Любовь Русын
Рисование, аппликация, лепка — ключ к развитию творческих способностей детей 5–6 лет. Ч.2 (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель моей педагогической деятельности заключается в развитии художественно - творческих способностей детей 5-6 лет через изобразительную деятельность, воспитание чуткого отношения к прекрасному, формирование гармонично развитой личности.
При разработке комплексных занятий по развитию творческих способностей детей посредством изобразительной деятельности я стараюсь выражать у дошкольников способности восприятия окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности, креативное мышление.
Ставлю перед собой следующие задачи:
Публикация «Рисование, аппликация, лепка — ключ к развитию творческих способностей детей 5–6 лет, Ч,2 (из опыта работы)» размещена в разделах
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Лепка. Все материалы по лепке
- Опыт работы, практика
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
Развитие творческой активности детей.
Развитие эстетического восприятия и художественно-образного мышления ребенка.
Освоение дошкольниками традиционных и нетрадиционных техник лепки, рисования, аппликации.
Повышение эмоциональной выразительности и разнообразия создаваемых детьми художественных образов; создание оригинальных, неповторимых образов и способов действия.
Формирование умений детей отбирать выразительные средства, которые наиболее полно удовлетворяют их потребности.
В работе применяю следующие формы организации изобразительной деятельности:
1. Самостоятельная деятельность детей
2. Игровые образовательные ситуации
3. Совместная деятельность
При работе с детьми использую такие методы работы, как:
• диагностика
• анкетирование
• наблюдения
• занятия по изобразительной деятельности
• беседы
• выставки
• конкурсы
• консультации
• мастер – класс с родителями
• папки – передвижки для родителей
Свою работу строю поэтапно, а именно:
1 этап – подготовительный
- изучение и анализ трудов педагогов, психологов, философов, по вопросам развития творческих навыков посредством изобразительной деятельности
2 этап - формирующий
- систематизирование и оформление полученных данных, организация практической и педагогической работы с детьми и проведение анализа ее результатов
3 этап - заключительный
- обобщение материалов исследования, формулировка выводов, выработка методических рекомендаций с целью повышения уровня педагогической методики и профессионального мастерства практических работников ДОУ
Моя работа, как воспитателя, заключается в следующем :
1. разработка плана самообразования.
2. подбор материалов для творческого развития : лепки, аппликации, рисования
3. создание конспектов занятий по развитию творческих способностей.
4. разработка картотеки пальчиковой гимнастики, игр по развитию речи.
5. создание атрибутов для развития творческих способностей : картофельные печатки, поролоновые тампоны для рисования и т. д.
6. сбор природного материала: сухие листья, листья сухоцветов, семя фруктов, сушеная яичная скорлупа и т. д.
Деятельность детей :
1. Занятия изобразительной деятельностью, лепкой, аппликацией и рисованием.
2. Совместная деятельность педагога и детей (пальчиковые, дидактические, подвижные игры)
3. Сбор природного материала.
Деятельность родителей:
1. анкетирование родителей
2. консультации индивидуальные и групповые «Мы юные художники»,
«Роль семьи в развитии интереса ребенка к художественно - творческой деятельности»,
«Творческая деятельность детей 5- 6 лет»,
«Маленькими шагами в прекрасный мир» .
4. рекомендации: «Как поддержать интерес ребенка к рисованию»
5. дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы)
Ожидаемый результат деятельности:
•для меня, как педагога:
1. повышение уровня педагогической компетентности; профессиональный рост
2. удовлетворенность работой
3. систематизация и повышение качества работы с детьми 5-6 лет по развитию художественно-творческих и речевых способностей через различные виды деятельности
•для детей, как творческих личностей :
1. развитие детского творчества в изобразительной деятельности, воспитание эстетического восприятия детей,
2. приобщение к миру искусства,
3. развитие способности к освоению и преобразованию окружающего культурного пространства,
4. совершенствование ручной моторики, воспитание интереса и совершенствование устойчивых технических навыков в рисовании, аппликации, лепке,
5. развитие «чувства инициативы»,
6. умение работать в группе активно, сообща.
•для родителей, как помощников в развитии своих детей :
1. осознанное отношение к художественно-творческому процессу детей
2. бережное отношение к продуктам детского творчества
3. партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
4. развивать умение организовывать детское творчество
5. повышать уровень педагогических знаний
Структура, помогающая максимально выполнить все задачи:
Обычно занятия проводятся по структуре помогающей максимально выполнить все задачи.
этап.
В начале занятия обязательно проводится психологическое вхождение. Оно может быть музыкальным в виде прослушивания музыки или пения песенки, или дети молча рассматривают картину, в виде игры, или рассказывания сказки.
II этап.
Познавательный.
1. Где раскрывается тема занятия в игровой форме, ставится учебная задача или создается проблемная ситуация.
2. Во время объяснения или повторения пройденного используются модели и алгоритмы, схемы и конструкции, предлагаются развивающие игры и упражнения, что не только помогает запомнить процесс изображения, но и приводит детей в состояние творческого подъема и желания творить.
III этап.
Завершающий.
По окончании занятия проводится игра, или заканчивается сказка, начатая в начале занятия, иллюстрируя ее работами детей. Происходит логическое завершение проблемы, созданной в начале занятия. Можно провести психологическую разгрузку, следя за настроением детей. Например, пение веселой песенки, слушание веселой или спокойной мелодии при рассматривании готовых работ.
Каждая работа оценивается только положительно, корректные замечания возможны только во время работы, иногда исходящие от игрового персонажа.
Важным моментом в конце занятия является настроение ребенка, его эмоциональное состояние.
Важным моментом в структуре занятий является применение пальчиковой гимнастики, релаксации для расслабления мышц, физкультминутки.
Таким образом, необходимыми условиями развития художественного творчества у детей является творческий подход к организации занятий с детьми и к использованию разнообразных методов и приемов работы в этом направлении.
В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды совместной деятельности педагога с детьми как рисование, лепка, аппликация. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире.
1. Рисование пальчиками
2. Рисование ладошкой
3. Оттиск печатками из картофеля
4. Печатание по трафарету
5. Оттиск пробкой
6. Обрывание и скатывание бумаги
Работы с использованием нетрадиционных техник помогают увлечь, заинтересовать детей не только на занятиях по изобразительной деятельности, но и в повседневной деятельности детей.
Работу с детьми по изобразительной деятельности я начинаю с таких приё мов обучения:
- рисование в воздухе;
- рисование пальцем на гладкой поверхности;
- совместное рисование;
- дорисовывание деталей;
- самостоятельное рисование.
Сначала для рисования детям предлагаются фломастеры, так как они оставляют яркий след на бумаге и не требуют сильного нажима, а затем уже карандаши, а после – гуашь.
Когда дети уже познакомятся с различными изобразительными материалами, приобретут некий опыт, можно предложить им выбрать те средства, которые наиболее их привлекают: фломастеры, карандаши, гуашевые краски, бумагу разной фактуры и цвета.
Так как детям дошкольного возраста необходима похвала и одобрение, что является одним из самых сильных психологических мотивов, побуждающих детей к деятельности и достижению результата, поэтому обязательно надо похвалить все работы, организуем «картинную галерею» для родителей и гостей.
В своей работе с детьми как приём я использую «пассивные движения», то есть беру в свою руку-руку ребёнка и осуществляю нужное движение.
Особенно этот приём важен, когда ребёнок неуверен в себе или боится ошибиться, при этом он чувствует степень нажима на карандаш. На занятиях я учитываю особенности каждого ребёнка, поэтому применяю задания разной сложности.
Предпочтение отдаю комплексным занятиям, когда одновременно решаю задачу формирования у детей художественного образа при помощи разных видов изобразительного искусства и разных видов деятельности и объединяю их общей темой.
Рисование
Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность в рисовании, лепке, аппликации.
Рисование, лепка, аппликация как виды художественно-творческой деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил.
Для освоения нетрадиционных способов предоставляется широкий спектр разнообразных материалов, доступных дошкольному возрасту:
- бумага разной фактуры, формы и размера;
- гуашевые и акварельные краски;
- кисти № 2,3,5; кисти из щетины;
- восковые и цветные мелки;
- маркеры, фломастеры;
- простые и цветные карандаши;
- графитный карандаш или уголь, свеча;
- глина, пластилин, соленое тесто;
А также дополнительные средства:
бумажные салфетки,
доски для лепки,
формочки для лепки,
палитра, поролон,
зубная щетка,
двойные баночки для воды,
коктейльная трубочка,
высушенные цветы и листья деревьев, шишки,
семена растений, крупа, соль, нитки и т. д.
Для того чтобы во время рисования усилить воображение, способствовать художественному замыслу и развитию художественных способностей, я использую детскую литературу, музыкальное сопровождение, фольклорный и игровой материал.
Это позволяет сделать рисование доступным, содержательным и познавательным.
В. А. Сухомлинский писал: «Общение с искусством – одна из больших радостей жизни».
Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только «особо» одаренных, но и всех детей.
Наблюдая за эффективностью применения различных техник рисования в детском саду, я прихожу к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.
Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.
Работая над рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами товарищей