Татьяна Горяинова
Образовательная деятельность по ФЭМП в средней группе «Счет в пределах 5»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная деятельность по ФЭМП
с элементами познавательно-исследовательской деятельности
Задачи.
- Познакомить с образованием числа 5, учить считать в пределах 5, отвечать на вопрос «Сколько?».
- Закреплять представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь.
- Упражнять в различении геометрических фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник).
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 5. Состав числа пять, счёт до пяти
- Темочки
- Закреплять представления детей о свойствах бумаги и дерева посредством опытов.
Демонстрационный материал. Игрушечный петушок; 5 курочек, 5 цыплят, фланелеграф, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Раздаточный материал. Двухполосные карточки; плоскостные изображения блюдечек и зернышек (по 5 шт. для каждого ребенка, картинки с изображением частей суток – утро, день, вечер, ночь; геометрические фигуры из бумаги и из дерева.
Ход образовательной деятельности.
Воспитатель собирает детей в круг и приветствует их:
- Утром солнышко проснулось всем ребятам улыбнулось
С добрым утром детвора заниматься нам пора.
I часть. Воспитатель показывает игрушечного петушка и читает потешку:
Петушок, петушок, золотой гребешок,
Масляна головушка, шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь, деткам спать не даешь?
- Когда просыпаются детки? Утром.
На фланелеграфе расположены четыре курочки.
- Кто еще просыпается вместе с петушком? Сколько всего курочек? Арина, посчитай курочек и расположи столько же цыплят.
- Сколько курочек? Сколько цыплят? Что можно сказать о количестве курочек и цыплят? Проснулась еще одна курочка и прибежала к четырем курочкам. Курочек стало больше, чем цыплят? Сколько курочек? Как получилось пять курочек? Сколько цыплят? Пять курочек и четыре цыпленка – сравните, кого больше. Пять курочек больше, чем четыре цыпленка. Четыре цыпленка и пять курочек – кого меньше. Четыре цыпленка меньше, чем пять курочек. Какое число больше: пять или четыре? Какое число меньше: четыре или пять? Сделайте так, чтобы курочек и цыплят стало поровну: по пять. Как получилось 5 цыплят. К 4 цыплятам добавили еще 1 цыпленка. Как еще можно сделать так, чтобы курочек и цыплят стало поровну? (путем убавления).
II часть. Игровое упражнение «Покормим цыплят»
Дети садятся за столы. На столах у детей двухполосные карточки и плоскостные изображения блюдечек и зернышек.
Воспитатель. Ребята, на нижней полоске расположите четыре блюдечка, а на верхней столько же зернышек. Блюдечек и зернышек поровну? По сколько блюдечек и зернышек? Как сделать так, чтобы блюдечек стало пять? Дети выполняют задание. Как получилось пять блюдечек? Пять блюдечек и четыре зернышка – сравните, что больше. Пять блюдечек больше, чем четыре зернышка. Четыре зернышка и пять блюдечек – сравните, что меньше. Четыре зернышка меньше, чем пять блюдечек. Какое число больше: пять или четыре? Какое число меньше: четыре или пять? Сделайте так, чтобы блюдечек и зернышек стало поровну. По сколько теперь блюдечек и зернышек? По пять.
Физкультминутка
Воспитатель. А сейчас пришло время немного отдохнуть, но с пользой.
Нам на месте не сидится,
Разминаем поясницу. Наклоны вперед- назад
Корпус крутим влево-вправо —
Так мы отдохнем на славу. Повороты туловища
Хорошо мы отдохнули и к занятиям вернулись.
III часть. Игровое упражнение «Когда это бывает»
Дети подходят к столу. Воспитатель читает четверостишие, а дети находят соответствующую картинку.
Воспитатель. Утром дети просыпаются, в детский садик собираются.
Делают все по порядку: занимаются зарядкой,
Завтракают и играют, и растенья поливают.
Днем гуляем и играем. Все листочки собираем.
Повар сделал нам котлет, приглашает на обед.
Вечер – солнышко садится, всех зовет угомониться.
Хочет посмотреть в тиши «Спокойной ночи, малыши!»
Ночью дети спят в кроватке, снятся сны им сладки-сладки.
Звезды светят им в тиши, спите крепко, малыши.
IV часть. Игровое упражнение «Из чего можно построить домик» Познавательно-исследовательская деятельность «Свойства бумаги и дерева».
Дети подходят к столу, на котором лежат геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник) из бумаги и из дерева.
Воспитатель. Ребята, как называются эти фигуры? Квадрат, треугольник, прямоугольник. Как вы думаете, из чего они сделаны? Из бумаги. Значит, они какие? Бумажные. А из чего сделаны эти фигуры? Из дерева. Значит, они какие? Деревянные. Какие предметы, сделанные из бумаги, вы знаете? Ответы детей. А какие предметы, сделанные из дерева, вы знаете? Ответы детей. Ребята, что у меня получилось? (Сложить из геометрических фигур домик.) Я предлагаю вам построить домик для курочки и цыплят. Как вы думаете, из чего лучше строить – из бумаги или из дерева? Почему? Ответы детей.
Давайте проверим – проведем опыты с деревом и бумагой. Попробуйте деревянную фигуру, она мнется? Не мнется. Рвется? Не рвется. А какая она? Твердая, прочная? Да. А теперь возьмите бумажную фигуру. Сомните ее, она мнется? Мнется. Попробуем порвать бумагу. Бумага рвется? Рвется. А какая она? Тонкая, легкая, гладкая.
У вас на столе стоят емкости с водой. Опустите деревянные фигуры в воду. Что с ними стало, они утонули или плавают? Плавают. Попробуем бумагу опустить в воду. Что с ней стало? Она намокла. Вывод. Дерево – это прочный материал. Можно построить из дерева домик для курочки и цыплят? Почему? Что можно построить из дерева? Ответы детей. Бумага – не прочный материал. Почему? Для чего мы можем использовать бумагу? Для рисования, для аппликации, для поделок.
Рефлексия «Цветочная поляна»
- Ребята, посмотрите какая зеленая поляна. Но на ней совсем нет цветов. Если вам понравилось заниматься, то посадите на полянку красные цветы, а если нет, то посадите синие цветы. Я вижу, что вам понравилось, поэтому на поляне расцвели красные цветы.