МААМ-картинки

Реализация педагогических условий, как способ развития коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста

Инна Бедина
Реализация педагогических условий, как способ развития коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Реализация педагогических условий как способ развития коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста

Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста открывают широкие возможности, которые могут быть реализованы только при участии взрослого. Работа педагога предполагает, прежде всего, ориентацию на возрастные особенности детей. Остановимся на реализации педагогических условий как способе развития коммуникативных навыков у малышей.

Публикация «Реализация педагогических условий, как способ развития коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Одной из особенностей работы педагога с детьми младшего возраста является необходимость личной обращенности к ребенку. Необходимость индивидуального подхода педагога к каждому ребенку очевидна во всех возрастах. Однако в младшем возрасте индивидуальный подход имеет решающее значение не только потому, что все дети разные, но еще и потому, что маленький ребенок может воспринять только то воздействие взрослого, которое адресовано лично ему. Малыши не воспринимают призывы или предложения, обращенные к целой группе. Им необходим взгляд в глаза, обращение по имени, ласковое прикосновение, словом, — всё то, что свидетельствует о личном внимании и персональной обращенности взрослого. Только в этом случае малыш может принять и понять предложения воспитателя. Не стоит пытаться объяснять что-то всем сразу или руководить целой группой малышей, или же показывать какой - либо способ действия с игрушками, объяснять что-то новое. В этих условиях малыши не воспринимают новую информацию. Они могут действовать, подражая другим, заражаясь общей активностью, но новое содержание они при этом не усваивают, а, следовательно, контакта общения между ними не возникает.

Важнейшая особенность работы с детьми младшего возраста — неэффективность любых чисто вербальных методов развития взаимодействия. Любые инструкции, объяснения правил, призывы к послушанию по отношению к ним оказываются бесполезными. Даже не потому, что дети еще плохо их понимают, а потому что малыши этого возраста не могут регулировать свое поведение посредством слова. Они живут только настоящим. Воздействие ситуации (окружающие предметы, движения, звуки) является для них гораздо более сильным побудителем, чем значение слов взрослого. Это вовсе не значит, что с маленькими детьми не нужно говорить. Но слова воспитателя обязательно должны быть включены в контекст реальных действий, иметь яркую интонационную окраску, сопровождаться соответствующими жестами и движениями. Следует помнить, что педагог воспитывает не словами, а своими чувствами, действиями и поступками. Из этого следует, что с маленькими детьми нельзя проводить организованных фронтальных занятий, когда воспитатель что-то объясняет или показывает, а дети «усваивают». Такие занятия не только неэффективны, но и вредны, поскольку могут парализовать собственную активность детей. Задача же воспитания в этом возрасте состоит в том, чтобы стимулировать активность каждого ребенка, вызывать его желание действовать, общаться, играть, решать практические задачи. Для этого совершенно недостаточно сообщать детям новую информацию или демонстрировать нужные способы действия. Здесь необходимы эмоциональное вовлечение детей в тот или иной процесс, создание общего смыслового поля при эмоциональной включенности взрослого в нужные действия. Только так можно передать ребенку интерес к новой деятельности, привлечь к ней, увлечь ею и вызвать его собственное желание что-то делать. Эта особенность маленьких детей предъявляет высокие требования к действиям воспитателя. Поведение воспитателя должно быть предельно выразительным, эмоциональным и «заразительным». Здесь требуется повышенная чувствительность к состояниям малыша, выразительные движения и мимика, артистизм. Прежде всего, необходимы естественность и непосредственность в отношениях с детьми. Малыши очень чувствительны к искренности, они быстро угадывают ложь, недоброжелательность, равнодушие. Нужно показать ребенку, что вы присутствуете в ситуации общения неформально, что вас интересуют мысли и переживания маленького партнера по общению, что вы отзываетесь на них свободно и открыто, это, в свою очередь, вызовет обратный ответ со стороны ребенка в процессе общения.

Крайне важно позитивное принятие и доброжелательность к детям, которое подразумевает положительное отношение независимо от того, что и как он делает. Оно означает полное признание человека без всяких условий, типа «Я люблю тебя только тогда, когда ты делаешь всё правильно». Это требование принять достаточно сложно. На первый взгляд оно вступает в противоречие с предыдущим принципом, согласно которому воспитатель должен быть искренним, а значит, — выражать как положительные, так и отрицательные эмоции. Однако безусловное принятие другого относится к восприятию личности в целом, но не к одобрению неправильного поведения малыша. Ребенок должен быть свободен в общении со взрослым; ему необходимо чувствовать, что взрослый открыт для его жизни, опыта. Он должен быть уверен: что бы он ни сделал, что бы ни сказал, его не отвергнут. Взрослый постарается понять его и помочь. Другими словами, можно выражать своё отношение к ребенку, будь оно положительным или же отрицательным, не оскорбляя его личность. Соблюдение этого принципа – залог повышения самооценки дошкольника.

Важным условием педагогического общения с маленькими детьми является эмпатия, т. е. сочувствие и сопереживание. Это качество, которое позволяет войти во внутренний мир другого человека так, как будто мы и есть этот другой. Оно дает нам возможность лучше понять чувства ребенка. Эмпатия требует умения слушать другого и не только его слова, но и то, о чём он умалчивает или чего даже не осознаёт. В ходе эмпатического общения взрослый выслушивает малыша, раскрывает ему свое понимание его переживаний. Эмпатическое общение служит для того, чтобы в ходе взаимодействия такого рода возникло чувство приятности, которое испытывают от беседы оба партера, что является необходимым условием формирования коммуникативных способностей.

Все эти условия необходимо соблюдать каждому дошкольному педагогу для развития коммуникативных умений у детей младшего дошкольного возраста.

Формирование коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста является одним из важнейших направлений работы детского дошкольного образовательного учреждения. Развивая речь воспитанников как средство общения, воспитатель должен стремиться создать такие условия, при которых дети могут устанавливать контакты со своим окружением. В рамках детского образовательного учреждения эти условия носят названия педагогических.

Педагогические условия – это одна из сторон закономерности воспитательного (образовательного, учебного и т. п.) процесса. В отечественной педагогике выделено несколько уровней педагогических условий развития детей младшего дошкольного возраста.

Первый уровень условий – ребенок как цель всего воспитательного процесса.

Следующий уровень условий - непосредственные обстоятельства воспитания:

- содержания и организации деятельности детей;

- межличностные отношения;

- отношения педагог - ребенок;

- вхождения ребенка в объединение сверстников;

- взаимодействия детского объединения (образовательного учреждения) с окружающей средой.

Общение со сверстниками у ребенка начинается с игр и занятий рядом, друг с другом; постепенно оно перерастает в совместную деятельность. Педагог стремиться заинтересовать ею своих воспитанников, вызвать интерес к сверстнику, желание общаться с ним по поводу общего дела. Постепенно воспитатель начинает объединять двух детей совместными движениями. Например, предлагает детям пройти, взявшись за руки, по дорожке; прокатить мяч друг другу, сидя на полу; построить из кубиков дорожки и т. п. Педагог способствует постепенному увеличению количества детей, играющих вместе. Для развития коммуникативных умений детей используются подвижные игры.

Воспитатель использует все режимные и бытовые ситуации для налаживания с детьми эмоционального речевого общения, обогащения словаря каждого ребенка. С целью развития понимания речи взрослого, расширения запаса понимаемых слов, обозначающих близких людей, предметы, их качества, размер, цвет, животных и их действия, растения и т. д., воспитатель сопровождает свои действия и действия ребенка речевым описанием. Педагог организует игры-занятия по рассматриванию предметов, игрушек, картинок, наблюдения за животными и движущимся транспортом, побуждает ребенка внимательно слушать и выполнять несложные поручения.

Для развития активной речи ребенка педагог использует или создает ситуации, побуждающие его пользоваться словами для выражения желаний, налаживания взаимоотношений. В повседневной жизни, в процессе наблюдений, игр-занятий воспитатель обращается к детям с вопросами, просит повторить. Со временем происходит дальнейшее развитие коммуникативных функций речи.

Основной формой речевого общения является ситуативный диалог, содержанием которого может быть только то, что непосредственно связано с определенной ситуацией, а его участниками – те, кто включен в ту же ситуацию.

Для развития полноценного общения в детском саду, предлагают такую форму работы с детьми, как игровые обучающие ситуации:

- ситуации-иллюстрации;

- ситуации-упражнения;

- ситуации-проблемы;

- ситуации-оценки.

В ситуациях-иллюстрациях взрослым разыгрываются простые сценки из жизни детей. Чаще всего используются в работе с детьми младшего дошкольного возраста. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения. («Устроим кукле комнату», «Построим гараж для машины», «Накроем на стол»).

Ситуация-упражнение, когда ребенок не только слушающий и наблюдающий, но и активно действующий. Включаясь в ситуации-упражнения, дети не только тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, но и учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками.

Общение - ведущий вид деятельности, в условиях которого решаются задачи всестороннего развития ребенка. Поэтому важно соблюдать условия :

1. Общение взрослого с ребенком во всех сферах и видах деятельности и как следствие - доверие малыша к взрослому и готовность с ним говорить.

2. Удовлетворение потребности ребенка в общении со сверстниками и детьми разного возраста.

3. Высокая культура взрослых: педагогов, родителей, близких людей и др.

4. Содействие развитию речевого аппарата.

5. Обеспечение взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития.

6. Проведение игр, упражнений для формирования навыков общения.

7. Предоставление детям в достаточном количестве игрушек, книг, картинок и др.

Воспитатель в детском саду, организуя педагогический процесс, создает разумный двигательный режим (игры, танцевальные движения, физические упражнения, поддерживает у детей стремление к самостоятельности, расширяет область самостоятельных действий ребенка с учетом его растущих возможностей, помогает ребенку освоить новые способы и приемы действий, показывает пример поведения и отношений, поощряет познавательную деятельность каждого ребенка, развивает стремление к наблюдению, сравнению свойств и качеств предметов, вместе с детьми воспитатель переживает чувство удивления, радость познания мира, своими вопросами побуждает к новым открытиям.

Педагог наблюдает, как развивается общение со сверстниками у каждого ребенка и соответственно обогащается детский опыт. Также он должен поддерживать стремление ребенка к положительным поступкам, способствуя тем самым становлению положительной самооценки.

Обязательным условием организации педагогического процесса является ежедневное общение с каждым ребенком индивидуально или в маленькой подгруппе детей.

Тесный контакт детского сада и семьи является еще одним необходимым условием развития коммуникативных умений у детей. Необходимо, чтобы родители также уделяли особое внимание развитию коммуникативных умений своего малыша. Ведь каждому из родителей по силам учить четко и ясно отвечать на вопросы, проговаривать отдельные звуки, для того, чтобы со временем исправлять его постановку. Если ребенок имеет лепетную речь, не стоит поддерживать малыша в этом, а нужно стараться постоянно исправлять то, что у него не получается. По совету воспитателя родителям, общаясь с ребенком, следует избегать крикливой, громкой, раздражительной речи. Спокойная и правильная речь окружающих – пример для воспитания такой речи у ребенка (см. приложение 2).

Таким образом, педагогические условия развития коммуникативных навыков у младших дошкольников заключаются в поддержке внутренней чувствительности (сенситивности) ребенка, развитии умения ориентироваться в своем окружении; во взаимодействии взрослого с ребенком, в совместной деятельности, соответствующей предметно-развивающей среде, побуждающей детей к исследованию, проявлению инициативы, помогающей формировать первичный социальный опыт и опыт непосредственного взаимодействия с предметами, вещами и явлениями окружающего мира.

Публикации по теме:

Игры для формирования коммуникативных навыков и культуры речевого общения детей дошкольного возраста Составители, учителя-логопеды: Черкашина М. П., Трофимова Т. В. «Есть три ошибки в общении людей: первая – это желание говорить прежде, чем.

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста «Развитие социально-коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста» «Развитие социально-коммуникативных навыков у детей среднего.

Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста Счастье личности вне общества невозможно, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на бесплодный песок. А. Н. Толстой.

Презентация «Информационный буклет по развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста» Как человек большой или маленький может почувствовать и понять самого себя, окружающих, найти свое место в этом мире? Через что? Общение.

Песочная терапия, как способ развития социально-коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» № 23 «Социально – коммуникативное развитие детей младшего.

Подготовка к праздникам, как способ формирования коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возрастаПодготовка к праздникам, как способ формирования коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста Способность к общению не является врожденной, эти способности необходимо развивать у малышей с раннего возраста, тогда у ребенка не возникнет.

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста как одного из основных условий развития речиРазвитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста как одного из основных условий развития речи Источник способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. В. А. Сухомлинский Актуальность Уже давно ни для кого не секрет, что развитие.

Реализация самостоятельной изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста Садыкова Лилия Мухаметовна Реализация самостоятельной изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста. Формирование.

Роль организационно-педагогических условий в формировании навыков безопасного поведения в быту Аннотация. Статья посвящена роли организационно-педагогических условий в формировании навыков безопасного поведения в быту у детей старшего.

Тематическая прогулка как способ развития познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста Прогулка, особенно тематическая, – одна из сложнейших видов деятельности воспитателя, важнейший режимный момент, требующий от педагога высокого.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Реализация педагогических условий, как способ развития коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 18 мая 2019 в 23:01
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Реализация педагогических условий, как способ развития коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Инна Бедина (УИ 1567361) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД