Макарова Александра
Методические рекомендации «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №69»г. СЫКТЫВКАРА
Методическая рекомендация
«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Методические рекомендации признаны оказать помощь воспитателям, педагогам дополнительного образования.
Публикация «Методические рекомендации „Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Образовательная деятельность : «Художественно-эстетическая», «Познавательная»
Составитель: Макарова А. А.
Музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад №69»г. Сыктывкара
Первая квалификационная категория
г. Сыктывкар 2018
Пояснительная записка
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованная деятельность.
Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр. Театрализованная деятельность является разновидностью игры.
Жизнь ребенка насыщена игрой, игра является способом участия ребенка в жизни взрослых, благодаря чему у ребенка развиваются новые социальные потребности и мотивы, и формируются новые категории отношения ребенка к действительности. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем и выражает своё отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания.
Помимо этого театр играет не последнюю роль в формировании связанной речи, развивает все её аспекты. Помогает сделать речь выразительной, обогащает её новыми словами. И все это происходит не с помощью унылых и неинтересных занятий, а в веселой и увлекательной игре.
Актуальность:
«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский).
Являясь наиболее распространённым видом детского творчества, именно драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребёнком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями.
Организация театрально-игровой деятельности в дошкольном учреждении позволяет успешно развивать воображение, творческие способности детей, закладывает фундамент для дальнейшей работы по развитию эстетического вкуса дошкольников и подготовке их к учёбе в школе.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.
Одно из педагогических условий, обеспечивающее успех развития детского театрального творчества - это предметно пространственная среда, формирующая у детей определенные умения и навыки, стимулирующие детское творчество. Важную роль играет организация театрализованного оборудования в группах.
Главная цель организации театрализованной деятельности :
• помочь ребёнку социально адаптироваться в окружающем мире;
• сделать жизнь ребёнка интересной, содержательной, наполненной яркими впечатлениями;
• обогатить опытом человеческих взаимоотношений;
Основные задачи, ориентированные на развитие личностных качеств :
• Развитие эстетических способностей
• Художественное воспитание и образование
• Нравственное воспитание
• Развитие психических процессов: памяти, воображения и др.
• Активизации мыслительных процессов и познавательных интересов;
• Приобщение к театральной культуре в системе искусств, истории и литературы
Для этого необходимо создать в группах соответствующие условия:
выделить место для занятий;
оборудовать уголок соответствующей мебелью, пособиями и атрибутикой;
здесь должны быть небольшие шкафчики или полки для хранения театрализованных кукол, одежды, пособий.
можно повесить красочные фотографии или картинки с изображением детей одетых в героев различных сказок, играющих в различные виды театров.
Адресность:
Данное методическое пособие предназначено для воспитателей, педагогов дополнительного образования музыкальных руководителей.
Для детей младшего возраста в театральном уголке помещают :
• игрушки-забавы, которые в свободное время обыгрываются воспитателем (мишка играет на балалайке, заяц прыгает, девочка танцует);
• театр перчаток.
• театр картинок «Теремок»
• набор игрушек для настольного театра.
Для детей 2 младшей группы помимо имеющихся театров добавляют :
• Пальчиковый театр, куклы из бумажных конусов, цилиндров, коробочек, игрушки из ткани, меха, поролона и т. д.
• аудиозаписи программных произведений и сказок.
Для детей средней группы :
• Театр ложек;
• верховые куклы (бибабо, куклы на гапите*) – знакомство детей с театральной ширмой, основами кукловождения.
Для детей старшей группы
Знакомство с куклами-марионетками, куклами с «живой рукой», обучение технике управления этими куклами.
Для детей подготовительной группы:
Знакомство с людьми-куклами и тростевыми куклами; обучение технике работы с этими куклами.
Занятия по театрализованной деятельности в детском саду
По мнению М. Н. Маханевой («Театрализованные занятия в детском саду») целесообразно остановить внимание на содержании занятий по театрализованной деятельности в детском саду. Они могут включать в себя:
- Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- Игры - драматизации;
- Подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
- Упражнения по формированию выразительности исполнения;
- Отдельные упражнения по этике;
- Упражнения в целях социально - эмоционального развития детей.
В свободное время дети проявляют индивидуальные склонности: монипулируют настольными, пальчиковыми театрами, театрами би-ба-бо.
Театрализованная деятельность развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Работая над театрализацией сказки, можно выделить следующие этапы:
I. 1. Чтение сказки.
2. Беседа по содержанию.
II. 1. Рассказывание сказки по ролям.
2. Обсуждение кандидатур на роли персонажей сказки
III. 1. Работа с артистами:
а) выразительное чтение;
б) игровые движения;
в) мимика.
2. Индивидуальная работа по ролям.
IV. 1. Объединённая репетиция для всех участников спектакля.
VI. Премьера.
Изучение психолого-педагогической и методической литературы, передового опыта показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт организации театрально-игровой деятельности в детском саду. Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, ученых, методистов : Н. Карпинской, А. Николаичевой, Л. Фурминой, Л. Ворошниной. В настоящее время, благодаря усилиям учёных, методистов и практиков, работа с детьми по театрализованной деятельности получила научное обоснование и методическую проработку. Учёные единодушны во мнении, что театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребёнка театрализованной деятельности по праву принадлежит почётное место рядом с музыкой, рисованием и лепкой.
Таким образом, театрализованная деятельность является эффективным средством гармоничного развития ребенка, в том числе его творческих способностей.
Театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
«Чтобы веселиться чужым весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место».
Б. М. Теплов