Получи документы

Обобщение педагогического опыта по экспериментальной деятельности в ДОУ с дошкольниками с РПР

Татьяна Анатольевна Фандикова
Обобщение педагогического опыта по экспериментальной деятельности в ДОУ с дошкольниками с РПР
▼ Скачать + Заказать документы

Обобщение опыта

по экспериментальной деятельности с дошкольниками с РПР

Учитель-дефектолог Гусакова Т. А.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из важнейших направлений развития дошкольника названо познавательное развитие. Оно предполагает, в частности, формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, причинах и следствиях и др.).

Публикация «Обобщение педагогического опыта по экспериментальной деятельности в ДОУ с дошкольниками с РПР» размещена в разделах

Активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений согласуется с положениями ФГОСа.

Актуальность заявленной проблемы

В дошкольном детстве формируется не только познавательная деятельность ребёнка, но и сама личность в целом. Перед педагогами стоит задача развить интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребёнка. Это в первую очередь касается и детей с расстройством психологического развития (РПР).

Мы знаем, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игровая деятельность. Но и экспериментирование равноценно влияет на развитие ребёнка. Таким образом, в идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.

В экспериментировании дети становятся субъектами, "активными делателями", это источник осознанной, целенаправленной активности. У ребёнка появляется возможность саморазвития, самореализации, возможность быть самим собой и пользоваться творческой свободой.

Дошкольники с РПР отличаются от сверстников. Повышенная возбудимость, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость сначала проявляется на поведенческом уровне и лишь впоследствии – при выполнении заданий учебного типа.

К старшему дошкольному возрасту становится очевидными трудностями в усвоении программы детского сада: дети мало активны на занятиях, плохо запоминают материал, легко отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности и речи оказывается более низким по сравнению со сверстниками.

Для детей с РПР характерно:

- значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а так же ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности;

- наблюдается низкий уровень развития восприятия;

- недостаточно сформированы пространственные представления;

- нарушено конструктивное мышление;

- наблюдается неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация внимания, возникают трудности с его переключением;

- наблюдаются отклонения в развитии памяти;

- характерна низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости;

- наблюдается особенности и незрелость эмоционально-волевой сферы;

- игра отличается бедностью воображения и творчества, монотонностью, однообразием;

- выражено отставание и своеобразие в познавательной деятельности, наблюдается снижение познавательной активности;

- нарушения речи имеют системный характер и входят в структуру дефекта.

Познавательно-речевое развитие детей с РПР имеет свои особенности. При РПР основные нарушения интеллектуального уровня развития ребенка приходится на недостаточность познавательных процессов. Восприятие у детей с РПР поверхностное, они не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Одни из них практически не задают вопросов о предметах и явлениях окружающей действительности, другие задают вопросы, касающиеся в основном внешних свойств окружающих предметов.

Нарушение речи при РПР носят системный характер, так как отмечаются трудности в понимании лексических связей, развитии лексико-грамматического строя речи, фонематического слуха и фонематического восприятия, в формировании связной речи.

Поэтому, для детей с РПР особое значение для развития личности ребёнка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.

Экспериментальная деятельность в ДОУ

Мною в 2016-2017 учебном году была составлена вариативная методика «Развитие познавательных процессов у дошкольников с РПР через экспериментальную деятельность» к разделу в рабочей программе «Развитие речи на основе ознакомления с окружающим».

Оно включало в себя календарно-перспективное планирование и тематическое планирование на целый учебный год для старшего и подготовительного возраста.

В вариативную методику включены дидактические игры, произведения по лексическим темам. Эксперименты подобраны таким образом, что закрепляют изучение темы по ознакомлению с окружающим миром.

Усвоение каждой темы закрепляется домашним заданием (см. «Эксперименты дома») и продуктивной деятельностью.

Цель экспериментальной деятельности - научить детей с РПР понимать окружающую действительность и практически применять знания, умения и навыки, приобретенные при изучении различных предметов и явлений; формировать потребность в создании собственной картины мира.

Задачи экспериментальной деятельности обязательно соответствуют возрасту и лежат в зоне ближайшего развития детей и их практических интересов. Они ставятся в зависимости от определенной темы, но можно выделить основные положения:

- формирование предпосылок учебной деятельности : произвольности в поведении и продуктивной деятельности;

- развитие навыков коммуникативного общения;

- формирование способности к построению связных высказываний, развитие монологической речи;

- обучение сознательному применению сенсорных ощущений в решении практических задач;

- создание условий помогающих детям раскрыть свои исследовательские возможности.

Учебные задачи:

1. Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности.

2. Учить видеть и выделять проблему эксперимента.

3. Учить принимать и ставить перед собой цель эксперимента.

4. Учить отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.

5. Развивать личностные свойства: целеустремлённость, настойчивость, решительность.

6. Обогащать сознание содержательно упорядоченными сведениями о мире.

Оборудование и материалы.

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности, в группе у нас оборудована и постоянно оснащается детская экологическая лаборатория, где представлены различные материалы для исследования:

приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;

разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);

природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, листья и др. ;

утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы и др. ;

разные виды бумаги: обычная, картон, и др. ;

гуашь, акварельные краски и др. ;

медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и др. ;

прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.

При оборудовании уголка экспериментирования учитывались следующие требования:

безопасность для жизни и здоровья детей;

достаточность;

доступность расположения.

Экспериментирование.

Эксперимент в детском саду позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, различными способами измерений, правилами техники безопасности при проведении эксперимента. Содержание опытно-экспериментальной деятельности включает в себя элементарные естественно-научные эксперименты по изучению свойств :

- воздуха;

- воды;

- магнита;

- бумаги, ткани, дерева и металла;

- объектов живой природы.

Дети сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно выходят за пределы знаний и умений, полученных в специально организованных видах деятельности, и создают продукт - постройку, сказку, насыщенный запахами воздух и т. д. Такие занятия позволяют им:

- ближе познакомиться с природными веществами и их свойствами;

- научиться обследовать, анализировать и сравнивать различные предметы, явления;

- научиться задавать вопросы, высказывать свои предположения и догадки;

- научиться самостоятельно делать выводы, искать ответы на вопросы.

Критерием результативности детского экспериментирования является не качество результата, а характеристика самого процесса, в котором участвует ребёнок.

Результативность.

Обязательным условием эффективности работы в организации опытно-экспериментальной деятельности является диагностика.

1. Как говорилось выше, мы развиваем личность ребёнка в целом. В работе над развитием связной, грамматически-правильной диалогической и монологической речью у дошкольников с использованием дидактических игр и упражнений, развивается не только выразительность речи, но и высшие психические функции. Иными словами познавательная деятельность. Развиваются воображение, творческая активность, обогащается активный словарь, развивается речевое творчество и интонационная культура речи.

Например, игры по формированию ритмической организации развивают не только восприятие ритмизированных структур, но и понятийное мышление в целом.

Игры по развитию рифмы способствуют развитию зрительного и слухового восприятия, внимания, аудиальной памяти, речи, крупной и мелкой моторики.

Игры на развитие темпа способствуют не только умению двигаться в заданном темпе, чередовать движения в различном темпе, но и развитию воображения, инициативы, сообразительности, организованности.

Упражнения на развитие дыхания и голосообразования способствуют развитию самоконтроля, сосредоточенности, произвольности.

Игры на развитие тембральной окраски голоса способствуют развитию восприятия психологического состояния детей, развитию мышления. Такая работа оптимизирует у детей не только речевую, но и коммуникативную деятельность в целом.

Упражнения на развитие интонации активизируют мышление, развивают память, совершенствуют умение отвечать и задавать вопросы, вести диалог.

2. Систематическая работа по экспериментальной и исследовательской деятельности способствует развитию у детей познавательной активности, творческих способностей, воображения, мышления, фантазии, развитию коммуникативных качеств, образной и ассоциативной памяти, внимания, нестандартного мышления, воображения как основы творческой деятельности, координации и мелкой моторики, разных видов деятельности.

Результаты диагностики качеств воображения и творческой активности

Начало года Конец года

Воображение Низкий уровень – 40%

Средний уровень – 50%

Высокий уровень – 10% Низкий уровень – 20%

Средний уровень – 30%

Высокий уровень – 50%

Творческая активность Низкий уровень – 60%

Средний уровень – 20%

Высокий уровень – 20% Низкий уровень – 10%

Средний уровень – 40%

Высокий уровень – 50%

По результатам вторичной диагностики можно сделать вывод о том, что систематическая целенаправленная работа по экспериментированию и исследовательской деятельности у дошкольников с РПР приводит к положительным результатам: увеличились количественные показатели уровня сформированности диагностируемых критериев. Поэтому в дошкольном обучении целесообразно развивать качества творческой активности и воображения, а так же уделять особое внимание развитию творческого, а не только репродуктивного стиля мышления.

Таким образом, результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на :

- повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);

- речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);

- личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать ее с другими и т. д.);

- знания детей о неживой природе.

Выводы:

Я считаю, что целесообразно выстраивать коррекционную работу с детьми с РПР с опорой на более сформированные перцептивные действия, на ведущие сенсорные системы, на сформированные умения и навыки в определенных видах деятельности для осуществления их переноса в новые виды деятельности и сферы жизни конкретного ребенка.

В процессе коррекционных занятий с элементами опытно-экспериментальной и опытно-практической деятельности происходит стимулирование речевой и познавательной активности детей, развитие фонетико-фонематических процессов, формирование лексико-грамматического строя речи, навыков понимания и построения развернутых речевых высказываний, расширение активного словаря прилагательных, глаголов, антонимов.

НОД с элементами опытно-экспериментальной и опытно-практической деятельности, проводимая в нашем детском саду с детьми с РПР, имеют свою специфику и направлена на преодоление речевого недоразвития, ее семантической стороны, а также на развитие сенсорных навыков ребенка.

Экспериментальная деятельность, что очень важно для детей с РПР, проходит на высоком эмоциональном уровне, что способствует сосредоточению и концентрации внимания детей, с учетом использования сохранных анализаторов.

Дети учатся замечать важные детали явления или предмета, а впоследствии проводить анализ действий и функций этих предметов и явлений. Так как эксперименты проходят в игровой форме, то действия и выводы по результатам запоминаются детьми гораздо лучше, чем материал обычной беседы.

Благодаря, созданию в детском саду единого тематического планирования в разделе «Развитие речи на основе ознакомления с окружающим миром» с элементами опытно-экспериментальной и опытно-практической деятельности осуществляется качественное сенсорное развитие и воспитание детей с РПР, стимулирующие их к активному познанию окружающего мира. Готовность детей к школе в значительной степени определяется его сенсорным развитием, мотивацией к познавательной активности. Поэтому всё это помогает детям с РПР достичь нормы в психологической подготовке к школе и лучше социализироваться в коллективе детей.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, о том, что опытно-экспериментальная и опытно-практическая деятельность ребёнка - это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и познавательной деятельности, который реально запускает механизм саморазвития ребенка.

В заключении хочется привести слова академика К. Е. Тимирязева: "Люди, научившиеся. наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл". В этом, на мой взгляд, заключается актуальность детского экспериментирования.

Литература:

1. Н. В. Исакова «Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность», 2015

2. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», 2015

3. Н. В. Нищева «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах, 2013

4. О. А. Воронкевич «Дневник занимательных экспериментов для детей 5-6 лет», 2015

5. О. А. Воронкевич «Дневник занимательных экспериментов для детей 6-7 лет», 2015

6. Е. Е. Салмина «Рабочая тетрадь по опытно-экспериментальной деятельности», старший дошкольный возраст №1, №2, 2015

7. О. В. Попова «Рабочая тетрадь по опытно-экспериментальной деятельности», подготовительная к школе группа, 2015

Публикации по теме:

Обобщение и распространение педагогического опыта «Традиции и инновации в работе с семьей» «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей.

Обобщение педагогического опыта на педсовете Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №62» д. Старая Обобщение педагогического.

Обобщение педагогического опыта по теме «Развитие речи в дошкольном возрасте» Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании.

Обобщение педагогического опыта «Взаимодействие ДОУ с семьей по воспитанию дошкольника как читателя» Обобщение педагогического опыта по теме: «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей по воспитанию дошкольника как.

Обобщение педагогического опыта «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» «Любовь к природе, как, впрочем, и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается в нас с детства». И. С. Соколов-Микитов Экологическое.

Обобщение педагогического опыта по «Уфаведению» в младшей группе Обобщение педагогического опыта по реализации проекта «Уфа- любимый город» в младшей группе. У каждого свой милый край. Ты не тоскуй,ты.

Обобщение педагогического опыта работы Технология обобщения и описания педагогического опыта по здоровьесбережению и развитию навыков ЗОЖ у детей дошкольного возраста. Мое педагогическое.

Обобщение педагогического опыта работы «Говорушки» Кружок по развитию речи «Говорушки» во 2 младшей группе «Солнышко» Содержание программы: 1. Информационная карта программы 2. Актуальность.

Обобщение педагогического опыта «Речь младшего дошкольника» Опыт работы по речевому развитию «Речь младшего дошкольника» Речь – форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по двум взаимосвязанным.

Обобщение педагогического опыта «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» Обобщение педагогического опыта «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» Воспитатель: Дубровина Ольга Александровна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение педагогического опыта по экспериментальной деятельности в ДОУ с дошкольниками с РПР
Опубликовано: 1 апреля 2018 в 12:47
+27Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обобщение педагогического опыта по экспериментальной деятельности в ДОУ с дошкольниками с РПР» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Анатольевна Фандикова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД