Людмила Чиркун
Театрализованная деятельность в развитии творческих способностей педагогов ДОУ. Мастер-класс для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
1. Повышение профессиональной компетентности педагогов в развитии творческих способностей дошкольников.
2. Представление опыта работы по развитию творческих способностей дошкольников.
3. Демонстрация методов и приемов работы над образом в театрализации.
Публикация «Театрализованная деятельность в развитии творческих способностей педагогов ДОУ, Мастер-класс для педагогов» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Развитие умения передавать характер героя с помощью мимики, жестов, пластических движений, чувства ритма и координацию движений, воображение коммуникативные навыки.
Задачи:
Пробудить устойчивый интерес к театральному творчеству. Сформировать мотивы обучения основам сценического искусства.
Развивать воображение, фантазию, внимание, самостоятельность мышления;
Обогащать и активизировать словарь, развивать диалогическую и монологическую речь.
Стимулировать к поиску выразительных средств для создания образа, используя мимику, жест, выразительность интонаций,
Формировать навыки импровизации.
Предварительная работа:
Педагогам предлагается подготовиться по следующим вопросам:
1. Значение театральной деятельности в детском саду.
2. Как в своей работе Вы используете театрализованную деятельность.
3. Какие виды кукольных театров Вы знаете?
4. Какие известные театры мира вам известны?
5. Какие методические пособия и технологии вы используете по реализации данного направления?
6. Что такое «игра- драматизация»?
8. Что такое «режиссерская игра»?
Оборудование: Краски, косметические карандаши, бантики, шляпки, карточки с заданиями по интонации, спонжики и кисти №1,5,6 декорации.
Ход меропрития:
Педагогическая практика показывает, что начало развития творческих способностей приходится на дошкольный возраст.
Одним из интереснейших направлений становления и развития коммуникативной компетентности детей является театрально- игровая деятельность в детском саду.
Перед педагогами поставлена социально значимая задача современного общества – развитие творческой личности, готовой к решению нестандартных задач в различных областях деятельности.
И чтобы пробудить устойчивый интерес к театральному творчеству у вас, а через вас, я надеюсь, и у детей, хочу предложить сегодня этот мастер – класс.
Каждому педагогу в его работе, так или иначе, приходится заниматься театрализованной деятельностью. Мы разучиваем с детьми стихи, различные инсценировки и драматизации, Для этого необходимо владеть специальными методами и приемами. Перед вами схема на которой указаны этапы, приемы и методы одного из важнейших аспектов театрализованной деятельности - работа над персонажем.
(1 слайд)
Выберем известный персонаж (Лиса, заяц, кошка, используя карточки, и разберем основные этапы работы над образом данного героя.
(2 слайд)
1 этап: «Определение характера образа»
Задачи: научить детей распознать конкретный образ, выделяя характерные черты, присущие только ему.
Методы и приемы: Чтение отрывков из художественной литературы, просмотр эпизодов из мультфильмов, художественных фильмов.
Музыкальный руководитель. :
Например, вы взяли образ лисы. Ваша задача показать многогранность этого образа. В наше время мы имеем возможность использовать не только начитывание контрастных отрывков их художественных произведений об этом герое, но и показ отрывков из мультфильмов и художественных фильмов.
Для примера покажем эпизод из кинофильма «Буратино»
(показ эпизода)
Для контраста показываем отрывок из сказки о добром, ласковом котенке, зайчике.
(показ эпизода).
Музыкальный. руководитель. :
А теперь уважаемые коллеги прошу дать характеристику данных образов.
Ответы педагогов.
Лиса-Алиса предстала перед нами агрессивной, злой, жестокой, потому что дралась;
Хитрой, лживой потому что обманывала;
Жадная, корыстная, алчная, потому что забрала все монеты. Обманывала самого близкого друга- не умеет дружить, любит только себя.
Музыкальный руководитель:
Вот вы и дали характеристику Лисе-Алисе, а теперь предлагаю дать характеристику трусливому зайчику, доброму и ласковому котенку.
(ответы педагогов)
Заяц- осторожный, трусливый, шустрый.
Котенок- нежный, ласковый, добрый, мягкий, пушистый.
Музыкальный руководитель. :
Таким образом, с помощью использования данного приема,дети с легкостью смогут дать характеристику персонажу.
(3 слайд)
2 этап: «Работа над мимикой»
Задачи:
Научить детей передавать эмоциональное состояние героев с помощью мимики.
Методы и приемы:
Работа с иллюстрациями на эмоциональное состояние.
Музыкальный руководитель:
Мимика – это движение мышц лица, выражающее внутреннее душевное состояние
Для работы над мимикой используем прием работы с иллюстрациями. На экране изображение детей в различных эмоциональных состояниях.
На столах у вас иллюстрации. Предлагаю выбрать те, на которых мимика подходит к образу выбранного вами персонажа и передать его мимику.
Но прежде чем приступить к выполнению задания для того, чтобы мимика нам далась легко и непринужденно, нужно сделать артикуляционную гимнастику при помощи нескольких упражнений:
Растянуть уголки рта и расслабить.
Вибрация губ. Наклоняемся вперед, расслабляем верхнюю часть тела. И выдыхаем через губы, пока они начнут вибрировать.
Губы в трубочку. Вверх-вниз. Влево-вправо. По кругу.
Челюсть падает вниз. Совершаем движения челюстью влево и вправо. Вперед- назад.
А теперь давайте посмотрим на что способно наше лицо? Представьте, что вы:
«Съели кислый лимон» (морщатся)
«Рассердились на драчуна» (сдвигают брови)
«Встретили подругу» (улыбаются)
«Испугались забияку» (Приподнимают брови, широко открывают глаза)
«Удивились» (приподнимают брови, широко открывают глаза)
«Обиделись» (опускают уголки губ).
Вот теперь можно приступить к выполнению задания по карточкам.
(выполнение задания)
Музыкальный руководитель. :
Вывод:
Таким образом, мы видим, что такой прием, как «Работа с иллюстрациями» дает возможность ребенку подобрать мимику героя, используя иллюстрации.
(4слайд)
3 этап- «Работа над жестом и движением.»
Задачи:
Научить детей двигаться в соответствии с характером персонажа.
Методы и приемы:
«Запоминание физических действий»
Музыкальный руководитель:
Чтобы научить детей двигаться в соответствии с характером персонажа проведем игру «Повторяйка».
Познакомьтесь с правилами игры: первый участник показывает одно движение, присущее Лисе-Алисе, задача каждого последующего участника игры, воспроизвести жест или движение предыдущего участника и добавить свой элемент, раскрывающий образ. Приглашаю 4 человека для участия в игре.
А теперь предлагаю повторить игру, изображая движения, присущие зайцу.
Вывод:
Таким образом, игры на память физических действий способствуют развитию двигательной активности детей и созданию образа через движение и жест.
(5слайд)
4 этап – «Работа над голосом»
Задачи:
Эмоциональная окраска речи персонажа.
Методы и приемы:
«Интонационная выразительность»
Музыкальный руководитель:
Предлагаю проговорить фразу «Вот они мои денежки…. Давайте поделим наши денежки», «где вы, зайчики, друзья, я хочу с вами поиграть, давайте дружить» с разной интонацией, в зависимости от того, какое эмоциональное состояние изображено на вашей карточке.
(каждый участник проговаривает предложенную фразу с различной эмоциональной окраской.)
Музыкальный руководитель:
Вывод:
Таким образом, с помощью приема «Интонационная выразительность, ребенок учится придавать речи эмоциональную окраску.
(6слайд)
5 этап – Костюмы и грим.
Задачи:
Развитие художественного вкуса, эстетики восприятия,выразительности передачи характера образа героев.
Методы и приемы:
Мастер класс по нанесению грима и изготовлению элементов костюмов.
(7слайд)
6 этап –Этюды.
Задачи:
Применять изученные методы и приемы на практике
Методы и приемы:
«Инсценирование диалогов»
Муыкальный. руководитель. :
Предлагаю обыграть короткие диалоги и помнить об эмоциональном состоянии, о мимике, жестах и движениях, об эмоциональной окраске голоса.
Вот и подошла к концу наша встреча, уважаемые коллеги, и хотелось бы узнать ваше мнение о проведенном мероприятии.
Если время ты свое потратил понапрасну,
То кружочек подними вверх ты ярко – красный
Если многое узнал, проявив старания
Научился правильно выполнять задания
Подними зеленый цвет,
Всем спасибо за ответ!