Кривоносова Анна
Творческая мастерская как инновационная форма организации продуктивных видов
Вашему вниманию представляю небольшой опыт работы по организации творческих мастерских в нашей группе. Работаю в данном направлении четвертый год, начиная со 2 младшей группы.
При оформлении группы я, активно использую свои творческие способности.
Игровые центры в группе оформлены в едином стиле.
Заходя в раздевалку, детей встречают лесные животные, за листьями прячется дружная семья мудрых совушек.
Полянка творчества всегда радует гостей замечательными детскими работами.
Стенд для родителей содержит всю актуальную информацию!
Публикация «Творческая мастерская как инновационная форма организации продуктивных видов» размещена в разделах
Также здесь можно увидеть визитную карточку группы, оформленную в виде мобильной фотовыставки из кубиков!
Собственноручно изготавливаю игрушки и декоративные изделия, поделки, дидактические пособия, игры.
Они вызывают у моих воспитанников желания творить самостоятельно, по образцу или с изменениями, дополнениями, развивая при этом собственный замысел и инициативу. Мы делимся друг с другом своими мыслями, предположениями и каждый ребёнок отличается своей активностью в изучении и преобразовании окружающего мира, высокой самооценкой, открытостью, свободой в суждениях и поступках.
Ко дню мам в художественной мастерской дети трудились над поздравительными открытками. Замечательные букеты роз из бумажных салфеток выросли в горшочках.
Белые или разноцветные, с рисунком или без – салфеток в наших домах, как правило, много. Но в погоне за новыми материалами мы часто не обращаем на салфетки внимания, а ведь они обладают и гибкостью, и легкостью, и способны держать объем.
Аппликация из скрученных салфеток – занятие увлекательное и доступное для детей разного возраста, занятие не только интересное, но и полезное: разрывание салфеток на равные части развивает глазомер, а скручивание их в комочки - мелкую моторику.
В рамках всероссийской акции «Белый цветок» в нашей группе открылась творческая мастерская добрых дел. Мы с ребятами изготовили цветы для сбора средств в помощь больным детям.
Накануне новогоднего праздника, в творческой мастерской началась реализация проекта «Как мы ждали Новый год», в ней приняли участие дети, родители и воспитатели.
Совместно с родителями была празднично и нарядно оформлена группа.
Новый год, без сомнения ждут все, и взрослые, и дети! А какой же он без интересных заданий и квестов? Согласитесь, ни один ребенок не откажется от милых и веселых ежедневных задачек, игр и развлечений! Наша нарядная елочка- это специальный календарь с небольшими заданиями на шариках, которые нужно выполнять ежедневно, начиная с 1 декабря.
На полянку вышел погулять хоть и картонный, но совсем, как настоящий красавец-олень!
Окошко украсила вытынанка «Маша и медведь», шторка из бумажных снежинок, и снежный городок, который зажигал свои огоньки утром и вечером!
Очень порадовали ребят чехлы на стулья в виде снеговичков, которые с радостью сшила талантливая родительница. А сколько радости составила детям возможность самостоятельно украсить свой стульчик!
А еще ребята трудились над изготовлением зимнего букета, для участия в районном конкурсе «Оставим елочку в лесу».
Это цикл занятий по лепке из соленого теста. Лепка – это пластическое творчество. Процесс создания новых форм и образов позволяет детям выразить свое настроение, эмоции, чувства и отношение к себе и миру в целом. Более богатыми становятся образное мышление, воображение и фантазия. Работа пальцами с податливым материалом развивает мелкую моторику, массаж нервных окончаний на руках позволяет расслабиться.
Творческий изобразительный процесс развивает художественные способности ребенка, учит воплощению его замыслов и способствует формированию характера.
Создание объемных фигур улучшает пространственное мышление. Процесс учит воображать трехмерное изображение конечного результата, достигать его и корректировать по ходу создания фигуры. Кропотливая работа способствует развитию усидчивости, длительность процесса учит планировать свои дела в течение дня. Занятие лепкой вместе со взрослыми способствует оживленному общению. Веселый творческий процесс позволит с пользой провести время и надолго сохранить результаты в виде оригинальных поделок и сувениров.
Наша группа приняла участие в конкурсе ДОУ «Профессии наших родителей».
Мы представили творческий детско-родительский проект «Город мастеров», в виде макетов различных организаций, которые создали с коллегой в архитектурной мастерской.
А ВОТ МАГАЗИНЧИК, ЗОВЕТСЯ МАГНИТ.
А вот магазинчик-зовется «Магнит»
На перекрестке райцентра стоит
И скидками нас ежедневно манит!
Здесь мама Алены с улыбкой встречает
Поняв нашу просьбу, товар предлагает!
Вкусной колбаски достанет с витрины-
Кто это? (мама Люба)-она продавец в магазине!
В рамках недели «Пернатые друзья» дети познакомились с нетрадиционной техникой рисования пушистых совят!
Это правда!
Ну что же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать.
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне! Не зря говорил известный детский писатель
Э. Успенский.
Нетрадиционные техники рисования являются замечательным способом создания маленьких шедевров. Оказывается ладошка может превратиться в голубого слоника. Серая клякса может стать деревом, а отпечаток картонной втулки превратиться в пушистых совят!
Творческая мастерская продолжила свою деятельность ко дню космонавтики. Была создана коллективная работа «Ракеты в космосе». Дети учились складыванию из бумаги в технике оригами.
Оригами – беспроигрышный способ на некоторое время увлечь ребенка. Яркие разноцветные фигурки из бумаги, созданные своими руками, приводят малышей в восторг. А еще это полезное упражнение для мелкой моторики, сообразительности и усидчивости.
Пасха – очень красочный праздник, наполненный по-детски веселыми традициями. Процесс подготовки к нему привносит приятное оживление в жизни ребят, предвкушение радостных моментов и сюрпризов.
А скоротать ожидание и лучше раскрыть атмосферу предстоящего торжества нам помогли минуты творчества в нашей сувенирной мастерской. Мы приготовили очаровательные расписные яички на палочке и поздравили ими друзей и родных.
В театральной мастерской мы украсили легкие снежинки- атрибуты для танца девочек на новогоднем празднике.
Также в творческой мастерской велась индивидуальная работа.
Для участия в конкурсе мы с Лерой сделали замечательное новогоднее панно с бычком из соленого теста.
Для участия в конкурсе «Оставим елочку в лесу» 2020, открыла свои двери дистанционная мастерская для детей и родителей!
В условиях сложившейся эпидемиологической ситуации, работа воспитателя с родителями переформатировалась в дистанционный режим.
С помощью мобильного приложения Whats App, родители получили МК по росписи среза дерева в виде Деда Мороза.
И дома, в творческой обстановке, вместе с детками осваивали эту технику.
А в детском саду собрали наш яркий, веселый, необычный букет «Парад Дедов Морозов», который не остался без внимания жюри и занял в районе 1 место!
V.Заключение
Творческий процесс - это настоящее чудо. Это подтверждают наблюдения за тем, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни.
Использование такой формы работы, как творческая мастерская, на данном этапе позволило мне добиться больших успехов в работе с детьми.
- дети научились нестандартно мыслить, более инициативны, любознательны, находчивы.
Не расставаясь с красками, карандашами, дети «незаметно» для себя научились наблюдать, соизмерять и сравнивать, думать и анализировать, фантазировать и сочинять!
- выработалась готовность к активности творческого характера!
- Огромную роль работа в мастерской оказала на развитие ручной умелости, которой так не хватает современным детям. Дети стали лучше и увереннее рисовать, лепить, работать с бумагой, выполнять трудовые поручения.
-Работа в мастерской способствовала положительной динамике эффективности педагогических воздействий и индивидуального развития по художественно-эстетическому направлению.
-Занятия продуктивной деятельностью положительно повлияли на физическое развитие ребенка, способствовали поднятию общего жизненного тонуса, созданию бодрого, жизнерадостного настроения. Во время занятий выработалась правильная учебная посадка, так как продуктивная деятельность почти всегда связана со статичным положением и определенной позой.
-организация творческой мастерской помогла мне установить более тесный творческий и эмоциональный контакт с родителями.
Они с удовольствием осваивают различные техники вместе с детьми, используют их в изготовлении поделок для выставок семейных работ.
Творческий союз родителя и ребенка, их тесное общение в творческой атмосфере, где раскрываются их таланты, где они учатся друг у друга, дают возможность взглянуть на взаимоотношения со своим ребенком по-новому. Получая квалифицированную помощь педагога в развитии творческого потенциала детей, родители пропагандируют положительный опыт общественного и семейного воспитания.
В ходе проведённой диагностики по методике Т. С. Комаровой за последние 3 года выявлены следующие уровни развития творческих способностей : младшая группа – высокий уровень- 10%, средний уровень-60%, низкий – 30%. Качество усвоения программного материала составило 70%. Средняя группа – высокий уровень- 20%, средний уровень- 70%, низкий – 10%. Качество – 90%. Старшая группа – высокий уровень-30%, средний уровень-70%. Качество – 100%. Подготовительная группа – высокий уровень – 40%, средний уровень – 60%. Динамика роста – 30%.
Исходя из результатов, можно сделать вывод, что дети приобрели определенные умения и навыки в этом виде обучения. А именно: дошкольники слышат воспитателя, правильно выполняют задания, анализируют получившиеся рисунки, оценивают их.
Формирование творческих способностей в продуктивной деятельности ценно не только само по себе. В этом процессе ребенок приобретает такие качества, которые затем дают толчок развитию более общих способностей, сказывающихся на успешном осуществлении самых разнообразных видов деятельности, что дает перспективу работы на будущее.
Дети моей группы неоднократно становились призерами различных творческих конкурсов. (Приложение)
Данный опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям, учителям начальных классов, студентам педагогических колледжей.
Я неоднократно представляла данный опыт работы на различных уровнях образования (Приложение, с моим опытом можно познакомиться на сайте нашего ДОУ,моей страничке в сети Интернет https://www.maam.ru/users/1292352.
Детское творчество – первоначальная ступень развитию творческой деятельности. Вместе с тем творчество ребенка способно доставить удовольствие своей непосредственностью, свежестью выражения. Вспомним черты детского словесного творчества, подмеченные К. И. Чуковским, или обаятельные рисунки на выставках, восхищающие даже искушенных зрителей. Надо указать и на общественно-педагогическую ценность творчества детей. Ребенок выявляет свое понимание окружающего, свое отношение к нему, и это помогает раскрыть его внутренний мир, особенности восприятия и представления, его интересы и способности. В своем художественном творчестве, ребенок открывает новое для себя, а для окружающих новое – о себе.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт.
2. Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
3. Ветлугина Н. А. Воспитание эстетического отношения ребенка к окружающему. Основы дошкольной педагогики /Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. – М. : Педагогика, 1980.
4. Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. Конспекты занятий. – М. : издательство «Скрипторий», 2008.
5. Казакова, Т. Г. Развитие у дошкольников творчество. Пособие для воспитателей детского сада. — М. : Просвещение, 1985.
6. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество/ Комарова Т. С. — М. : Педагогика, 1990.
7. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. Книга для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мнемозина, 1995.
8. Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании дошкольников», изд-во «Педагогическое общество России», 2005 г.
9. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников/Л. Прохорова// — Дошкольное воспитание. – 1996.- №5.
10. Сакулина, Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду/Н. П. Саккулина, Т. С. Комарова. — М. : 1982.
11. Соломенникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. 2-е изд., испр. и доп. - М. : Мозайка – Синтез, 2005.
12. Флёрина, Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста/Е. А. Флёрина. — М. : 1996.
13. Халезова Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. – М., 1983