Валентина Авдеева
Проект на тему «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
старшая-подготовительная группа
Содержание
1. Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников»
1.1. Визитная карточка проекта
1.2. Паспорт проекта
1.3. Проблема и актуальность
1.4. Цель проекта
1.5. Задачи проекта
1.6. Этапы проведения и реализации проекта
1.7. Инновационные технологии
1.8. Формы проекта
1.9. Результативность
Темочки:
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
1.10. Личный вклад
2. Перспективно-тематическое планирование «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников»
3. Литература
4. Приложение
Визитная карточка проекта
Место проведения: МБДОУ «Абрамовский детский сад №32»
Автор проекта : воспитатель старшей-подготовительной группы Авдеева Валентина Михайловна
Паспорт проекта
Вид проекта : творческо-информационный
Тип проекта : коллективный
Продолжительность проекта : долгосрочный (01.09.2016г. - 31.05.2017г.)
Участники проекта : дети старшей-подготовительной группы, воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Проблема и актуальность
Каждый ребёнок – актёр от природы, который живёт эмоциями. Любой малыш мечтает о том, чтобы его игрушки заговорили, стали его лучшими друзьями. Играя, дети накапливают опыт разных жизненных ситуаций. При этом взрослый умело знакомит их с окружающим миром, задаёт вопросы, учит делать выводы. Важно также развивать эмоциональную сферу ребё нка: сочувствие к персонажам, сопереживание событиям. Таким образом ребёнок приобщается к духовным ценностям.
Самый короткий путь развития эмоциональной сферы ребёнка – путь через игру, фантазирование, сочинительство. Театрализованные игры - благоприятная среда для развития творческих способностей детей : развивается личность ребёнка, прививается интерес к литературе и музыке, создаются условия для появления новых образов. Современным детям театр нужен не меньше, чем детям прошлых поколений. Подвижные дети занимаются в театре не хуже усидчивых, а тихони становятся увереннее в себе.
Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создаёт условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувств удовлетворения, радости, успешности.
ФГОС ДО ставит задачи:
- создание условий развития ребёнка, открывающих возможности позитивной социализации, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Методическая направленность моего опыта работы базируется на современных концепциях и теоретических трудах Н. Сорокиной, Л. Г. Миланович и Э. Г. Чуриловой. Авторы рассматривают дифференцированность и поэтапность воспитательного процесса в развитии творческих способностей театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста.
Цель проекта
развитие творческой личности старшего дошкольника средствами театрального искусства.
Главная цель моей работы – доставить детям радость, вдохнуть в них творческое начало, поддерживать и развивать интерес к творчеству. Превращать пребывание детей в детском саду в сказку, праздник, прививать эстетический вкус, любовь к прекрасному.
Задачи проекта
Создавать условия, способствующие развитию творческих способностей дошкольников;
последовательно знакомить детей с видами театров;
развивать творческую самостоятельность детей, правильную эмоциональную речь;
совершенствовать артистические навыки детей: умение пользоваться разнообразными жестами, артикуляцией, дикцией, позой, мимикой, театральными куклами;
воспитывать устойчивый интерес к театрализованной деятельности, доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками, желание принимать активное участие в досугах, праздниках, развлечениях.
Этапы проведения и реализации проекта
I. Информационно-накопительный
- Изучение интереса детей для определения целей проекта.
- Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
II. Организационно-практический
- НОД с детьми в соответствии с перспективным планом,
- пополнение развивающей среды,
- проведение мероприятий совместно с родителями,
- показ театрализованной деятельности в младших группах.
III. Итоговый
- Оценка этапов реализации проекта детьми.
Инновационные технологии
здоровьесберегающие технологии;
технологии проектной деятельности;
информационно – коммуникационные технологии (ИКТ);
личностно – ориентировочные технологии;
игровая технология;
технология «ТРИЗ»;
технологии художественного творчества (бумагопластика, пластилинография, ниткография и пр.)
Формы взаимодействия с воспитанниками:
- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- игры-драматизации;
- упражнения эмоционального развития детей;
- упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);
- задания для развития речевой интонационной выразительности;
- игры – превращения («владеть своим телом», образные упражнения;
- упражнения на развитие детской пластики;
- пальчиковый игротренинг для развития моторики рук;
- упражнения на развитие выразительной мимики;
- упражнения по этике во время драматизаций;
- разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
-знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями;
- личный пример.
Работа с родителями:
Памятка для родителей «Играйте вместе с детьми»;
Консультация «Как устроить домашний театр для детей»;
Информация в родительском уголке «Театр дома»;
Организация совместных мероприятий (спектаклей, праздников и т. д.);
Создание костюмов для спектаклей.
Методы проекта :
- наблюдение за поведением детей в игровой деятельности;
психодиагностические (анкетирование, опрос);
- обработка и анализ данных диагностики;
- игра-театрализация;
- развивающий метод;
- импровизация;
- инсценирование;
- театрализованные представления;
- беседы с родителями;
- консультирование.
Результативность
В результате работы над проектом :
у детей расширятся представления о театральной деятельности, о видах театра;
обогатится предметно-пространственная среда группы, способствующая развитию творческих способностей дошкольников;
у детей появится желание участвовать в игре, инсценировках, спектаклях;
речь детей обогатится, станет более выразительной;
дети научатся понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать своё;
дети приобретут навыки перевоплощаться и выражать свои эмоции при помощи жестов, дикции, мимики и т. д. ;
дошкольники станут более эмоциональными, раскованными, открытыми, и творчески развитыми;
родители будут вовлечены в единое пространство «семья – детский сад».
Личный вклад
- перспективно-тематическое планирование по теме
«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников»;
- конспекты театрализованных представлений;
- картотека игр по развитию речи, пальчиковой гимнастики, игр по ритмопластике;
- различные виды театров;
- атрибуты, маски, костюмы;
- видеоматериалы спектаклей, подборка ДВД-дисков с экранизацией сказок;
- консультации для воспитателей и родителей;
- сценарии конспектов НОД;
- электронные презентации: «Мы идем в театр», «Правила культурного поведения в театре», «Виды театра», «Мы и театр».
Итог работы: фотовыставка для родителей, презентация опыта коллегам.
Литература
Вакуленко Ю. А., Власенко О. П. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду. – Волгоград: Учитель, 2008г.
Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность в детском саду. - М. : Мозаика-Синтез, 2010г.
Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2008г.
Гальцова Е. А. Культурно-досуговая деятельность детей 5-6 лет (театрализованные диско-программы, сказочные эстафеты, познавательно-игровые инсценировки). – Волгоград: Учитель, 2009г.
Дюргус Е. Проект «Мы и театр». – ж. «ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ» №12 2015г., с. 44
Истоки русской народной культуры в детском саду / Авт. -сост. И. Г. Гаврилова. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010г.
Коноваленко С. В., Кременецкая М. И. Развитие коммуникативных способностей и социализация детей старшего дошкольного возраста. – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011г.
Лыкова И. А. Конструирование в детском саду. Подготовительная к школе группа. Учебно-методическое пособие к парциальной программе «Умные пальчики». М. : ИД «Цветной мир», 2016г.
Лыкова И. А. Конструирование в детском саду. Старшая группа. Учебно-методическое пособие к парциальной программе «Умные пальчики». М. : ИД «Цветной мир», 2016г.
Морозова И. Театрально-игровая деятельность. Старший дошкольный возраст. – ж. «ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ» №11 2014г., с. 60
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. 2014г.
Сорокина Н. Ф. Программа «Театр – творчество – дети»