Получи документы

Обобщение опыта работы по теме «Развитие творческих способностей детей через музыкально-театрализованную деятельность»

ЮЛИЯ Игнатенко
Обобщение опыта работы по теме «Развитие творческих способностей детей через музыкально-театрализованную деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы

В ходе работы, наблюдая за детьми, обратила внимание на то, что дети мало эмоциональны, скованы, но в тоже время неподдельный интерес вызывает театральная деятельность. Ребятам нравилось перевоплощаться в каких-либо героев из сказок, видеть персонажей во время проведения праздников, развлечений, утренников. Все это вызывало у них положительные эмоции.

Учитывая актуальность данной проблемы, я поставила цель: формирование творчески развитой личности дошкольника средствами музыкально-театрализованной деятельности.

Задачи:

Публикация «Обобщение опыта работы по теме „Развитие творческих способностей детей через музыкально-театрализованную деятельность“» размещена в разделах

1. Раскрывать творческий потенциал детей посредством музыкально- театрализованной деятельности;

2. Развивать музыкальные способности ребенка :

- развивать способности воспринимать музыку её характер, чувствовать её настроение.

- развивать музыкальную память, слух, чувство ритма.

3. Развивать двигательные качества и умение использовать танец и жест для передачи настроения и характера героя.

4. Развивать эмоции в мимике и пантомиме.

5. Развивать память, внимание, воображение.

6. Развивать желания самостоятельно организовывать небольшие театральные постановки со сверстниками и малышами.

7. Поощрять интерес к сценической деятельности.

8. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Изучив литературу, научные исследования, посвященные развитию творческого потенциала ребенка, пришла к выводу, что начинать работу необходимо с выявления общих музыкальных и артистических способностей детей.

На музыкальных занятиях учила детей понимать язык музыки : слышать начало и окончание музыкальных фраз и целых музыкальных построений, анализировать прослушанное, используя комплекс средств музыкальной выразительности. В движениях, при исполнении пластических этюдов и танцевальных композиций учила передавать настроения и чувства героев, создавать целостный музыкальный образ. Возможность высказаться предоставляла каждому ребенку. Все средства, используемые мной на кружке, были направлены на то, чтобы помочь ребёнку лучше понять музыку, глубже проникнуть в её содержание, а потом музыка помогала детям выразительнее исполнить тот или иной образ.

Объединив предыдущий опыт, систематизировав его, пришла к выводу о необходимости создать программу кружка.

Мной была создана компилятивная программа кружка по театральной деятельности.

Вместе с ребятами придумали название кружка «Сказка».

В начале работы использовала простые элементы театрализованной деятельности. Ребята с радостью изображали в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения, голоса. Со временем содержание театрализованной деятельности усложнялись, вместе с детьми инсценировали небольшие сказки, простые поэтические произведения.

Большое внимание уделяла отражению сказочных образов животных, анализировала характер движения, интонацию: летит большая и маленькая птица, веселые и грустные зайцы, снежинки кружатся, падают на землю. Обращала внимание на то, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику.

При работе с детьми, важным аспектом является поощрение участия детей в инсценировках, желания играть роль.

В танцевальном творчестве, большое внимание уделяю воспитанию интереса и желания двигаться в различных образах – зверюшек, снежинок, петрушек, цветов и т. д. Активно использовала различные атрибуты: цветы, листики, ленты, салютики, платочки, кубики, шарики. Добиваясь яркой передачи разнопланового образа, использовала игры на внимание, фантазию. В танцевальном творчестве ребенок приобретает возможность получить жизнерадостную самоутверждающую уверенность в себе, что становится прекрасным фоном для развития его интеллектуальной сферы.

Мои воспитанники научились исполнять небольшие монологи и более развернутые диалоги между персонажами, разыгрывать действия с применением разнообразных движений, согласовывать свои действия с действиями партнеров, не заслоняя их, находить выразительные средства для исполнения роли. Этому способствовали специальные упражнения, направленные на выработку выразительности жестов.

Для стимуляции и развития детского музыкального творчества, всегда поддерживала инициативу в процессе импровизации в различных видах деятельности : игре на музыкальных инструментах, пении, в танцевальной и театральной деятельности.

Занимаясь с детьми, старалась вызвать у них положительные эмоции. Думаю, что тем самым, незаметно для себя, дети включались в театральные игры, что помогает ребятам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу.

Использую в работе театральные игры-этюды, развивающие у детей творческое воображение, фантазию, мышление, восприятие, память. В процессе таких игр у детей вырабатываются навыки, необходимые для отображения различных настроений, отдельных черт характера («трусливый заяц», «хитрая лиса»). Для развития у детей эмоций я также включала в занятия соответствующие упражнения. Они рассчитаны на активное участие ребенка, который становится не пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Уже в первый год обучения старалась объединить театрализованные игры с элементами театрального спектакля или постановки, инсценировки песни в единое целое.

Работу по постановке мини-спектакля, музыкальной сценки начинаю с проектирования предметно - развивающей среды. Так за время моей работы пополнила развивающую среду новыми играми, игрушками – персонажами, костюмами для театрализованной деятельности.

В музыкальном зале собраны следующие виды театров:

- Пальчиковый театр:

Сказки: «Репка», «Теремок», «Колобок», «Гуси – лебеди», «Дюймовочка», «Три медведя», «Волк и лиса», «Лиса и заяц» и другие.

- Театр игрушек Би - ба – бо:

Сказки: «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок», «Кот, петух и лиса», «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Муха – цокотуха».

- Деревянный настольный театр

Сказки: «Три поросенка», «Маша и медведь», «Репка».

- Театр живой руки «Елочка»

Любимый литературный жанр дошкольника в любом возрасте – сказка. Сказка в музыке – это интереснейший вид представления. Сказка, являясь важным средством умственного развития ребенка, развивает его воображение, а музыка «наполняет сказочные образы живым биением сердца и трепетом мыслей».

Музыкальная сказка – это яркое, эмоциональное изложение сказочных событий. Продуманный подбор музыкальных произведений создаёт необходимое настроение, усиливает впечатления, вызывает эмоциональный отклик. Я стараюсь разнообразить сюжет и вовлекать в спектакль больше детей. Часто сама сочиняю небольшие песенки, попевки, музыкальные монологи героев.

В нашем детском саду есть замечательная традиция - это постановки театрализованных представлений по сюжетам известных сказок: «Заюшкина избушка», «Муха-Цокотуха», «Курочка Ряба», «Колобок». В процессе образовательной деятельности, при проведении праздников, развлечений использую театр – рукавичку («Елочка стояла», «Заинька - зайка», пальчиковые куклы.

Подбирая сказки для спектаклей, шла от простого к сложному. Для начала разыгрывали с детьми небольшие музыкальные сказки : «Колобок» (муз. В. Герчик, «Теремок» (муз. Т. Попатенко, «Заюшкина избушка» (муз. Е. Тиличеевой). В этих сказках использую звучание инструментальной и вокальной музыки, что намного облегчает детям целостное восприятие музыкальных образов.

При распределении ролей учитывала пожелания детей быть тем или иным персонажем, поощряя выбор. Иногда, тактично направляла ребёнка на изменение роли, стараясь не обидеть его и убедить в том, что он неправ, выражая уверенность, что все юные актеры прекрасно справятся с ролью, например, зайца, потому, что хорошо представляют себе, как он выглядит, какой он трусливый, какой быстроногий (поэтому их и называют - «побегайками»).

Анализируя усвоение детьми содержания сказок, пришла к выводу, что стихотворный текст запоминается детьми легче, и поэтому стала предлагать им сказки для постановки в стихотворной форме. Учитывая возрастные особенности детей, старалась не допустить их перегрузки и заранее распределяла обязанности между всеми, кто готовит постановку. Участие детей в действиях, которые происходят в сказке, расширяет их кругозор, улучшает мыслительную деятельность, развивает творческие способности. Заканчивали мы сказочный спектакль заключительной песней о дружбе, выученной на музыкальном занятии.

Работа по развитию творческих способностей детей в театрализованной деятельности проводится в тесном контакте с педагогами: воспитателем инструктором по ФИЗО, логопедом, педагогом доп. образования, психологом. В подготовке театрализованных представлений принимает участие весь коллектив детского сада: педагоги помогают изготовить декорации, афиши, разработать эскизы костюмов.

Мои активные помощники - воспитатели, у нас общая цель и задачи. Мы советуемся, какой спектакль лучше поставить в данный отрезок времени, как заинтересовать того или иного ребенка. Совместно мы создали фотоальбом «Наш театр».

С логопедом дети отрабатывают четкую дикцию, работают над выразительностью речи, правильным речевым дыханием.

Вместе с воспитателем подбираем музыкальные произведения, разучиваем их, работаем над постановкой танцев.

Большую роль в развитии творческих способностей детей играет художественно-изобразительная деятельность. В процессе НОД по изодеятельности дети создают эскизы декораций и элементы костюмов к спектаклям.

Кроме того, театральные игры с успехом используются в процессе НОД познавательного цикла, на чтении художественной литературы, художественном творчестве.

Также мной были разработаны консультации и рекомендации для родителей, освещающие вопросы театрального просвещения детей дома. Совместные мероприятия взрослых, более старших детей и моих воспитанников создавали обоюдный интерес к театральному виду деятельности.

Результаты диагностики показывают значительную положительную динамику в развитии музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста, при условии проведения систематической, целенаправленной работы, направленной на развитие творческого воображения детей, как на музыкальных занятиях, так и в других видах деятельности.

Считаю, что театрализованная деятельность детей помогает мне решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Любая сказка, театрализованная игра – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.

С учётом анализа собственного опыта пришла к выводу, что система проведённой работы оказалась наиболее оптимальной, адекватной и эффективной в моей практической деятельности с детьми и может быть использована другими педагогами – практиками в работе с дошкольниками по музыкальному воспитанию и при проведении театрального кружка.

Публикации по теме:

Личный перспективный план работы музыкального руководителя на 2013–2014 учебный год Личный перспективный план работы на 2013 – 2014 учебный год Музыкальный руководитель: Синицына А. Л. Дата Мероприятия Ответственный Сентябрь.

Моё хобби Уважаемые коллеги! Хочу представить Вам своё хобби. Рукоделие всегда было излюбленным занятием на Руси. Из поколения в поколение отрабатывались.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта работы по теме «Развитие творческих способностей детей через музыкально-театрализованную деятельность»
Опубликовано: 5 апреля 2014 в 10:14
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обобщение опыта работы по теме «Развитие творческих способностей детей через музыкально-театрализованную деятельность»» (включая файлы) размещена пользователем ЮЛИЯ Игнатенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД