Муханова Елена Владимировна
Обогащение словаря детей с ОНР посредством приобщения к русскому устному народному творчеству
▼ Скачать + Заказать документы
2022 год объявлен годом культурного наследия народов России, в целях сохранения культурных традиций, «культурной самобытности народов».
Мы – русские и наша культура, быт, язык знаком многим народам во многонациональной стране.
Первое. Что слышит ребёнок с рождения – голос мамы, язык на котором она поёт малышу колыбельные, развлекает его потешками и прибауткам. Это то, что идёт из глубины веков, это то,что необходимо нам сохранить, оставить в детях.
Публикация «Обогащение словаря детей с ОНР посредством приобщения к русскому устному народному творчеству» размещена в разделах
Русская речь многообразна в своём звучании и величии. А. С. Пушкин в своих строках упоминал: «…А как речь-то говорит, словно реченька журчит!» хочется, чтобы дошкольники относились к русскому слову с уважением, берегли родной язык.
С этой целью в программу развития детей включено очень много произведений устного народного творчества. Устное народное творчество россиян – настоящая сокровищница мудрости, опыта, вымысла.
Русский фольклор имеет огромное воспитательное и коррекционное значение. По выражению Д. С. Виноградова: «Малые фольклорные формы вызваны к жизни педагогическими потребностями народа…»
Актуальной задачей современности является показ самобытности и красоты русского языка через малые жанры русского фольклора : заклички, песни, припевки, колядки, забытые обряды; формирование у детей интереса к детскому устному народному творчеству, русской народной культуре, русскому языку.
Детям дошкольного возраста произведения детского фольклора помогает становиться личностью, развиваться, необходимы для выражения своего мира в художественной форме.
У дошкольников с ОНР словарный запас скуден, не сформирована грамматическая система речи. Малые фольклорные формы помогают преодолевать эти проблемы, с этой целью их предпочитают использовать педагоги в коррекционной работе.
В своей практике с такими детьми, стараюсь использовать всё многообразие фольклорных жанров. Это приносит неплохие результаты. Потешки и скороговорки – отличный дидактический материал для развития фонематического слуха и формирования правильного произношения.
Ай, бу-бу, бу-бу, бу-бу
Дудит Ворон во трубу.
Люли, люли, люленьки
Прилетели гуленьки.
Использование пословиц и загадок формирует словообразовательную сторону речи, помогает усвоению антонимов, синонимов, развивает логическое мышление.
Лежит под крылечком- хвостик колечком.
(Собака)
Хвост - крючком, рыльце – пятачком.
(Свинка).
Доступные по форме и содержанию малые жанры устного творчества русского народа использую при проведении дыхательной гимнастики, физкультминуток, для упражнений на развитие мелкой моторики рук, что благотворно влияет на развитие речи дошкольников.
Коррекционно- развивающий фольклорный материал подбираю в соответствии с лексическими темами и при подготовке к календарным праздникам в группе, с учётом активного познания детьми окружающего мира, уровня речевого развития детей.
В группе организовала мини- музей русского быта, мини-библиотеку русского фольклора, мини-музей музыкальных инструментов, который пополнили народными инструментами : глиняными колокольчиком и свистулькой, деревянными ложками и дудочкой. Дети могут не только созерцать на экспонаты, но и пробовать инструменты на звучание. Это помогает корректировать дыхание, слух и моторику. Под звуки инструмента можно выполнять плясовые движения, что развивает двигательную активность, а дети пополняют ещё и словарный запас (свистулька, деревянные, глиняные. дудеть, плясать).
В процессе работы по обогащению словарного запаса детей с ОНР посредством использования произведений детского русского фольклора расширились детские представления об окружающем мире; сформировались первоначальные знания о русской культуре; обогатился словарный запас новыми словами, оборотами, выражениями; речь детей стала ярче, выразительнее, эмоциональнее; повысился интерес к творчеству русского народа, родной культуре, стараются использовать в своей речи малые фольклорные жанры.
Считаю, что использование произведений устного народного творчества в коррекционной работе с детьми с ОНР способствует освоению родного языка, расширению возможности чётко организовывать свои высказывания, логически обосновывать и транслировать свои мысли.