Макарова Александра
Методические рекомендации «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №69»г. СЫКТЫВКАРА
Методическая рекомендация
«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Методические рекомендации признаны оказать помощь воспитателям, педагогам дополнительного образования.
Образовательная деятельность : «Художественно-эстетическая», «Познавательная»
Составитель: Макарова А. А.
Темочки:
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Консультации для родителей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Театр. Консультации для педагогов
- Театр. Консультации для родителей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад №69»г. Сыктывкара
Первая квалификационная категория
г. Сыктывкар 2018
Пояснительная записка
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованная деятельность.
Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр. Театрализованная деятельность является разновидностью игры.
Жизнь ребенка насыщена игрой, игра является способом участия ребенка в жизни взрослых, благодаря чему у ребенка развиваются новые социальные потребности и мотивы, и формируются новые категории отношения ребенка к действительности. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем и выражает своё отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания.
Помимо этого театр играет не последнюю роль в формировании связанной речи, развивает все её аспекты. Помогает сделать речь выразительной, обогащает её новыми словами. И все это происходит не с помощью унылых и неинтересных занятий, а в веселой и увлекательной игре.
Актуальность:
«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский).
Являясь наиболее распространённым видом детского творчества, именно драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребёнком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями.
Организация театрально-игровой деятельности в дошкольном учреждении позволяет успешно развивать воображение, творческие способности детей, закладывает фундамент для дальнейшей работы по развитию эстетического вкуса дошкольников и подготовке их к учёбе в школе.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.
Одно из педагогических условий, обеспечивающее успех развития детского театрального творчества - это предметно пространственная среда, формирующая у детей определенные умения и навыки, стимулирующие детское творчество. Важную роль играет организация театрализованного оборудования в группах.
Главная цель организации театрализованной деятельности :
• помочь ребёнку социально адаптироваться в окружающем мире;
• сделать жизнь ребёнка интересной, содержательной, наполненной яркими впечатлениями;
• обогатить опытом человеческих взаимоотношений;
Основные задачи, ориентированные на развитие личностных качеств :
• Развитие эстетических способностей
• Художественное воспитание и образование
• Нравственное воспитание
• Развитие психических процессов: памяти, воображения и др.
• Активизации мыслительных процессов и познавательных интересов;
• Приобщение к театральной культуре в системе искусств, истории и литературы
Для этого необходимо создать в группах соответствующие условия:
выделить место для занятий;
оборудовать уголок соответствующей мебелью, пособиями и атрибутикой;
здесь должны быть небольшие шкафчики или полки для хранения театрализованных кукол, одежды, пособий.
можно повесить красочные фотографии или картинки с изображением детей одетых в героев различных сказок, играющих в различные виды театров.
Адресность:
Данное методическое пособие предназначено для воспитателей, педагогов дополнительного образования музыкальных руководителей.
Для детей младшего возраста в театральном уголке помещают :
• игрушки-забавы, которые в свободное время обыгрываются воспитателем (мишка играет на балалайке, заяц прыгает, девочка танцует);
• театр перчаток.
• театр картинок «Теремок»
• набор игрушек для настольного театра.
Для детей 2 младшей группы помимо имеющихся театров добавляют :
• Пальчиковый театр, куклы из бумажных конусов, цилиндров, коробочек, игрушки из ткани, меха, поролона и т. д.
• аудиозаписи программных произведений и сказок.
Для детей средней группы :
• Театр ложек;
• верховые куклы (бибабо, куклы на гапите*) – знакомство детей с театральной ширмой, основами кукловождения.
Для детей старшей группы
Знакомство с куклами-марионетками, куклами с «живой рукой», обучение технике управления этими куклами.
Для детей подготовительной группы:
Знакомство с людьми-куклами и тростевыми куклами; обучение технике работы с этими куклами.
Занятия по театрализованной деятельности в детском саду
По мнению М. Н. Маханевой («Театрализованные занятия в детском саду») целесообразно остановить внимание на содержании занятий по театрализованной деятельности в детском саду. Они могут включать в себя:
- Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- Игры - драматизации;
- Подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
- Упражнения по формированию выразительности исполнения;
- Отдельные упражнения по этике;
- Упражнения в целях социально - эмоционального развития детей.
В свободное время дети проявляют индивидуальные склонности: монипулируют настольными, пальчиковыми театрами, театрами би-ба-бо.
Театрализованная деятельность развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Работая над театрализацией сказки, можно выделить следующие этапы:
I. 1. Чтение сказки.
2. Беседа по содержанию.
II. 1. Рассказывание сказки по ролям.
2. Обсуждение кандидатур на роли персонажей сказки
III. 1. Работа с артистами:
а) выразительное чтение;
б) игровые движения;
в) мимика.
2. Индивидуальная работа по ролям.
IV. 1. Объединённая репетиция для всех участников спектакля.
VI. Премьера.
Изучение психолого-педагогической и методической литературы, передового опыта показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт организации театрально-игровой деятельности в детском саду. Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, ученых, методистов : Н. Карпинской, А. Николаичевой, Л. Фурминой, Л. Ворошниной. В настоящее время, благодаря усилиям учёных, методистов и практиков, работа с детьми по театрализованной деятельности получила научное обоснование и методическую проработку. Учёные единодушны во мнении, что театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребёнка театрализованной деятельности по праву принадлежит почётное место рядом с музыкой, рисованием и лепкой.
Таким образом, театрализованная деятельность является эффективным средством гармоничного развития ребенка, в том числе его творческих способностей.
Театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
«Чтобы веселиться чужым весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место».
Б. М. Теплов