Внукова Эльмира Эльшадовна
Конспект урока по русскому языку в 4 классе Путешествие в город «Состав слова»
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение полученных знаний.
Форма урока : комбинированный урок.
Тема урока : Путешествие в город «Состав слова».
Автор: Русский язык 4 класс «Школа России» В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, - М., :
издание «Просвещение», 2015
Цель: Закрепление полученных знаний учащихся о морфемном составе слова и роли
каждой значимой части слова.
Задачи:
Публикация «Конспект урока по русскому языку в 4 классе Путешествие в город „Состав слова“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Русский язык, 4 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Предметные:
1 Умения выделять в слове приставку, корень, суффикс, окончание и основу, определять их роль в слове;
2. Развивать речь, мышление, внимание, применять знания в нестандартных ситуациях.
Познавательные:
1 Развивать умения работать со словами : наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в соответствии с поставленной целью.
Коммуникативные:
1. Учить сформировывать собственное мнение и позицию.
2 Развивать умение взаимодействовать друг с другом для решения проблемного вопроса.
Регулятивные:
1. Формировать умения планировать, моделировать, контролировать учебные действия в ходе учебного процесса.
2 Рефлексия учебной деятельности
Методы: коммуникативный, игровой, поисковый, наглядный.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Оборудование для индивидуальной и фронтальной работы: персональный компьютер, интерактивная доска, программное обеспечение для интерактивной доски, рабочая тетрадь, наглядные пособия.
Средства (оборудование) :
карточки в виде телефонов; наклейки; картинки на доску (приставка, корень, суффикс, окончание, основа, смайл).
Структура урока :
1 Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
2 Актуализация знаний
а) сказка о частях слова
б) формулировка темы и цели урока
3 Работа по теме урока
а) повторение правил о частях слова
б) работа в группах
в) игра «Девочки, мальчики»
4 Обобщение знаний по теме
а) самостоятельная работа
5 Итог урока
а) рефлексия учебной деятельности
Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся Результаты: формируемые УУД
1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Приветствие и проверка готовности к уроку. Положительный настрой на урок.
- Ребята, я предлагаю вам встать и взяться за руки.
-Что вы ощущаете?
-Это поддержка ваших товарищей сегодня на уроке.
- Ведь сегодня необходимо понять, как мы умеем активно и дружно работать.
Проверка готовности.
- Сегодня на уроке нам понадобится : тетрадь, дневник пенал. Будем пользоваться дополнительным материалом, он лежит на краю парты.
- Сегодня будет необычный урок, мы совершим путешествие.
- Мотивация:
Так же на уроке будет разрешено пользоваться айфонами (телефонами). И первое что я сделаю, я отправлю большой веселый смайл вам на телефоны, поддержу вас, подниму вам настроение. Возьмите каждый свой айфон (телефон) и поддержите, соседа по парте отправив ему смс поддержку в виде смайла. В течение урока активные учащиеся будут получать смс наклейки на айфон.
Дети встают, взявшись
за руки.
Ответы детей:
-Тепло, поддержку и тд.
Проверяют свое готовность.
Дети берут айфоны, наклеивают на экран соседа смайл. Личностные:
формирование положительного отношения к процессу;
Коммуникативные:
слушать, отвечать, реагировать на реплики учителя.
Регулятивные:
настроиться на работу, нацеливание на успешную деятельность.
2. Актуализация знаний
а) сказка о частях слово
б) сформировать тему и цель урока Чтение сказки.
- Однажды веселый паровозик в очередной раз ехал мимо города «Состав слова». В городе было темно. Всех жителей городка не было на месте. Приставка ускакала в лес, корень спрятался под лавку. Окончание шло и плакало по дороге. И паровозик решил разобраться во всем. Но одному ему не справится, он обратился за помощью в 4 «А» класс школы № 4.
Диалог, основанный на предположении детей.
- Ребята, о какой городе идет речь?
- Как помочь жителям города?
- Сформулируйте тему и цель урока?
- Готовы помочь паровозику и посетить город «Состав слова»? Поехали.
Учащиеся слушают сказку.
Ответы детей:
да. Состав слова.
Отправиться в этот город и расставить всех по местам.
Да. Закрепление полученных знаний учащихся о морфемном составе слова и роли каждой значимой части слова.
Познавательные: формировать умения выстраивать понятия по заданной теме в единую систему, устанавливать связи между ними.
Коммуникативные:
формировать умения слушать и слышать, ясно и четко излагать сове мнение, выстраивать речевые конструкции.
Регулятивные: формировать тему урока, принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.
3. Работа по теме урока
а) работа с ЭОР
б) работа в группах
б) работа с в парах
в) игра «Девочки, мальчики»
Работа с ЭОР.
- Работает активно, так чтобы суффикс захотел вернуться домой.
Повторение знаний о суффиксе
- Какую роль играет суффикс в слове?
Учитель дает установку. Задача учеников: образовать с помощью подходящих суффиксов новые однокоренные слова, приставив соответствующий суффикс после корня перед окончанием.
- Ребята, вы справились с заданием, суффикс вернулся домой (учитель на доску прикрепляет домик суффикса).
Оценивание: кто активно и хорошо работал, получают наклейки.
- Со своего айфона я отправляю смс ребятам, которые активно и хорошо работали.
- Учитель раздает карточки со словами и ножницы. Задача учеников: отрезать в словах лишние части и оставить только корень. Слова : морозный, переехал, заезд, слон, молочный, березонька.
- Теперь нам нужно постараться вернуть корень, а вернем мы его, сделав правильно задание.
Проверка. По очереди каждая группа встает и называет слово, остальные поднимаю корни, сравнивают и тд.
Повторение знаний о корне.
- Скажите, а корень для чего нужен слову?
- У нас получилось вернуть корень домой (учитель на доску прикрепляет домик корня).
Оценивание: кто активно и хорошо работал, получают наклейки.
- Со своего айфона я отправляю смс ребятам, которые активно и хорошо работали.
- Учитель раздает карточки с картинками и словами. Задача учеников: подобрать к слову нужно окончание и составить словосочетание.
- Ребята вам нужно быть внимательными, и выполнить задание очень хорошо.
Картинки Слова
кукла красивый
мальчик умно
книга интересные
воробей шустрые
- А почему словах красивая и интересная окончание –ая-. А в словах умный и шустрый окончание –ый-?
Проверка. Повторение знаний об окончание.
- Какую роль играет окончание в словах?
- (учитель на доску прикрепляет домик окончания).
Оценивание: кто активно и хорошо работал, получают наклейки.
- Со своего айфона я отправляю смс ребятам, которые активно и хорошо работали.
-Учитель называет слова.
Задача учеников: хлопать мальчикам, если в слове есть приставка, хлопать девочкам, если в слове нет приставки. Слова : окно, балкон, переезд, девочка, звонок, обвал, переходит, зайчик, сгорел, сверху.
- Очень интересное задание приготовила приставка.
Повторение знаний о приставки (учитель на доску прикрепляет домик приставки).
- Роль приставки в слове?
Оценивание: кто активно и хорошо работал, получают наклейки.
- Город расцвел, оживился, и возле трех домиков расцвела травка. А как вы думаете почему?
Суффикс — это значимая и изменяемая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.
Ученики выходят по очереди к доске и выполняют задание.
Учащиеся взаимодействуют в группах, отмечают верные утверждения, осуществляют самопроверку.
Ответы детей: корни: мороз, ех, езд, слон, молоч, берез.
Корень — это главная значимая часть слова, которая выражает
основное значение данного слова и общее лексическое значение всех
однокоренных слов.
Учащиеся взаимодействуют друг с другом в парах, отмечают верные утверждения, осуществляют самопроверку.
Ответы детей: красивая кукла, умный мальчик, интересная книга, прекрасная картинка.
Слова красивая и интересная ж. р. А слова умный и шустрый м. р.
Окончание – это – изменяемая часть слова, которая служит для образования разных форм одного и того же слова, а также для связи слов в словосочетании и предложении.
Мальчики и девочки внимательно слушают и хлопают в нужный момент.
Приставка – изменяемая часть слова, служит для образования новых слов.
Дети получают и приклеивают наклейки на айфоны. Познавательные: актуализировать ранее полученные знания.
Коммуникативные: совершенствовать умения слушать и вступать в диалог, развивать умение внимательно слушать учителя и адекватно отвечать на его вопросы, умение взаимодействовать со сверстниками в парах и группах; формировать доброжелательность, открытость, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.
Регулятивные: использовать речевые, опорные и наглядные средства для выполнения задания; уметь выделять определенную информацию, согласно данной установке. Уметь действовать согласно поставленной задачи, осуществлять контроль работы.
Личностные: совершенствовать умение выделять только нужную информацию. Формировать самооценку на основе успешно выполняемых учебных действий, развить умение быстро реагировать на вопросы учителя, формировать доброжелательность, открытость, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.
4. Обобщение знаний
а) самостоятельная работа с самопроверкой
Учитель называет слово. Задача учеников самостоятельно составить и этого слова новые однокоренные слова.
- Веселый паровозик не хочет от вас уезжать. Он приготовил последнее для вас задание. Вам нужно из слова сад. Образовать новое однокоренное слово.
- Разберите по составу.
- Свои листочки положите в мультифоры. Проверив пришлю вам смс. Учащиеся работаю самостоятельно.
Разбирают слова Познавательные : актуализировать ранее полученные знания; развитие операций мышления.
Коммуникативные:
формирование умения слушать и слышать, умение взаимодействовать друг с другом.
Личностные:
Формировать самооценку на основе успешно выполняемых учебных действий, развить умение быстро реагировать на вопросы учителя, формировать доброжелательность, открытость, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.
5. Итог урока
а) рефлексия учебной деятельности - Учитель интересуется, понравилось детям путешествие. Напоминает цель урока.
- Ваши впечатления о нашем путешествии? – Что особенно понравилось вам на уроке?
- Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока? Мы ее достигли? Оценивание.
Учитель подсчитывает количество наклеек, выставляет оценки.
- Давайте подсчитаем ваши наклейки.
- Оцените свою работу на уроке.
- Спасибо вам за урок. До свидания. Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Делают выводы.
Учащиеся подсчитывают наклейки. Познавательные:
оценить процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: выражать собственные выводы.
Личностные:
понимать значение знаний. Уметь оценивать личные достижения на сравнении с другими.