Жукова Юлия
Обобщённый педагогический опыт педагога «Развитие творческих навыков детей через нетрадиционные техники рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщённый педагогический опыт педагога
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №19 «Золушка» г. Моршанска
Жуковой Юлии Юрьевны
2019 г.
Тема опыта :
Публикация «Обобщённый педагогический опыт педагога „Развитие творческих навыков детей через нетрадиционные техники рисования“» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
«Развитие творческих навыков детей через нетрадиционные техники рисования»
Идея опыта :
Развитие и формирование у детей дошкольного возраста творческих способностей и активизации творческого потенциала посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Цель: развитие творческих способностей и активизации творческого потенциала средствами нетрадиционных техник и приемов рисования :
Структура описания обобщённого
педагогического опыта.
1. Сведения об авторе.
Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 19 «Золушка»
Жукова Юлия Юрьевна
Образование: высшее – Мичуринский государственный педагогический институт, присуждена квалификация «Преподаватель дошкольной педагогики и психологии», по специальности «Дошкольная педагогика и психология», 2009
Педагогический стаж : 13 лет
Квалификация:1категория
Награды : Почетная грамота администрации г. Моршанска
2. Условия формирования опыта.
На формирование моего опыта работы оказали влияние следующие факторы:
• изучение методической литературы;
• изучение опыта коллег;
• курсы повышения квалификации;
• участие в работе городских методических объединений.
3. Теоретическая база опыта.
Теоретическая база опирается на дидактические принципы обучения и воспитания:
- принцип сезонности: построение познавательного содержания с учетом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;
- принцип системности и последовательности: постановка задач «От простого к сложному», от «Неизвестного к известному»;
-принцип развивающего характера художественного образования;
– творческого развития детей с учетом возрастных особенностей и способностей;
- принцип интереса: построение с опорой на интересы детей;
- личностно – ориентированного подхода к каждому ребенку;
За основу были взяты методические пособия:
1. Е. Н. Лебедева «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников»
2. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки».
3. О. Г. Жукова, И. И. Дьяченко «Волшебные ладошки», «Волшебные краски».
4. Мэри Энн, Ф. Колль «Рисование красками».
5. К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка»
4. Актуальность и перспективность опыта.
Современное общество имеет потребность в творческой личности. Наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль в формировании личности. Но, как правило, многие творческие возможности и чувства, которыми наделяет нас природа, находятся в скрытом состоянии или остаются недостаточно развитыми и не всегда полностью реализуются в будущей жизни. Поэтому развитие творческих способностей - одна из главных задач дошкольного воспитания.
Актуальность темы определена следующими проблемами:
1. Любые преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.
2. Сформированного уровня воображения требует дошкольное обучение: ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым предвосхищению возможных изменений.
3. Предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний выступает -воображение. Никакой вид творческой деятельности не может обойтись без воображения.
4. Воображение в значительной степени определяет эффективность образовательной деятельности в ДОО.
Актуальность проблемы и обусловила выбор темы для обобщения опыта работы. Опыт способствует решению основных задач творческой деятельности и обучения, поставленных перед ДОО:
развитие уверенности в своих силах;
развитие пространственного мышления;
развитие детей свободно выражать свой замысел;
побуждение детей к творческим поискам и решениям;
развитие мелкой моторики рук;
развитие творческих способностей, воображение и фантазии;
во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
5. Новизна опыта
На занятиях по изобразительной деятельности нетрадиционные техники рисования используются редко. Новизна педагогического исследования заключается в том, что проблема развития художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции и развивать творческие способности.
Одно из достоинств данного опыта заключается в том, что он дает не разрозненные советы и рекомендации по приобщению ребенка к творческой деятельности, а целостную продуманную систему занятий и мероприятий.
Данный опыт не содержит принципиально новых открытий и изобретений. Главная его ценность в том, что он дает возможность использовать творческий потенциал каждого ребенка, развить фантазию, образное мышление, воображение, мелкую моторику рук.
Для внедрения данного педагогического опыта потребовались :
- новое содержание (составлен перспективный план по теме опыта).
- новые формы, методы обучения и воспитания (традиционные и нетрадиционные занятия, творческие задания, проведение экскурсий, наблюдений, сбор листьев, семян).
6. Адресная направленность опыта : рекомендовано использовать этот опыт всем воспитателям, педагогам дополнительного образования, родителям, а так же всем, кто интересуется вопросами развития творческих способностей ребенка.
Область применения опыта (в группах для детей от 3 до 7 лет; в группах коррекции).
7. Трудоёмкость опыта.
Организация данной работы не трудоемка при наличии художественных материалов, образцов рисунков в нетрадиционной технике рисования, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные средства – оборудование, канцтовары, фонотека, видеотека, мольберты.
Трудности при применении данного опыта нетрадиционных техник рисования могут заключаться в :
планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
подборе оборудования и материалов;
применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей.
8. Технология опыта.
Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. Такой способ нетрадиционного изображения можно назвать «хэппенинг» (в переводе с английского – «случаться»). При нем неизвестно, какое изображение получится, но он заведомо успешен по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности. Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт.
Сущность опыта : процесс художественно-эстетического воспитания дошкольников строится на основе формирования у детей знаний о многообразии техник отражения реального мира на листе бумаги с использованием нетрадиционных техник рисования в сочетании с другими методами и приемами обучения и воспитания.
В своей работе использую такие формы организации и проведения занятий, как беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков. Методы: наглядный, словесный, практический. Знания, которые приобретают дети, складываются в систему.
Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:
от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;
от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению новых техник рисования. В работе с дошкольниками использую разные техники беспредметного рисования :
Хочется отметить, что нетрадиционное рисование, например, игра в кляксы, увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается. Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.
Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая восхищает и удивляет детей.
Существует много известных нетрадиционных техник рисования, которые рекомендуется использовать в работе с детьми.
Описание опыта включает :
- обоснование актуальности развития у детей интереса к творческой деятельности через нетрадиционные техники рисования;
- обоснование создания необходимых условий для приобретения детьми навыков умений при участии в творческой деятельности;
- перспективное планирование по данной теме.
Условия для оптимального развития творческих способностей ребенка:
Поддержание способности ребенка к творчеству. Недопустимость неодобрительной оценки творческих попыток ребенка.
Терпимость к вопросам и идеям ребенка.
Помощь ребенку в умении справиться с разочарованием и сомнением.
Оценка ребенка.
Поддержка ребенка в самопознании, умении не упускать мимолетную идею. Проявление симпатии к его первым неудачным попыткам выразить такую идею в рисовании.
Поддержка, которая поможет ребенку избежать общественного неодобрения и справиться с негативной реакцией сверстников.
Методы и приемы.
Информационно – рецептивный (рассматривание, наблюдение, экскурсии, показ альбомов, видеофильмов). В процессе показа ребенок видит удивительные превращения на листе бумаги, особенно это прослеживается в технике «свеча + акварель».
Словесный метод (беседа, пояснение, рассказ, искусствоведческий рассказ, использование художественного слова, которое активизирует художественное восприятие образа).
Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков. Закрепление знаний необходимо в таких техниках, как «кляксография», «монотипия», «печать листьями».
Эвристический метод направлен на самостоятельность в каком либо моменте работы на занятии.
Исследовательский - направлен на развитие фантазии и творчества Практический метод (самостоятельное выполнение детьми рисунков в нетрадиционной технике);
Частично – поисковый, проблемно – мотивационный метод стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия.
Метод «подмастерья» - (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе).
Сотворчество.
Генерирование идей – творческий подход к решению самых разных проблем (использование приемов фантазирования).
Для того, чтобы выполнить задачу по развитию творческих способностей у детей, необходима база, так называемый, фундамент – это хорошо развитые руки детей. Поэтому свою работу начинаем с развития мелкой моторики рук.
В рисовании дети овладевают навыком техники рисования пальчиками, ладошками, тычком, ватными палочками и техникой резервирования. Что касается последней техники, это совместная деятельность педагога и детей.
В среднем возрасте перед детьми раскрывается секрет техники рисованию штампами, которые сделаны из пробкового материала. Ребята самостоятельно выбирают, чем им лучше рисовать : пальцем, кисточкой или ватной палочкой, для лучшей передачи образов. В этой же группе знакомятся с техникой рисования губкой.
К старшему дошкольному возрасту совершенствуется не только мелкая моторика рук, возрастает жизненный опыт ребенка. Он осознанно создает вопросы «откуда?», «Как получают?». Это период экспериментаторов, и здесь следует учитывать их интересы. Происходит знакомство с тем, как можно самостоятельно получить акварель, гуашь, масленые краски. Смешивается цветной мел с водой, маслом или клеем, получаются нужные материалы. Также проводятся опыты по смешиванию, например, гуаши разного цвета прямо на листе бумаги (синяя +желтая, получается ярко-зеленое поле, добавить ромашки – получается красивый летный пейзаж). На данном этапе знакомят с техникой рисования по мокрому слою и техникой отдельных пятен, дорисовывая тонкой кистью элементы, получаются красивые зимний, осенний, весенний пейзажи. Очень нравится детям при получении цветной мыльной пены получать на бумаге её отпечатки, и в этих отпечатках они видят разные образы. Обводят эти образы карандашом, фломастером, дается воля фантазии.
В технике выдувания дети с удовольствием узнают в весёлых кляксах человечков, цветы, деревья, насекомых- все, что видит детский глаз, детская фантазия.
При обучении техники рисованию нитью, развивается творческое мышление, умение видеть образ, дорисовывать до нужного.
Техника монотипии знакомит ребенка с законами симметрии и учит находить в своих кляксах образы (отражение пейзажа в реке, собаку, бабочку и так далее). Ребёнок додумывает и дорисовывает то, что получилось.
В 6 лет ребенок сам способен приготовить фон для своей будущей работы, например, с помощью крупной соли или мятой бумаги придать своей будущей работе определенную фактуру. Экспериментируя с разными материалами, ребенок знакомится элементарными законами физики, химии. Так, например, овладевая техникой граттаж, дети самостоятельно готовят фактурный фон, а затем, с большим старанием, выцарапывают на поверхности свой сюжет.
Для того, чтобы дети черпали вдохновение, параллельно со знакомством с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности, происходит их знакомство с произведениями знаменитых художников. Ребята начинают понимать тонкости пейзажной живописи, портрета. Большой вклад в развитие эстетического вкуса вносит посещение виртуального мира Русского музея с помощью ИКТ. Здесь дети видят полотна великих мастеров русской живописи и иконописи.
Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации. На занятиях нетрадиционной техникой рисования нужно научить растущего человечка думать, творить, фантазировать, мыслить смело и свободно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах.
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов.
игра, которая является основным видом деятельности детей;
сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости, и приглашает ребёнка отправиться в путешествие;
просьба о помощи, ведь дети никогда не откажут помочь слабому, им важно почувствовать себя значимым;
Методические технологии нетрадиционного рисования с детьми
1. «Печать от руки»
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.
2. Использование «печатки»
Ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
3. Рисование «пёрышком».
Пёрышки различного размера опускаются в гуашь, проводится пером по листу. Для получения изображения разного цвета и размера пёрышки меняются
4. Рисование «пальцем».
Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.
«Пуантилизм»
Техника рисования. Сделать предварительный рисунок. Начинать наносить точки с самого яркого и чистого цвета. Каждый следующий цвет должен быть чуть темнее предыдущего. Между точками необходимо оставлять просветы для нанесения следующего цвета, а не заполнять его сразу весь.
5. «Монотипия».
Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
6. Рисование по трафарету тампоном.
Ребенок прикладывает трафарет к бумаге, обмакивает поролон в краску и примакивает поролон по трафарету, затем аккуратно убирает трафарет, если необходимо повторяет процедуру после высыхания краски.
7. Рисование методом «тычка».
Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например, ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет для тычка.
8. «Кляксография».
В основе этой техники рисования лежит обычная клякса. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом. Оказывается, клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а, наоборот, еще и похвалят.
9. «Набрызг».
Ребенок набирает краску на зубную щётку и ударяет ею о картон, который держит над листом бумаги
10.»Оттиск поролоном»
Техника рисования. Вырезать контуры на поролоне. Гуашевую краску развести водой до густой жидкой сметаны и налить в блюдца. Прижать поролон к блюдцу с краской и наносить оттиск на бумагу.
11.»Оттиск печатками из картофеля»
Техника рисования. Разрезать клубень пополам и доработать его половину до необходимой формы (геометрические фигуры, цветы и пр.).
Гуашевую краску развести водой до густой жидкой сметаны и налить в мисочку с штемпельной подушечкой. Ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.
12. «Граттаж».
Ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Граттаж может быть цветным и чёрно – белым, это зависит от того, какая тушь нанесена на лист.
13. Рисование «мыльными пузырями».
Опустить трубочку в смесь (гуашь, мыло, вода) и подуть так, чтобы получились мыльные пузыри. Чистый лист бумаги приложить к пузырям, как бы перенося их на бумагу. Получаются интересные отпечатки, можно дорисовать детали.
14. Рисование «мятой бумагой».
Рисование деревьев. Для этого смять тонкий лист бумаги, обмакнуть его в краску и, примакивая, нарисовать крону деревьев. Таким же способом можно нарисовать траву, небо, снег.
15. «Ниткография»
Способ получения изображения: опускаем нитки в краску, чтобы они пропитались, концы нитки при этом должны оставаться сухими. Укладываем нитку на листе бумаги в произвольном порядке, сверху накрываем чистым листом бумаги, концы нитки должны быть видны. Потянуть за концы нитку, одновременно прижимая верхний лист бумаги. Дорисовать необходимые элементы.
16. «Пластилинография». Создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых объектов на горизонтальной поверхности.
Проанализировав и отобрав для работы с детьми те нетрадиционные изобразительные техники, которые наиболее доступны, понятны и интересны ребёнку дошкольнику, разработала перспективный план изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования.
В работе с родителями для установления доверительных отношений провожу консультации и беседы, мастер-классы. Ребёнок всему учится в общении с взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать, думать и рисовать. Сделала вывод, что общение ребенка в семье, с близкими ему людьми - важнейшее условие его психического развития. Совместно с родителями, устраиваем различные выставки совместных творческих работ, конкурсы, фотовыставки. Одним из важных средств поощрения и развития изобразительного творчества детей, является выставка детского рисунка.
Особенности работы по теме. Основные задачи опыта «Развитие творческих навыков детей через нетрадиционные техники рисования».
Выявление уровня творческих способностей в художественном творчестве детей.
Разработка и внедрение программы в практику работы детского сада, способствующей развитию художественно-творческих способностей у дошкольников.
Познакомить детей с разнообразием нетрадиционных изобразительных техник рисования.
Развитие у детей наблюдательности, умения видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов.
Развитие у дошкольников познавательных и творческих способностей через нетрадиционные техники рисования.
Обеспечение участия воспитанников в конкурсах различного уровня по развитию детского творчества.
9. Результативность опыта.
Творческий процесс научил детей открывать что-то новое, исследовать и умело обращаться со своим миром. Большинство из нас уже забыло о той радости, которую нам приносило рисование в детстве, но она была – несомненно.
В результате деятельности, у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, теперь рисунок кажется произведением искусств.
Положительным результатом в своей работе считаю участие детей в конкурсах, выставках различного уровня.
В диагностике использовались следующие критерии оценки:
в развитии речи - активизация словаря, интонационный строй речи, диалогическая речь, выразительность речи,
при выполнении образно-выразительных движений - мимика, жесты, поза,
в различных видах театрализованной деятельности - просмотр кукольных спектаклей, театр теней, игры-драматизации, инсценировки, пальчиковый театр, настольный театр.
Вся эта работа с детьми реализовывалась, прежде всего, в образовательной деятельности в режиме дня и в непрерывной образовательной деятельности, в организации творческих заданий.
Общий уровень развития творческих навыков детей
за 2017-2018 уч. год
Оценка связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями :
1 балл - ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
2 балла ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
3 балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
4 балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;
5 баллов — ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
Вывод: На основании проведённой диагностики по выявления развития творческих навыков были выявлены следующие результаты:
начало учебного года у детей
развита моторика рук на 3 балла;
чувство композиции на 2 балла;
владение разными материалами на 2,5 балла;
четкость изображения на 2,7 балла;
знают названия приемов рисования на 2 балла.
Прослеживается чёткая тенденция повышения показателей высокого уровня развития творческих навыков детей в изобразительной деятельности за год от 1 балла до 1,5
Анализируя результаты работы по данной проблеме, мы видим, что развитие положительного опыта у детей всё-таки зависит от нас взрослых, от того, какими методами мы будем формировать этот опыт, как мы будем относиться к детям.
Литература
1. Белошистая А. В., Жукова О. Г. Волшебные краски. 3– 5 лет: Пособие для занятий с детьми. – М. : Аркти, 2008. – 32 с.
2. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. «Увликательное рисование методом тычка с детьми 3–7 лет» : Рисуем и познаем окружающий мир. – М. : «Издательство Гном и Д», 2008. – 64 с.
3. Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – Москва «Росмэн», 2008. – 96 с.
4. Одинокова Г. Ю. Шлеп… Ежик: Издательский дом «Карапуз», 2006. – 15 с.
5. Сахарова О. М. Я рисую пальчиками: Издательский дом «Литера», 2008. – 32 с.