Черноусова Вера Николаевна
«Зимняя экскурсия». Конспект прогулки в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные задачи: формирование у детей представления о зимнем лесе, его обитателях: флоры и фауны (диких животных, птицах, и деревьях, закрепление знаний о характерных особенностями времен года;
Развивающие задачи: развитие у детей последовательную связную речь, умение детей грамматически строить предложения.
зрительную память, внимание и познавательный интерес к жизни леса, его обитателям; умение анализировать увиденную ситуацию, делать выводы. Развитие координации движения рук, мелкой моторики.
Обогащение словарного запаса детей.
Воспитательные задачи: формировать навыки правильного поведения в лесу в любое время года; воспитывать бережное отношение к природе, проявлять заботу и внимание к животным и зимующим птицам нашего леса.
Предварительная работа:
• Использование наглядно-дидактических пособий с изображением лесных диких животных, деревьев, птиц;
• Беседы и наблюдения о зиме, проведение вечера загадок про птиц, животных; чтение художественной литературы о животных;
• Дидактические игры «Дикие животные», «Птицы», «Мир животных»; конструирование зимних кормушки для птиц и помощь птицам (кормление).
Оборудование:
Елка искусственная, белая береза, вата вместо снега, поделки- кормушки, корм для птиц (крупа пшённая, семечки, хлебные крошки, лесная лаборатория, магнитофон, фонограмма «Времена года- зима» ,«Шум ветра».
Дети в группе под музыку «Времена года –зима» стоят полукругом.
Педагог: Здравствуйте дети! Сегодня я получила письмо от зайчика. Он нас приглашает в гости в зимний лес. Что вы скажите на это предложение? Вы согласны?
Ответы детей!
Педагог: Мы прежде чем отправится в лес, давайте вспомним какой он лес зимой?
Ответы детей: зимний лес красив, воздух в лесу чистый, чем в городе, в лесу очень много снега, снег на ветках деревьев, снег на земле, на земле можно увидеть следы диких животных, в лесу можно гулять и дышать свежим воздухом.
Пришла зимушка-зима,
Она детям всем любима.
Зимний лес наш верный друг,
Много в нем опушек, луг.
Чудеса влекут нас вглубь,
Манит лес своей красой
Нужный летом и зимой!
Дети поют песню
Педагод: Дети, мы уже в лесу, посмотрите кругом, полюбуйтесь! А вот и наш зайка! Здравствуйте дети!
Физкультминутка.
Зайчик беленький сидит.
Зайчик беленький сидит и ушами шевелит.
(дети сидят и шевелят ручками над головой)
Зайке холодно сидеть, нужно лапочки погреть.
(дети трут ладони друг о друга)
Лапки вверх, лапки вниз, на носочки поднимись.
(двигаются согласно минутке)
Лапки ставит на бочок, на носочках скок-скок-скок,
А затем вприсядку, чтоб не мерзли лапки.
(дети прыгают на одном месте)
Зайчик: посмотрите вокруг, какая красота! Что вы видите вокруг?
Педагод: Мы видим деревья: какие они?
Ответы детей: деревья стоят без листьев, они спят, на деревья лежит снег, воздух в лесу чистый и прозрачный!
Педагод: а какие мы с вами видим здесь деревья?
Дети: Ель, сосна, белая береза.
Зайчик: а кто сидит под елкой?
Дети: беленький зайчик, зайчик делает ямку лапками и в ямке спит, прячется от волка и лисы!
Зайчик: молодцы! Ребята, поиграем со снежком «Кто где живет?
Где живет волк? (в логове)
Где живет лиса? (в норе)
Где живет медведь? (в берлоге)
Где живет белка? (в дупле)
Где живет воробей (в гнезде)
Педагод: Чем они отличаются друг от друга деревья в лесу?
Дети: У ели и сосны и березы есть ствол, ветки, а у ели и сосны ещё есть зеленые иголки- хвоя (они зеленые, а береза стоит без листочков.
А ещё в сосновом бору воздух очень чистый.
Давайте мы с вами подышим этим чистым воздухом:
Дыхательная гимнастика «Снег и ветер».
Из маленьких кусочков ваты мы скатали небольшие шарики «снег» и выложили на столе. Дети делятся в две команды и встают с двух сторон у стола друг против друга. Первая команда делает вдох и выдувает воздух на «снег», как холодный зимний ветер на противоположную сторону стола.
«Снежок» катится, вторая команда таким же образом выдувает «снежок» первой команде.
Молодцы! Давайте мы с вами сделаем разминку «Как живешь?
Как живешь? Вот так! (показываем большой палец руки)
Как ты спишь? (ладошки сложили вместе и положили по голову).
Как бежишь? (дети бегут на месте)
Смотришь в даль? (дети смотрят «В бинокль»)
Как плывешь? (движения плавания вперед руками)
Как шалишь? (дети хлопают по вздутым щекам)
Молодцы, ребята! А теперь мы с вами будем отгадывать загадки
Грустно стало вдруг в лесу, чьи следы там на снегу?
Только черный нос торчит, глаз косой на нас глядит
Кто же это? Угадайка, это наш трусишка…
Дети: (зайка)
Дружбу водит он с лисой,
Для других ужасно злой.
Всё зубами щёлк да щёлк,
Очень страшный серый.
Дети: (волк)
Рыжая, пушистая,
На ёлочке живёт.
Крепкими зубками
Орешки грызёт.
Дети: (белка)
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет?
Дети: (медведь)
Педагод:
Дети скажите: зайчик какой?
Дети: белый, трусливый, быстро бегает.
Лиса какая? Хитрая, рыжая.
Волк какой? Злой, серый, голодный.
Медведь какой? Косолапый, большой, зимой спит.
А снег какой? Белый, холодный
Педагод: Как холодно зимой в лесу, дети давайте поиграем- согреемся:
Игра «Кто быстрее белки»
Педагод: на полу мы разложили обручи - это дупло на дереве, белочки-дети бегают- резвятся, после окончания стихотворения воспитателя разбегаются по дуплам.
Белка готовится к зиме
И в дупло запрыгнула.
Чтобы было в нём тепло,
Пухом выстлала его.
Зиму жить ей поживать,
Никаких забот не знать
Педагод: Молодцы! Вот мы согрелись, а сейчас послушайте, что это за стук? Я вам задам загадку и вы отгадаете кто это стучит в лесу:
Тук-тук-тук с утра весь день.
Как стучать ему не лень?
Может, он немного спятил?
- Тук-тук-тук, - в ответ нам.
Дети: Дятел.
Педагод: дети, почему стучит дятел?
Ответы детей: Благодаря своему острому и твердому клюву, дятел поедает насекомых, которые прячутся под корой. Жуки и червячки причиняют дереву вред, дятел это санитар леса.
Педагод: Удивительная птица
К нам зимой в окно стучится!
Не боится злых морозов,
На груди красный кафтан.
Дети: Снегирь.
Педагод: чем питается снегирь?
Ответы: ягодами рябины.
Два огромных страшных глаза
Кругом вертит голова,
Ты её узнаешь сразу,
Коль заухает.
Дети: Сова
Подвижная игра «Совушка-сова»
Совушка-сова, большая голова,
На пеньке сидит, головой вертит,
Глазками хлоп-хлоп-хлоп,
Лапками топ-топ-топ.
По лесу летала, мышек искала -
дети разбегаются.
Педагод: Почему птицы зимой живут ближе к человеку? и для чего мы будем делать кормушки?
Ответы: птицы голодные зимой, поэтому мы вывешиваем для них кормушки и не забываем подсыпать крошки хлеба, семена пшена, геркулес и семечки.
Педагод: А что будет, если исчезнут птицы в лесу? Жуки съедят кору деревьев и они погибнут.
Зайцы пропадут? Погибнут от голода волки.
Волки и дятел? Весь лес погибнет от инфекции.
Насекомые, жучки исчезнут из леса? Погибнут от голода птицы.
Молодцы, детишки!
А сейчас мы с вами вместе будем сравнивать зверей и птиц:
Закрепление названий, обозначающих части тела птицы.
Педагод: Вы птицы, а я человек.
Я буду говорить о себе, а вы – о птице.
У меня – голова. – И у нас голова.
У меня нос. А у нас клюв.
У меня руки. А у нас крылья.
У меня ноги. А у нас лапочки.
Педагод:
Я - человек, вы звери:
У меня голова, и у нас голова.
У меня лицо, у нас морда.
У меня волосы, у нас шерсть.
У меня рука или нога, а у нас лапа.
Молодцы!
Педагод: А сейчас мы закончим нашу экскурсию, попрощаемся с зайкой и лесом, скажем им «большое спасибо» за экскурссию и вернемся домой- отдыхать.
Релаксация
(Звучит музыка А. Вивальди «Зима», дети лежат на полу и слушают)
Занятие окончено. До свидания!