Наталия Якимова
Обобщение опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию по работе с родителями детей с нарушением слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: Для формирования чувств ребенка, его нормального развития большое значение имеет воспитание у него эмоционально-положительного отношения к окружающему. Нравственные чувства формируются у детей в процессе взаимоотношений их со взрослыми и сверстниками. Первоначальные представления о взаимоотношениях людей ребенок получает, наблюдая за взаимоотношениями окружающих его взрослых. Их поведение, а также их отношение к нему самому, к его поступкам становится для малыша как бы программой поведения.
Публикация «Обобщение опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию по работе с родителями детей с нарушением слуха» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Ключевые слова: патриотическое воспитание, нравственные чувства, взаимоотношения с окружающими, нравственные качества.
В наше время современные родители настолько поглощены повседневными делами и заботами, что времени на своих собственных детей не хватает. Главная роль в воспитании и развитии детей, к сожалению, отводится «механическим помощникам» : телевизору, компьютеру, электронным и цифровым носителям. Родители из чувства любви к своим детям покупают мультфильмы, сажают малышей перед монитором компьютера, не особенно заботясь о содержании мультфильмов и компьютерных игр. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажаются представления о нравственных качествах : добре, милосердии, справедливости.
Работая с детьми с ОВЗ (с нарушением слуха, мы все чаще наблюдаем у них примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу и к близким людям. Мы также отмечаем, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, насмешкам, нежелание помочь товарищу в трудной ситуации. У многих детей очень слабо развиты или совсем не развиты навыки сопереживания, сочувствия. А формирование и развитие нравственных качеств начинается с раннего дошкольного возраста. Поэтому в своей коррекционно-педагогической работе для решения данной проблемы одной из задач мы поставили развитие нравственных качеств у детей посредством приобщения их к нравственным и духовным ценностям культуры родного края.
Мотивы поведения формируются главным образом в процессе личного опыта, который приобретает ребенок в повседневной жизни и деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Чем более устойчивы и нравственно ценны мотивы, тем более устойчивыми и ценными- оказываются чувства, привычки поведения и представления дошкольника, степень их осознанности. Воспитание детей, тем более нравственное, не может осуществляться, как подчеркивал А. С. Макаренко, каким-либо «уединенным» методом или средством. В педагогическом процессе используется целым комплекс различных методов. Для формирования чувств ребенка, его нормального развития большое значение имеет воспитание у него эмоционально-положительного отношения к окружающему. Нравственные чувства формируются у детей в процессе взаимоотношений их со взрослыми и сверстниками. Причем сначала возникает сопереживание радости, а затем уже сопереживание горя. Развитие чувств у ребенка во многом зависит от средств и методов воспитания, от условий, в которых он живет. Условия эти - положение его в семье и в детском саду, круг его интересов и дел, в которых он участвует. Первоначальные представления о взаимоотношениях людей ребенок получает, наблюдая за взаимоотношениями окружающих его взрослых. Их поведение, а также их отношение к нему самому, к его поступкам становится для малыша как бы программой поведения. По образцу, данному взрослыми, он строит и свои отношения с людьми. Наши наблюдения за поведением детей в кругу сверстников и среди взрослых показывают, что дошкольники различают оттенки настроения, интонаций, мимики тех, с кем они общаются. Нередко они безошибочно угадывают причину радости или, наоборот, плохого настроения своего товарища или педагога: добрые, ласковые интонации в речи взрослых, обращенной к малышу, вызывают у него спокойное, уравновешенное настроение; сердитый голос, нахмуренное лицо настораживают, вызывают беспокойство. Желание быть похожим на педагога, маму, папу, своего товарища особенно сильно в дошкольном возрасте.
Ребёнок с нарушенным слухом, также как и слышащий, испытывает на себе различные воздействия среды. Он накапливает знания об окружающем мире, уточняет представления об отдельных объектах и явлениях, расширяет свой кругозор. Нарушение слуха и недоразвитие речи вносит своеобразие в его взаимоотношения с окружающим миром. Для них мы стараемся создавать такие специальным образом организованные условия, которые развивали бы ребёнка, устанавливали правильные взаимоотношения между ним и окружающей средой.
Работа в современных условиях требует от нас поиска более эффективных форм работы с детьми : прогулки в природу, которые доставляют детям большую эстетическую радость. С природой прежде всего связывается возникновение у дошкольников чувства прекрасного. Они замечают красоту цветущих деревьев, например черемухи, вишен, яблонь. Привлечь же внимание детей к красоте окружающей действительности можно при условии, если самим не оставаться к ней равнодушными. Тогда дети вместе со взрослыми начинают многое замечать, слышать. Обыгрывание ролевых игр, где дети моделируют взаимоотношения людей, их поступки, перенося в игры нормы поведения. Это способствует усвоению детьми в игровой форме простейших нравственно-этических правил, что постигается и в других видах деятельности, но преимущественно через речь в более поздние сроки и с большим трудом.
Часто родители испытывают затруднения в объяснении ребёнку сути поступков, норм поведения. Дети могут наблюдать за поступками взрослых и детей, не понимая их смысл и причины. Поэтому, как бы компенсируя свою беспомощность, родители выполняют капризы плохо слышащего ребёнка, балуют его, не предъявляют требований к его поведению, не фиксируют внимание на негативных результатах его действий, у ребёнка уже в дошкольном возрасте формируются такие качества, как эгоизм, жадность, капризность. А в дальнейшем отрицательные качества только закрепляются. Поэтому мы нацеливаем родителей на тесное сотрудничество с нами, воспитателями и учителями-дефектологами, для формирования у детей простых, жизненно необходимых представлений, отражающих взаимоотношения людей, отношение к природе, животным, элементарные понятия о добре, дружбе, справедливости, нормах поведения.
Комплексный подход, создание благоприятных условий, система взаимодействия родителей и педагогов благоприятно влияет на нравственно-патриотическое воспитание детей с нарушением слуха. Чтобы заинтересовать родителей к данной проблеме, мы используем такие активные формы:
- акция «Мы с папой лучшие друзья», «Красивый зимний участок»;
- конкурсы «Портрет моей мамы», «Зима нашего края»;
- участие в совместных спортивно-развлекательных мероприятий «Для милых мам», «Защитники Отечества», «День Матери» ;
- познавательный цикл занятий «Встреча с интересными людьми»;
- дни открытых дверей «Мастерская добрых дел»
- реализация муниципальных проектов: «Культурное наследие Чувашии заботливо и бережно храним», «По родному краю с рюкзаком шагаю» .
Для более полного восприятия детьми с нарушением слуха целостной картины окружающего мира используются экскурсии с выездом. Такие формы деятельности открывают путь дошкольника к духовно-нравственной стороне познания окружающего мира, обращают внимание на его богатство. Большое значение мы придаём воспитанию у школьников чувства любви к своему городу, своей стране, уважения и признательности к основателям города, его защитникам, к людям, прославившим Чувашию, гордости за историческое прошлое Чувашской Республики, значимости православных праздников, осуществляя при этом творческий подход к проведению занятия. Педагогический поиск и творческий подход в работе с детьми особой заботы по нравственно- патриотическому воспитанию позволяют педагогам добиться следующих результатов: формирование позитивного отношения дошкольника к окружающему миру, к другим людям и самому себе; потребность и готовность проявлять сострадание; воспитание чувства патриотизма; приобщение к опыту православной культуры, к традициям семейного уклада, понимания своего места в семье; деятельное отношение к труду и ответственность за свои дела и поступки. Вся построенная работа в нашем учреждении заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, стремления к добру и неприятия зла.
Мы часто задаем себе вопрос: «Готовы ли мы, педагоги, помочь ребятам научиться любить себя?» И отвечая на него, понимаем, что чем больше мы открываем свое сердце детям, тем больше мы их любим, тем лучше складываются у нас отношения с ними, их родителями и тем больше ребята ладят между собой, любят себя и нас.
И закончить хочется словами Я. А. Коменского, которые очень точно отражают смысл нашей работы в современных условиях: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней».
Использованная литература:
1. Буре Р. С. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: книга для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 2013. - 111 с.
2. Ветохина А. Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. — «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.-122с.
3. Гаврилова Е. В. Педагогические условия воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха : диссертация кандидата педагогических наук. - Москва, 2011.-213 с.
4. Гаврилова Е. В. Сравнительный анализ особенностей нравственного развития детей старшего дошкольного возраста с сохранным и нарушенным слухом // Пермский педагогический журнал, 2014. - № 6. - С. 26-32.
5. Гладкова Л. В. Воспитание нравственно-этических понятий у дошкольников. Справочник воспитателя - 4 - М., 2014. - 122 с. .