Галина Осинцева
Образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию «Друг-Капитошка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование знаний детей о свойствах воды и её роли для окружающего мира.
Программные задачи:
Образовательные
• познакомить детей младшего дошкольного возраста с водой, ее значением и свойствами;
• учить детей проводить простейшие опыты с объектами неживой природы.
Развивающие
• развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с водой;
Публикация «Образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию „Друг-Капитошка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2016
• развивать любознательность, мышление, речь детей.
Воспитательные
• воспитывать бережное отношение к воде;
• способствовать воспитанию культурно-гигиенических навыков.
Словарная работа: активизировать словарь детей новыми словами - прозрачная, безвкусная, без запаха, льётся, растворяет.
Предварительная работа: Наблюдение на прогулке, чтение художественных произведений, беседы; дидактические, сюжетно-ролевые игры.
Материалы и оборудование: игрушка Капитошка, стаканчики с водой, кусочки сахара, мелкие игрушки, ароматическое масло, картинка тучка, картинки капельки, кисточки, салфетки, клей, клеёнки,магнитная доска, картинки для рассказывания сказки.
Ход ОД:
- Ребята, посмотрите сколько у нас сегодня гостей. Но это ещё не все гости, которые должны прийти.
Слышится звук капель.
- Послушайте, к нам кто-то идёт. Я сейчас посмотрю.
- Кажется наш гость очень любит играть в прятки.
(Воспитатель смотрит в разных местах и на шкафу находит игрушку Капитошку).
-А вот и он. Как вы думаете, ребята, кто это?
-Послушайте.
Жила она в туче,
А туча — плакуча.
Когда заревёт,
Она вниз упадёт.
Ответ: капля воды.
-Правильно, это капелька воды
Капитошка: Здравствуйте, ребята, меня зовут Капитошка. Я очень хочу найти друзей, вы хотели бы ими стать?
-Дети, если вы хотите стать друзьями Капитошки, то должны о нём по-больше узнать.
- Пойдём, Капитошка, будешь нам помогать.
Опыты с водой.
-Подойдите к столам. Посмотрите, что у вас в стаканчиках?
- Положите в стакан с водой игрушку и скажите вы видите её?
- Дети, как вы думаете, почему в стакане с водой можно увидеть игрушку? Вода имеет цвет?
- Правильно, вода прозрачная, бесцветная.
- Ребята, давайте вспомним, имеет ли вода запах? Понюхайте воду, она чем-нибудь пахнет?
(Добавляем в воду ароматическое масло)
- А сейчас?
- Вода приобретает запах, если в неё что-нибудь добавить.
- А теперь попробуйте воду на вкус. Какой вкус у воды?
- Возьмите кусочек сахара положите его в воду и размешайте. Попробуйте воду. Какая она на вкус?
- Молодцы, вода безвкусная, но если добавить сахар, он растворится и придаст ей вкус.
- Дети, посмотрите, у нас на столах есть еще стаканы, но пустые. Что мы можем сделать с водой?
(дети переливают воду) .
- Вода из одного стакана в другой что делает?
- А почему вода течет, переливается, какая она?
- Правильно, вода жидкая.
Капитошка: А ещё с помощью воды можно показывать фокусы, хотите посмотреть?
- Давай я тебе помогу, Капитошка. (Берём баночку с прозрачной водой, взбалтываем её, вода становится цветной).
- Ребята, посмотрите какой стала вода? А как вы думаете, почему?
(Воспитатель откручивает крышку и показывает, что на ней краска).
- Спасибо тебе, Капитошка, за фокус, только, что- то ты загрустил.
Капитошка: Я грустный, потому что грустит моя мама Тучка.
- А почему она грустит?
Капитошка: Её малыши - капельки все разбежались и она не может их собрать.
- Ребята, давайте отправимся к маме Тучке и поможем ей.
Аппликация.
(Дети подходят к мольберту, на котором картинка с изображением грустной тучки).
- Посмотрите, на столах лежат капельки нам надо их вернуть маме Тучке.
Мы положим капельку на клеёнку, аккуратно смажем клеем и приклеим к мама Тучке.
(Дети приклеивают капельки).
- Ребята, вы вернули все капельки маме Тучке и она улыбнулась вам.
Капитошка: А хотите узнать историю которая приключилась с мамой тучкой?
(Дети подходят к магнитной доске)
Воспитатель начинает рассказывать сказку о маме тучке:
«Однажды мама Тучка вышла погулять. Посмотрела она вниз и увидела, что на полянке пересох ручеёк, деревья стоят унылые, цветы поникли, а трава вся завяла. Ей стало так грустно и неуютно. Мама Тучка заплакала. И на землю закапали её слёзы, и пошёл грустный, но тёплый … (что ребята) дождик».
На магнитной доске появляются карточки в соответствии с рассказом педагога и ответами детей.
«Дождинки коснулись земли, цветов. Вот ожил (что) колокольчик и зазвенел на весь лес: «Динь-динь – дождь идёт, дождь идёт!» Ожили цветы. Ребята! Какие цветы ожили на этой полянке? (ответы детей) Дождик шёл и шёл. Деревья расправили листики и играли с капельками-дождинками… Расскажите, как называются деревья, которые напоил дождик? (Ответы детей)
Ребята! Слышите? Что это за звук? Это ожил ручеёк. Бежит, журчит водичка. Зазвенел ручеё к на весь лес: «Бежит водица, приходите напиться!» Первой к ручейку пришла напиться рыжая лисичка.
Какие дикие (лесные) животные придут к ручейку? (Ответы детей)
Что за шум, что за гам? (Слышится щебет птиц) Это птичий народ слетается к звонкому ручейку. Громче всех стрекочет сорока: «Вода, вода! Все скорей сюда!» Помогите мне ребята узнать остальных птиц.
(Ответы детей) Наконец-то Тучка перестала плакать и посмотрела вниз на полянку. А её не узнать: раскрылись цветы, деревья шелестят листвой, радуются животные и птицы, они напились вкусной и свежей водицы. А ручеёк зажурчал ещё громче и веселее, как будто говоря: «Спасибо, Тучка!» Тучка улыбнулась и превратилась в беленькое облачко, поплыла по небу высоко-высоко.
- Понравилась вам история про маму Тучку. Кому она помогла?
- А вы хотите на минутку стать капельками?
- Раз, два, три, четыре, пять будем деток превращать.
(Воспитатель одевает детям картинки капелек)
Весёлый танец под песню «Капельки».
- Понравилось вам быть капельками? А теперь опять становимся детьми.
- Ребята, а как вы думаете нам нужна с вами вода? Для чего нам нужна вода?
- Будет что-нибудь живое на земле, если не будет воды?
- Правильно, без воды не будет ни птиц, ни цветов, ни животных, ни деревьев, ни людей.
- На земле не очень много запасов пресной воды, поэтому мы должны беречь с вами воду.
- Ребята, мы сегодня с вами очень много узнали про воду. Давайте вспомним ещё раз: что такое вода, имеет ли она запах, какая вода на вкус, какого она цвета? Кому нужна вода?
-Правильно, молодцы! А главное, чтобы была жизнь на земле мы должны что делать?
- Конечно, беречь воду.
Капитошка: Ребята, а можно я поживу у вас в группе, мне так понравилось с вами.
- Конечно, Капитошка, оставайся, будешь помогать нам мыть игрушки, поливать цветы, рисовать и, конечно мыть наши ладошки.
Капитошка: Мне хочется в знак наше дружбы подарить вам подарки.
(Капитошка дарит детям сок)
- Ребята, Капитошка вам подарил водичку, но у неё есть и цвет, и запах, и вкус, что это?
- Правильно, это сок.
(Дети благодарят Капитошку и идут пить сок).