Наталья Агапчева
Конспект логопедического занятия для подготовительной к школе группы «Весна-красна»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
• Коррекционно-образовательные:
1. Расширение и активизация словарного запаса по теме «Весна».
2. Закрепление умения образовывать множественное число существительных.
3. Совершенствование навыков согласования числительных с существительными.
4. Развитие умения составлять простые и распространенные предложения по теме.
5. Развитие умения составлять описательные рассказы о весне.
• Обучающие задачи:
1. Обобщить представления о весенних явлениях в живой и неживой природе;
2. Обогатить лексику признаками, действиями, родственными словами, относительными и притяжательными прилагательными;
3. Упражнять в употреблении существительных в различных падежах;
4. Закрепить использование в речи предлогов «к», «в», «на», «с», «за», «из», «под»;
5. Сформировать связное высказывание.
• Развивающие задачи:
1. Развивать диалогическую речь, умение инсценировать фрагменты сказки;
2. Совершенствовать общую и мелкую моторику пальцев рук;
3. Содействовать развитию мимической мускулатуры лица;
4. Формировать фонематический слух и восприятие;
5. Стимулировать память, мыслительные операции.
• Воспитательные задачи:
1. Поддерживать интерес к речевым играм;
воспитывать чувство коллективизма, активность, самостоятельность.
Ход занятия
Логопед: Ребята, на доске Вы видите 4 картинки времён года: весна, лето, осень, зима. Давайте с Вами назовём каждое время года. (Ответы детей)
Логопед: Послушайте стихотворение и скажите мне о каком оно времени года
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей…
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой…
Дети: Стихотворение о весне!
Логопед: Расскажите, о каких явлениях весны упоминается в данном стихотворении? (Ответы детей)
Логопед: А теперь послушайте о всех явлениях весны:
В неживой природе:
Снеготаяние: снег начинает таять от тепла солнца.
Проталины: они появляются на местах, где снежный покров был более тонким.
Иней: на ветках и проводах появляется иней — застывшие кристаллики влаги.
Ледоход: ледяная корка на реках и озёрах начинает трескаться, постепенно лёд тает.
Половодье: ручьи растаявшего снега стекаются к рекам, наполняют водоёмы, вода выходит из берегов.
Термальные ветры: солнце постепенно прогревает землю, а ночью она начинает отдавать это тепло, образуются ветра.
Дождь: первый весенний дождь холодный, но уже не такой холодный, как снег.
Гроза: в конце мая может прогреметь первая гроза.
Град: выпадение из тучи шариков льда.
В живой природе:
Цветение: первые почки на деревьях появляются в конце апреля — начале мая.
Появление насекомых: из оттаявшей почвы выползают гусеницы, вылетают бабочки, жужелицы и майские жуки, просыпаются жабы и лягушки.
Прилёт птиц: наблюдается массовый прилёт птиц, зимовавших в тёплых краях.
Логопед: В этом году у нас очень теплая и ранняя весна, поэтому давайте с Вами поиграем в игру и выберем только те приметы, которые подходят к нам сейчас.
Дидактическая игра "Хлопни в ладоши"
Я произнесу Вам слова, связанные с разными временами года. Если слово относится не к весне (капель, ручей, подснежник, проталина, верба, гнездо, одуванчик, ледоход, половодье и др., а к другим временам года, Вы должны хлопать в ладоши: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, тёплое, ярче, холодно, набухает, снежинки, половодье, прилетают, ледоход, метель, солнышко, капель.
Логопед: Молодцы, ребята! А сейчас давайте с Вами немного расслабимся и сделаем
Логопед:
Рыхлый снег на солнышке тает,
Ветерочек в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса Значит,
к нам пришла… (дети повторяют хором: «Весна»).
Логопед: «К нам пришла весна-красавица. А сейчас давайте ощутим её»
Самомассаж лица "Весна"
«Светит яркое весеннее солнышко» — поглаживание и ласкает нам лицо.
«Дождик ещё холодный» — постукивание подушечками пальцев.
«По утрам ещё иногда пощипывает морозец» — пощипывание.
«А всё-таки солнышко светит сильнее» — снова поглаживание.
Артикуляционная гимнастика «Весенняя история весёлого язычка»:
Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко (открыть рот, облизать губы 3 раза в одну сторону, 3 в другую). От его лучиков звонко закапала капель (цокать языком). Язычок оделся и отправился в лес. Он шёл не спеша по тропинке и слышал, как весело пели птицы: «Ку-ку-ку», — куковала кукушка высоко на ели (звукоподражание). «Д-д-д», — стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков (звукоподражание). Всё пело и оживало в весеннем лесу. Долго ли коротко ли, но вскоре привела тропинка язычка на чудесную полянку (лопатка). Сел язычок на пенёк (грибок) и огляделся (часики). На поляне расцвело много подснежников. Язычок долго любовался ими. Скоро тучи закрыли солнышко (рот открыть, медленно закрыть 5 раз). Язычок поспешил домой к маме.
Логопед: Отличная работа! А теперь немного поиграем.
Дидактическая игра «Подбирай, называй, запоминай»
Логопед: Давайте мы с Вами подберем как можно больше слов-действий, связанных с нашим временей года.
(Говорит логопед) Солнце (Что делает) — (дети говорят) греет, светит, пригревает, восходит, садится, ослепляет, освещает.
Снег(Что делает) — тает, темнеет, чернеет, оседает, падает.
Сосульки(Что делает) — капают, тают, падают, висят.
Ручей(Что делает) — бежит, течёт, журчит, звенит.
Птицы(Что делает) — прилетают, поют, щебечут, вьют гнёзда, выводят птенцов.
Солнце (какое) —яркое, весеннее, тёплое, лучистое.
Почки (какие) — клейкие, набухшие, ароматные.
Листья (какие) — зелёные, душистые, молодые.
Ручьи (какие) — весёлые, звонкие, быстрые, шумные.
Логопед: Отлично! А теперь давайте встанем в круг, я буду называть слово и кидать мяч, а Вы ловите его и говорите это слово ласково.
Игра "Назови ласково"
солнце — солнышко;
облако — облачко;
дождь — дождик;
лужа — лужица;
сосулька — сосулька;
льдина — льдинка;
проталина — проталинка;
птица — птичка;
гнездо — гнёздышко;
трава — травка;
лист — листочек;
цветок — цветок.
Логопед: Какие же Вы молодцы! А теперь Вы будете ловить мяч и называть больше, чем сказала я. Например я говорю "она роза", а Вы отвечаете "они розы".
Дидактическая игра «Один-много»
она мимоза — они мимозы;
он подснежник — они подснежники;
она мать-и-мачеха — они мать-и-мачеха;
он одуванчик — они одуванчики;
он листок — они листья/листики;
он ручей — они ручьи;
он цветок — они цветки;
он птенец — они цветки;
она лужа — они лужи.
Логопед: Весной солнышко светит ярче, чем зимой. Давайте возьмем с Вами шарики-"Ёжики" и немного с ними поиграем.
Су-джок-терапия "Сказка про солнышко"
Солнце спало за Землёй (спрятать шарик в ладошках)
Но вставать пора зарёй (медленно раскрыть ладошки)
В тучке мягкой покрутилось (прокатить мячик по кругу в ладошке)
На другой бок завалилось. (прокатить мячик по кругу на другой ладошке)
Из-за тёмных, толстых туч
Появился первый луч (мячик лежит зажатый между ладошек, не выпуская мячик перекрутить ладошки, меняя их положение. Правая вверх, левая вниз)
Выглянул и укатился,
Вдруг второй луч появился (раскрыть ладошку, пальцы вместе и прокатывать мячик от ладошки к кончикам пальцев)
Третий лучик самый яркий,
Посветил и снова в ямку. (повторить движения с прокатыванием мячика от ладошки до кончиков пальцев)
Ну же, солнышко проснись, (покачать мячик вверх, вниз между ладошек) Наконец-то появись! (мячик зажать между ладошек, поднять руки вверх и раскрыть пальчики, при этом удерживая мячик между ладошками)
Логопед: Отлично, садитесь за свои столы. Перед Вами лежат листочки с точками и цифрами. Как Вы думаете, что нам необходимо сделать, чтобы здесь появилась картинка? (Ответы детей)
Логопед: Правильно, Вы соедините точки между собой и получите картинку о весне, которую сможете раскрасить по вашему желанию, но перед этим мы немного подготовим наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Ласточка».
Ласточка, милая ласточка — большой палец дважды касается пальцев другой руки.
Где была и с чем пришла? — большой палец дважды касается пальцев другой руки.
За морем бывала — соединяют в кольцо большой и указательный палец. Весну искала — соединяют в кольцо большой и средний палец.
Несу весну красну — соединяют в кольцо большой и безымянный палец, потом мизинец.
Логопед: Расскажите, какая картинка у Вас получилась? Что Вы можете о ней рассказать? (Ответы детей. Составление индивидуальных рассказов по полученным изображениям)
Итог занятия: Беседа с детьми о понравившихся моментах, проведение самооценки и оценивание детей учителем-логопедом.