Аревик Дарбинян
Образовательная деятельность по математике «Путешествие в Тридевятое царство»
▼ Скачать +Заказ
Задачи:
Образовательные :
формировать представление детей о площади фигур; сравнивать фигуры по площади непосредственно и с помощью условной мерки; делить фигуру пополам (на две равные части);
- закрепить знания детей о составе числа 9 из двух меньших чисел;
-закрепить знания детей о геометрических фигурах и умение классифицировать их по заданным свойствам (по форме, цвету, размеру и толщине).
- совершенствовать умения ориентироваться на плоскости относительно другого предмета (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу и т. д.).
Публикация «Образовательная деятельность по математике „Путешествие в Тридевятое царство“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- совершенствовать умения детей анализировать способ расположения частей, составлять фигуру – силуэт, ориентируясь на образец.
Развивающие:
- формировать развитие самостоятельной и активной мыслительной деятельности детей;
- развивать у детей умение делать предположения, простейшие умозаключения;
- развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
Воспитательные задачи:
- развивать самостоятельность, умение работать в паре;
- способствовать формированию интереса, доброжелательности, инициативы, ответственности, навыков сотрудничества и культуры общения со сверстниками.
Материалы и оборудование : деревянная рамка, картинки с изображением сказочных героев для составления карты, ворота с цифрой 9, дерево с цифрами, куски картона неправильной формы синего и желтого цвета, «ковры-самолеты» для измерения площади, плитки шоколада, дерево с символами-свойств блоков Дьенеша, карточки - символы свойств блоков Дьенеша, наборы блоков Дьенеша, карточки со схемами рыб, игра «Танграм».
Ход занятия.
1. Введение в ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Воспитатель: — Ребята, далеко — далеко отсюда за тридевять земель находится Тридевятое царство, в котором живут сказочные герои. Я вам предлагаю сегодня отправится туда. Ребята, вы согласны (Ответы детей).
2. Игровая деятельность.
2.1. Игра «Составь карту Тридевятого царства»
Дидактические задачи: формировать опыт ориентировки на плоскости относительно другого предмета.
Но, чтобы нам туда попасть нам надо с вами составить карту Тридевятого царства.
На ковре расположена рамка для карты, рядом - стол с картинками с изображением сказочных героев. Воспитатель предлагает детям подойти к столу, выбрать сказочного героя и расположиться около рамки.
Воспитатель предлагает детям расположить картинки в следующем порядке:
В левом верхнем углу расположился дворец Царя. Справа от дворца стоит Царь. В правом нижнем углу находится синее море. В море плавает золотая рыбка. В центре карты находится печка.
Дети, у которых остались картинки, располагают их в любом месте на карте, поясняя их расположение.
2.2. Игра «Пройди ворота»
Дидактические задачи: закрепить знания детей о составе числа 9 из двух меньших чисел.
Воспитатель:
- Молодцы ребята, мы с вами правильно составили карту. Но чтобы попасть в царство, вам надо пройти через ворота, на которых стоит цифра 9.
– Ребята, подойдите к волшебному дереву и выберите себе любую цифру. Теперь объединитесь парами так, чтобы вместе у вас получилось число 9. Тот, кто правильно выполнит задание, сможет пройти через ворота и оказаться в Тридевятом царстве.
Дети выполняют задание на составление числа 9 из двух меньших чисел: они находят цифры, объединяются в пары и проходят через ворота. Вот мы и оказались в Тридевятом царстве.
3. Актуализация знаний.
3.1. Игра «Сшей кафтан»
Дидактические задачи: актуализировать способ сравнения предметов путем наложения; познакомить с новым понятием – «площадь», как свойством предметов.
Дети садятся за столы, на которых находятся куски картона неправильной формы (синего и желтого цвета) на каждого.
Воспитатель рассказывает:
- Царь решил сшить себе новый кафтан и просит вас помочь ему в этом.
Царю нужно выбрать для кафтана самый большой кусок ткани. Как правило, дети сразу показывают на синий кусок. Но царь уверен, что это не так.
- Как доказать Царю, т. е. как сделать так, чтобы сразу было ясно, что синий кусок занимает на столе больше места, чем желтый?
Дети высказывают различные предположения. Кто-либо из детей догадывается, что подходит способ наложения.
Дети кладут желтый кусок на синий. Воспитатель обращает внимание детей на то, что желтый кусок ткани полностью умещается на синем.
Воспитатель подводит итог: синий кусок ткани занимает на столе больше места. В этом случае говорят, что синий кусок ткани имеет большую площадь (воспитатель проводит рукой по всей площади синего куска картона, чем желтый.
- Какой кусок ткани имеет меньшую площадь? (желтый).
- Какой кусок ткани имеет большую площадь? (синий).
- Как сравнить фигуры по площади? (надо наложить фигуры так, чтобы одна фигура полностью уместилась на другой).
4. Затруднение в ситуации.
4.1. Игра «Ковер-самолет»
Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для формирования представления о способе сравнения предметов по площади с помощью мерки.
Воспитатель:
- Ребята, царь нам с вами решил подарить ковер-самолет с большей площадью, а себе оставить с меньшей. Воспитатель предлагает детям помочь Царю выбрать ковер с большей площадью. (У детей на столе находятся квадраты и прямоугольники, разбитые на одинаковые квадраты-мерки).
- Как можно сравнить фигуры по площади? (Надо наложить фигуры так, чтобы одна фигура полностью уместилась в другой).
Дети начинают накладывать один ковер на другой, но ни один из ковров полностью в другом не помещается.
- Смогли вы сравнить площади ковров путем наложения? (нет)
5. Открытие нового знания.
Дидактические задачи: сформировать представление детей о способе сравнения предметов по площади с помощью мерки
- Как по - другому можно сравнить площади ковров?
Дети высказывают различные предположения. Кто-либо из детей сам догадывается сосчитать квадратики. Если никто не догадывается, надо подвести детей к этой идее.
Каждый квадрат занимает часть площади, все квадраты занимают всю площадь. Можно ли их использовать как мерки? Докажите (Квадраты одинаковые).
Дети считают квадраты в ковриках. В зеленом ковре – 9 квадратов-мерок, в красном – 8 квадратов-мерок. Значит зеленый ковер занимает большую площадь. Его нам царь и подарит.
6. Включение нового знания в систему знаний.
Дидактические задачи: закрепить представление о способе измерения площади фигуры с помощью мерки и деления на две равные по площади части.
Воспитатель: - Ребята, кто из вас ел шоколад? Какой формы шоколад? (Ответы детей). А в Тридевятом царстве шоколад необычной формы. Воспитатель предлагает детям подойти к столу и выбрать себе плитку шоколада необычной формы, разбитую на квадраты.
Царь не знает одинаковые они по площади или нет. Как проверить? (Способ наложения, посчитать квадраты в шоколаде).
Воспитатель: К Царю должны приехать в гости герои из разных сказок. А каких сказочных героев вы знаете? (Ответы детей). Царь боится, что шоколада на всех не хватит и поэтому просит детей поделить каждый шоколад на две равные по площади части. Как разделить на две равные части? (Дети высказывают свои предположения.)
Воспитатель: - Давайте возьмем фломастеры, разделим линией шоколада пополам. А теперь возьмите ножницы и разрежьте шоколад на две равные части.
Воспитатель уточняет, как мы дети поделили шоколад (Поровну, пополам, на две равные части). Ребята, как можно узнать правильно ли мы с вами поделили шоколад? (Путем наложения, посчитали квадраты-мерки в шоколаде).
Воспитатель: - Ребята, давайте с вами отдохнем.
Проведение физкультминутки.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
7. Игровая деятельность.
7.1. Игра «Волшебное дерево» Работа с блоками Дьенеша
Дидактические задачи: закрепить знания детей о геометрических фигурах и формировать умение классифицировать их по заданным свойствам (по форме, цвету, размеру, толщине).
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите в тридевятом царстве растет необычное дерево. На нем растут геометрические фигуры. А какие, вам подскажут карточки-подсказки. Выберите себе карточки с символами, и найдите по карточкам геометрическую фигуру и прикрепите ее к дереву.
В ходе выполнения задания воспитатель просит объяснить детей, почему они выбрали ту или иную фигуру из блоков Дьенеша.
7.2. Игра «Заселим рыбок в море» на основе Танграм
Дидактические задачи: «Волшебное дерево»
Воспитатель:
- Ребята, в Тридевятом царстве есть синее море. В нем обитают рыбы. А каких рыб вы знаете? (Ответы детей). Я вам предлагаю заселить море рыбками. Дети выбирают конверт со схемой и выкладывают по ней из геометрических фигур рыбу. Воспитатель просит детей рассказать, из каких геометрических фигур состоят их рыбы.
8. Осмысление (итог) занятия.
Дидактические задачи: сформировать первичный опыт осмысления собственной деятельности, фиксации достижения запланированного результата и условий, которые позволили его достичь.
Воспитатель собирает детей вокруг себя.
- Вот и подошло наше с вами путешествие к концу. –Что вам больше всего сегодня понравилось делать в нашем путешествие? (Ответы детей).
- Ребята, нам пора возвращаться обратно в детский сад. Закройте глаза, открывайте, ребята, вот мы с вами и вернулись обратно в детский сад.