Юлия Черникова
Сенсорное развитие детей младшего возраста посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщенный педагогический опыт
«Сюжетно-ролевая игра как средство формирования ранней профориентации дошкольников на профессии железнодорожников»
Актуальность
Проблемы исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения (отражение отдельных свойств, предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Хотя, известно, развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других,
Публикация «Сенсорное развитие детей младшего возраста посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления.
Теоретическое обоснование опыта
Сенсорное развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т. п. Глубокий гуманизм воспитательной работы, отсутствие авторитаризма выдающегося педагога Марии Монтессори привлекают к себе внимание уже 100 лет. Ряд ее идей положен в основу сенсорного воспитания, разработанного советским психологом Л. А. Венгером и его учениками.
Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представления о сенсорных эталонах – общепринятых образцов внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности; в качестве эталонов формы – геометрические фигуры; величины – метрическая система мер.
Восприятие младшего дошкольника носит предметный характер, то есть все свойства предмета, например, цвет, форма, вкус, величина и др. – не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, он считает их нераздельно принадлежащими предмету. При восприятии он видит не все свойства предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Например: трава зеленая, лимон кислый и желтый. Действуя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. Это развивает его способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.
Исследования группы ученых Запорожца, Лисиной и др. показали, что сенсорные процессы развиваются не изолированно, а в контексте комплексной деятельности ребенка и зависят от условий и характера этой деятельности.
Психологами доказано, что для каждого возраста существует ведущая деятельность, в процессе которой и происходит развитие личности. Для маленького ребёнка такой ведущей деятельностью является дидактическая игра. Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.
Отечественная система сенсорного воспитания опирается на теорию восприятия, разработанную Л. С. Выготским, Б. Г. Ананьевым, С. Л. Рубинштейном, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Л. А. Венгером и др. Авторами ранней системы дидактических игр являются известные педагоги и психологи: Л. А. Венгер, А. П. Усова, В. Н. Аванесова и другие. Много таких дидактических игр представлено в работах отечественных исследователей и педагогов (Е. И. Тихеевой, Ф. И. Блехер, Б. И. Хачапуридзе, А. И. Сорокина, Е. Ф. Иваницкой, Е. И. Удальцовой и др., а также в специальных сборниках игр.
Мотивом выполнения дидактической задачи становится естественное для дошкольника стремление играть. Российский педагог-психолог В. М. Букатов говорит, что дидактическая игра будет интересна детям до тех пор, пока в ней есть какая-то тайна, загадка, неизвестность.
Традиционно все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом, настольно-печатные и словесные игры. Педагог и автор многих книг по дошкольному воспитанию В. Н. Аванесова, исходя из опыта сенсорного воспитания, приводит следующие виды дидактических игр по игровому действию: игры-поручения, игры с прятанием и поиском. игры с загадыванием и отгадыванием, сюжетно-ролевые дидактические игры, игры-соревнования, игры в фанты или игры в запретный «штрафной» предмет (картинку) или его свойство (например, цвет).
Можно сделать вывод, что с помощью использования дидактических игр в образовательном процессе, осуществляется сенсорное воспитание детей, развиваются познавательные процессы: мышление, речь, воображение, память, расширяются и закрепляются представления об окружающей жизни. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и с взрослыми, учатся преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из–за неудачного результата.
Цель опыта
Теоретически обосновать и экспериментальным путем выявить психолого-педагогические условия сенсорного развития младших дошкольников средствами дидактических игр.
Задачи опыта
1. Изучить сенсорное развитие как психолого-педагогическую проблему.
2. Рассмотреть особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
3. Проанализировать специфику использования дидактических игр для сенсорного развития детей.
4. Изучить показатели и уровень сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
5. Реализовать экспериментальную работу по сенсорному развитию младших дошкольников посредством дидактических игр.
Этапы накопления и систематизации опыта:
1 этап - констатирующий. На этом этапе была проведена первичная диагностика сенсорного развития детей.
2 этап - формирующий. На этом этапе проводилась образовательная деятельность, направленная на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр по составленному перспективному плану.
3 этап - контрольный. На этом этапе была осуществлена повторная диагностика развития детей, проведен анализ полученных
Технология реализации опыта
Формирующий этап
В ходе констатирующего эксперимента были зафиксированы данные, которые стали исходными для следующего, формирующего этапа эксперимента. Главная цель на этом этапе – проверка эффективности применения дидактических игр для развития сенсорных способностей младших дошкольников.
Время проведения: ноябрь 2020 г. – март 2021 г.
Приемы: сенсорное обследование с одновременным наглядным объяснением.
Оборудование: дидактические игры на развитие восприятия детьми цвета, формы, величины.
Технология реализации опыта
Дидактические игры на развитие восприятия формы :
«Подбери фигуру». Дидактическая задача : Закрепить представления детей о геометрических фигурах, упражнять в их названии. Закреплять навык обследования геометрических форм приемом обследования и накладывания.
«Геометрическое лото.» Дидактическая задача : закрепить умение детей сравнивать форму изображаемого предмета по образцу (геометрическая фигура).
«Кому какая форма». Дидактическая задача : закрепить навыки детей при группировке геометрических фигур.
Дидактические игры на развитие восприятия цвета
«Спрячь мышку». Дидактическая задача : закрепить у младших дошкольников представления о 4 цветах (красный, синий, желтый, зеленый).
«У кого какое платье.» Дидактическая задача : закрепить умение детей выбирать по слову, обозначающему цвет, различать основные 4 цвета.
«Подбери по цвету» Дидактическая задача : закрепить у младших дошкольников представления о 4 основных цветах (красный, синий, желтый, зеленый, научить классифицировать предметы по цвету.
Результативность опыта
Контрольный этап
После реализации деятельности, направленной на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр, был проведён контрольный эксперимент по определению эффективности проделанной нами работы.
Цель: Выявить уровень развития младших дошкольников в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины, участвующих в эксперименте. Сравнить результаты констатирующего и контрольного этапов.
При проведении тестовых испытаний были использованы те же методики, что и в констатирующем
эксперименте, т. к. для измерения были необходимы постоянные показатели, относительно которых можно проследить динамику сенсорного развития дошкольников в группе.
На диаграммах № 4 - 6 показаны результаты проведения теста после формирующего эксперимента.
Время проведения: апрель – май 2021 г.
Сравнительный анализ контрольного эксперимента позволил сделать вывод о том, что планомерная и систематическая работа по сенсорному развитию посредством дидактических игр у детей младшего дошкольного возраста значительно влияет на сенсорное развитие детей, и на развитие личности дошкольника в целом. Это выразилось в количественных и качественных показателях. Дети стали лучше различать цвета, выделять предметы по форме и величине. У 11 детей достаточный уровень сенсорного развития; у одного ребенка средний уровень, детей с низким уровнем сенсорного развития не наблюдается.
В ходе бесед с детьми, я заметила, что у детей появился интерес к окружающему миру, они стали обращать внимание на свойства окружающих предметов и демонстрировать эти знания окружающим.
Таким образом, данные, полученные в ходе эксперимента, подтверждают, что дидактические игры повышают уровень сенсорного развития младших дошкольников при условии их планомерного и систематического использования в работе. Это способствует развитию личности дошкольника в целом, а именно благотворно влияет на познавательную активность ребенка в повседневной жизни.
Самооценка обобщенного опыта работы:
Теоретическое обоснование опыта
Актуальность:
Проблемы исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения (отражение отдельных свойств, предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Хотя, известно, развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).
Новизна
моей педагогической идеи заключается в том, что формирование сенсорной культуры должно осуществляться не периодически, а систематически
Самооценка обобщенного опыта работы:
Педагогический опыт был представлен на заседании педагогического совета Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования №8 имени Героя Советского Союза Леонида Павловича Тихмянова» (протокол заседания педагогического совета № 5 от 29.05.2021 г.)
Рецензия на опыт заместителя директора (руководителя учебного корпуса) Е. А. Крюковой
Опыт распространён на уровне МБОУ ЦО № 8