Людмила Логаева
Мини-музей «Минералы Кольского полуострова»
▼ Скачать + Заказать документы
Богат наш Кольский край!
Зверья, да рыбы, да красот немало
По сопкам, рекам, да морям его!
А в недрах есть такие самоцветы,
Что равных в мире нет!
Всеволод Баржицкий
Потенциал дошкольного возраста, как период формирования личности, уникален. От того как ребёнок воспринимает окружающий мир в детстве, в большей мере зависят и его успехи в школьные годы, а в последствии во взрослой жизни.
Публикация «Мини-музей „Минералы Кольского полуострова“» размещена в разделах
- Камни и минералы
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Нам посчастливилось жить в Северном крае, богатом полезными ископаемыми, с красивой и неповторимой природой. В недрах Кольского полуострова множество различных минералов, здесь насчитывается до трёх четвёртых всех химических элементов планеты. Есть руда, медь, железо, никель, кобальт, титан, слюда и др. А также самоцветы: аметист, амазонит, астрофилмет, эвдиалит, печенгская яшма, кварц (дымчатый, чёрный). Богат наш Кольский край строительным и облицовочным камнем.
Минералы, которые обнаруживают в недрах Кольского полуострова, называют по месту их нахождения: мурманит, хибинит, ловозерит, ковдорит, апатит и др.
В моей группе ребёнок часто приносил различные камни из домашней коллекции и с увлечением рассказывал о них, а дети внимательно слушали. На родительском собрании рассказала о заинтересованности детей и необходимости поддержать их любознательность, желание узнавать новое о полезных ископаемых Кольского полуострова, о богатстве нашего края. Совместно с родителями решили оформить мини-музей камня.
Цель моей работы заключалась в том, чтобы организовать мини- музей, который будет развивать у детей интерес к природе родного края, многообразию полезных ископаемых.
Для достижения указанной цели поставила следующие задачи:
• Расширить кругозор дошкольников о богатстве Кольской земли.
• Познакомить с разнообразием камней, их значением в жизни человека.
• Совершенствовать связную речь детей, расширять словарный запас.
• Развивать мышление, творческое воображение, моторику рук.
Создание мини-музея – длительный процесс, требующий большой подготовки, поэтому работу по созданию разделила на три этапа: подготовительный, практический и итоговый.
На подготовительном этапе подобрала и изучила литературу, подготовила ряд рекомендаций для родителей, определила тематику экспозиций мини-музея :
• «От горы до песчинки»
• «Камни украшения»
• «Поделки из камня»
На основном этапе обогатили развивающую среду. Главной особенностью развивающей среды мини-музея явилось участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею : приносят из дома экспонаты. Ребята старших групп проводят экскурсии для малышей, пополняют экспозиции поделками из камня. В мини-музее можно экспонаты потрогать, погладить, рассматривать, держать их в руках, менять и переставлять.
Экскурсии в музее расширили словарный запас детей. Знакомясь с камнями и минералами, дети слышали новые слова, повторяли их, задавали вопросы и старались рассказать о камне, который принесли в музей.
Экспозиция «От горы до песчинки» позволила расширить представления детей о разнообразии камней, их структуре и происхождении, благодаря экспериментированию, которое проводила в мини-музее на заседаниях клуба «Юный геолог». Эксперимент «Как вода камень точит» рассказал о «жизненном пути камня» : налить в стеклянную бутылку воды, плотно закрыть и поставить в ёмкость, вынести на мороз или поставить в морозильную камеру холодильника. Через два часа можно продемонстрировать детям силу воды, которая разрывает бутылку на части. То же самое происходит и с камнем. Вода, попадающая в трещинки скалы, зимой замерзает и расширяет их. С каждым годом трещины становятся всё больше и больше, пока, наконец, от камня не отколется какой-нибудь кусок.
Рассматривая различные камни, дети замечали, что есть разноцветные с различными вкраплениями, прослойками, полосками. Чтобы объяснить их происхождение провели эксперимент «Почему камни бывают разноцветные». Для этого необходимо скатать несколько кусочков пластилина разного цвета и поставить друг на друга в виде снеговика, затем надавить на верхний шарик. Объясняя детям, что проходило время… миллионы лет… каменные пласты давили друг на друга, становились плоскими, сливались, превращаясь в один. С помощью стеки дети разрезают пластилин и рассматривают полосатые срезы.
Предлагала детям побывать в роли матушки-природы, создающей удивительный мир камней самоцветов. Пусть дети возьмут 2-3 кусочка пластилина разного цвета и смешают их. Можно скатывать колбаску и снова превращать в шарик, сворачивать колбаску по спирали и опять делать из неё комочек. Как и в предыдущем опыте, дети разрезали комочек стекой. На срезах получались удивительные узоры.
В природе одни камни бывают потверже, другие помягче. Вместе с детьми представляли, что в подземных глубинах встретились такие камни, и заварилась «каша». Дети смешивали кусочки пластилина с рисом или пшеном. После проведения экспериментов предлагала детям найти в мини-музее разноцветные камни, слоенные и с вкраплениями.
Рассматривая экспозицию «Камни украшения», представленные Хозяйкой Медной горы, рассказывала детям о том, что у каждого народа есть свой мир сказочных героев-хранителей недр. У жителей Японии – это огромный паук, живущей глубоко под землёй. В Индии подземными сокровищами распоряжается крот-великан. В Северной Америке – гигантская черепаха. Но самая красивая хранительница подземного царства живёт в русских преданиях. Сказочник Павел Бажов рассказал нам о Хозяйке Медной горы, живущей в самом сердце нашей России. Подземный дворец и одежды Хозяйки украшены самоцветами.
Много радости и удовольствия эта экспозиция доставила особенно девочкам, они рассматривали украшения, примеряли их, любовались удивительными узорами.
Создание экспозиции «Поделки из камня» пробудило у дошкольников творчество и фантазию. Дети в свободное время раскрашивали камни, составляли из них узоры, картины. Активное участие в поддержании творческой инициативы детей принимали родители, которые вместе с детьми оформляли поделки для экспозиции.
Работу по ознакомлению дошкольников с многообразием минералов и самоцветов Кольского полуострова провожу в тесном сотрудничестве с родителями. В мини-музее собрали библиотеку, которая помогает знакомить детей с разными камнями и их назначением. В ней есть сказки, стихи, легенды о камнях, которые дети оформляли вместе с родителями, их можно взять домой и почитать. Оформили картотеку «Минералы и самоцветы Кольского полуострова». Родители помогали собрать информацию о лечебных свойствах камней, используя различные источники: посещали с детьми библиотеки, краеведческий музей и выставки народных умельцев.
В обычном музее дети – лишь пассивные созерцатели, а здесь они соавторы, творцы экспозиции, но не только они сами, но и их папа и мама. Мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Созданный мини-музей обогатил развивающую среду, создал условия для самостоятельной деятельности детей и взрослых. Правильно подобранная наглядность в экспозициях мини-музея, помогла сформировать у дошкольников правильные представления о мире, активизировала познавательные интересы.
Таким образом, создание мини-музея помогло расширить кругозор, желание узнать новое, а внесение регионального компонента позволило развить целостное отношение к родному краю.