Папки-передвижки

Сказкотерапия, как средство формирования развития речи дошкольников

Ирина Сыркина
Сказкотерапия, как средство формирования развития речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

«Сказкотерапия, как средство формирования развития речи дошкольников»

«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами»

В. Сухомлинский

Публикация «Сказкотерапия, как средство формирования развития речи дошкольников» размещена в разделах

В настоящее время, все чаще возникает проблема развития связной речи детей дошкольного возраста.

Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития. Поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.

Многочисленные исследования учёных-педагогов в области дошкольной и коррекционной педагогики (Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Аникин В. П., Большунова Н. Я., Кабачек О. А. и др.) показали, что проблему развития речи детей дошкольного возраста можно решать через использование метода сказкотерапии, потому как именно дошкольный возраст является благоприятным периодом речевого развития и творчества детей. Этим и был бусловлен выбор моей темы по самообразованию.

Сказкотерапия - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. И, конечно, это терапия средой – особой сказочной обстановкой, направленной на гармонизацию психики, формирование ценностных основ личности, развитие творческих способностей ребёнка, развития связной речи. То есть это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности.

Трудно отрицать роль сказок в формировании языковой культуры. Потому как при воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие монологической и диалогической речи, сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству.

Актуальность данной темы заключается в том, что сказки – естественная составляющая в повседневной жизни детей.

Наблюдая за детьми в процессе игры, на занятиях, в свободной деятельности, можно заметить, что там, где не надо мобилизовать свое внимание, память, т. е. на непроизвольном уровне, дети раскрепощаются, легко перевоплощаются в любимых и близких по духу героев сказок, любят фантазировать, живо и образно стремятся выразить свою мысль.

Перевоплощаясь, дети легко и непринужденно решают сказочные задачи, проявляя индивидуальное творчество.

Поэтому целью моей работы стало содействие развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи через сказку, методом сказкотерапии.

Исходя из цели, определила для себя следующие задачи:

• Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи

• Расширять словарный запас детей

Формировать познавательный интерес

• Учить связно пересказывать небольшие сказки

Развивать умение поддерживать беседу

Развивать творческие способности

Над данной темой я работала год с 2021-2022.

Для успешного осуществления работы по данной теме, били созданы следующие условия:

1. Произвели совместно с родителями пополнение уголка сказки.

• Настольные игры-путешествия (игровое поле с фишками) по мотивам сказок «Репка», «Курочка Ряба»

• Дидактические игры.

• Пальчиковый театр.

• Настольный театр.

• Маски, костюмы, куклы.

• Материалы для художественного творчества (карандаши, краски, подбор раскрасок)

• Была проведена Акция «Подари книгу детям»

Основная цель — активизировать интерес к сказке, создать особое уютное, уединённое место, где малыши смогут погрузиться в волшебную атмосферу сказки, с удовольствием полистать страницы полюбившейся книги, поиграть с куклами, рассмотреть иллюстрации, нарисовать полюбившийся сказочный эпизод.

2. Был составлен перспективный план работы со сказкой.

3. Были разработаны практические материалы для обеспечения педагогического процесса при использовании метода сказкотерапии (конспекты занятий, разработала картотеки загадок (Приложение 1, пальчиковых игр (Приложение 2, дидактических игр, потешек и подвижных игр по сказке); консультации для педагогов и родителей

Занятия по сказкотерапии состояли из трех этапов:

1. Встреча детей с самой сказкой (называется ритуал «входа в сказку»). Т. е. здесь используются приёмы, способствующие развитию чувства единения, созданию благоприятного психологического настроя. Например: взяться за руки, посмотреть друг другу в глаза, улыбнуться, передать по кругу «волшебный» колокольчик, игрушку или красивый стеклянный шар и т. д. Ребята должны познакомиться с характером сказочных персонажей, чувствовать и понимать мотивы их действий, продумать и подобрать слова для диалогов.

2. Основная часть — непосредственная работа с новой сказкой, игры, символическое путешествие, задания и упражнения для развития словесного воображения ребёнка. Стоит помнить, что маленькие дети довольно быстро устают, поэтому если я замечала эмоциональное перевозбуждение, физическое переутомление, то переключала внимание воспитанников на другой вид деятельности, например, проводила игровую дыхательную, пальчиковую гимнастику или физкультминутку по сказкам.

3. Итоговая часть, ритуал «выхода из сказки» — обычно посвящают обсуждению, уточняет, какие игры больше понравились, а какие показались скучными и малоинтересными. Занятие может закончиться каким-либо традиционным символическим действием, например, построением башенки из кулачков — метафоры дружбы и взаимопонимания.

Дети участвовали в сказкотерапии исключительно на добровольной основе. Моя задача была — заинтересовать малышей, подобрать эффективные приё мы мотивирующего характера: отгадывание загадок, выразительное чтение стихотворения, увлекательное игровое задание, рассматривание картинок.

В своей работе использовала следующие приёмы сказкотерапии :

• Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала

• Художественно- продуктивная деятельность

Пересказ по опорным вопросам

• Беседы по содержанию сказок

• Сочинение собственных сказочных сюжетов;

• Пальчиковые, дидактические игры на основе сказок

• Отгадывание загадок по сказкам

Методы работы по развитию речи сказкотерапией велись мною по следующим направлениям это: Дидактические игры; Театрализация сказок; Мнемотехника; Инсценировка; Психогимнастика.

Дидактические игры:

За время работы я изготовила немало дидактических игр на тему «Сказки», в которые с удовольствием играют дети. Общая цель всех игр: закреплять название сказок, их содержание, героев, развивать речь детей.

«Расскажи сказку» — ребёнок раскладывает карточки-иллюстрации в правильном порядке и пересказывает сюжет своими словами

«Четвертый лишний»- предлагаются карточки с изображениями сюжетов сказок, задача ребенка определить какой сюжет не из этой сказки, объяснить почему.

«Назови сказку по сказочному герою» — тренирует умение узнавать сказку по персонажам. Предлагаются картинки с изображениями козы, волка, лисы, дети называют сказки, в которых они встречаются, например, «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Заюшкина избушка» и т. д.

«Чья тень», дети соотносят изображение сказочного героя с его тенью, проговаривают, что это за герой, из какой он сказки.

«Спрячь колобка» и др.

Театрализация сказок :

В театрализации сказок своей задачей я ставила обучение пересказу методом проигрывания. Театр для ребенка – это всегда праздник, яркие, незабываемые впечатления. Сказка своей доступностью близка и понятна детям, а воплощение фантазий и отражение своего мироощущения они находят в театре. Поэтому соединение театра и сказки гармонично и оправдано. Театрализация сказок способствует активному эмоциональному и интеллектуальному развитию. Манипулирование куклами развивает общую и мелкую моторику.

Были изготовлены совместно с родителями пальчиковый театр, конусный театр.

Показ инсценировка

Инсценировка сказок помогает обучиться пересказу, предоставляет большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями. Мы с детьми инсценировали много русских народных сказок - «Теремок», «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба» и. т. д.

Мнемотехника

Также в своей работе по формированию развития речи детей стала использовать мнемотаблицы. Мнемотаблицы – это схемы, способствующие лучшему запоминанию.

Целью моей работы с менмотаблицами является обучение детей рассказыванию с опорой на наглядность. Использование мнемотаблиц заметно облегчает детям овладение связной речью, наличие плана-схемы делает рассказы четкими, связными и последовательными. Целесообразность использования мнемотаблиц при формировании связной речи очевидна, так как в процессе активно задействованы факторы, облегчающие процесс становления связной речи.

Психогимнастика:

Использование данного метода позволяет решать две основные задачи: побуждать детей к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний; произвольному снятию напряжения и расслаблению мышц тела. Сюда можно отнести:

Разучивание физкультминуток: «Буратино потянулся»,

«Иван – Царевич», «Шёл король по лесу», «Заячья зарядка».

Имитация упражнения: «Изобрази героя сказки»

Пальчиковые игры: «Идёт коза рогатая», «Сорока»

Подвижные игры с сюжетом: «Лохматый пес», «У медведя во бору», «Зайка беленький сидит».

Так же большая работа проведена с родителями:

• Индивидуальные беседы и консультации «Положи своё сердце у чтения», «Воспитание сказкой».

Оформление папок-передвижек

Оформление выставки : рисование с детьми «Моя любимая сказка», изготовление «книжек-малышек»

• Привлечение родителей к изготовлению атрибутов к постановке сказок.

• Участие в конкурсах.

На мой взгляд, работа по методу сказкотерапии, значительно улучшила диалогическую речь детей, позволила раскрыться более застенчивым детям. Так же сказка способствовала развитию у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.

В процессе сказкотерапии создавались условия, в которых ребенок, работая со сказкой (придумывая, разыгрывая, продолжая, находил решения своих жизненных проблем.

Результатом применения сказкотерапии, как средства развития речи дошкольников, стало повышение итогов сравнительной диагностики, проведенной в конце года. (Приложение 3). По результатам обследования детей группы в образовательной области «Речевое развитие», можно увидеть следующие результаты:

Начало года: Высокий уровень: 0% Средний уровень : 80% Низкий уровень: 20% Конец года: Высокий уровень: 15% Средний уровень : 85% Низкий уровень: 0%

По итогам сравнительного анализа показателей начала и конца учебного года, можно сделать следующие выводы. К концу учебного года, уровень знаний, умений и навыков детей достиг неплохих результатов: отвечают на вопросы воспитателя, касающиеся ближайшего окружения, демонстрируют активный словарь (называют знакомые предметы и их части, вступают в диалог со взрослыми и сверстниками. Было отмечено, что речь детей стала более внятной, понятной, эмоционально окрашенной. Словарь существенно обогатился. Проявляют интерес к книгам: рассматривают иллюстрации детских книг, проявляют интерес к ним, с помощью взрослого, демонстрируют запоминание первых сказок путем включения в рассказ взрослого отдельных слов и действий.

У родителей также отмечен интерес к использованию сказок в развитии речи детей дома. Используют их в повседневно жизни.

Были собраны картотеки потешек, загадок, подвижных игр, раскрасок, пальчиковой гимнастики, изготовлены дидактические игры.

В завершении работы по данной теме было проведено развлечение «Путешествие по русским народным сказкам», оформлена выставка совместных работ родителей и детей «Моя любимая сказка», участие в творческом всероссийском конкурсе детского рисунка «Я рисую сказку г. Оренбурга.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краемДидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краем при ознакомлении дошкольников с Приморским краем (из опыта работы)Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию.

Консультация для воспитателей «Важность формирования правильного дыхания у младших дошкольников в процессе развития их речи»Консультация для воспитателей «Важность формирования правильного дыхания у младших дошкольников в процессе развития их речи» Дыхание – энергетическая основа звучащей речи. От развития речевого дыхания во многом зависит формирование у ребенка правильного звукопроизношения,.

Краеведение, как средство формирования нравственно-патриотических компетенций у дошкольниковКраеведение, как средство формирования нравственно-патриотических компетенций у дошкольников «Красота родного края открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия,.

Макет «Зимний лес» как средство развития речи дошкольников младшего возрастаМакет «Зимний лес» как средство развития речи дошкольников младшего возраста Зима накладывает на педагогов обязанность пополнять предметно-пространственную среду атрибутикой зимней тематики. И как же тут не обойтись.

Мастер-класс для педагогов «Степ-логоритмика как средство развития речи дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Степ-логоритмика как средство развития речи дошкольников» Здравствуйте уважаемые коллеги! Цель мастера класса. Применить степ - логоритмику, как средство коррекции речи дошкольников. Задача. Познакомить.

Настольная игра как средство развития речи дошкольников Тема данной работы - развитие речи детей дошкольного возраста посредством настольной игры. В данной работе хочу рассмотреть как игра, в.

Отчет по самообразованию «Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста» Актуальностью данной темы является то, что сказка - это самый первый вид художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное,.

Проект «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями» Гупалова Наталья "Развитие мелкой моторики рук,как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями. " Введение: Общеизвестно,.

Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста»Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста» «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста». Вид проекта: ролево-игровой, образовательный,.

Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников»Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников» Антонио Менегетти (итальянский психолог, философ, художник, основатель онтопсихологической школы, продолжающей гуманистическую ветвь психологии).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказкотерапия, как средство формирования развития речи дошкольников
Опубликовано: 11 февраля 2023 в 18:04
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сказкотерапия, как средство формирования развития речи дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Сыркина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД