Татьяна Анатольевна Фандикова
Обобщение педагогического опыта по экспериментальной деятельности в ДОУ с дошкольниками с РПР
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение опыта
по экспериментальной деятельности с дошкольниками с РПР
Учитель-дефектолог Гусакова Т. А.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из важнейших направлений развития дошкольника названо познавательное развитие. Оно предполагает, в частности, формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, причинах и следствиях и др.).
Публикация «Обобщение педагогического опыта по экспериментальной деятельности в ДОУ с дошкольниками с РПР» размещена в разделах
Активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений согласуется с положениями ФГОСа.
Актуальность заявленной проблемы
В дошкольном детстве формируется не только познавательная деятельность ребёнка, но и сама личность в целом. Перед педагогами стоит задача развить интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребёнка. Это в первую очередь касается и детей с расстройством психологического развития (РПР).
Мы знаем, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игровая деятельность. Но и экспериментирование равноценно влияет на развитие ребёнка. Таким образом, в идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.
В экспериментировании дети становятся субъектами, "активными делателями", это источник осознанной, целенаправленной активности. У ребёнка появляется возможность саморазвития, самореализации, возможность быть самим собой и пользоваться творческой свободой.
Дошкольники с РПР отличаются от сверстников. Повышенная возбудимость, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость сначала проявляется на поведенческом уровне и лишь впоследствии – при выполнении заданий учебного типа.
К старшему дошкольному возрасту становится очевидными трудностями в усвоении программы детского сада: дети мало активны на занятиях, плохо запоминают материал, легко отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности и речи оказывается более низким по сравнению со сверстниками.
Для детей с РПР характерно:
- значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а так же ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности;
- наблюдается низкий уровень развития восприятия;
- недостаточно сформированы пространственные представления;
- нарушено конструктивное мышление;
- наблюдается неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация внимания, возникают трудности с его переключением;
- наблюдаются отклонения в развитии памяти;
- характерна низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости;
- наблюдается особенности и незрелость эмоционально-волевой сферы;
- игра отличается бедностью воображения и творчества, монотонностью, однообразием;
- выражено отставание и своеобразие в познавательной деятельности, наблюдается снижение познавательной активности;
- нарушения речи имеют системный характер и входят в структуру дефекта.
Познавательно-речевое развитие детей с РПР имеет свои особенности. При РПР основные нарушения интеллектуального уровня развития ребенка приходится на недостаточность познавательных процессов. Восприятие у детей с РПР поверхностное, они не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Одни из них практически не задают вопросов о предметах и явлениях окружающей действительности, другие задают вопросы, касающиеся в основном внешних свойств окружающих предметов.
Нарушение речи при РПР носят системный характер, так как отмечаются трудности в понимании лексических связей, развитии лексико-грамматического строя речи, фонематического слуха и фонематического восприятия, в формировании связной речи.
Поэтому, для детей с РПР особое значение для развития личности ребёнка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.
Экспериментальная деятельность в ДОУ
Мною в 2016-2017 учебном году была составлена вариативная методика «Развитие познавательных процессов у дошкольников с РПР через экспериментальную деятельность» к разделу в рабочей программе «Развитие речи на основе ознакомления с окружающим».
Оно включало в себя календарно-перспективное планирование и тематическое планирование на целый учебный год для старшего и подготовительного возраста.
В вариативную методику включены дидактические игры, произведения по лексическим темам. Эксперименты подобраны таким образом, что закрепляют изучение темы по ознакомлению с окружающим миром.
Усвоение каждой темы закрепляется домашним заданием (см. «Эксперименты дома») и продуктивной деятельностью.
Цель экспериментальной деятельности - научить детей с РПР понимать окружающую действительность и практически применять знания, умения и навыки, приобретенные при изучении различных предметов и явлений; формировать потребность в создании собственной картины мира.
Задачи экспериментальной деятельности обязательно соответствуют возрасту и лежат в зоне ближайшего развития детей и их практических интересов. Они ставятся в зависимости от определенной темы, но можно выделить основные положения:
- формирование предпосылок учебной деятельности : произвольности в поведении и продуктивной деятельности;
- развитие навыков коммуникативного общения;
- формирование способности к построению связных высказываний, развитие монологической речи;
- обучение сознательному применению сенсорных ощущений в решении практических задач;
- создание условий помогающих детям раскрыть свои исследовательские возможности.
Учебные задачи:
1. Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности.
2. Учить видеть и выделять проблему эксперимента.
3. Учить принимать и ставить перед собой цель эксперимента.
4. Учить отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
5. Развивать личностные свойства: целеустремлённость, настойчивость, решительность.
6. Обогащать сознание содержательно упорядоченными сведениями о мире.
Оборудование и материалы.
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности, в группе у нас оборудована и постоянно оснащается детская экологическая лаборатория, где представлены различные материалы для исследования:
приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;
разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);
природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, листья и др. ;
утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы и др. ;
разные виды бумаги: обычная, картон, и др. ;
гуашь, акварельные краски и др. ;
медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и др. ;
прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.
При оборудовании уголка экспериментирования учитывались следующие требования:
безопасность для жизни и здоровья детей;
достаточность;
доступность расположения.
Экспериментирование.
Эксперимент в детском саду позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, различными способами измерений, правилами техники безопасности при проведении эксперимента. Содержание опытно-экспериментальной деятельности включает в себя элементарные естественно-научные эксперименты по изучению свойств :
- воздуха;
- воды;
- магнита;
- бумаги, ткани, дерева и металла;
- объектов живой природы.
Дети сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно выходят за пределы знаний и умений, полученных в специально организованных видах деятельности, и создают продукт - постройку, сказку, насыщенный запахами воздух и т. д. Такие занятия позволяют им:
- ближе познакомиться с природными веществами и их свойствами;
- научиться обследовать, анализировать и сравнивать различные предметы, явления;
- научиться задавать вопросы, высказывать свои предположения и догадки;
- научиться самостоятельно делать выводы, искать ответы на вопросы.
Критерием результативности детского экспериментирования является не качество результата, а характеристика самого процесса, в котором участвует ребёнок.
Результативность.
Обязательным условием эффективности работы в организации опытно-экспериментальной деятельности является диагностика.
1. Как говорилось выше, мы развиваем личность ребёнка в целом. В работе над развитием связной, грамматически-правильной диалогической и монологической речью у дошкольников с использованием дидактических игр и упражнений, развивается не только выразительность речи, но и высшие психические функции. Иными словами познавательная деятельность. Развиваются воображение, творческая активность, обогащается активный словарь, развивается речевое творчество и интонационная культура речи.
Например, игры по формированию ритмической организации развивают не только восприятие ритмизированных структур, но и понятийное мышление в целом.
Игры по развитию рифмы способствуют развитию зрительного и слухового восприятия, внимания, аудиальной памяти, речи, крупной и мелкой моторики.
Игры на развитие темпа способствуют не только умению двигаться в заданном темпе, чередовать движения в различном темпе, но и развитию воображения, инициативы, сообразительности, организованности.
Упражнения на развитие дыхания и голосообразования способствуют развитию самоконтроля, сосредоточенности, произвольности.
Игры на развитие тембральной окраски голоса способствуют развитию восприятия психологического состояния детей, развитию мышления. Такая работа оптимизирует у детей не только речевую, но и коммуникативную деятельность в целом.
Упражнения на развитие интонации активизируют мышление, развивают память, совершенствуют умение отвечать и задавать вопросы, вести диалог.
2. Систематическая работа по экспериментальной и исследовательской деятельности способствует развитию у детей познавательной активности, творческих способностей, воображения, мышления, фантазии, развитию коммуникативных качеств, образной и ассоциативной памяти, внимания, нестандартного мышления, воображения как основы творческой деятельности, координации и мелкой моторики, разных видов деятельности.
Результаты диагностики качеств воображения и творческой активности
Начало года Конец года
Воображение Низкий уровень – 40%
Средний уровень – 50%
Высокий уровень – 10% Низкий уровень – 20%
Средний уровень – 30%
Высокий уровень – 50%
Творческая активность Низкий уровень – 60%
Средний уровень – 20%
Высокий уровень – 20% Низкий уровень – 10%
Средний уровень – 40%
Высокий уровень – 50%
По результатам вторичной диагностики можно сделать вывод о том, что систематическая целенаправленная работа по экспериментированию и исследовательской деятельности у дошкольников с РПР приводит к положительным результатам: увеличились количественные показатели уровня сформированности диагностируемых критериев. Поэтому в дошкольном обучении целесообразно развивать качества творческой активности и воображения, а так же уделять особое внимание развитию творческого, а не только репродуктивного стиля мышления.
Таким образом, результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на :
- повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
- речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
- личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать ее с другими и т. д.);
- знания детей о неживой природе.
Выводы:
Я считаю, что целесообразно выстраивать коррекционную работу с детьми с РПР с опорой на более сформированные перцептивные действия, на ведущие сенсорные системы, на сформированные умения и навыки в определенных видах деятельности для осуществления их переноса в новые виды деятельности и сферы жизни конкретного ребенка.
В процессе коррекционных занятий с элементами опытно-экспериментальной и опытно-практической деятельности происходит стимулирование речевой и познавательной активности детей, развитие фонетико-фонематических процессов, формирование лексико-грамматического строя речи, навыков понимания и построения развернутых речевых высказываний, расширение активного словаря прилагательных, глаголов, антонимов.
НОД с элементами опытно-экспериментальной и опытно-практической деятельности, проводимая в нашем детском саду с детьми с РПР, имеют свою специфику и направлена на преодоление речевого недоразвития, ее семантической стороны, а также на развитие сенсорных навыков ребенка.
Экспериментальная деятельность, что очень важно для детей с РПР, проходит на высоком эмоциональном уровне, что способствует сосредоточению и концентрации внимания детей, с учетом использования сохранных анализаторов.
Дети учатся замечать важные детали явления или предмета, а впоследствии проводить анализ действий и функций этих предметов и явлений. Так как эксперименты проходят в игровой форме, то действия и выводы по результатам запоминаются детьми гораздо лучше, чем материал обычной беседы.
Благодаря, созданию в детском саду единого тематического планирования в разделе «Развитие речи на основе ознакомления с окружающим миром» с элементами опытно-экспериментальной и опытно-практической деятельности осуществляется качественное сенсорное развитие и воспитание детей с РПР, стимулирующие их к активному познанию окружающего мира. Готовность детей к школе в значительной степени определяется его сенсорным развитием, мотивацией к познавательной активности. Поэтому всё это помогает детям с РПР достичь нормы в психологической подготовке к школе и лучше социализироваться в коллективе детей.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, о том, что опытно-экспериментальная и опытно-практическая деятельность ребёнка - это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и познавательной деятельности, который реально запускает механизм саморазвития ребенка.
В заключении хочется привести слова академика К. Е. Тимирязева: "Люди, научившиеся. наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл". В этом, на мой взгляд, заключается актуальность детского экспериментирования.
Литература:
1. Н. В. Исакова «Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность», 2015
2. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», 2015
3. Н. В. Нищева «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах, 2013
4. О. А. Воронкевич «Дневник занимательных экспериментов для детей 5-6 лет», 2015
5. О. А. Воронкевич «Дневник занимательных экспериментов для детей 6-7 лет», 2015
6. Е. Е. Салмина «Рабочая тетрадь по опытно-экспериментальной деятельности», старший дошкольный возраст №1, №2, 2015
7. О. В. Попова «Рабочая тетрадь по опытно-экспериментальной деятельности», подготовительная к школе группа, 2015