Коновалова Екатерина
Обобщённый опыт работы «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Сведения об авторе.
2. Аннотация.
3. Описание опыта.
3.1. Концептуальные основы и методологические подходы
3.2. Актуальность темы
3.3. Формулирование цели
3.4. Задачи
3.5. Условия
3.6. Принципы
3.7. Методы
3.8. Формы
3.9. Средства
3.10. Результат
4. Тезаурус – словарь терминов, используемых в описании опыта работы.
5. Библиография.
6. Рецензия.
7. Приложения:
Аннотация.
Публикация «Обобщённый опыт работы „Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Игры и пособия
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Позиция педагога Я считаю, что в настоящее время развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста особенно актуально, так как она оказывает большое влияние на развитие ребенка, выполняя много разных функций.
Мелкая моторика необходима для развития важнейших психических процессов: памяти, восприятия окружающего мира, мышления, логики, внимания и речи.
Цель Создание условий для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений.
Задачи 1. Развивать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей.
2. Способствовать развитию речи детей посредством пальчиковых игр, дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики рук.
3. Совершенствовать развивающую предметно- пространственную среду группы.
4. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
5. Развивать воображение, внимание, наглядно-образное мышление, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
Содержание Организация и проведение с детьми игр, упражнений на развитие мелкой моторики.
Формы Развитие мелкой моторики осуществляется в разнообразных формах
организации: совместная деятельность взрослого с детьми и самостоятельная деятельность, которые осуществляются в индивидуальной, подгрупповой и фронтальной формах работы.
Методы Словесный метод: беседа, объяснения.
Наглядно-действенный метод обучения: показ.
Практический метод: выполнение практических действий, упражнений.
Игровой метод: игровые ситуации.
Средства Программа дополнительного образования «Умелые пальчики»; картотека игр и упражнений. Развивающая среда должна обязательно включать в себя игровой материал разного уровня сложности. Для детей среднего возраста - игры с прищепками, пальчиковые игры, шнуровка, крупная мозаика и т. д.
Для старшего возраста – игры с крупами, игры с бумагой (оригами, графические упражнения, пазлы, игры с природным и бросовым материалом. и др.
Важно, чтобы у ребенка всегда была возможность выбора игры, а для этого набор игр должен быть достаточно разнообразным и постоянно меняться.
Результат Использование дидактических игр, упражнений на развитие мелкой моторики способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевое и умственное развитие, способствует сохранению физического и психического здоровья.
У дошкольников развивается память, внимание, мышление, воображение, расширяется словарный запас, приобретаются навыки учебной деятельности.
Описание опыта.
Концептуальные основы и методологические подходы.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.
Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
Именно руки учат ребенка точности, аккуратности,
ясности, мышления.
Движения рук возбуждают мозг,
заставляя его развиваться»
В. А. Сухомлинский.
Развитие мелкой моторики руки имеет непреходящее значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Психологи, физиологи, медики, педагоги постоянно подчеркивают, что уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально-исполнительских умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма.
Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Двигательная активность ребенка, его предметно - манипулятивная деятельность, способствующая развитию движений кистей и пальцев рук, оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребенка, на развитие у него сенсорной и моторной сторон речи. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев рук.
Параллельно с развитием моторики развиваются и все виды восприятия, например зрение, осязание, чувство мускулов и суставов. Это является условием того, что ребенок будет в состоянии понять, что находится у него в руках. Навыки мелкой моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи, и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Они помогают ребенку самостоятельно обслуживать себя.
Навыки мелкой моторики помогают ребенку выразить себя через творчество – игру, способствуют повышению самооценки ребенка, дают возможность приобрести социальный опыт, умения смотреть, хватать, класть и ставить предмет в нужное место, манипулировать предметами, рисовать, обращаться с книгой; подбирать, сортировать и отбирать; формируют представление о неизменности существования предметов.
Исследования А. А. Сеченова, В. П. Павлова, А. А. Ухтомского, В. П. Бехтерева и других показали исключительную роль движений двигательно-кинестетического анализатора в развитии речи и мышления и доказали, что первой доминирующей врожденной формой деятельности является двигательная. По мнению И. П. Павлова: «Речь – это, прежде всего, мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга».
Многие современные исследователи также придерживаются мнения о важности развития мелкой моторики рук для речевого развития ребенка, а также предлагают ряд практических упражнений на развитие пальцевой моторики, описывают пальчиковые игры, физкультминутки, игры-сказки, связанные с развитием тонкой моторики (М. Я. Аксенова, О. С. Бот, Л. С. Рузина, В. Кудрявцева, И. Ф. Марковская, Т. А. Ткаченко и другие).
Т. А. Ткаченко делает вывод, что включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки – позволяет стимулировать действия речевых зон головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей.
Таким образом, учёными было замечено, что систематическая работа по тренировке т движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшаются внимание, память, слух, зрение.
Развитие навыков мелкой моторики в дошкольном возрасте важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Предстоящая учебная деятельность потребует от ребёнка определённого уровня готовности движений пальцев рук к выполнению мелких, точных, разнообразных действий. Его мускулатура должна быть достаточно развитой, движения координированы и точны. Даже самые незначительные нарушения мелкой моторики могут оказывать неблагоприятное влияние на психическое развитие дошкольника.
Именно поэтому развитие мелкой моторики у воспитанников стало необходимо и значимо в современном дошкольном образовании.
Актуальность темы.
Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста выполняет много разных функций. На кончиках детских пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Еще В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна.
Сегодня к будущему первокласснику предъявляются высокие требования при поступлении в школу. У ребенка должна быть сформирована готовность к поступлению в школу. Немаловажным является наличие умения ребенка грамотно говорить, использование всех частей речи, овладение элементарными навыками письма. Должна быть развиты волевые качества, познавательные процессы. Все это необходимо развивать в дошкольном учреждении.
Достаточно большая роль отводится сформированной мелкой моторике рук дошкольника.
Мелкая моторика — это скоординированные действия кистей и пальцев рук, которые выполняются в совокупности с нервной, костной, зрительной и мышечной системами. Другими словами, это способность манипулировать маленькими по размеру предметами, при которой задействованы только мелкие мышцы организма.
Мелкая моторика оказывает большое влияние на развитие ребенка.
Умение управлять руками — основа овладения навыками, которые необходимы ребёнку в повседневной жизни.
Мелкая моторика нужна для развития важнейших психических процессов: памяти, восприятия окружающего мира, мышления, логики, внимания и речи.
Уровень развития мелкой моторики — один из главных показателей готовности к обучению ребёнка в школе.
Недостаток развития мелкой моторики может привести к таким последствиям для ребенка:
• отсутствие интереса к рисованию, лепке и другим видам деятельности;
• сложности с адаптацией к образовательному процессу в школе: ребёнок хуже воспринимает новый материал, плохо читает, поэтому темп обучения ему кажется слишком быстрым и сложным;
• недостаточное развитие творческих способностей, мышления и внимания;
• неспособность ровно провести прямую линию, правильно запоминать и писать цифры или буквы;
• если попросить его нарисовать картинку, он в большинстве случаев не может правильно разместить предметы на пространстве листа, ему не хватает фантазии, нет разнообразия цветов и чёткого сюжета;
• такие дети позже начинают говорить, у многих наблюдаются дефекты речи, которые сложно поддаются корректировке даже во время занятий со специалистами.
Следовательно, актуальность данной темы обусловлена требованиями школы, семьи, государства.
Новизной данной темы является комплексное использование ранее известных методов, приемов и средств: пальчиковые игры и гимнастику; упражнения с крупой, зернобобовыми, семечками (аппликация, выкладывание на пластилине, рисование по манке); игры с пуговицами (застегивать-расстегивать, выкладывать орнамент, нанизывать и др.); занятия со счетными палочками, спичками (выполнение заданий по схеме и без неё); работу с бумагой (аппликация, сминание и выравнивание бумажных комочков, работа с трафаретами); упражнения в тетрадях в клеточку (штриховка, графические диктанты).
Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою успешность
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.
Работая с детьми дошкольного возраста, я стала замечать, что сегодня, в век информатики и электроники, дети стали физически менее активны. А ухудшение физического развития является следствием ухудшения развития мелкой моторики у современных детей. Процент таких детей в группе заметно вырос. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, кисть, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они даже отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, а также не успевают на занятиях.
Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, сидят в сторонке и наблюдают за действиями других детей. А это в дальнейшем формирует школьные трудности.
Учитывая значимость мелкой моторики для всестороннего развития воспитанников, мною были выделены следующие цели и задачи.
Цель моей работы :
Создание условий для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений.
Для достижения поставленной цели определила ряд задач:
1. Развивать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей.
2. Способствовать развитию речи детей посредством пальчиковых игр, дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики рук.
3. Совершенствовать развивающую предметно- пространственную среду группы.
4. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
5. Развивать воображение, внимание, наглядно-образное мышление, зрительное и слуховое восприятие, творческую активности.
Условия.
Для решения поставленных задач я изучила и проанализировала педагогическую и методическую литературу, современный передовой опыт по проблеме развития мелкой моторики.
Разработала перспективный план работы по данной теме.
Дополнила предметно – развивающую среду, которая включает в себя: дидактические средства : наглядный материал (игры и упражнения).
Оформила картотеку пальчиковых игр и упражнений.
Свою работу по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста я строила исходя из следующих принципов:
Принцип полноты. Основная образовательная программа детского сада предусматривает реализацию всех образовательных областей по всем разделам. Реализуя данный принцип, я составила перспективный план (приложение № 1)
Принцип системности. Работу провожу системно, весь учебный год при гибком распределении содержания работы по теме. Специально организованные занятия провожу в первой половине дня. Игры и другие виды нерегламентированной деятельности детей, осуществляю как до обеда, так и во второй половине дня; для этого выбираю определенный день недели или работаю тематическими циклами. Также предполагаю, что тематический недельный план не может предвосхищать все спонтанно возникающие ситуации и сложности, и от меня в любой момент могут потребоваться дополнительные объяснения, ответы на вопросы, организация игровой ситуации
Принцип доступности и индивидуальности.
Каждому ребенку присущи свои качества, у каждого свой индивидуальный уровень развития, свой имеющийся первоначальный сенсорный опыт. Считаю своей главной задачей - знать личностные особенности каждого ребенка, искать методы индивидуальной работы с каждым из них. Подбираемый для дидактических игр материал должен быть понятен и доступен каждому ребенку.
Важным оказался принцип доступности, т. к. воспитанники могли свободно пользоваться нужным материалом, в специально отведенном месте.
Он предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с воспитанниками; предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и воспитанников и самостоятельной деятельности воспитанников.
Принцип интеграции. Разработанная мною система работы по данной теме реализована в интеграции всех пяти образовательных областей. Прежде всего, это касается таких направлений деятельности как: познавательной, конструктивной деятельности, по ознакомлению с окружающим миром, по экологическому и физическому воспитанию, а также не регламентированных видов деятельности и отдельных режимных моментов.
Для большей эффективности использовала разнообразные формы работы : игры и развлечения, отдельные режимные моменты. Таким образом, всю работу естественно и органично интегрировала в целостный педагогический процесс. (приложение №2)
Принцип преемственности.
Определяет взаимодействие с воспитанниками в условиях дошкольного учреждения и в семье. Для начала провела анкетирование родителей (приложение №3). Затем провела родительское собрание по теме «Значение работы по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». Организовала консультации на темы: «Речь и пальчики», «Пальчиковые игры и развитие речи – какая связь?», «Игры с предметами домашнего обихода», «Пальчиками играем - стихи повторяем», «Приёмы развития мелкой моторики».
Принцип результативности.
Предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития воспитанников. В процессе работы по данной теме добивалась того, чтобы воспитанники проявляли устойчивый интерес к играм и упражнениям на развитие мелкой моторики.
Методы.
Правильно подобранные методы обучения, способствуют развитию мелкой моторики у детей.
В своей работе я использовала следующие методы.
Словесный метод.
Словесные обращения воспитателя к детям - объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко.
Наглядно-действенный метод обучения.
Дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта : смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.
Практический метод.
Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.
Игровой метод.
Игровые методы занимают большое место в обучении детей дошкольного возраста. Именно игра позволяет ребенку усвоить необходимые ему знания. Он позволяет привлечь детей к выполнению заданий, повышает качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств.
Формы работы с детьми.
Практическое освоение детьми материала по теме «Развитие мелкой моторики по средствам дидактических игр и упражнений» я осуществляю в разнообразных формах.
-Фронтальная, подгрупповые и индивидуальные формы работы, обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности.
- Совместная и самостоятельная игровая деятельность.
Пальчиковые игры и игры на развитие мелкой моторики проводили в течение всего дня в разных видах деятельности. В процессе разучивания потешек, стишков в таких играх формировалось правильное звукопроизношение. У детей развивалось пространственное мышление, фантазия, память, внимание.
В зоне изобразительной деятельности дети пользовались карандашами, фломастерами, гуашью, мелками, учились обводить по трафарету, по контуру, штриховать овощи, фрукты. Использовали в работе нетрадиционные техники рисования
Работа с тестом, пластилином так же развивала мелкую моторику рук. Пальчики детей становились более ловкими, гибкими.
Игры с бумагой. Учились разрывать бумагу разной плотности: картон, салфетки. Сминали, а затем разглаживали ладонями и пальцами скомканный лист бумаги. Оригами. Игры с камешками. Предлагали детям потрогать и сравнить по цвету, по форме, выложить рисунок.
Игры с прищепками. Дети надевали прищепки на шнурки, на веревочки, на спину ежей, на кружки и т. д.
Игры с мозаикой, с конструкторами, с пуговицами, с вкладышами, с матрешками, с клубочками - безусловно, очень важны и полезны для развития кистей и пальцев рук. Прекрасным тренаж ром для развития мелкой моторики являлся песок. Вся работа направлена на снижение гиперактивности, эмоционального напряжения. Пересыпание песка служит массажем для рук. Проводили упражнения: рисование на песке пальцами, палочкой, нахождение маленьких игрушек в песке. Это развивает ручную моторику, логическое мышление. Детям очень нравится рисовать на цветном песке пальчиками.
Упражнения по шнуровке способствовали выработке навыков самообслуживания, развитию усидчивости и внимания. Шнуровка помогала маленьким неповоротливым пальчикам становиться более ловкими.
Со временем пальчики детей становились послушными. Но самое главное - улучшилась речь детей.
Это показало, что разные виды деятельности, используемые в работе по развитию мелкой моторики рук, (через тренировку пальцев рук) дают хорошие результаты.
Работа с родителями.
Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей.
Проведение родительского собрания, где ознакомила с содержанием и значением необходимости развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.
Кроме того, с родителями были проведены консультации, анкетирование, наглядная информация, рекомендации по развитию мелкой моторики. (Приложения № 4)
Средства.
Сознательному усвоению знаний, развитию познавательных интересов способствует использование разнообразных средств обучения.
В группе создана необходимая предметно-развивающая среда, приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики, многие из которых были сделаны самостоятельно с помощью родителей.
Эффективными средствами в решении поставленных задач, используемых мною в работе, являются пальчиковые, дидактические игры и упражнения (Приложение 5, проведение работы по теме дополнительного образования «Умелые пальчики».
(Приложение 6)
Результат.
Таким образом, проанализировав результаты своей педагогической деятельности по теме: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений», я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении актуален и эффективен.
Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе. Считается, что основной задачей в процессе развития речи детей является формирование у дошкольников мелкой моторики.
В своей работе применяла разнообразные формы и методы. Были придуманы разные варианты занятий, совместной деятельности. Такие формы работы позволяют нам добиться устойчивого внимания и поддержания интереса у детей. Сюжетно-тематическая организация обучающего процесса и разнообразие в преподнесении учебного материала способствует спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний. Положительными моментами является то, что задания по мелкой моторике направлены на включение в работу всех анализаторных систем. Мелкая моторика – это гибкость, ловкость рук и точность движения пальцев руки. Разнообразие действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка.
На данном этапе моей работы у детей :
- появился интерес к играм и упражнениям на развитие мелкой моторики;
- активизировался словарь;
- пополнилась материальная база в группе.
Вывод:
Подводя итог своей работы, я пришла к выводу о том, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме, а также использование игровых приёмов, эффективно помогает развить мелкую моторику и благотворно влиять на развитие связной речи и подводит их к успешному овладению письмом. Представленная система работы направлена не только на овладение навыком письма, но и на формирование учебной деятельности в дальнейшем. На основе использования игр, заданий, упражнений у дошкольников развивается память, внимание, мышление, воображение, расширяется словарный запас, приобретаются навыки учебной деятельности.
Перспективы моей работы на будущее вижу в продолжение этой темы. В дальнейшем будет проводиться планомерная, методически грамотная работа с моей стороны в тесной взаимосвязи с родителями.
Библиография.
1. Крупенчук О И. Пальчиковые игры. – СПб. : Издательский Дом «Литера», 2005.
2. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль, Академия развития, 1998г.
3. Гатанова Н. Развиваю мелкую моторику. С. -П., 2000г.
4. Дошкольный возраст : проблемы развития художественно – творческих способностей. Дошкольное воспитание. – 1998.- № 1, с 65.
5. Развитие мелкой моторики рук у детей 5-7 лет. Журнал «Дошкольное воспитание» №3, 2005 г.
6. Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. – М. :ТЦ Сфера, 2005. – 64с. (Логопед в ДОУ).
7. А. Развитие речи, движения и мелкой моторики. Комплексные занятия. Практическое пособие / Е. А. Лифиц, И. В. Лифиц. – М. : Айрис – пресс, 2010.- 160с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
8. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М., АСТ, 2004.
9. Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. С. -П., Лань, 1996г.
10. Анищенкова Е. С. "Пальчиковая гимнастика", изд. АСТ, 2007г.
11. Светлова И. "Развиваем мелкую моторику" ЭКСМО-Пресс, 2001гТимофеева Е. Ю. ,
12. Чернова Е. И. "Пальчиковые шаги" С-Пб, "Корона", 2007г.
13. Агапова И. Давыдова М. Игры с пальчиками для развития речи М. ООО ИКТЦ «Лада», 2011-200 с.
14. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 64с. (Логопед в ДОУ).