Наталья Свиридова
Обобщённый педагогический опыт педагога
▼ Скачать + Заказать документы
Тема опыта : «Использование инновационных технологий в образовательном процессе дошкольной организации, как условие повышения качества образования»
Идея опыта : внедрение инновационных педагогических технологий и методик в организацию работы ДОО
Структура описания обобщённого
педагогического опыта.
1. Сведения об авторе.
Старший воспитатель МБДОУ № 19 «Золушка»
Свиридова Наталья Сергеевна
Образование: высшее
Квалификация:1категория
Публикация «Обобщённый педагогический опыт педагога» размещена в разделах
Награды : Почетная грамота администрации г. Моршанска, Почетная грамота администрации г. Тамбова
2. Условия формирования опыта.
На формирование моего опыта работы оказали влияние следующие факторы:
• изучение методической литературы;
• изучение опыта коллег;
• курсы повышения квалификации;
• участие в работе городских методических объединений.
3. Теоретическая база опыта.
В своей деятельности я руководствовалась основными положениями Образовательной программы ДОО. За основу были взяты методические пособия: «Методическая работа в дошкольном учреждении», «Инновационная деятельность в ДОУ» К. Ю. Белая.
4. Актуальность и перспективность опыта.
Дошкольное учреждение сегодня - это сложный организм, стремящийся к совершенствованию, развитию, ищущий новые возможности, создающий необходимые условия для удовлетворения потребности ребенка, семьи, общества, обеспечивающий условия для творческой, профессиональной работы педагогов, отвечающей самым современным требованиям. Введение инноваций в образовательный процесс - это не прихоть, не равнодушное отношение к творческому поиску эффективных форм работы с детьми, это - требование времени.
Перспективность опыта.
Обновление содержания дошкольного образования невозможно без внедрения современных программ и технологий, отвечающих как запросам родителей, так и современным тенденциям модернизации российского образования. На сегодняшний день в детском саду внедряются различные комплексные и парциальные программы, различные технологии. В образовательный процесс всё активнее стали внедряться современные формы, методы и приёмы обучения и воспитания детей.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
здоровьесберегающие технологии;
технологии проектной деятельности;
технологии исследовательской деятельности;
информационно-коммуникационные технологии;
личностно-ориентированные технологии;
игровые технологии
Возникла необходимость более широкого изучения современных программ и технологий, направленных на развития творческих и интеллектуальных способностей детей с помощью технологии «Лепбука» и «ЛЕГО – конструирования». В ДОО сформировали творческую группу по реализации данных направлений инновационной деятельности в ДОО. В результате вышеизложенного можно обозначить основные направления работы по развитию инновационных процессов в ДОО и повышению качества образовательной деятельности:
1) Обеспечение повышения квалификации руководящих и педагогических работников ДОУ с целью внедрения инновационной деятельности в систему воспитательно-образовательной работы с детьми
2) Повышение компетентностного уровня педагогов в вопросах аналитической и проектировочной деятельности.
3) Повышение эффективности работы методической службы ДОО
4) Развитие экспериментальных площадок в ДОО
5) Внедрение ИКТ в образовательный процесс ДОО с целью создания единого информационного пространства
6) Расширение возможностей участия дошкольников ДОО в городских и областных конкурсах
7) Организация работы по внедрению технологии «Лепбука» и ЛЕГО-конструирования
5. Новизна опыта
Новизна опыта заключается в поиске инновационных форм и методов работы с педагогическим коллективом, ориентирование методической работы на достижение и поддержание высокого качества образовательного процесса в ДОО, содействие становлению индивидуального стиля педагогической деятельности у членов коллектива, повышении уровня творческого развития педагогов в условиях введения ФГОС ДО.
6. Адресная направленность опыта : рекомендовано использовать этот опыт заведующим, старшим воспитателям и воспитателям, специалистам.
Область применения опыта (в группах для детей от 3 до 7 лет)
7. Трудоёмкость опыта.
1. Выявление проблемной образовательной области, выдвижение цели обновления (обращается внимание, прежде всего на актуальность и значимость проблемы)
2. Теоретическое обоснование инновационной идеи, поиск методов исследования, мониторинговых процедур).
3. Выявление недоработок, определение путей устранения недостатков.
4. Последующее апробирование (подведение результатов, их презентация, распространение педагогического опыта).
8. Технология опыта.
В ДОО активно применяются инновационные технологии, способствующие созданию эффективной системы, направленной на повышение педагогической компетенции, улучшение качества образовательного процесса:
Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.
При использовании инновационных технологий в образовательном процессе перед педагогом ставятся следующие задачи:
• развитие индивидуальности воспитанников;
• развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому самовыражению;
• повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности;
• стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т. д.);
• повышение интеллектуального уровня детей;
• развитие креативности и нестандартности мышления.
Виды инновационных педагогических технологий используемых в ДОО
здоровьесберегающие;
• технологии проектной и исследовательской деятельности;
• информационно-коммуникационные;
• технологии «Лэпбук» и «ЛЕГО-конструирование;
• личностно-ориентированные;
• игровые технологии;
• технологии проблемного обучения.
Информационно-коммуникационные технологии
Компьютеры стали уже привычным атрибутом современности. ФГОС ДО отмечает широкое использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении как одно из условий успешного образовательного процесса. К ИКТ в ДОУ относятся:
• компьютеры;
• интерактивные доски;
• магнитофоны;
• телевизоры;
• фотоаппаратура и т. п.
Применение ИКТ на занятиях в детском саду привлекает внимание дошкольников, помогает решать образовательные задачи педагогу. Новые информационные технологии позволяют строить процесс обучения на основе зрительного (презентация, анимация, слухового (звуковые и видеоматериалы) и осязательного (интерактивная доска, клавиатура) восприятия.
Технология проблемного обучения
Технология проблемного обучения строится на постановке определённой проблемы и предполагает её решение самостоятельно ребятами. Такой приём помогает творчески подходить к решению задач, а также развивает мышление.
Проектные технологии
Проектная деятельность в детском саду предполагает ведение совместных групповых проектов. В процессе их реализации у дошкольников активно развиваются познавательные и исследовательские способности. Это помогает развитию самостоятельной творческой личности, способной решать сложные задачи. Если в традиционной образовательной деятельности процесс обучения предполагает предоставление учащимся уже готовой информации, то проектная деятельность позволяет детям самим прийти к результату.
Практика современной работы дошкольного учреждения выделяет следующие виды проектной деятельности:
• Исследовательская — дети проводят эксперименты, а затем оформляют результаты, например, в форме газеты, рисунка.
• Игровая — предполагает вхождение в роль какого-либо персонажа рассказа, сказки.
• Информационная — сбор детьми информации по определённой тематике, а потом реализация проделанной работы в виде рисунков, выставок, коллажа, рассказа.
• Творческая — обычно не имеет чётко проработанной структуры, предполагает совместную работу детей и воспитателя. Результатом её могут стать выставки, альбомы, газеты и т. п.
Для каждого дошкольного возраста в ходе проекта решаются разные задачи в зависимости от умений и интересов детей. Начиная с младшего дошкольного возраста, используются творческие и игровые проекты («Любимые игрушки», «Школа здоровья»). Полезными для дошкольников любого возраста будут социально-семейные («Древо семьи») и познавательные.
Безусловно, инновационная деятельность как новый вид работы с детьми имеет долю риска. Но если продумать все нюансы при организации предстоящей деятельности, эти риски сведутся к минимуму. Педагогу следует учитывать :
• выбор направления инновационной работы;
• разработку концепции и программы инновационной деятельности;
• создание условий для реализации инновационного проекта;
• подготовку и грамотное введение документации по инновационной деятельности.
Перед внедрением инновационного проекта в работу с детьми воспитателю следует тщательно изучить все нюансы выбранной темы
Задача педагога-новатора — создать мотивацию для участия группы в совместной деятельности, учитывая индивидуальные особенности каждого воспитанника, его психологическую готовность.
Структура инновационного процесса:
1. Анализ и сбор информации.
2. Выбор и реализация новшеств.
3. Обобщение опыта и диагностика внедряемой информации.
Экспериментальная деятельность является одной из любимых дошкольниками, ведь в детях заложено самой природой проводить опыты, исследовать что-то новое
Применение лэпбука
Лэпбук, или интерактивная папка, — это самодельная книжка-раскладушка, в которой могут присутствовать всевозможные элементы: кармашки, дверки, конверты и т. д. Лэпбук является результатом совместной деятельности педагога и детей. В нём собирается материал по конкретной теме. Этот метод предоставляет ребёнку возможность самому проводить ознакомление с наглядным материалом — он решает, как взаимодействовать с лэпбуком, складывает и открывает определённые детали по своему желанию.
ЛЕГО - технология позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей. Дает возможность педагогу объединять игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью. Позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре); - способствует формированию познавательных действий, становлению сознания; развитию воображения и творческой активности; умению работать в коллективе.
Технология игрового обучения
Игровая технология предполагает содержание обучающих элементов в игре, таким образом повышая уровень мотивации ребёнка. Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а что с её помощью осуществляется обучение, развитие творчества, приобретение малышами навыков социализации. В совместной деятельности с дошкольниками рекомендуется систематически применять игровые приёмы работы.
Виды игр, которые используются в инновационной деятельности, очень разнообразны. Они могут различаться:
По виду деятельности:
• двигательные;
• интеллектуальные;
• психологические и т. д.
По характеру педагогического процесса :
• обучающие;
• тренировочные;
• контролирующие;
• познавательные;
• воспитательные;
• развивающие;
• диагностические.
По характеру игровой методики:
• игры с правилами;
• игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры;
• игры, где одна часть правил задана условиями игры, а другая устанавливается в зависимости от её хода.
По содержанию:
• музыкальные;
• математические;
• социализирующие;
• логические и т. д.
По игровому оборудованию:
• настольные;
• компьютерные;
• театрализованные;
• сюжетно-ролевые;
• режиссёрские и т. д.
Важным условием успешного функционирования игровой технологии является постоянное общение педагога с воспитанниками. Это помогает повысить познавательный интерес и активность детей.
Личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии
Личностно-ориентированные технологии развивают индивидуальность дошкольника, отмечают личные качества каждого. Главным является не предметное обучение, а ориентир на диалоги, умение мирно решать конфликты, понимание интересов и реализация творческой деятельности ребёнка. Занятия могут строиться на творческой деятельности, театральных сценках, играх, обсуждении положительных качеств героев сказок, в процессе дети делятся своими мыслями и отношением к происходящему, учатся контролировать свои поступки.
Инновационные здоровьесберегающие технологии могут реализовываться различными способами, например:
1 контроль за физическим состоянием воспитанников, контроль режима питания;
2 выполнение различных видов гимнастик (ортопедической, дыхательной, пальчиковой, закаливания;
3 введение новых видов двигательной активности — детской йоги, стретчинга, танцев;
4 проведение бесед о здоровом образе жизни, важности правильного питания, тематических игр;
5 проведение коррекционных занятий с элементами арт-терапии, песочной терапии, сказкотерапии.
Описание опыта включает :
- обоснование актуальности работы, заинтересованности и профессиональной компетентности участников инноваций;
- обоснование системы методических и организационных мероприятий;
- обоснование создания необходимых условий для использования инновационных технологий в образовательном процессе.
Условия эффективности инновационной деятельности:
Системность в методической работе с педагогами по повышению их профессиональных навыков и умений в педагогической деятельности (профессиональной компетентности).
Наличие у педагогов личного плана развития, который мобилизует его потенциальные способности. Этот план может быть соотнесен с проблемой самообразовательной деятельности, завязан с исследовательской и экспериментальной работой каждого педагога.
Постоянный анализ успехов и достижений в работе педагогов, создание ситуации успеха педагога, что ведет к развитию деловых качеств, появлению положительного мотива к совершенствованию себя, своего дела.
Создание творческой атмосферы и объединение усилий всего педагогического коллектива по построению образовательного пространства, где каждый ощущает свою значимость.
Установление добрых, открытых отношений, при которых снимаются напряженность и страх быть не понятыми; приветствуется обсуждение, а не отрицание альтернативных взглядов на ту или иную проблему.
Проведение открытых дискуссий по проблеме инновационной деятельности, где каждый высказывает собственную точку зрения, но решение принимается коллегиально.
Методы и приемы.
- информационно-рецептивный – получение знаний путем непосредственного восприятия;
- репродуктивный – передача в готовом виде знаний, накопленных человечеством, усвоение навыков и приемов;
- метод проблемного изложения – разрешение какой-либо проблемы путем постановки задач, их решений, выводов;
- эвристический – поэлементное усвоение опыта творческой деятельности, овладение отдельными этапами решения проблемных задач;
- исследовательский – организация поисков творческой деятельности по решению проблем.
Особенности работы по теме.
Основная задача опыта «Использование инновационных технологий в образовательном процессе дошкольной организации, как условие повышения качества образования» :
- выработать систему оказания помощи каждому педагогу на основе диагностики, формы работы.
При анализе деятельности можно выделить частные задачи:
1) Формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива, проявляющемся в систематическом изучении, обобщении и распространении педагогического опыта по внедрению инновационных технологий.
2) Повышение уровня теоретической подготовки педагогов.
3) Обогащение педагогического процесса новыми технологиями, формами в обучении, воспитании и развитии ребенка.
4) Оказание научно-методической помощи педагога на основе индивидуального и дифференцированного подхода (по стажу, творческой активности, образованию, категоричности).
5) Оказание консультативной помощи в организации самообразования педагогов.
9. Результативность опыта.
Рассматривая готовность педагогов к реализации инновационной деятельности, как единство её компонентов: знаниевого, практического и личностного, я оценивала её сформированность по следующим критериям: методологический, технологический и рефлексивный.
Критерии готовности педагогов к реализации инновационной деятельности
Структурные компоненты готовности педагогов к реализации инновационной деятельности:
Знаниевый Практический Личностный
Критерии формирования готовности педагогов :
Методологический Владение системой различных методов и приемов познания и творческого преобразования действительности в соответствии с ее законами, овладение теоретическими основами исследовательской деятельности, формирование собственной педагогической философии.
Технологический Владение технологиями, способами и приемами профессиональной деятельности, необходимыми умениями и навыками для реализации инновационной деятельности и степень владения умениями и навыками, необходимыми для реализации инновационной деятельности.
Рефлексивный Отношение педагога к инновационной деятельности, внутренний настрой на ее реализацию; способность анализировать и оценивать свои умения и навыки в процессе реализации инновационной деятельности.
На основе данных критериев и показателей выделены три уровня сформированности готовности педагогов к реализации инновационной деятельности: низкий, достаточный и высокий.
Готовность педагогов к реализации инновационной деятельности низкого уровня сформированности имеет следующие характеристики: педагоги имеют общее представление об инновационной деятельности, о знаниях, умениях и навыках и обобщенных способах выполнения проектировочной деятельности; отсутствует инициатива, педагоги пассивны и настороженны в восприятии нового в педагогической деятельности, уровень творческого потенциала низкий; не проявляется стремление к саморазвитию и самосовершенствованию; не всегда адекватная оценка собственной деятельности.
Достаточный уровень готовности к реализации инновационной деятельности характеризуется пониманием значимости инновационной деятельности, поверхностным владением теоретическими основами исследовательской деятельности, несформированностью навыков выполнения проектировочной деятельности, проявлением знаний и умений только в стандартных условиях; неустойчивым интересом к инновационной деятельности; стремлением к саморазвитию, но не всегда адекватным оцениванием собственной деятельности.
О высоком уровне готовности педагогов к реализации инновационной деятельности свидетельствуют: наличие методологических знаний у педагогов; высокая методологическая культура, обеспечивающая овладение теоретическими основами исследовательской деятельности, формирование собственной педагогической философии; инновационный стиль мышления, характеризующийся высокой смысловой насыщенностью, открытостью в восприятии нового и в то же время рациональностью, реалистичностью, прагматичностью; развитые творческие способности, способности к проектированию и моделированию, активность и инициативность педагогов в реализации творческих способностей, практический выход проектной деятельности педагогов; ярко выраженное стремление к саморазвитию, владение навыками самоанализа, развитые рефлексивные способности.
С целью проведения эффективной диагностики готовности педагогов к реализации инновационной деятельности был подобран оценочно-критериальный инструментарий диагностики таким образом, что позволил оценить уровень готовности не только по каждому критерию, но и по каждому показателю.
Оценочно-критериальный инструментарий диагностики готовности педагогов к реализации инновационной деятельности
Компоненты готовности Критерии готовности Показатели Диагностический инструментарий
Знаниевый Методологический Методологическая культура
Самооценка методологической культуры
Инновационный стиль мышления Опросник «Стиль мышления»
Практический Технологический Творческая способность генерировать и продуцировать новые представления и идеи Тест «Ваш творческий потенциал»
Для выявления профессиональных знаний педагогов было проведено анкетирование по теме: «Использование инновационных технологий в педагогическом процессе».
Приняло участие 8 педагогов-100%
Итоги анкетирования таковы:
А) Более точную характеристику инновационного процесса дали 6 - 74% педагогов. Они определили инновационный процесс как процесс создания, распространения и использования новшеств (инноваций, включающий условия, которые обеспечивают успешность перехода системы в новое качественное состояние. Это использование новых педагогических технологий при организации педагогического процесса, развивающих программ, информационных технологий. Б) Где педагог может узнать о различных инновациях?
- из интернета – 8 (100%) педагогов;
- из дошкольных журналов – 2 (25%)педагогов;
- из средств массовой информации – 0 (0%) анкетируемых;
- на методических объединениях – 4 (50%) педагогов;
- на курсах повышения квалификации – 2 (25%) педагогов;
- на семинарах, педсоветах – 8 (100%) педагогов;
- в процессе самообразования – 4 (50%) педагогов.
В) Удовлетворение от нововведений в педагогический процесс испытывают 5 (62%) педагогов; частично, не в полной мере и не всегда – 3 (38%) педагогов.
Г) К инновационным технологиям для ДОУ можно отнести проблемное и развивающее обучение, это отметили 8 (100%) педагогов.
Д) Инновационные технологии применяют в своей работе 8 (100%) педагогов, участвующие в анкетировании. Это использование компьютерных технологий, проектная деятельность, использование вариативных моделей организации занятий с детьми, игровые технологии, нетрадиционное рисование, инновационные формы работы с родителями и педагогами, физкультурные занятия разного типа и с применением нетрадиционного оборудования и здоровьесберегающих технологий.
Вывод: все педагоги ДОО планируют разнообразные виды деятельности с детьми, учитывая их индивидуальные и возрастные особенности, а также работоспособность детей с учетом времени суток (наиболее трудоемкие виды деятельности организуются в утренние часы, когда ребенок бодр и полон сил). При планировании все педагоги учитывают разнообразные формы организации детей: групповые, подгрупповые, использование вариативных моделей организации занятий с детьми, индивидуальный подход к каждому ребёнку.
В организованной образовательной деятельности воспитатели используют разнообразные методы и приемы, активизирующие мыслительную активность детей, используют ИКТ, учитывают индивидуальные особенности детей, проводят физминутки и динамические паузы. ООД проводится в игровой форме, применяются ЛЕГО- технология, технология исследовательской деятельности.
Инновационные формы работы охватывают всех участников образовательного процесса – детей, педагогов и родителей.
Педагоги имеют достаточные знания, умения и потенциал для успешной реализации инновационной деятельности. Они участвуют в различных методических мероприятиях инновационной направленности: конкурсы, семинары, деловые игры, тренинги, проектная деятельность и т. д.
Литература
1. Кирилина Н. Е., Компетентность воспитателей ДОУ в условиях инновационной деятельности [Текст] / Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – № 5. – 2011. – с. 112-113.
2. Малкова В. А., Навыки профессиональной самореализации педагогов [Текст] / // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – № 5. – 2010. – с. 6-14.
3. Шошина О. Н., Повышение профессионального мастерства педагогов [Текст] / // Ребенок в детском саду. – № 1. – 2013. – с. 2-6.
4. Трифонова С. А. Диагностика формирования готовности педагогов к реализации инновационной деятельности [Текст] // Актуальные задачи педагогики : материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 35-38.