детей)
Воспитатель: Вот сейчас мы это и проверим.
(Проводится эксперимент : Вставляем воронку в пустой стакан, сверху воронки кладём вату. Вату прижимаем, затем берем стаканчик с грязной водой и тихонечко переливаем.)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какой стала вода? (Ответы детей)
Воспитатель: Посмотрите на фильтр. Что на нём осталось? (Ответы детей)
Воспитатель: Значит фильтр из ваты помог нам очистить воду. Какой можно сделать вывод? (Ответы детей)
Воспитатель: Мы с вами молодцы! Очистили воду, вода на острове стала чистой.
Слайд № 8 (на экране картинка с чистым островом)
Воспитатель: Ребята, но ведь вода на острове снова может загрязниться. А чтобы жители острова знали, что нужно делать, мы составим им схему того, что мы с вами делали. Перед вами на столе лежат таблички с пустыми окошками и карточки с картинками, а у меня есть ключ – помощник. Давайте вспомним, что мы с вами делали и заполним пустые окошки соответствующими картинками. Итак, скажите мне, пожалуйста, какая была вода вначале в стакане?
Ответы детей.
Воспитатель: Значит, какую карточку мы прикрепим в первое окошко?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. А что мы делали потом? (Ответы детей)
Воспитатель: Хорошо. А для чего нам понадобилась воронка и вата?
Ответы детей.
Воспитатель: Значит, какую карточку мы прикрепим в следующем окошке?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. А потом что мы с вами делали? (Ответы детей)
Воспитатель: Значит, какую карточку мы прикрепим в следующем окошке?
Ответы детей.
Воспитатель: И что же стало с водой? (Ответы детей)
Воспитатель: Значит, что мы прикрепим в последнем окошке? (Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, ребята! У нас с вами всё получилось. И у нас есть первый ключ - помощник. Карточки мы оставляем жителям острова, чтобы они знали, что нужно делать, а ключ – помощник мы забираем с собой. Поскорее занимаем места на нашем корабле.
(Дети занимают места на корабле)
Воспитатель: Давайте посмотрим на карту.
Слайд № 9 (На экране изображение карты)
Воспитатель: Куда мы дальше поплывем? (Ответы детей)
Воспитатель: Все готовы? (Ответы детей)
Воспитатель: Капитан, полный вперёд!
Слайд № 10 (На экране корабль, плывущий по морю)
Слайд № 11 (На экране остров с завядшими цветами)
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите какой мрачный остров. Что же там случилось? Причаливаем к берегу!
(Дети вместе с воспитателем подходят к столу, на котором лежат бумажные цветы и стоят ёмкости с водой)
Воспитатель: Ребята, что же случилось с цветами на этом острове?
(Ответы детей)
Воспитатель: Как вы думаете, из-за чего это произошло? (Ответы детей)
Воспитатель: Что же нужно сделать, чтобы цветы снова распустились?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте возьмём с вами по одному цветочку и положим на ладошку. Какие они – тяжёлые или лёгкие? (Ответы детей)
Воспитатель: Давайте тихонечко опустим их воду и понаблюдаем, что с ними произойдёт. (Ответы детей)
Воспитатель: А почему цветочки стали распускаться? (Ответы детей)
Воспитатель: Из чего сделаны наши цветы? (Ответы детей)
Воспитатель: А что происходит с бумагой в воде? (Ответы детей)
Воспитатель: Верно, бумага намокает. А когда бумага намокает, она становится тяжёлой и поэтому лепесточки распускаются.
Ребята, посмотрите, как красиво стало на нашем острове! Он весь в цветах.
Слайд № 12 (На экране изображение цветущего острова)
Воспитатель: Давайте мы с вами жителям этого острова тоже
оставим подсказки, чтобы они знали что делать, если вдруг цветы снова завянут. А вот и второй ключ – помощник.
(Работа с карточками)
Воспитатель: Посмотрите на таблички с пустыми окошками. Давайте с вами вспомним. Что мы увидели вначале на острове? (Ответы детей)
Воспитатель: Значит, какую карточку мы прикрепим в первое окошко?
Ответы детей.
Воспитатель: Что мы с вами сделали потом? (Ответы детей)
Воспитатель: Значит какую карточку мы прикрепим во второе окошко?
(Ответы детей)
Воспитатель: И что же произошло с цветами? (Ответы детей)
Воспитатель: Следовательно, какую карточку нужно поместить в последнее - третье окошко?
Воспитатель: Ребята, вы замечательно справились с заданием. Теперь у нас с вами есть второй ключ – помощник.
Воспитатель: Вот видите, какие вы молодцы! Вы замечательно справились со всеми заданиями и собрали все ключи – помощники.
А сейчас я предлагаю вам немножко отдохнуть.
Слайд № 13 (На экране появляется физкультминутка)
Физкультминутка «А рыбы в море плавают вот так!»
Воспитатель: Молодцы! Отдохнули? (Ответы детей)
Совместное открытие нового знания
Воспитатель: Ребята, мы с вами находимся на последнем острове, а это значит, что волшебный сундук с кладом должен быть где – то здесь. Давайте его поищем.
Дети находят сундук.
Слайд № 14 (На экране закрытый сундук с кладом)
Воспитатель: Действительно, ребята, это и есть сундук с кладом. (пробует открыть сундук). Но он закрыт. Ключи – помощники мы с вами собрали. А где же самый главный ключ– от сундука? Без него ведь мы не сможем открыть сундук. Где нам его найти? (Ответы детей)
Включение нового знания в систему знаний (самостоятельная работа)
Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами его нарисуем. (Ответы детей)
Воспитатель: Только рисовать мы будем не карандашами и не красками, так как на острове мы их не найдём, а песком.
Но прежде всего давайте повторим с вами правила рисования песком.
Чего нельзя делать?
1) Нельзя брать песок в рот!
2) Нельзя бросать песок в глаза!
3) Нельзя вдыхать песок!
Воспитатель: Теперь мы смело можем приступать к рисованию. Перед вами тарелочки с клеем и песком, и листочки, на которых изображён контур ключа. Наносим клей на изображение и насыпаем на него песок так, чтобы бумага под ним не просвечивалась.
(Дети выполняют задание под спокойную классическую музыку)
Подведение итогов
Воспитатель: А пока клей сохнет, давайте с вами вспомним, где мы сегодня с вами были. (Ответы детей)
Воспитатель: Что вам особенно понравилось? (Ответы детей)
Воспитатель: Что вам больше всего запомнилось? (Ответы детей)
Воспитатель: Испытывали ли вы трудности при выполнении заданий?
Ответы детей.
Воспитатель: Было ли вам интересно? (Ответы детей)
Воспитатель: Мне тоже было очень интересно. А теперь посмотрите на свои ключи. Давайте стряхнём лишний песок на тарелочку и посмотрим что у нас получилось.
Воспитатель: Какие красивые ключи у вас получились!
Воспитатель пробует открыть сундук, и сундук открывается
Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы с вами замечательно справились с заданием, и сундук открылся.
Слайд № 15 (На экране открывающийся сундук)
Воспитатель: Ребята, а здесь записка (достаёт из сундука записку и читает).
«Вы нашли самый драгоценный клад – это ваши знания.
Всё, что вы сегодня выполнили в путешествии, это и есть – клад»
Воспитатель: Ну, а это ребята – вам угощения за ваш труд (раздаёт детям угощения из сундука).
Воспитатель: Спасибо вам огромное! Теперь мы можем с вами возвращаться обратно в детский сад.
Дети с воспитателем занимают места на корабле
и отправляются в детский сад.