Получи документы

Развитие речи — рассуждения у детей дошкольного возраста посредством методов поискового содержания

Когай Ольга
Развитие речи — рассуждения у детей дошкольного возраста посредством методов поискового содержания
▼ Скачать + Заказать документы

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА.

Цель опыта: Развивать речь – рассуждение ребёнка посредством методов поискового содержания.

Задачи:

1. Развивать речь-рассуждение, устанавливая различного рода зависимости (функциональные,причинно-следственные,пространственно- временные, целевые) предметов и явлений.

2. Дать представления о последовательности рассуждения : тезис, доказательство, вывод.

Публикация «Развитие речи — рассуждения у детей дошкольного возраста посредством методов поискового содержания» размещена в разделах

Формировать навыки и умения, которые составляют основу связных высказываний – рассуждений; понимать тему рассуждения, связно выстраивать высказывания, выражать мысли в определённой последовательности

3. Использовать вспомогательные средства овладения процессом доказательства, последовательностью его звеньев.

4. Обогащать жизненный опыт дошкольников, пополняя содержание детского рассуждения подчинительными союзами, вводно -модальными (в-первых, во-вторых, наконец, значит, следовательно, вообще, наоборот и т. д., а так же подчинё нные союзы: так как, потому что, если – то и др. и квантарными (любой, каждый, некоторый, какой - либо).

Работу начала с младшего дошкольного возраста.

В своей работе по ознакомлению детей с природой через рассказы-рассуждения осуществляю в разнообразных формах; на занятиях, экскурсиях, в повседневной жизни (в труде, наблюдениях, беседе, экспериментировании, в речевых играх и упражнениях, в проблемно – речевых ситуациях и решении логических задач, в чтении художественной литературы с последующим его обсуждением, в играх на участке и в уголке природы).

Работа по развитию речи строилась по принципу сезонности, с учётом возрастных особенностей. При необходимости подбираю различные виды игр: дидактические, игры-фантазии, игры-драматизации, игры-забавы, игры с природным материалом. Организую и провожу подвижные, хороводные, народные игры.

В совместной деятельности детей привлекаю к поиску разрешения проблемных ситуаций, рассуждений, использую этические беседы, создаю ситуации о нормах поведения в быту.

Развиваю представления об основах правового сознания (усвоение норм и правил поведения, общения со сверстниками и взрослыми, развитие чувства ответственности за другого человека, животного, растения, за свои поступки, за данное слово).

В группе создаются все необходимые условия для самостоятельной творческой деятельности детей, предоставляется возможность выбора в процессе игровой деятельности (дидактические игры, речевые игры и упражнения, театрализованные игры).

В группе выполняются условия для самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды:

- уголок природы с комнатными растениями в соответствии с возрастом;

- дидактические пособия и развивающие игры.

Всё это стимулирует активность детей овладевать в самостоятельной деятельности детей «языком чувств», создаёт положительный эмоциональный настрой и даёт хорошие результаты в условиях программных задач по ознакомлению с природой. Но наиболее эффективным средством формирования ознакомления детей с природой считаются: рассказы – рассуждения о природе, речевые игры и игровые упражнения.

Формирование предпосылок к доказательной речи начинается с младшей группы. Эта работа заключается в сообщении детям знаний, расширении их представлений об окружающих предметов и явлениях.

В младшей группе предпосылки к связной доказательной речи формируются в наблюдениях за окружающим миром, живой и не живой природой. Во время наблюдений задаются вопросы детям: кто это? Что делает? Какое это? Затем давались знания по поводу наблюдаемого и тут же анализировались с помощью проблемного вопроса, отвечая на который дети создают мини – рассуждения. Например: «Куличик не получился, песок сухой, он рассыпается. Почему не получился куличик? Потому что песок сухой».

Вопрос «почему?» использовался, разговаривая с детьми о событиях, бывших в опыте ребё нка: «Почему надо одеваться тепло?» Потому что на улице холодно, (чтобы не заболеть). Хорошо активизировались впечатления о прочитанных произведениях в объяснительной форме. «Почему теремок сломался? Потому что Миша был большой».

В средней группе более содержательными становятся занятиях познавательного цикла. Дети получают знания из разных областей действительности, принимая участие в наблюдениях, экспериментировании, проведении опытов. Во время наблюдений с детьми задавались вопросы «почему?» и вместе с детьми ищу на него ответ. Например: «Почему улетают птицы? Давайте подумаем. Какой стала погода? Куда делись насекомые? А чем питаются птицы? Значит, птицы улетели, потому что…». Подводя итог исследованию, какого-либо явления, делался вывод словами текста-рассуждения : например «Вот почему из снега лучше лепить в тёплую погоду». В этом возрасте одному ребёнку очень трудно для доказательства подобрать несколько аргументов, поэтому к поиску необходимых доводов привлекаются все дети. Бралась функцию оформления рассуждения. Например, по теме «Осень», «Наступила осень, потому что… (каждый ребёнок называет по признаку). Вот почему я точно могу сказать, что осень наступила».

Большое внимание уделяется интонационной выразительности речи. Проводятся игры-инсценировки: «Заюшкина избушка», «Лиса и заяц». Изменяла сюжет или его окончание, включала новые персонажи.

Говорить разными голосами и разной интонацией (повествовательной, вопросительной или восклицательной). В этом возрасте дети учатся грамотно строить сюжетно – подчинённые предложения, отвечать на вопрос «почему?» правильно. С этой целью я используются упражнения «Закончи предложение» и «Я начну, а ты закончи», даю начало сложноподчинённому предложению, а дети его заканчивают. Например: «Дети не пошли гулять, потому что… (пошёл дождь)». «Почему так не бывает?» Дети ищут нелепости в рисунке и не просто перечисляют их, а стараются доказать: «Так не бывает, чтобы летом катались на лыжах. Так не бывает, потому что у зайцев нет крыльев, и они не летают». Для таких рассуждений используются дидактические игры с наглядными картинками. «Почему так не бывает?» При знакомстве с многозначными словами (игла, лапка и др.) использую наглядный материал (рисунки, иллюстрации). Например: дети не находили на картинке предметы, которые назывались одним словом «игла» (швейная игла, игла у ежа, ёлки, сосны). Кроме того знакомят детей с происхождениями некоторых слов: (например почему грибы называются подберёзовики, мухоморы).

При проведении занятий по развитию речи-рассуждения в процессе ознакомления с природой используются загадки о животных: про кошку, собаку. На таких занятиях развивается активность и любознательность детей. Дети самостоятельно рассуждают, приводят аргументы в пользу своей мысли. У детей расширяются знания о домашних животных. Воспитывается доброе и чуткое отношение к «братьям меньшим»

Для развития связной речи дети учатся пересказывать литературные произведения. На занятиях в рассказывании по картине учат составлять небольшие рассказы, сочинять рассказы из личного опыта. Рассказывание проводила сначала по вопросам, затем в совместном рассказывании, а после самостоятельно. Это предполагает обучение разным типам высказывания – описания, повествования, к рассуждениям «Мне нравится зима, потому что…»

Для формирования навыков повествовательной речи предлагала детям схемы составления совместного рассказа (начало, середина, конец). Предлагался зачин рассказу : «Как-то раз…» Дети наполняли его содержанием, развивали сюжет. (Собрались звери на полянке. Стали они… Вдруг… Взяли звери…И тогда)

Заполнение схемы помогают ребёнку закрепить представления о средствах связи между предложениями и частями высказывания.

Со старшего дошкольного возраста речевые занятия связываются с занятиями по ознакомлению с окружающим миром, разными видами деятельности (наблюдения, экскурсии, экспериментирование, игра и труд детей). Было разработано перспективное планирование для старшей группы. (Приложение 1). На протяжении всего обучения ведётся работа по развитию рассуждения в процессе диалогического общения.

В повседневном общении и на занятиях используются коммуникативные проблемные ситуации, которые требуют от детей развёрнутых рассуждений.

В обучении широко использую наглядность (модели нескольких вариантов, серии сюжетных картинок и т. д.) как средство развития речи – рассуждения. С одной стороны, наглядный материал использую как источник информации для рассуждений, с другой – подсказываю структуру и последовательность высказывания. Учу выделять характерные признаки явлений и предметов, устанавливать между ними логические связи. Дети включаются в беседы – рассуждения на заданную тему или по ситуациям, возникающим стихийно. Для этого использую следующие методы и приёмы обучения :

1. Наблюдение.

2. Беседа.

3. Экспериментирование.

4. Речевые игры и упражнения.

5. Проблемно – речевые ситуации и речевые логические задачи.

6. Чтение художественной литературы с последующим её обсуждением.

На прогулках систематически организуются наблюдения за живой и не живой природой, в ходе которых при помощи вопросов дети учатся видеть, анализировать сезонные изменения в природе, объяснять различные зависимости: состояние природы о сезонных изменений, взаимосвязь внешнего вида живого объекта с условиями его обитания и питания и т. д. На таких прогулках дети отвечают на вопросы взрослого: «Почему осенью листья меняют цвет и окрашиваются разными красками?» куда улетают осенью птицы? Почему их называют перелётными? Опишите, какая сейчас зима. Докажите, что наступило именно это время года».

В результате бесед и наблюдений, в ходе рассуждений дети учатся видеть связи, имеющиеся в природе. Например, организуя наблюдение за птицами весной с целью обучения детей устанавливать зависимость поведения птиц от состояния природы, время прилёта от характера питания, выражать причинно - следственные связи в речи-рассуждении, предлагалась детям возможность понаблюдать за возвращением перелётных птиц…

Дети узнают, чем занимаются прилетевшие скворцы в скворечнике на участке детского сада. Затем загадываю загадку: «Висит на дереве дворец, а во дворце живёт (скворец)». Далее детям задаю вопросы: «Что за дворец висит на дереве? Почему деревянные домики для птиц называются скворечниками?» Куда улетают многие перелётные птицы осенью? Почему они улетают осенью, а возвращаются только весной? Какие птицы прилетают первыми и почему? Почему не все птицы прилетают в одно и тоже время?

В старшем возрасте использую детское экспериментирование. Оно располагает большими возможностями для формирования доказательной речи у старших дошкольников. Оно позволяет наглядно проследить зависимости разного рода, установить логические связи, выделить существенные признаки, свойства объекта или явления для доказательства выдвинутых тезисов, учить делать выводы.

При организации опытнической деятельности по ознакомлению детей со свойствами воды, снега, льда, дерева, металла предлагаются задания на использование речи- рассуждения. В результате экспериментирования дошкольники объясняют, почему идёт пар из чайника, почему вода мокрая, почему небо голубое, почему шуба в мороз греет, почему у цветов в засуху поникли листья, зачем растениям нужен свет и т. д. Во время экспериментирования дети учатся устанавливать логические связи, выделять существенные признаки для доказательства, делать выводы.

Решая поставленные задачи обучения, в повседневной жизни детей и на занятиях по развитию речи проводятся речевые игры и упражнения. Речевая игра обогащает мотивы детской речи, развивает память, мышление, активизирует речемыслительную деятельность детей.

В старшей группе используются игры, направленные на развитие логического мышления и понимания различных зависимостей, формирования умений логично и последовательно строить рассуждения, а так же на решение следующих умственных игр – задач: «Небылицы в картинках», «Лишний предмет», «Опровержение», «Пищевые цепочки», «Предмет и его развитие», «Хорошо - плохо», «Бывает – не бывает», «Странные рассказы». Например, в игре- задаче «Небылицы в картинках» детям предлагаются картинки с изображением несуществующих в природе животных, растений, с нарушением закономерностей сезонных явлений. Дети замечают нелогичное и объясняют, что и почему не так изображено и как должно быть на самом деле.

Для решения речевых задач используются такие речевые игры: «Похожи - не похожи», «Узнай, что за зверь», «Ярмарка», «Чей домик», «Магазин», «Нелепицы».

Например, в игре-задаче «Узнай, что за зверь» дети по перечислению признаков угадывают зверей, пришедших к ним в гости. Звери и игрушки появляются лишь при правильном ответе. При этом активно использую загадки.

В игре задаче «Ярмарка» предлагается детям «товар на продажу». Учу детей рекламировать его, т. е выделять признаки предмета и, опираясь на них, почему «покупатели» должны его обязательно приобрести. На ярмарке продаются товары, которые дети выбирают самостоятельно, это могут быть овощи, фрукты, предметы домашнего обихода.

Например, в игре-задаче «Похожи-непохожи» дети рассматривают картинки с изображением различных природных объектов игрушек, природного материала и сравнивают между собой по существенным признакам, на основании чего с использованием слов значит, таким образом, поэтому, делается вывод об особенностях внешнего вида и их приспособленности к окружающему миру.

В игре-задаче «Нелепицы» дети учатся находить логические несоответствия в нелепицах, которые слушают и составляют рассуждение.

Проводя интегрированное занятие в старшей группе на тему: «В изумрудном лесу». Приложение №2. Знакомила детей со структурой рассуждения, со словами – связками.

Следующий аспект работы, направленный на обучение детей связным высказываниям типа рассуждения, разрешении детьми проблемно -речевых ситуаций и решении речевых и логических задач.

В своей работе автор использует художественные произведения, которые служат детям образцом, благодаря которому они будут создавать более логичные, связные последовательные рассуждения.

Например, после чтения и обсуждения сказки «Первая охота» В. Бианки дети научились объяснять такое сложное явление природы, как разнообразные формы защиты животных.

Далее велась работа по формированию элементарного осознания общей структуры текста (тезис, доказательства, вывод).

В своей работе использовала мотив деятельности (например, что-либо объяснить, доказать «Золотой рыбке». Приложение №4.

Обучающая задача на таких занятиях ставилась: расширять представления детей об обитателях морских глубин. Учить правильной последовательности речи, формировать представления детей об основной части рассуждения и о словах, которые там используются. Учится составлять объяснения на заданную тему, приводить аргументы в пользу обозначенной в начале текста мысли, расширяется словарный запас.

Проводятся такие занятия, на которых дети объясняли, почему помидор красный, огурец пупырчатый, арбуз полосатый. Здесь приводимые аргументы были сказочными, дети проявляли фантазию, оригинальность мышления.

В своей работе по обучению речи – рассуждения читала детям тексты, а они определяли, что им прочитали: рассказ, описание или объяснение. Затем у детей я поинтересовалась : как вы догадались, что это доказательство? Какие слова вам подсказали, что это точно объяснение, доказательство?

Для обучения детей составлению целостных монологов – рассуждений организовывала индивидуальные беседы, которые проводила с дошкольниками в утренние и вечерние часы. В ходе таких бесед совершенствовала умение составлять связные высказывания типа рассуждений. В беседах с детьми на такие темы как: «Почему вы завели собаку?», «Почему эта игрушка твоя любимая?» формировалась речь- рассуждение…

Большими возможностями для формирования рассуждений обладает такой приём, как загадывание и отгадывание загадок. Загадки о животных: «Глазищи, усищи, хвостище, когтище», а моется всех чаще (кошка).

С хозяином дружит, дом сторожит. Живёт под крылечком, а хвостик колечком (собака). Приложение №2.

Часто дети затруднялись в подборе необходимых средств связи между частями рассуждения, завершением рассуждения выводом, начинающимся словами: значит, следовательно, поэтому. Чтобы научить дошкольников пользоваться разнообразными способами связи, проводила такие игры, как: «Закончи предложение», «Составь одно предложение», «Почемучка», «Из двух доказательств выбери правильное», «Разложи и докажи» «Найди причину», «Сделай вывод».

Например, в игре «Найди причину» дети учатся находить причины различным жизненным ситуациям; упражняться в правильном построении сложноподчинённых предложений. Взрослый показывает ситуацию, а дети её объясняют, находят причину. Например, во всём доме перегорели все лампочки. Речка вышла из берегов и затопила деревню. Птицы собрались в стаю. Растение в горшке завяло. Машина встала, на дороге и т. п. В игре «Сделай вывод» дети учатся формировать вывод суждение. Взрослый начинает суждение, а дети его заканчивают. Например. Рыбы не могут жить без воды. В пустыне нет воды, значит… Всю одежду нужно содержать в чистоте. Серёжа испачкал рубашку, значит…На улице прохладно, опадают листья, значит…

В игре «Закончи предложение» у детей формируется умение составлять придаточные предложения причины, цели, следствия с союзом потому что, сочетаниями так как, для того, чтобы, если, то… Взрослый начинает предложение, а дети его заканчивают, соблюдая логическую последовательность. Например. На улице стало сухо, потому что… Собака грозно зарычала, потому что…Начался дождь, поэтому… Реки и озёра замерзают зимой, так как…Заяц поменял серую шубку на белую, потому что…и т. п.

Такие методы и приёмы позволяют сформировывать у детей элементарное осознание общей структуры текстов (тезис, доказательства вывод) обогатить лексику, учат использовать подчинительные союзы, вводно-модальные кванторные слова, различные средства связи (синонимическая замена, лексический повтор) обогащают синтаксис за счёт сложных предложений. С придаточными причины, цели, сравнения и определения.

В своей работе по обучению речи- рассказыванию провела для воспитателей консультацию на тему: «Раз словечко, два словечко».

Родители, воспитывающие своих детей, часто не задумываются над вопросом развития речи детей. Для того чтобы помочь родителям разобраться в данном вопросе были проведены различные беседы, индивидуальная беседа с родителями. Например, такие, как «Постараться увлечь ребёнка игрой в «слова.» «Позаботиться о правильной языковой среде»».

Была проведена консультация на тему: «Развитие речи детей 5 года жизни». Приложение №5. Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного творчества.

Дошкольники средней группы осваивают разные типы высказываний – описание и повествование.  Речь детей становится более связной и последовательной; совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, т. е. все те умения, которые необходимы для развития связной речи.

Совместная работа с родителями по обучению развития- рассуждений посредством методов поискового содержания помогает уточнять, закреплять, обобщать и систематизировать знания детей.

Только работа, проводимая в системе, предполагающая обучение, как содержанию, так и оформлению речи – рассуждения в разных видах деятельности, позволяет сформировать у ребят устойчивое умение пользоваться данным типом речи в разных ситуациях.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА.

Для оценки результативности педагогических воздействий и воспитательной работы по развитию речи-рассуждения использовала методику Л. Г. Шадрина. Исследовалось развитие по теме : «Развитие речи-рассуждения у детей» в младшей, средней и старшей группах. По результатам диагностики полученные результаты представлены в таблице.

Уровни

2014- 2015

Высокий

20%

Средний

30%

Низкий

50%

Уровни

2015 - 2016

Высокий

40%

Средний

35%

Низкий

25%

Уровни

2016 - 2017

Высокий

50%

Средний

44%

Низкий

6%

На основе проведённой работы по развитию речи-рассуждения в процессе экологии был установлен следующий показатель.

Показатели

Начало года %

Конец года %

Типы рассуждения

33,3

50

Развитие причинно – следственных отношений

33,3

50

Использование союзов

27,7

94,4

Самостоятельность обучения высказываний рассуждениям

44,4

50

Соблюдение ст-ры рассуждений

33,3

33,3

Логическая послед-ность частей

33,3

44,4

Аргументированность

44,4

61,1

Использование вводных слов

44,4

66,6

Итоговый уровень речи- рассуждения

Высокий - 38,8%

50%

Средний - 44,4%

44%

Низкий – 16,6%

6%

Таким образом, в ходе систематической планомерной и целенаправленной работы прошли существенные положительные изменения в показателях по развитию речи – рассказыванию старшего дошкольного возраста посредством методов поискового содержания.

Отсюда вывод, что выбранные мною методы и приёмы : использование схем, чтение текстов, метода рассуждения, беседы, экспериментирования, речевые игры и упражнения, чтение художественной литературы с последующим её обсуждением всё это способствует повышению уровня развития речи – рассуждения. Обучение речи – рассуждения значительно повысит активность, самостоятельность, заинтересованность дошкольников в познании окружающего мира и, как результат, качества их рассуждений.

Считаю, что результаты и материалы моей работы можно применять на практике в работе с детьми дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Формирование творческого мышления детей дошкольного возраста, посредством использования нетрадиционных методов и приемов Актуальность В условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие творческих способности. Развитие в наших детях.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник.

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством театрализованной деятельности Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР, по средствам театрализованной деятельности Театр — один из самых демократичных.

Презентация в средней группе «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» Цель: развивать связную речь у детей через театрализованную деятельность. Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи. Развивать.

Проект «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества» Содержание 1. Введение 2 Актуальность проекта 3 Цель проекта 4 Задачи проекта 5 Ожидаемый результат 6 Продукты проекта 7 Аннотация проекта.

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры Развитие речи детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем дошкольной педагогики. В современное время актуальность обусловлена.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством составления интеллект-карт Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через составление интеллект - карт. Формирование связной речи является одной из.

Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры Организация работы по развитию связной речи посредством дидактической игры у детей младшего дошкольного возраста. Свою работу по развитию.

Семинар-практикум «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 14» СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ.

Развитие речи детей посредством внедрения инновационных методов и приемов в ДОУ "Развитие речи детей посредством внедрения инновационных методов и приемов в ДОУ "Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи — рассуждения у детей дошкольного возраста посредством методов поискового содержания
Опубликовано: 20 апреля 2019 в 13:59
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи — рассуждения у детей дошкольного возраста посредством методов поискового содержания» (включая файлы) размещена пользователем Когай Ольга в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД