Елена Черепанова
Формирование эмоционального отношения к продукту изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Я считаю, что формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность детей в детском саду.
В процессе рисования, лепки, аппликации ребё нок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, созданному им, огорчается, если что – то не получается. В работе над изображением, ребёнок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем. Создавая изображения, ребёнок осмысливает качество предметов, запоминает их характерные особенности и детали, овладевает изобразительными навыками и умениями и учится осознанно их использовать.
Публикация «Формирование эмоционального отношения к продукту изобразительной деятельности» размещена в разделах
Известно, что эмоции играют важную роль в жизни человека, в осуществлении деятельности. Особенно велика роль эмоций, чувств в художественном творчестве.
Свои занятия я строю так, чтобы познавая мир предметов, явлений, жизнь человека и животных, ребёнок испытывал разные чувства, выражая своё отношение к ним.
Мои занятия интересны детям, так как удовлетворяют их потребность в деятельности вообще и в продуктивной деятельности в частности; в необходимости отражения полученных впечатлений от окружающей жизни, потребности отражения своего отношения к увиденному, пережитому.
Учитывается мною и другая значимая для ребёнка-дошкольника потребность – познавательная потребность. Искусство, в том числе изобразительное, - это специфическая форма познания. Следовательно, занимаясь деятельностью, сходной с искусством, ребёнок познаёт жизнь в разных её проявлениях.
Изобразительное творчество детей строится мною не только на познании жизни, но и на познании произведений изобразительного искусства : (живопись, графика, скульптура, декоративное искусство, музыкального, литературного, театрального и др. это способствует образованию положительного, эмоционального отношения к занятиям творчеством, к изобразительной деятельности. Опыт положительного эмоционального отношения к деятельности возникает в процессе содержательного общения и взаимодействия детей по поводу интересной для них деятельности и её результатов. Особое значение для удовлетворения потребности детей в общении имеют коллективные формы создания изображения. Темы таких работ весьма разнообразны и включают сюжеты жизни, природы, сказок, рассказов, песен, музыки, декоративных композиций. Для того, чтобы обеспечить потребность детей в общении в процессе художественного творчества я разрешаю детям обращаться друг к другу и ко мне. Считаю, что нужно стимулировать, поощрять общение детей, обращаю их внимание на то, что и как делают рядом сидящие дети, если они нуждаются в помощи, побуждаю оказывать её.
Эмоциональные отношения к деятельности связано с поставленными задачами, успешностью или не успешностью деятельности, трудностями её осуществления, её завершением, полученным результатом. Если изобразительная деятельность доставляет ребёнку удовольствие, у него получается задуманное или заданное мною, как педагогом изображение, если он способен приложить усилия и преодолеть неизменно возникающие трудности, если он успешно овладевает способами и средствами деятельности, то у ребёнка деятельность вызывает положительное эмоциональное отношение.
Положительные эмоции у детей вызывает и предоставление им свободы выбора темы рисунка, лепки, аппликации, материалов для изображения (например, для рисования каждый может выбрать карандаши и краски – гуашь, акварель, цветные восковые мелки и др., бумагу разного формата и цвета и т. п.). Я стараюсь отказываться от сложившихся штампов, типа: дерево надо рисовать так, а дом так и др., создающих на занятии однообразие и скуку, противоречащих развитию детского, художественного творчества.
Положительное эмоциональное отношение к изобразительной деятельности во многом зависит от того, как воспитатель руководит деятельностью детей, от его такта, терпения, умения понять ребёнка, вовремя его поддержать, помочь, отметить его успех. Поэтому я творчески отношусь к занятиям, стремлюсь заинтересовать детей, широко использую игровые приёмы и сказочные ситуации, бережно отношусь к продуктам детского творчества. Дети, на моих занятиях, с радостью включаются в творческую деятельность.
Каждый родитель должен быть заинтересован в развитии своего ребёнка. Для того, чтобы формирование эмоционального отношения к продукту изобразительной деятельности проходило не только в стенах дошкольного учреждения, но и дома, в кругу семьи, я встречаюсь с родителями на собраниях. Предлагаю им для обсуждения такие темы:
«Знаете ли вы интересы своего ребёнка?»
«Как развить творчество вашего ребёнка?»
«Как правильно организовать совместную деятельность взрослого и ребёнка?» и т. д.
Периодически вывешиваю в группе и коридорах консультации для родителей: «Это интересно знать», «Руки папы, руки мамы и мои ручонки» и т. д. организовываю выставки лучших детских работ.
Провожу индивидуальные беседы с родителями, чьи дети нуждаются в особом внимании. В ходе беседы я рассказываю об успехах и достижениях ребёнка, пусть даже и незначительных. Тактично, делюсь своими проблемами, которые возникли в работе с их ребёнком, и решение которых подразумевает помощь родителей. Дою конкретные советы.
Используются мною и нетрадиционные формы работы с родителями. Это показ праздников и развлечений по изобразительной деятельности. Например, «КВН по изобразительной деятельности», «Праздник красок» - в подготовительной группе; «Сказочные птицы», «Волшебные краски», «Волшебные превращения снеговиков» - в старшей группе.
Работая на протяжении нескольких лет по данной теме с детьми, имея тесный контакт с родителями, я могу отметить высокий рост активности и заинтересованности детей, что способствует развитию их творческого мышления и формированию эмоционального отношения к своей работе на занятиях изобразительной деятельности.